Рабочая программа по музыке 1-4 класс
рабочая программа по музыке

Коневина Ольга Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_muzyke_1-4_2019.doc353 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке  для 1-4 классов общеобразовательной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования  по музыке, с учетом  авторской программы по музыке  -  «Музыка. Начальная школа», авторов:   Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2011 г.

Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Программа является частью общего курса  «Музыка»   в общеобразовательной школе и нацелена  на воспитание музыкальной культуры учащихся, изучение   целостного  представления  о  мировом  музыкальном  искусстве,  постижения  произведений  золотого  фонда  русской  и  зарубежной  классики,  образцов  музыкального  фольклора, духовной  музыки,  современного  музыкального  творчества.

           Задачи:

- развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;

- понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;

- освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);

- изучение особенностей музыкального языка;

- формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.

Общая характеристика учебного предмета

Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на  введение детей в многообразный мир музыкальной культуры,  через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию; развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности  эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.

Урок музыки в данном курсе трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем, которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и др., запечатленные в художественных образах.

Разнообразные явления музыкального искусства позволяют обобщить и систематизировать уже имеющийся у первоклассников жизненный и музыкальный опыт, сформировать первичные представления о жанрах в музыки (простых – песня, танец, марш и более сложных – опера, балет), ее интонационно-образном богатстве, многочисленных связях музыки с окружающей детей жизнью, развивать умения и навыки осознанного и выразительного исполнения музыки в различных видах музыкальной деятельности.  

Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой.  В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение: пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения: игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

    Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.  В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся обще-учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Рабочая программа рассчитана  на 135ч. В 1 классе — 33 ч (1ч в неделю), во 2—4 классах на уроки музыки отводится 102 ч (1ч в неделю, 34 учебных недель в каждом классе).

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ на изучение музыки  отводится 1 часов в неделю. В примерную программу внесены изменения: изменено количество часов, отведённых на изучение тем в соответствии с учебным планом школы и календарным числом учебных дней в учебном году.

Разделы, темы

Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа

Рабочая программа по классам

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

Музыка в жизни человека.

30 ч.

35 ч.

14 ч.

13 ч.

4 ч.

4 ч.

 Основные закономерности музыкального искусства

60 ч.

66 ч.

2 ч.

17 ч.

24 ч.

23 ч.

Музыкальная картина мира.

30 ч.

34 ч.

17 ч.

4 ч.

6 ч.

7 ч.

Резерв.

15 ч.

ИТОГО:

135 ч

135 ч

33 ч

34 ч

34 ч

34 ч

Краткая характеристика условий организации образовательного  процесса

         В МБОУ «Адамовская  ООШ» учатся дети из  4 деревень. Обучение проводится на территории с. Адамово и Макаринино в приспособленном здании. Школа для детей является главным социальным центром.

       На качество обучения влияют различные факторы:

 - обучение ведется в классах комплектах (по 2 класса);

- в данном классе есть дети из малообеспеченных и многодетных семей;

- учащиеся класса  приходят в школу за 2 км пешком (село Макаринино) и подвозятся из сел Макаринино, Журавлиха на школьном автобусе;

 - неблагоприятные погодные условия (грунтовое покрытие дороги:  осенняя и весенняя распутица, обильные снегопады, заносы в зимний период).

    Все  выше изложенные факторы негативно влияют на физическое, психическое и эмоциональное  состояние, что, конечно же, наносит огромный  урон  усвоению программного материала и влияет на качество знаний. Однако, малочисленный состав позволяет применять личностно-ориентированный подход к обучению,  а так же ежедневно отслеживать усвоение преподаваемого материала. Одновременное обучение детей разных возрастов в классе комплекте создает основу для самостоятельного  успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций,  видов и способов деятельности и обеспечивает     достижение  планируемых результатов освоения программы через системно-деятельностный        подход.  

Учебно-методический комплект по музыке автора Е.Д.Критской позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения по Музыке.

       Материально-техническое обеспечение программы  составляет:

Классная доска

Наглядное пособие «Симфонический оркестр»

Портреты композиторов

Телевизор

       Ноутбук

2. Планируемые  результаты изучения учебного предмета

             Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
  •  целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
  • уважительное отношение к культуре других народов:
  • эстетические потребности, ценности  и чувства
  • развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
  • развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты:

  •  способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  •  умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты  в устной и письменной формах.
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий
  • умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации

Предметные результаты

           В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:

  • основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
  • начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

     Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий

     Обучающиеся научатся:

  • воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
  • воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
  • вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
  • реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;
  • понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.

            1.Музыка в жизни человека

            Выпускник научится:

  • воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
  • ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной
  • и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
  • воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).

           Выпускник получит возможность научиться:

  • реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
  • организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.

            2.Основные закономерности музыкального искусства

           Выпускник научится:

  • соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
  • наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм
  • построения музыки;
  • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

          Выпускник получит возможность научиться:

  • реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
  • владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.

            3. Музыкальная картина мира

           Выпускник научится:

  • исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
  • определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
  • оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

          Выпускник получит возможность научиться:

  • адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
  • оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

3. Содержание тем учебного предмета

1 класс

№ п/п

Название раздела (главы)

Количество часов

Содержание учебного раздела

(основные изучаемые вопросы)

1

Музыка вокруг нас

16

      Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель – слушатель. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.

Первые  опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.

2

Музыка и ты

16

Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.

2 класс

№ п/п

Название раздела (главы)

Количество часов

Содержание учебного раздела

(основные изучаемые вопросы)

1

Россия – Родина моя

3

Композитор – исполнитель – слушатель. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Формы построения музыки

2

День, полный событий

6

Музыкальные инструменты (фортепиано). Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей, источник элементов музыкальной речи. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Элементы нотной грамоты.

        Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.

        Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс). Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл.

        Интонации музыкальные и речевые. Их сходство и различие. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент, темп, динамика). Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

3

О России петь – что стремиться в храм

7

        Музыка религиозной традиции. Колокольные звоны России.

        Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Различные виды музыки: хоровая, оркестровая. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах.

       Духовная музыка в творчестве композиторов.

       Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира.

4

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

4

Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, пляски, наигрыши. Формы построения музыки: вариации.

Народная и профессиональная музыка.

  Народные музыкальные традиции Отечества. Музыкальный и поэтический фольклор России. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции.

5

В музыкальном театре

6

Интонации музыкальные и речевые.

        Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Музыкальные театры. Развитие музыки в исполнении.

       Формы построения музыки. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.

Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки.

6

В концертном зале

3

      Музыкальные  инструменты. Симфонический оркестр. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности (тембр).

       Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. 

       Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Развитие музыки в исполнении. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки: рондо.

7

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

5

    Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальные инструменты (орган). Композитор – исполнитель – слушатель.      

    Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, темп).

    Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, лад). Композитор – исполнитель – слушатель.

    Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, лад).

       Общие представления о музыкальной жизни страны. Конкурсы и фестивали музыкантов. Интонационное богатство мира.

3 класс

№ п/п

Название раздела (главы)

Количество часов

Содержание учебного раздела

(основные изучаемые вопросы)

1

Россия – Родина моя

5

        Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.

Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент).

        Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость.

     Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата

2

День, полный событий

4

    Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность.

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.

3

О России петь – что стремиться в храм

4

        Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов.

       Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.

4

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

5

    Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка.

5

В музыкальном театре

5

Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса.

   Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.

        Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.

    Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл.

6

В концертном зале

6

Различные виды музыки: инструментальная.  Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель.  Музыкальные инструменты. Развитие музыки – движение музыки.         Песенность, танцевальность, маршевость. 

       Симфония.  Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений.

7

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

6

     Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей.

      Композитор- исполнитель – слушатель.

     Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.

       Выразительность и изобразительность в музыке.

 Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.

4 класс

№ п/п

Название раздела (главы)

Количество часов

Содержание учебного раздела

(основные изучаемые вопросы)

1

Россия – Родина моя

3

Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки  и музыки русских композиторов

         Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.

2

О России петь – что стремиться в храм

1

    Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов

3

День, полный событий

5

       Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.

       Песенность, танцевальность, маршевость.

        Народная и профессиональная музыка.      Выразительность и изобразительность в музыке. Народные музыкальные традиции Отечества.

4

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

2

     Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира.  Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов.

        Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах.

5

В музыкальном театре

5

     Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации.

   Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные.

    Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Музыкальная драматургия сонаты.

6

День, полный событий

1

Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкально-поэтические образы.

7

В музыкальном театре

6

Песенность, танцевальность, маршевость. Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. 

      Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.

Народная и профессиональная музыка. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах.

        Народные музыкальные традиции Отечества. Балет.   

     Песенность, танцевальность. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.

8

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

3

      Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки.

    Музыкальные инструменты. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Произведения композиторов-классиков.

9

О России петь – что стремиться в храм

3

    Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов.

      Народные музыкальные традиции родного края.       Духовная музыка в творчестве композиторов.

традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах.

10

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

1

     Музыкальный фольклор народов России.  Народные музыкальные традиции родного края. Праздники русского народа. Троицын день.

11

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

4

    Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира.

     Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова

Выразительность и изобразительность в музыке. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского. 

4. Календарно тематическое планирование

№п/п

Тема урока

Дата проведения (планируемая)

Дата проведения (фактическая)

Раздел «Музыка вокруг нас» – 16 ч.

1/1

«И Муза вечная со мной!»[1, с. 4–9]* 

2/2

Хоровод муз[1, с. 10–11]

3/3

Повсюду музыка слышна[1, с. 12–13] 

4/4

Душа музыки – мелодия[1, с. 14–15]

5/5

Музыка осени [1, с. 16–17] 

6/6

Сочини мелодию [1, с. 18–19] 

7/7

«Азбука, азбука каждому нужна…»[1, с. 20–21] 

8/8

Музыкальная азбука[1, с. 22–23]

9/9

Музыкальные инструменты. Народные инструменты [1, с. 24–25]

10/10

«Садко». Из русского былинного сказа [1, с. 26–27] 

11/11

Музыкальные инструменты[1, с. 28–29]

12/12

Звучащие картины [1, с. 30–31]

13/13

Разыграй песню [1, с. 32–33] 

14/14

Пришло Рождество, начинается торжество [1, с. 34–35] 

15/15

Родной обычай старины[1, с. 36–37]

16/16

Добрый праздник среди зимы [1, с. 38–39] 

Раздел «Музыка и ты» – 17ч.

17/1

Край, в котором ты живешь [1, с. 42–43] 

18/2

Поэт, художник, композитор [1, с. 44–45] 

19/3

Музыка утра[1, с. 46–47]

20/4

Музыка вечера [1, с. 48–49] 

21/5

Музыкальные портреты

22/6

Разыграй сказку. «Баба Яга» – русская народная сказка[1, с. 52–53]

23/7

У каждого свой музыкальный инструмент[1, с. 4–55] 

24/8

Музы не молчали [1, с. 56–57] 

25/9

Музыкальные инструменты[1, с. 58–59]

26/10

Мамин праздник[1, с. 60–61] 

27/11

Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент[1, с. 62–63] 

28/12

«Чудесная лютня»(по алжирской сказке). Звучащие картины

[1, с. 64–67] 

29/13

Музыка в цирке[1, с. 68–69] 

30/14

Дом, который звучит[1, с. 70–71]

31/15

Опера-сказка.[1, с. 72–73]

32/16

«Ничего на свете лучше нету…»[1, с. 74–75]

33/17

Афиша. Программа[1, с. 76–77]

1 класс

2 класс

№п/п

Тема урока

Дата проведения (планируемая)

Дата проведения (фактическая)

Раздел «Россия – Родина моя»  - 3 ч.

1/1

Мелодия

2/2

Здравствуй,  Родина моя! Моя Россия

3/3

Гимн России 

Раздел «День полон событий» – 6 ч.

4/1

Музыкальные инструменты (фортепиано)

5/2

Природа  и музыка.  Прогулка

6/3

Танцы, танцы, танцы… 

7/4

Эти  разные марши.  Звучащие картины

8/5

Расскажи сказку. Колыбельные. Мама

9/6

Обобщающий  урок  1 четверти

Раздел «О России петь – что стремиться в храм» – 7 ч.

10/1

Великий колокольный звон. Звучащие картины.

11/2

Святые земли русской. Князь Александр Невский

12/3

Сергий Радонежский 

13/4

Молитва

14/5

 С Рождеством Христовым!

15/6

 Музыка на Новогоднем празднике

16/7

Обобщающий  урок 2 четверти

Раздел «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 4 ч.

17/1

Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши

18/2

Разыграй песню

19/3

Музыка в народном стиле. Сочини песенку

20/4

Проводы зимы. Встреча весны

Раздел «В музыкальном театре» – 6 ч.

21/1

Сказка будет впереди

22/2

Детский музыкальный театр. Опера

23/3

Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера

24/4

Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы

25/5

 «Какое чудное мгновенье!» Увертюра. Финал

26/6

Обобщающий  урок 3 четверти

Раздел «В концертном зале» - 3 ч.

27/1

Симфоническая сказка (С.Прокофьев «Петя и волк»)

28/2

«Картинки с выставки». Музыкальное впечатление

29/3

«Звучит нестареющий Моцарт». Симфония №40. Увертюра

Раздел «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» – 5 ч.

30/1

Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это Бах!

31/2

 Все в движении. Попутная песня

32/3

Музыка учит людей понимать друг друга. «Два лада» (легенда)

33/4

Природа и музыка. «Печаль моя светла»

34/5

Мир композитора (П.Чайковский, С.Прокофьев). Урок – концерт.

3 класс

№п/п

Тема урока

Дата проведения (планируемая)

Дата проведения (фактическая)

Раздел «Россия – Родина моя» – 5ч.

1/1

Мелодия  - душа музыки

2/2

Природа и музыка (романс). Звучащие картины.

3/3

«Виват, Россия!»(кант). «Наша слава – русская держава»

4/4

 Кантата «Александр Невский»

5/5

 Опера «Иван Сусанин»  

Раздел «День полный событий» - 4 ч.

6/1

Утро

7/2

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек

8/3

«В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер

9/4

Обобщающий  урок  1 четверти

Раздел «О России петь – что стремиться в храм» - 4 ч.

10/1

Радуйся, Мария! «Богородице Дево, радуйся!»

11/2

Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!»

12/3

Вербное воскресенье. Вербочки

13/4

Святые  земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир

Раздел «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3 ч.

14/1

«Настрою гусли на старинный лад». Былина о Садко и Морском царе

15/2

Певцы русской старины (Баян. Садко). «Лель, мой Лель…»

16/3

Обобщающий  урок 2 четверти

Раздел «В музыкальном театре» - 5 ч.

17/1

 Опера «Руслан и Людмила»

18/2

Опера «Орфей и Эвридика»

19/3

Опера «Снегурочка». «Океан – море синее»

20/4

Балет «Спящая красавица»

21/5

В современных ритмах (мюзиклы)

Раздел «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 1 ч.

22/1

Звучащие картины. «Прощание с Масленицей»

Раздел «В концертном зале » -  4ч.

23/1

Музыкальное состязание (концерт)

24/2

Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины

25/4

Музыкальные инструменты (скрипка)

26/4

Обобщающий  урок 3 четверти

Раздел «В концертном зале » -2 ч.

27/1

Сюита «Пер Гюнт»

28/2

 «Героическая» (симфония). Мир Бетховена

Раздел «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» - 6 ч.

29/1

 «Чудо-музыка». Острый ритм – джаза звуки

30/2

«Люблю я грусть твоих просторов». Мир Прокофьева

31/3

Певцы родной природы (Э.Григ, П.Чайковский).

32/4

Прославим радость на земле

33/5

 «Радость к солнцу нас зовет»

34/6

Обобщающий  урок 4 четверти.

4 класс

№п/п

Тема урока

Дата проведения (планируемая)

Дата проведения (фактическая)

Раздел  «Россия – Родина моя» - 3 ч.

1/1

Мелодия. «Ты запой мне ту песню…» «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…»

2/2

Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?»

3/3

    «Я пойду по полю белому…» На великий праздник собралася Русь!      

Раздел «О России петь – что стремиться в храм» - 1 ч.

4/1

Святые земли Русской. Илья Муромец

Раздел «День, полный событий» - 5 ч.

5/1

 «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

6/2

 «Что за прелесть эти сказки!». Три чуда

7/3

Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь

8/4

 «Приют, сияньем муз одетый…»

9/5

Обобщающий урок 1 четверть

Раздел «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» -2 ч.

10/1

Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России

11/2

Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант – чародей» (белорусская народная сказка)

Раздел «В концертном зале» - 5 ч.

12/1

Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель.) Вариации на тему рококо

13/2

 «Старый замок». Счастье в сирени живет…

14/3

 «Не молкнет сердце чуткое Шопена…»Танцы, танцы, танцы…

15/4

 «Патетическая» соната. Годы странствий

16/5

Царит гармония оркестра. Обобщающий  урок 2 четверти.

Раздел « День, полный событий » – 1ч.

17/1

Зимнее утро. Зимний вечер

Тема раздела: «В музыкальном театре» (6 ч.)

18/1

Опера «Иван Сусанин». (Бал в замке польского короля. За Русь все стеной стоим…)

19/2

Опера «Иван Сусанин». (Сцена в лесу)

20/3

 «Исходила младешенька». (Опера М.Мусоргского «Хованщина»)

21/4

Русский восток. «Сезам, откройся!». Восточные мотивы.

22/5

Балет «Петрушка»

23/6

Театр музыкальной комедии

Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (3 ч.)

24/1

 Прелюдия. «Исповедь души». «Революционный» этюд

25/2

Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара)

26/3

Обобщающий  урок 3 четверти

Раздел  «О России петь – что стремиться в храм» - 3 ч.

27/1

Праздников праздник, торжество из торжеств

28/2

Родной обычай старины. Светлый праздник

29/3

Кирилл и Мефодий

Раздел «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 1 ч.

30/1

Народные праздники. «Троица»

Раздел «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» - 4 ч.

31/1

В интонации спрятан человек

32/2

Музыкальный сказочник

33/3

 «Рассвет на Москве-реке»

34/4

Обобщающий  урок 4 четверти. Заключительный  урок – концерт.

5. Список литературы

  • Учебник «Музыка 1 класс», М., Просвещение, 2012 г.
  • Учебник «Музыка 2 класс», М., Просвещение, 2013 г
  •  Учебник «Музыка 3 класс», М., Просвещение, 2014 г
  • Учебник «Музыка 3 класс», М., Просвещение, 2015 г
  • «Рабочие  тетрадь по музыке 1 класс» М., Просвещение, 2012 г.
  • «Рабочие  тетрадь по музыке 2 класс» М., Просвещение, 2013 г.
  • «Рабочие  тетрадь по музыке 3 класс» М., Просвещение, 2014 г.
  • «Рабочие  тетрадь по музыке 4 класс» М., Просвещение, 2015 г.
  • Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
  •  «Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2004г.
  • «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка», М., Просвещение, 2005г.
  • Е.Д.Критская «Музыка 1-4 классы»1 СD, mp 3, Фонохрестоматия, М., Просвещение, 2009 г.
  • Давыдова М.А. Поурочные разработки по музыке 1 класс. – М.:ВАКО, 2018.
  • Давыдова М.А. Поурочные разработки по музыке 2 класс. – М.:ВАКО, 2012.
  • Давыдова М.А.  Поурочные разработки по музыке 3 класс. – М.:ВАКО, 2017.
  • Давыдова М.А. Поурочные разработки по музыке  4 класс. – М.:ВАКО, 2017.
  • Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.
  • Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.
  • Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке ПНШ 1 класс

УМК "Перспективная начальная школа". Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС (по Челышевой Т.В., Кузнецовой В.В.)...

Рабочая программа по музыке для 1 класса, основанная на программе Критской, Сергеевой

Рабочая программа  по музыке для 1 класса по ФГОсу. Составлена на основе программы Критской, Сергеевой. Имеет приложение в виде тестов для контрольно-обобщающих уроков....

Рабочая программа по музыке для 1 класса по программе "Планета Знаний"

      Рабочая программа по музыке составлена на основе  Примерной основной  образовательной программы начального общего образования по музыке М.:АСТ Астрель, 2009 г.,...

Рабочая программа по музыке для 2 класса по программе "Начальная школа XX века"

Рабочая программа по музыке для 2 класса по программе "Начальная школа XX века"...

Рабочая программа по музыке для 1 класса программа "Гармония"

Представлена рабочая программа по музыке для 1 класса по программе "Гармония"...

Рабочая программа по музыке для 2 класса по программе "Начальная школа XXI в"

       Рабочая программа по музыке для 2  класса составлена на основе:- федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования...