Рабочая программа по музыке 1-4 класс
рабочая программа по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 1-4 классов общеобразовательной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по музыке, с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2011 г.
Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Программа является частью общего курса «Музыка» в общеобразовательной школе и нацелена на воспитание музыкальной культуры учащихся, изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества.
Задачи:
- развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
- понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
- освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
- изучение особенностей музыкального языка;
- формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на введение детей в многообразный мир музыкальной культуры, через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию; развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.
Урок музыки в данном курсе трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем, которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и др., запечатленные в художественных образах.
Разнообразные явления музыкального искусства позволяют обобщить и систематизировать уже имеющийся у первоклассников жизненный и музыкальный опыт, сформировать первичные представления о жанрах в музыки (простых – песня, танец, марш и более сложных – опера, балет), ее интонационно-образном богатстве, многочисленных связях музыки с окружающей детей жизнью, развивать умения и навыки осознанного и выразительного исполнения музыки в различных видах музыкальной деятельности.
Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение: пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения: игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся обще-учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Рабочая программа рассчитана на 135ч. В 1 классе — 33 ч (1ч в неделю), во 2—4 классах на уроки музыки отводится 102 ч (1ч в неделю, 34 учебных недель в каждом классе).
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ на изучение музыки отводится 1 часов в неделю. В примерную программу внесены изменения: изменено количество часов, отведённых на изучение тем в соответствии с учебным планом школы и календарным числом учебных дней в учебном году.
Разделы, темы | Количество часов | |||||
Примерная программа | Рабочая программа | Рабочая программа по классам | ||||
1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. | |||
Музыка в жизни человека. | 30 ч. | 35 ч. | 14 ч. | 13 ч. | 4 ч. | 4 ч. |
Основные закономерности музыкального искусства | 60 ч. | 66 ч. | 2 ч. | 17 ч. | 24 ч. | 23 ч. |
Музыкальная картина мира. | 30 ч. | 34 ч. | 17 ч. | 4 ч. | 6 ч. | 7 ч. |
Резерв. | 15 ч. | |||||
ИТОГО: | 135 ч | 135 ч | 33 ч | 34 ч | 34 ч | 34 ч |
Краткая характеристика условий организации образовательного процесса
В МБОУ «Адамовская ООШ» учатся дети из 4 деревень. Обучение проводится на территории с. Адамово и Макаринино в приспособленном здании. Школа для детей является главным социальным центром.
На качество обучения влияют различные факторы:
- обучение ведется в классах комплектах (по 2 класса);
- в данном классе есть дети из малообеспеченных и многодетных семей;
- учащиеся класса приходят в школу за 2 км пешком (село Макаринино) и подвозятся из сел Макаринино, Журавлиха на школьном автобусе;
- неблагоприятные погодные условия (грунтовое покрытие дороги: осенняя и весенняя распутица, обильные снегопады, заносы в зимний период).
Все выше изложенные факторы негативно влияют на физическое, психическое и эмоциональное состояние, что, конечно же, наносит огромный урон усвоению программного материала и влияет на качество знаний. Однако, малочисленный состав позволяет применять личностно-ориентированный подход к обучению, а так же ежедневно отслеживать усвоение преподаваемого материала. Одновременное обучение детей разных возрастов в классе комплекте создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения программы через системно-деятельностный подход.
Учебно-методический комплект по музыке автора Е.Д.Критской позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения по Музыке.
Материально-техническое обеспечение программы составляет:
Классная доска
Наглядное пособие «Симфонический оркестр»
Портреты композиторов
Телевизор
Ноутбук
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
- уважительное отношение к культуре других народов:
- эстетические потребности, ценности и чувства
- развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
- развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
Предметные результаты
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:
- основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
- начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий
Обучающиеся научатся:
- воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
- воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
- вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
- реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;
- понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
1.Музыка в жизни человека
Выпускник научится:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной
- и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).
Выпускник получит возможность научиться:
- реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
- организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.
2.Основные закономерности музыкального искусства
Выпускник научится:
- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
- наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм
- построения музыки;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Выпускник получит возможность научиться:
- реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.
3. Музыкальная картина мира
Выпускник научится:
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Выпускник получит возможность научиться:
- адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
3. Содержание тем учебного предмета
1 класс
№ п/п | Название раздела (главы) | Количество часов | Содержание учебного раздела (основные изучаемые вопросы) |
1 | Музыка вокруг нас | 16 | Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель – слушатель. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет. Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях. |
2 | Музыка и ты | 16 | Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях. |
2 класс
№ п/п | Название раздела (главы) | Количество часов | Содержание учебного раздела (основные изучаемые вопросы) |
1 | Россия – Родина моя | 3 | Композитор – исполнитель – слушатель. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Формы построения музыки |
2 | День, полный событий | 6 | Музыкальные инструменты (фортепиано). Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей, источник элементов музыкальной речи. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Элементы нотной грамоты. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс). Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Интонации музыкальные и речевые. Их сходство и различие. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент, темп, динамика). Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. |
3 | О России петь – что стремиться в храм | 7 | Музыка религиозной традиции. Колокольные звоны России. Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Различные виды музыки: хоровая, оркестровая. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Духовная музыка в творчестве композиторов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. |
4 | Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 4 | Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, пляски, наигрыши. Формы построения музыки: вариации. Народная и профессиональная музыка. Народные музыкальные традиции Отечества. Музыкальный и поэтический фольклор России. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции. |
5 | В музыкальном театре | 6 | Интонации музыкальные и речевые. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Музыкальные театры. Развитие музыки в исполнении. Формы построения музыки. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. |
6 | В концертном зале | 3 | Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности (тембр). Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Развитие музыки в исполнении. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки: рондо. |
7 | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье | 5 | Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальные инструменты (орган). Композитор – исполнитель – слушатель. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, темп). Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, лад). Композитор – исполнитель – слушатель. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, лад). Общие представления о музыкальной жизни страны. Конкурсы и фестивали музыкантов. Интонационное богатство мира. |
3 класс
№ п/п | Название раздела (главы) | Количество часов | Содержание учебного раздела (основные изучаемые вопросы) |
1 | Россия – Родина моя | 5 | Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата |
2 | День, полный событий | 4 | Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. |
3 | О России петь – что стремиться в храм | 4 | Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. |
4 | Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 5 | Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка. |
5 | В музыкальном театре | 5 | Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса. Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. |
6 | В концертном зале | 6 | Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель. Музыкальные инструменты. Развитие музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость. Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. |
7 | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье | 6 | Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор- исполнитель – слушатель. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. |
4 класс
№ п/п | Название раздела (главы) | Количество часов | Содержание учебного раздела (основные изучаемые вопросы) |
1 | Россия – Родина моя | 3 | Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. |
2 | О России петь – что стремиться в храм | 1 | Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов |
3 | День, полный событий | 5 | Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Песенность, танцевальность, маршевость. Народная и профессиональная музыка. Выразительность и изобразительность в музыке. Народные музыкальные традиции Отечества. |
4 | Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 2 | Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. |
5 | В музыкальном театре | 5 | Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Музыкальная драматургия сонаты. |
6 | День, полный событий | 1 | Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкально-поэтические образы. |
7 | В музыкальном театре | 6 | Песенность, танцевальность, маршевость. Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Народная и профессиональная музыка. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народные музыкальные традиции Отечества. Балет. Песенность, танцевальность. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки. |
8 | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье | 3 | Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. Музыкальные инструменты. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Произведения композиторов-классиков. |
9 | О России петь – что стремиться в храм | 3 | Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. |
10 | Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 1 | Музыкальный фольклор народов России. Народные музыкальные традиции родного края. Праздники русского народа. Троицын день. |
11 | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье | 4 | Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова Выразительность и изобразительность в музыке. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского. |
4. Календарно тематическое планирование
№п/п | Тема урока | Дата проведения (планируемая) | Дата проведения (фактическая) | ||
Раздел «Музыка вокруг нас» – 16 ч. | |||||
1/1 | «И Муза вечная со мной!»[1, с. 4–9]* | ||||
2/2 | Хоровод муз[1, с. 10–11] | ||||
3/3 | Повсюду музыка слышна[1, с. 12–13] | ||||
4/4 | Душа музыки – мелодия[1, с. 14–15] | ||||
5/5 | Музыка осени [1, с. 16–17] | ||||
6/6 | Сочини мелодию [1, с. 18–19] | ||||
7/7 | «Азбука, азбука каждому нужна…»[1, с. 20–21] | ||||
8/8 | Музыкальная азбука[1, с. 22–23] | ||||
9/9 | Музыкальные инструменты. Народные инструменты [1, с. 24–25] | ||||
10/10 | «Садко». Из русского былинного сказа [1, с. 26–27] | ||||
11/11 | Музыкальные инструменты[1, с. 28–29] | ||||
12/12 | Звучащие картины [1, с. 30–31] | ||||
13/13 | Разыграй песню [1, с. 32–33] | ||||
14/14 | Пришло Рождество, начинается торжество [1, с. 34–35] | ||||
15/15 | Родной обычай старины[1, с. 36–37] | ||||
16/16 | Добрый праздник среди зимы [1, с. 38–39] | ||||
Раздел «Музыка и ты» – 17ч. | |||||
17/1 | Край, в котором ты живешь [1, с. 42–43] | ||||
18/2 | Поэт, художник, композитор [1, с. 44–45] | ||||
19/3 | Музыка утра[1, с. 46–47] | ||||
20/4 | Музыка вечера [1, с. 48–49] | ||||
21/5 | Музыкальные портреты | ||||
22/6 | Разыграй сказку. «Баба Яга» – русская народная сказка[1, с. 52–53] | ||||
23/7 | У каждого свой музыкальный инструмент[1, с. 4–55] | ||||
24/8 | Музы не молчали [1, с. 56–57] | ||||
25/9 | Музыкальные инструменты[1, с. 58–59] | ||||
26/10 | Мамин праздник[1, с. 60–61] | ||||
27/11 | Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент[1, с. 62–63] | ||||
28/12 | «Чудесная лютня»(по алжирской сказке). Звучащие картины [1, с. 64–67] | ||||
29/13 | Музыка в цирке[1, с. 68–69] | ||||
30/14 | Дом, который звучит[1, с. 70–71] | ||||
31/15 | Опера-сказка.[1, с. 72–73] | ||||
32/16 | «Ничего на свете лучше нету…»[1, с. 74–75] | ||||
33/17 | Афиша. Программа[1, с. 76–77] |
1 класс
2 класс
№п/п | Тема урока | Дата проведения (планируемая) | Дата проведения (фактическая) | ||
Раздел «Россия – Родина моя» - 3 ч. | |||||
1/1 | Мелодия | ||||
2/2 | Здравствуй, Родина моя! Моя Россия | ||||
3/3 | Гимн России | ||||
Раздел «День полон событий» – 6 ч. | |||||
4/1 | Музыкальные инструменты (фортепиано) | ||||
5/2 | Природа и музыка. Прогулка | ||||
6/3 | Танцы, танцы, танцы… | ||||
7/4 | Эти разные марши. Звучащие картины | ||||
8/5 | Расскажи сказку. Колыбельные. Мама | ||||
9/6 | Обобщающий урок 1 четверти | ||||
Раздел «О России петь – что стремиться в храм» – 7 ч. | |||||
10/1 | Великий колокольный звон. Звучащие картины. | ||||
11/2 | Святые земли русской. Князь Александр Невский | ||||
12/3 | Сергий Радонежский | ||||
13/4 | Молитва | ||||
14/5 | С Рождеством Христовым! | ||||
15/6 | Музыка на Новогоднем празднике | ||||
16/7 | Обобщающий урок 2 четверти | ||||
Раздел «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 4 ч. | |||||
17/1 | Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши | ||||
18/2 | Разыграй песню | ||||
19/3 | Музыка в народном стиле. Сочини песенку | ||||
20/4 | Проводы зимы. Встреча весны | ||||
Раздел «В музыкальном театре» – 6 ч. | |||||
21/1 | Сказка будет впереди | ||||
22/2 | Детский музыкальный театр. Опера | ||||
23/3 | Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера | ||||
24/4 | Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы | ||||
25/5 | «Какое чудное мгновенье!» Увертюра. Финал | ||||
26/6 | Обобщающий урок 3 четверти | ||||
Раздел «В концертном зале» - 3 ч. | |||||
27/1 | Симфоническая сказка (С.Прокофьев «Петя и волк») | ||||
28/2 | «Картинки с выставки». Музыкальное впечатление | ||||
29/3 | «Звучит нестареющий Моцарт». Симфония №40. Увертюра | ||||
Раздел «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» – 5 ч. | |||||
30/1 | Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это Бах! | ||||
31/2 | Все в движении. Попутная песня | ||||
32/3 | Музыка учит людей понимать друг друга. «Два лада» (легенда) | ||||
33/4 | Природа и музыка. «Печаль моя светла» | ||||
34/5 | Мир композитора (П.Чайковский, С.Прокофьев). Урок – концерт. |
3 класс
№п/п | Тема урока | Дата проведения (планируемая) | Дата проведения (фактическая) | ||
Раздел «Россия – Родина моя» – 5ч. | |||||
1/1 | Мелодия - душа музыки | ||||
2/2 | Природа и музыка (романс). Звучащие картины. | ||||
3/3 | «Виват, Россия!»(кант). «Наша слава – русская держава» | ||||
4/4 | Кантата «Александр Невский» | ||||
5/5 | Опера «Иван Сусанин» | ||||
Раздел «День полный событий» - 4 ч. | |||||
6/1 | Утро | ||||
7/2 | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек | ||||
8/3 | «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер | ||||
9/4 | Обобщающий урок 1 четверти | ||||
Раздел «О России петь – что стремиться в храм» - 4 ч. | |||||
10/1 | Радуйся, Мария! «Богородице Дево, радуйся!» | ||||
11/2 | Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!» | ||||
12/3 | Вербное воскресенье. Вербочки | ||||
13/4 | Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир | ||||
Раздел «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3 ч. | |||||
14/1 | «Настрою гусли на старинный лад». Былина о Садко и Морском царе | ||||
15/2 | Певцы русской старины (Баян. Садко). «Лель, мой Лель…» | ||||
16/3 | Обобщающий урок 2 четверти | ||||
Раздел «В музыкальном театре» - 5 ч. | |||||
17/1 | Опера «Руслан и Людмила» | ||||
18/2 | Опера «Орфей и Эвридика» | ||||
19/3 | Опера «Снегурочка». «Океан – море синее» | ||||
20/4 | Балет «Спящая красавица» | ||||
21/5 | В современных ритмах (мюзиклы) | ||||
Раздел «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 1 ч. | |||||
22/1 | Звучащие картины. «Прощание с Масленицей» | ||||
Раздел «В концертном зале » - 4ч. | |||||
23/1 | Музыкальное состязание (концерт) | ||||
24/2 | Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины | ||||
25/4 | Музыкальные инструменты (скрипка) | ||||
26/4 | Обобщающий урок 3 четверти | ||||
Раздел «В концертном зале » -2 ч. | |||||
27/1 | Сюита «Пер Гюнт» | ||||
28/2 | «Героическая» (симфония). Мир Бетховена | ||||
Раздел «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» - 6 ч. | |||||
29/1 | «Чудо-музыка». Острый ритм – джаза звуки | ||||
30/2 | «Люблю я грусть твоих просторов». Мир Прокофьева | ||||
31/3 | Певцы родной природы (Э.Григ, П.Чайковский). | ||||
32/4 | Прославим радость на земле | ||||
33/5 | «Радость к солнцу нас зовет» | ||||
34/6 | Обобщающий урок 4 четверти. |
4 класс
№п/п | Тема урока | Дата проведения (планируемая) | Дата проведения (фактическая) | ||
Раздел «Россия – Родина моя» - 3 ч. | |||||
1/1 | Мелодия. «Ты запой мне ту песню…» «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…» | ||||
2/2 | Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?» | ||||
3/3 | «Я пойду по полю белому…» На великий праздник собралася Русь! | ||||
Раздел «О России петь – что стремиться в храм» - 1 ч. | |||||
4/1 | Святые земли Русской. Илья Муромец | ||||
Раздел «День, полный событий» - 5 ч. | |||||
5/1 | «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» | ||||
6/2 | «Что за прелесть эти сказки!». Три чуда | ||||
7/3 | Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь | ||||
8/4 | «Приют, сияньем муз одетый…» | ||||
9/5 | Обобщающий урок 1 четверть | ||||
Раздел «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» -2 ч. | |||||
10/1 | Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России | ||||
11/2 | Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант – чародей» (белорусская народная сказка) | ||||
Раздел «В концертном зале» - 5 ч. | |||||
12/1 | Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель.) Вариации на тему рококо | ||||
13/2 | «Старый замок». Счастье в сирени живет… | ||||
14/3 | «Не молкнет сердце чуткое Шопена…»Танцы, танцы, танцы… | ||||
15/4 | «Патетическая» соната. Годы странствий | ||||
16/5 | Царит гармония оркестра. Обобщающий урок 2 четверти. | ||||
Раздел « День, полный событий » – 1ч. | |||||
17/1 | Зимнее утро. Зимний вечер | ||||
Тема раздела: «В музыкальном театре» (6 ч.) | |||||
18/1 | Опера «Иван Сусанин». (Бал в замке польского короля. За Русь все стеной стоим…) | ||||
19/2 | Опера «Иван Сусанин». (Сцена в лесу) | ||||
20/3 | «Исходила младешенька». (Опера М.Мусоргского «Хованщина») | ||||
21/4 | Русский восток. «Сезам, откройся!». Восточные мотивы. | ||||
22/5 | Балет «Петрушка» | ||||
23/6 | Театр музыкальной комедии | ||||
Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (3 ч.) | |||||
24/1 | Прелюдия. «Исповедь души». «Революционный» этюд | ||||
25/2 | Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара) | ||||
26/3 | Обобщающий урок 3 четверти | ||||
Раздел «О России петь – что стремиться в храм» - 3 ч. | |||||
27/1 | Праздников праздник, торжество из торжеств | ||||
28/2 | Родной обычай старины. Светлый праздник | ||||
29/3 | Кирилл и Мефодий | ||||
Раздел «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 1 ч. | |||||
30/1 | Народные праздники. «Троица» | ||||
Раздел «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» - 4 ч. | |||||
31/1 | В интонации спрятан человек | ||||
32/2 | Музыкальный сказочник | ||||
33/3 | «Рассвет на Москве-реке» | ||||
34/4 | Обобщающий урок 4 четверти. Заключительный урок – концерт. |
5. Список литературы
- Учебник «Музыка 1 класс», М., Просвещение, 2012 г.
- Учебник «Музыка 2 класс», М., Просвещение, 2013 г
- Учебник «Музыка 3 класс», М., Просвещение, 2014 г
- Учебник «Музыка 3 класс», М., Просвещение, 2015 г
- «Рабочие тетрадь по музыке 1 класс» М., Просвещение, 2012 г.
- «Рабочие тетрадь по музыке 2 класс» М., Просвещение, 2013 г.
- «Рабочие тетрадь по музыке 3 класс» М., Просвещение, 2014 г.
- «Рабочие тетрадь по музыке 4 класс» М., Просвещение, 2015 г.
- Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
- «Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2004г.
- «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка», М., Просвещение, 2005г.
- Е.Д.Критская «Музыка 1-4 классы»1 СD, mp 3, Фонохрестоматия, М., Просвещение, 2009 г.
- Давыдова М.А. Поурочные разработки по музыке 1 класс. – М.:ВАКО, 2018.
- Давыдова М.А. Поурочные разработки по музыке 2 класс. – М.:ВАКО, 2012.
- Давыдова М.А. Поурочные разработки по музыке 3 класс. – М.:ВАКО, 2017.
- Давыдова М.А. Поурочные разработки по музыке 4 класс. – М.:ВАКО, 2017.
- Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.
- Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.
- Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке ПНШ 1 класс
УМК "Перспективная начальная школа". Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС (по Челышевой Т.В., Кузнецовой В.В.)...
Рабочая программа по музыке для 1 класса, основанная на программе Критской, Сергеевой
Рабочая программа по музыке для 1 класса по ФГОсу. Составлена на основе программы Критской, Сергеевой. Имеет приложение в виде тестов для контрольно-обобщающих уроков....
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/14/picture-469417-1408046259.jpg)
Рабочая программа по музыке для 1 класса по программе "Планета Знаний"
Рабочая программа по музыке составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования по музыке М.:АСТ Астрель, 2009 г.,...
Рабочая программа по музыке для 2 класса по программе "Начальная школа XX века"
Рабочая программа по музыке для 2 класса по программе "Начальная школа XX века"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/28/picture-260186-1369744245.jpg)
Рабочая программа по музыке для 1 класса программа "Гармония"
Представлена рабочая программа по музыке для 1 класса по программе "Гармония"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/25/picture-100601-1387919259.jpg)
Рабочая программа по музыке для 2 класса по программе "Начальная школа XXI в"
Рабочая программа по музыке для 2 класса составлена на основе:- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...