Колокола
план-конспект урока по музыке (2 класс)

Ильина Юлия Александровна

конспект урока музыки во 2 классе по теме "Колокола"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Колокола22.25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Конспект урока во 2 классе, учитель Ильина Юлия Александровна

А начнем мы наш урок со знакомства с новой  попевкой.

Послушайте, пожалуйста, и определите, какая она по настроению, по характеру.

(исполнение учителем попевки «Дон-дон»).

В. – О чем в ней поётся?  (показать рисунок)

В. – Какая была музыка по настроению, по характеру? Почему вы так считаете?

О. – Музыка была тревожная, взволнованная, звучала громко, быстро, на одном звуке, как - будто бьют в невидимый колокол.

Давайте исполним эту попевку и попробуем изобразить звон.

(разучивание попевки).

Мы совершенно не случайно начали наш урок с этой попевки. Так как речь сегодня на уроке пойдет…? Правильно, о колокольных звонах (табличка «Великий колокольный звон»).

Итак, на примере попевки мы с вами уже выяснили, что с помощью колокольного звона предупреждали о чем?

О. – О пожаре.

Совершенно верно. Такой звон назывался набат (табличка).

Набат – это специальный колокол, который служил как средство оповещения о стихийном бедствии или иной опасности (бить в набат, ударить в набат).

В. – А сейчас как нас с вами узнаём об опасности?

О. – При помощи звукового сигнала, сирены, sms, телевидения и т.д.

Но раньше всего этого не было, и колокольные звоны служили средством связи, заменял телефон, телевизор.

В. – А о чем еще может рассказать колокольный звон? Как часто мы сегодня можем его услышать? И где?

О. – На линейке, посвящённой Дню знаний, на выпускном – последний звонок, на уроке учитель звонит в колокольчк и т.д.

(фотография Успенского собора Троице-Сергиевой лавры)

О. – Колокольные звоны мы можем услышать в храме.

В. – А для чего нужны колокола в церкви и почему они всегда звонят по-разному?

О. – С помощью колокола оповещают о начале богослужения.

В. – Совершенно верно. Колокола приглашают на службу, украшают богослужение. Колокола служат с участниками службы.  И даже говорят, что колокольный звон – это молитва, отлитая в бронзе.

Может быть, кто-то из вас знает какие-то виды колокольного звона? 

Виды колокольного звона: набат, благовест, трезвон, перезвон, красный звон (таблички).

Давайте вслушаемся в эти слова и  попробуем определить, а как это будет звучать:

  • набат – тревожно, взволнованно сообщал о пожаре, войне (бом-бом);
  • благовест – благая, хорошая весть (мерные удары в большой колокол (динь-дон);
  • трезвон – радостно (все колокола вместе после Благовеста (дили-дили-дон-дон);
  • перезвон (погребальный перебор) - во все колокола, но по очереди – символ печали;
  • красный звон (праздничный) – празднично, торжественно; на великие праздники (в несколько колоколов, но без большого).

В. – А мы сможем с вами на слух определить, какой звон сейчас позвучит?

(слушание колокольных звонов в записи)

В. – А кто знает, где в храме находятся колокола?

О. – Колокола в храме находятся на колокольне либо в специально построенной звоннице.

В. – А в колокола может звонить кто захочет?

О. – Нет. Только специально обученный человек, звонарь.

На самом деле есть одна неделя в году, когда любой человек может подняться на звонницу и позвонить в колокола. Это пасхальная неделя. Первая неделя после Пасхи.

Обычно в храмах бывает несколько колоколов, различных по высоте и силе звука: большие колокола - низкие звуки, средние колокола – средние звуки, малые колокола - высокие звуки. У каждого колокола свое звучание или свой тембр (табличка). Тембр – это окраска звука.

В. – Как вы думаете, ребята, какой тембр будет у  большого колокола, а какой у малого?

О. – У большого тембр будет низким, а у малого колокола тембр высокий.

В. – А может быть кто-нибудь из вас знает, где  находится самый большой колокол в России?

(фотография царь-колокола)

Самый большой колокол в России, его еще называют Царь-колокол, находится в Московском Кремле. Его вес 200 тонн. А диаметр 6 метров 60 сантиметров! Если бы не злополучный пожар 1737 года в Кремле, знаменитый царь-колокол быть может и по сей день бы радовал нас своим необычным мощным и величественным звоном. Но, увы, он безгласен.

Давайте представим, что мы звонари и попробуем изобразить колокольный трезвон.

(Исполнение попевки с движениями):

  1. «Бом… Бом…»

(Большой колокол звучит низко, долго);

  1. «Динь-дон, динь-дон…»

(Средний колокол звучит умеренно);

  1.  «Дили-дили-дон-дон, дили-дили-дон-дон…»

(Малый колокол звучит высоко, быстро).

В. – А как вы думаете, ребята, а почему мы с вами затронули тему колокольного звона на уроке музыки?

Дело в том, что колокол это еще и музыкальный инструмент, который используется в оркестре.

 В. – А колокольные звоны можно назвать музыкой?

Тема колокольного звона в классической русской музыкальной литературе представлена примерами как непосредственного применения колоколов, так и их имитацией средствами оркестра. Этот звон может быть:

  1. Реальным, с применением настоящих колоколов.
  2. Фактурным, копирующим удар языка колокола, например группой ударных инструментов – тамтамы, гонги, трубчатые колокола.
  3. Характерным, передающим настроение, масштаб и структуру звона как чередованием групп духовых инструментов и струнных, так и совместным использованием этих тембров оркестра в напряжённых моментах драматургии.
  4. Звон может быть и просто стилистическим, то есть в контексте произведения можно слышать определённую ритмическую колокольность, передающую свойственную ей темповую и динамическую выразительность звукового пространства, своим всеобщим покровом создающую определённый образ жизни и стиль поведения героев.

Как, например, в кантате Сергея Сергеевича Прокофьева «Александр Невский».

Или в произведении С. Рахманинова  «Светлый праздник»

(Слушание фрагмента «Вставайте люди русские!»из кантаты

С.С. Прокофьева «Александр Невский»;  «Светлый праздник» С.С. Рахманинова)

Хотя колокола родились и не в нашей стране, они быстро вписались в жизнь России. Уже в 16 веке Россия превзошла все другие страны по числу колоколов. С тех пор уже невозможно представить нашу страну без колоколов и колокольного звона.

(видеофрагмент на 4м 29 сек)

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "над Русью бьют колокола"

Цель: Познакомить учащихся с живым искусством колокольных звонов.   Задачи:1.Пробудить интерес к духовной музыке через слушание и исполнение ...

"Колокола веков". Литературно-историческая композиция. 4 класс.

В сентябре 2012 года в наших школах появится новый курс "ОРКиСЭ". Предлагаю сценарий мероприятия, которое может стать итогом изучения всего курса  или итогом отдельного проекта...

Комплексная работа "Царь-колокол"

В работе от 9 до 11 заданий. Они направлены на оценку сформированности таких способов действий и понятий, которые служат опорой в дальнейшем обучении. В работу входят задания по чтению, математике, ру...

Колокола России

Рассчитано на 2 занятия (интегрированное).Приобщение к истокам русской народной культуры.Формирование чувства сопричастности к русской национальной истории и культуре...

О чем поют колокола

Колокольный звон сопровождал русского человека в течение всей жизни. Какие бывают колокола, откуда они пришли, о чем поют? Ответы на эти вопросы можно найти в данной разработке....

Без языка и колокол нем

Наблюдения показывают, что устные (пересказы, рассказы) и письменные работы (сочинения и изложения) у большинства детей вызывают значительные сложности. Трудности возникают при выражении своих мыслей ...

Интегрированное занятие кружка "Колокола,колокольный звон и житие Серафима Саровского"

Занятие  будет посвящен очень хорошему  человеку – преподобному  Серафиму Саровскому   и замечательному явлению- колокольному звону и его значению в жизни русского человека....