Конспект урока музыки по теме Музы не молчали- в 1 классе
план-конспект урока по музыке (1 класс)

Лисякова Анастасия Сергеевна

Конспект урока музыки по теме Музы не молчали- в 1 классе 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №14

Открытый урок по музыке в 1 классе на тему:

«Музы не молчали»

Подготовила:

Учитель музыки Лисякова А.С.

Егорьевск 2017 г.

Тема урока: «Музы не молчали»

Цель урока: познакомить детей с боевыми подвигами русских воинов, которые нашли своё отражение в музыке и изобразительном искусстве.

Задачи урока:

  • Прививать эмоционально-позитивное отношение к понятию «Родина» через русскую музыку, песни о русских полководцах, солдатах-воинах.
  • Развивать у детей способность сопереживания музыкальному образу.
  • Воспитывать у учащихся чуткое отношение к памяти о великих русских полководцах, русских воинах, солдатах.

Тип урока: урок-объяснение.

Вид урока: урок-историческое путешествие.

Информационно-методическое обеспечение:  методические пособия, презентация, конспект, хрестоматия.

Содержание:

  • «Богатырская» симфония А.П.Бородина;
  • «Солдатушки, бравы ребятушки» - русская народная песня;
  • «Песня о маленьком трубаче» музыка С.Никитина;
  • «Учил Суворов» музыка А.Новикова;
  • «Песня о бумажном кораблике» Б.Окуджава.

Новые понятия: Симфония, унисон, ритм.

Виды и формы контроля: слуховой контроль, наблюдение.

Проблема урока: Почему молчат музы, когда говорят пушки?

Прогнозируемый результат:

  • Определять на слух характер музыки и передать её настроение.
  • Назвать произведение, в котором музыка рассказывает о Родине, героях войны.
  • Раскрыть образы русских героев-воинов.

Повышенные знания, творчество: внимательно прослушать заданный отрывок и передать настроение в любой форме (с помощью жестов рук, речи, интонирования).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Музыкальное приветствие

-Здравствуйте, ребята!

- Здравствуйте.

Сейчас начинается музыкальный урок.

Об этом сказал нам весёлый звонок,

Сказал, заливаясь, на ноте высокой.

Друзья, поздравляю с началом урока!

Тема нашего урока: «Музы не молчали!»

слайд 1

II. Вступительное слово учителя

– Во все времена музы воспевали силу, отвагу русских витязей, храбрость богатырей, воинов в своих песнях, легендах, былинах, балладах, поэмах, картинах, скульптуре, кинофильмах о защитниках нашего родного Отечества. Это своеобразная память о военной славе наших далёких предков и современников.
– И сегодня наша с вами Муза приглашает нас с вами раскрыть образ русских воинов, поговорить о славных боевых подвигах в музыке и изобразительном искусстве.

Слайд 2
-Наша Муза познакомит сегодня нас со скульптурными памятниками известным полководцам России – Петру I и Александру Васильевичу Суворову, а также скульптурным изображениям участников Бородинского сражения Отечественной войны 1812 года, в которой русский народ сражался против войск Наполеона.

– Что же такое ПАМЯТЬ и ПАМЯТНИК?

ПАМЯТЬ-запоминание того, что видел, слышал, читал, делал человек.

ПАМЯТНИК- в память о человеке, событии из камня, дерева, металла делают статуи-памятники.

 -Как много общего в этих родственных словах! Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и больших тревог сохраняется в народных песнях и в образах, которые создали разные композиторы. Это тоже своеобразные музыкальные памятники защитникам нашей Родины.

Слайд 3

III. Слушание песен: «Солдатушки, бравы ребятушки»

Ребята, послушайте внимательно песню и скажите о чем она.

(прослушивание «Солдатушки, бравы ребятушки»)

  • -О чём эта песня?
  • -Здесь поёт один человек или происходит диалог?
  • -А какова здесь мелодия?
  • В песне звучит вопрос солиста-запевалы. А ответ хора построен в форме диалога.
  • Мелодия вопроса размашистая, удалая; а мелодия ответа – более строгая, собранная, чеканная.
  • Ребята, какой образ рисует эта песня? (Образ бравых солдат).
  • Какие это люди? (Смелые, мужественные, энергичные)
  • Какого характера мелодия в песне? (Удалая, бойкая, маршевая)
  • К чему призывает эта музыка? (К борьбе с врагами, поднимает дух русского бравого солдата).

«Солдатушки, бравы ребятушки» — русская военная строевая песня, широко известная в XIX — начале XX века; одна из самых популярных в XIX веке.

 Слайд 4 

Песня «Солдатушки…» была написана во времена Отечественной войны 1812 года, когда Наполеон решил с ходу завоевать Россию, а в результате, что получилось? Мы его победили.

Ребята, как я и сказала в начале урока, мы с вами сейчас познакомимся с известными полководцами России – Петр I и Александр Васильевич Суворов

Слайд 5

 Ребята перед вами Император Петр 1

Император Петр I – умный, волевой, решительный, талантливый, не жалевший своих сил во имя заветной цели, был строг не только к себе, но и к другим. Энергичный, целеустремленный, жадный до новых знаний, царь Петр великий при своей противоречивости, вошел в историю императором, сумевшим кардинально изменить облик России.

В память великому царю построены многочисленные памятники в Петербурге.

 Слайд 6

Откройте разворот учебника на страницах 56-57. На странице 56 мы видим памятник Великому Императору в городе Санкт-Петербург.

Кем был Петр I?

Петр I был императором

Возвращаясь с победой во главе русской армии, Великого Петра встречал хор, исполняя специальные песни. Это были хвалебные канты, в которых прославлялся Император, русская армия и великая Россия.

- Если бы вы были композиторами эпохи Петра, какие канты по характеру вы бы сочинили? В каком темпе они должны исполняться? Какое настроение было бы у этих сочинений?

(ответы учащихся)

Послушаем один из исторических петровских кантов «Радуйся, Росско земле!» неизвестного автора. Сравните характер его звучания с теми версиями о характере музыки, которые вы предположили.

(прослушивание «Радуйся, Росско земле!»)

 Слайд 7

-Правильно ли мы определили и отразили характер музыки эпохи Петра?

Физминутка

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу правую – к груди.

Да смотри – не упади!

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

Слайд 8- 9

Суворов Александр Васильевич – кавалер всех российских орденов и многих иностранных. За всю свою карьеру он не знал поражения, дал более 60 сражений, окончившиеся победой. Главной целью военных действий Суворов считал уничтожение армии противника в открытых полевых сражениях, а основным средством – наступательный бой. Решающим фактором победы для него всегда оставался человек, солдат.

На странице 57 мы видим памятник Александру Васильевичу Суворову.

Действительно Александр Васильевич любил своих солдат и дорожил буквально каждой жизнью. Во времена Суворова у солдат особую любовь сыскали солдатские песни.

Одна из таких песен «Солдатушки, браво ребятушки» была любима солдатами во время Великой Отечественной войны.

Ребята, сейчас я вам предлагаю послушать одну песню

(прослушивание «Песни о маленьком трубаче» музыка С.Никитина)

  • О каких событиях повествуется в данной песне?
  • В чём заключается подвиг маленького мальчика-трубача?

(ответы учащися)

– А знаете ли вы, когда Александр Васильевич Суворов был маленьким мальчиком, он часто болел. Но ему очень-очень хотелось стать военным. А его даже не записывали в армию. В дворянских семьях было принято: как только родится мальчик, его сразу записывали в армию. Пока он подрастёт, к моменту службы станет он сразу офицером. Саша Суворов, несмотря на протесты врачей, начал обливаться по утрам холодной водой и перестал совсем болеть. А в армию он пошёл и дослужился до чина генералиссимуса. За всю свою службу Суворов не имел ни одного поражения. Побеждал он потому, что уж очень любил и берёг своих родных русских солдат. И солдаты ему отвечали своей любовью и преданностью. Больше своего полководца – Суворова – они любили только свою Родину и были преданы ей.

Песня «Учил Суворов» музыка А.Новикова, М.Левашова.

  • Памятник какому полководцу мы видим?
  • Чему учил этот великий русский полководец?

«Песенка о бумажном солдатике» Б.Окуджавы.

-Ребята, о чём эта песня?

-А можно ли назвать этого солдатика героем?

-А как вы думаете, почему он так сильно хотел в огонь?

– Все эти произведения объединяет сочетание песенности, маршевости. В них упругие, чеканные ритмы.

Вокально-хоровая работа

Солдатам во все времена приходится трудно, они защищают свою Родину, вдали от родных и близких, только лишь в минуты затишья они могут вспомнить о дорогих сердцу людях, ведь только мысль не имеет границ и времени. Вспомним о самом дорогом, родном человеке - мама.

(Исполнение песни «Мама» («Зореньки краше…)

Углубление темы урока. «Богатырская симфония» А.П.Бородина

Память о полководцах, русских воинах, солдатах, сохраняется в народных песнях и в образах, которые создали разные композиторы. Это тоже своеобразные музыкальные памятники защитникам нашей Родины. 

Слайд 10 

Подвиг русских богатырей прославил в своей симфонии композитор XIX века Александр Порфирьевич Бородин.

Обратить необходимо внимание на новое слово «CИМФОНИЯ» - это большое многочастное музыкальное произведение для симфонического оркестра. В симфонии не поют, а играют на муз.инструментах. В переводе с греческого языка это слово обозначает «созвучие», «согласие».

Симфонию Бородина друзья назвали «Богатырской».

Русские воины - это богатыри, а башкирские воины? (батыры).

Если бы вы были композиторами, какую бы музыку вы написали к «Богатырской» симфонии? (По настроению, характеру? (сильная, маршевая, громкая, исполнитель - симф.оркестр)

Послушайте и сравните свои ответы,

звучит главная тема из I части симфонии «Богатырская» А.Бородин.

  • Исполнитель? (Симфонический оркестра)
  • Какой характер музыки? (Музыка сильная, мужественная, военная).
  • Если бы вы были художниками какую картину нарисовали? (картину сражения, войны, сильных людей-богатырей).

«Богатырская» тема с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве.

У.: Возьмём сказки. Какие герои- богатыри вам знакомы? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович и т.д.)

Слайд 11

Можно сравнить «Богатырскую» симфонию с картиной знаменитого художника В.Васнецова «Богатыри»?

У.: Что вы видите на картине? (Люди сильные, могучие. Илья Муромец на чёрном коне. Добрыня Никитич – степенен и твёрд. Алёша Попович моложе своих товарищей. Илья Муромец богат - силой, Никита – умом, Алеша – ловкостью)

У.: Как они настроены? (Воинственно, на время успокоились, но всё же готовы к бою так как крепко держат свои оружия: лук со стрелами, копьё, меч)

У.: Что общего между музыкой и картиной? (Тема мужественная, воинственная, сильная)

Впечатление тяжёлой поступи возникает у нас благодаря особому строю мелодии, «топтанию» вокруг её начального звучания, остановок в конце каждой музыкальной фразы. Музыкальные инструменты симфонического оркестра играют одну мелодию в один голос, в УНИСОН, то есть все вместе. Это придаёт музыке особую слаженность характера музыки, единение разных людей перед лицом врага.

Рефлексия

- Что нового мы узнали на уроке сегодня?

- какие песни мы с вами послушали?

О чём эти песни? Что в них общего?

Наш урок подходит к концу, но нам нельзя забывать ту войну, тех героев и ту музыку, которая родилась во время войны. Музыку, которая звучала, когда гремели пушки. Она звучала всем смертям назло. И мы с вами говорим: «Музы не молчали». И сейчас композиторы обращаются к теме войны, откликаются на любые самые трагические события, происходящие в нашей стране.

Но жизнь продолжается и память людская – хранитель истории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок музыки по теме "Музы не молчали" (1 класс)

Технологическая карта, сценарный план урока и компьютерная презентация к уроку...

Конспект урока музыки по теме «Музыка в мультфильмах» для 2 класса

Музыкальное занятие с использованием динамических упражнений,  речевых игр, слушанием музыки, пальчиковой и ритмической игры, музицированием на детских музыкальных инструментах....

Конспект урока музыки на тему "Что изображает музыка?"

Урок посторен на повторение материала прошлого урока и изучение новой темы. Новая тема усваивается с помощью анализа музыкальных произведений....

План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе

Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...

Конспект урока музыки по теме: "Музыка рассказывает о животных" с использованием здоровьесберегающих упражнений в 1 классе школы VIII вида

Конспект урока музыки по теме " Музыка рассказывает о животных" в 1 классе школы VIIII вида - для детей с умственной отсталостью. Материал содержит пример оздоровительного массажа, пальчиков...

Конспект урока музыки по теме" Океан-море синие"3 класс

Конспект урока музыки 3 класс по теме:" Океан-море синие"...

2 класс Конспект урока Музыки по теме " Музыка в народном стиле"

Класс: 2Тип урока: открытие нового знанияТема урока: Музыка в народном стиле. Цель: Содержательная: Познакомиться с народной музыкой Деятельностная: формировать умения выявлять жанровые особеннос...