«Развитие познавательных и вокально-хоровых навыков на уроке музыки»
статья по музыке (1 класс)

Исакина Елена Васильевна

В статье рассказывается о том, как научить детей петь и приобщать к искусству с первых уроков музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_poznavatelnyh_i_v-h_navykov_uchashchihsya.doc54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МАОУ «Средняя школа № 1 им. Ю.А. Гагарина»

Развитие познавательных и вокально-хоровых навыков на уроке музыки

Составитель:

Исакина Елена Васильевна

учитеьмузыки

г. Златоуст

 2020 г.

ЦЕЛЬ:

Достичь эмоциональное и выразительное исполнение музыкальных произведений

ЗАДАЧИ:

- Развивать певческую культуру

- Формировать вокально – хоровые навыки

- Формировать и воспитывать интерес и любовь к музыкальному искусству

  Вокально – хоровые навыки  формируются на основе восприятия учащимися художественного, образного музыкального материала.

   Следует отметить, что основные категории и структура вокально- хоровых навыков (дыхание, звукообразование, дикция, строй и ансамбль) достаточно, детально разработаны в русской дореволюционной и советской школе хорового пения.

   В объём вокально – хоровых навыков входит:

навык пения под управления дирижёра с основными указаниями: внимание, дыхание, начало пения, окончание.

   Начиная с выработки «мягкой атаки» у школьников формируется правильное дыхание, которое постепенно активизируется; важно, чтобы его применение соответствовало характеру музыки, фразировке.

   Последовательно формируется звукообразование включающее в себя округленное «полётное» звучание гласных в высокой позиции, ровное во всех регистрах. Осуществляется работа над установлением строя, чему способствует пение без сопровождения (всем хором, группами и соло). Формируется дикция – решение этой задачи связано с осмысленным исполнением хоровой музыки, ясным произнесением согласных в различных сочетаниях. Навыки пения в ансамбле развиваются одновременно с развитием чувства темпа, динамики, ритма, строя.

   Диапазон голоса в процессе занятия в начальной школе расширяется от ре – ля (первой октавы), до си (малой октавы),

до – ре, ми  (второй октавы).

Подготовительный этап (1 класс) – исполнение мелодии с аккомпанементом, в котором мелодия не дублируется; освоение ритмического двухголосия, восприятие на слух 2-х и более голосов.

Основной этап (2 и 3 класс) – исполнение канонов; исполнение песен, содержащих выразительный второй голос, имитация второго голоса; терцовое двухголосие.

Первые шаги к выразительному пению

   Одной из причин маловыразительного пения является недостаточное овладение певческими умениями и навыками, отчего возникают чисто технические трудности. Музыкальное исполнение может быть признано выразительным, если в нём передан художественный образ, используя различные средства:

  1. передача певца общего настроения (проявление мимики – отношение к конкретному произведению)
  2. осмысление текста (музыкальная фразировка)
  3. осознание синтеза слов и музыки
  4. осознанное интонирование

Во время разучивания ставятся следующие задачи:

  1. определить общий характер, отметив его постоянство или какие–либо изменения в процессе развития музыкального образа.
  2. раскрыть содержание словесного текста, найти в нём самые важные в смысловом отношении слова, которые нужно выделить, подчеркнуть при исполнении и таким образом установить кульминационные вершины фраз в мелодическом развитии.
  3. предложить исполнительский план произведения в целом и более детально конкретизировать его по фразам.
  4. добиваться все более выразительного и технически точного интонирования.

Работа над песней

   Вначале показать целиком так, чтоб ребёнок понимал, к чему он должен стремиться при разучивании. После показа обсудить, выяснить:

  1. как поняли содержание песни, останавливаясь на непонятных словах
  2. анализ характера музыки (штрихи, дыхание, логика развития музыкальной фразы)

   Учить пропевать гласные звуки, правильному вокальному распределению на слоги. Дети должны понять, усвоить правило             - согласный звук – замыкающий слог, относится при пении к следующему слогу, давая гласному свободу и время для звучания. Для наглядности выписать слова на доске, например:

У ко-го в по – ря - дке

Кни – жки и тетрадки  

Главный метод разучивания – предупреждение ошибок. После показа произведения, предложить спеть его «про себя»

   Разучивание песни происходит частями: фразами, предложениями, иногда можно начать с припева или отдельные фрагменты вычленить и выучить отдельно. Выученная мелодия соединяется с аккомпанементом

  На уроках полезно разучивать две-три песни, ставя разные задачи:

  • работа над фразой
  • разучивание нового куплета

   Одним из важных элементов является работа над текстом. Лучше учить его вместе с мелодией.

   Не надо жалеть время на обдумывание содержания (напомнить близкие по тематике стихи, сказки, показ репродукций картин, остановится на эпохе создания, его авторе).

   Начинать работу над многоголосием, уяснив, что оно является результатом качественного развития гармонического слуха.

Этапы развития навыков многоголосного пения

  1. Умение слышать несколько мелодических линий, тембров (примеры из программы по музыке – «Зайчик дразнит медвежонка», «Труба и барабан»).
  2. Умение слышать количество звуков в созвучии, в аккорде (игра «Сколько звуков слышу я», учитель играет интервалы, аккорды до 4-х звуков, дети отгадывают).
  3. Умение слышать консонанс и диссонанс (игра – дети делают плавное движение слыша консонанс и выставляют скрюченные пальцы, если слышат диссонанс).
  4. Ритмическое звучание (хлопки, стук или игра на детских музыкальных инструментах).
  5. Пение песен, где аккомпанемент не дублирует мелодию (выучив песню, спустя некоторое время, показать аккомпанемент, вслушиваясь в него и затем своим пением влиться в гармоническую ткань произведения.
  6. Умение выделить слухом нижний звук из двух звучащих.
  7. Слушание и озвучивание гармонических интервалов
  8. Умение определить на слух основные гармонические функции (тонику, доминату и субдоминанту)
  9. Умение слышать средний звук из 3-х
  10. Умение петь кадансовые обороты по слуху, по записи.
  11. Пение упражнений с выдержанным з-вуком в одном голосе и движением в другом.
  12. Пение упражнений с противоположным, самостоятельным движением голосов.

   Последовательность этапов работы может несколько меняться, что-то можно опустить. Важно учесть, что этот путь рассчитан на несколько лет, а некоторые упражнения исполняются уже в старшем хоре.

   С младшими классами полезно петь каноном. Сначала выучит мелодию одноголосно. Через 2 – 3 занятия, когда она совершенно усвоена, петь на два голоса (с солистами и по группам).

   Главное условие – петь напевно и слушать. Особенно внимательно надо учить моменты вступления различных партий, переходы с унисона на многоголосие и особенно наоборот.

 На первых этапах, выучив одну партию, поём её, вначале подыгрывая, остальную партию, вслушиваемся, добиваемся слитности.

   К первому классу эмоциональная жизнь детей становится сложной. К этому возрасту накапливается уже некоторый опыт общения с музыкой. Дети пытаются мотивировать свои предпочтения при оценке тех или иных произведений, вида музыкальной деятельности или качества исполнения. Они активнее задают вопросы о музыке, ассоциируют свои переживания с её содержанием.

   Музыкальная деятельность детей становится более разнообразной, исполнение песен, плясок, игр приобретает выразительность, что свидетельствует о попытках детей передать своё отношение к музыке.

   В певческих голосах появляется напевность и звонкость, хотя сохраняется специфическое детское «открытое» звучание. Хор детских голосов может уже звучать слитно, но это звучание недостаточно устойчиво.

   Пользуясь приобретёнными двигательным и слуховым опытом, дети способны находить оригинальные воплощения музыкально-игровых образов в движении

   Один из важнейших принципов – связь уроков музыки с жизнью.

   Музыка имеет очень важное значение в жизни ребенка. Она обладает удивительной способностью помочь выразить свои чувства, переживания. Радуется ребёнок – он начинает импровизировать своеобразные мелодические интонации, варьируя их и иногда сопровождая придуманные им словами. Услышав звуки весёлой музыки, он готов выразить своё отношение через движения.

Этапы развития первоклассника

  1. Проявление склонности к сопереживанию тех чувств, мыслей, которые выражены в музыке.
  2. Стремление сопоставить прослушанное произведение с каким-то реальным явлением. Здесь особую роль играют художественные образы произведений, их программа, сюжет, развитие, построение и форма.
  3. Необходимость освоения музыкального языка. Постепенно дети начинают чувствовать интонационную природу музыки.
  4. Работа с музыкальным произведением: целостное восприятие музыки; выразительные особенности.

   В соответствии с темами усвоение следующих понятий:

  • музыка всегда выражает чувства людей
  • музыка повествует о жизни людей, она может изображать некоторые природные явления
  • музыка имеет свой «язык», она может изображать (рассказывать), если внимательно прислушаться к её речи.

   Дети приучаются размышлять о музыке. Этому должно способствовать сообщение некоторых сведений о музыке и накопление «музыкального словаря».

   Восприятие музыки развивается во всех видах музыкальной деятельности: пение, слушание, игре на музыкальных инструментах.

   Разнообразие видов деятельности позволяет активизировать детскую моторику (особенно в музыкально-ритмических движениях).

   Ребёнок должен стремится к чистоте певческих интонаций, естественному певческому звукообразованию, соеобразию музыкально-игровых образов, использованию правильных приёмов игры на инструментах.

ЛИТЕРАТУРА:

Алиев «Пение на уроках музыки»

Черноиваненко «Методика музыкального воспитания»

Абдуллин «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе»

Журналы:

«Музыка в школе»

«Искусство в школе»

«Музыкальная жизнь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей учащихся начальных классов на уроках математики.

В своей работе я описываю пути развития познавательного интереса и способностей на уроке математики....

Развитие познавательной активности учащихся начальных классов на уроках «Окружающий мир»

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов...

Коллективное пение и развитие вокально-хоровых навыков на уроках музыки в начальной школе

Эта статья о подборке музыкального материала для начальной школы об определении тембра голоса, о проблемах развития вокальных навыков....

Дидактические игры в развитии познавательной деятельности учащихся, привития интереса на уроках в начальной школе

Дидактические игры в развитии познавательной деятельности учащихся, привития интереса на уроках в начальной школе...

Методические аспекты использования приемов развития познавательного интереса и творческой активности на уроках изобразительного творчества

В наш компьютерный век , при такой доступности информации наблюдается "страшная" тенденция молодого поколения - пассивное  восприятие  окружающего мира. Снижается познавательный интерес , пр...

Программа развития познавательных способностей учащихся 1 класса (120 уроков психологического развития младших школьников Локалова Н.П)

Программа данного курса представляет систему индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 1 год обучения - 1 час в неделю (33 часа), продолжительность...

Вокально-хоровые навыки на уроках музыки и внеклассной работе с младшими школьниками.

laquo;Каждый класс – хор, - вот идеал, к которому должно быть направлено это стремление»....