Уроки
план-конспект урока по музыке

Непомнящая Диана Александровна

Конспекты уроков для разных возрастов.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: Для чего нужен музыкальный размер?

Цели урока:        

  • Формировать потребность в общении с музыкой.
  • Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
  • Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
  • Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
  • Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

  • П. Чайковский. Вальс. Из балета «Спящая красавица». Фрагмент (слушание).
  • Г. Струве, стихи В. Викторова.  Я стараюсь (пение).
  • Г. Струве, стихи М. Садовского. Хор, хор, хор! (пение).

Дополнительный материал:

  • Портрет композитора П. Чайковского.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы урока.

Тема урока: Для чего нужен музыкальный размер?

Запись на доске:

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РАЗМЕР

ТАКТ * АКЦЕНТ

  1. Работа по теме урока.

Чтобы понять, что такое музыкальный размер, нужно хорошо знать… математику. Да, математику. Потому что музыкант должен уметь правильно считать.

Разме́р та́кта — число, обозначающее ёмкость такта, то есть количество и относительную длительность долей, которые он способен содержать. В нотах обозначается в виде дроби, располагающейся в начале произведения, сразу после ключа и «ключевых» знаков, на каждом нотоносце отдельно, и сохраняет значение до конца произведения или до установления нового размера. Числитель этой доли показывает число основных долей в такте, а знаменатель — их относительную длительность.

Common_time_signatures

Основные музыкальные размеры

Примеры:

  1. Размер 2/2 состоит из двух долей величиной равных половинной длительности;
  2. Размер 3/4 состоит из трёх долей величиной равных четвертной длительности;
  3. Размер 4/4 состоит из четырёх долей величиной равных четвертной длительности;
  4. Размер 7/8 состоит из семи долей величиной равных восьмой длительности;
  5. Размер C эквивалентен 4/4;
  6. Размер   (Alla breve (PSF).svg) эквивалентен 2/2 (Alla Breve)

Музыкальный (тактовый) размер определяется чередованием сильных, слабых и относительно сильных долей (так называемой «пульсацией») музыки, которые, как правило, легко услышать.

Простых размеров всего два — двухдольный и трёхдольный; из них образуются сложные (в том числе размер 4/4) и смешанные (5/4, 7/4 и пр.) размеры.

Метр определяет рисунок равномерного чередования сильных и слабых долей во времени.

Доля — это один, как бы, удар невидимого метронома — метр. Доли бывают сильные, относительно сильные и слабые. На сильные доли, как правило, делается акцент, часто, громкостной — выделение повышенной громкостью относительно слабых.

Акцент — выделение определенной доли или ноты. Обычно акцент делается на сильные доли. Ударение в музыке.

Первая доля в такте всегда сильная, на нее делается самый большой акцент, остальные доли более слабые. Поэтому можно сказать, что такт — промежуток между двумя соседними сильными (имеющими наибольший акцент) долями.

Сильная доля и акцент — не одно и то же. Если этого требует характер музыкального произведения, акцент (ударение) может сместиться с сильной доли на слабую. Но из-за этого ее нельзя не называть «сильной» — сильная доля всегда первая в такте.

Слово вальс в переводе с немецкого языка обозначает «кружиться». Это плавный кружащийся танец, который исполняется парами. Все вальсы имеют размер ¾.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РАЗМЕР  ¾

ВАЛЬС

ТОРЖЕСТВЕННЫЙ

ПРАЗДНИЧНЫЙ

БЛАГОРОДНЫЙ

  • Прочитайте стихотворение из «Вальса собачек». Правильно выполните ударения: сильный хлопок на первую долю и два лёгких хлопка на слабые доли.

Мишка, Трезор, и Полкан, и Армишка

Затеяли вместе все вальс танцевать, -

Но не в лад, невпопад закружились, упали

И начали лапки друг другу кусать!

  • Почему в «Вальсе собачек» «артисты» закружились невпопад?
  • Как звучит «Вальс» из балета П. Чайковского «Спящая красавица»?
  • П. Чайковский. Вальс. Из балета «Спящая красавица». Фрагмент (слушание).

Вокально-хоровая работа

  • Г. Струве, стихи В. Викторова.  Я стараюсь (пение).
  • Г. Струве, стихи М. Садовского. Хор, хор, хор! (пение).
  1. Итог урока.

На уроке вы узнали много нового. Постарайтесь сохранить эти знания, они вам ещё пригодятся.

  1. Домашнее задание.

Выучить текст песен.



Предварительный просмотр:

План-конспект урока по музыке в 5 классе

на тему:

«Что роднит музыку с литературой в сказке»

Учитель: Глушенкова Лариса Александровна МОУ «СОШ с.3-я. Александровка».

Предмет: Музыка.

Учебный план: 1 час в неделю.

Класс: 5.

Тема: «Что роднит музыку с литературой в сказке».

Тип урока: комбинированный.

Цель урока:

  • продолжить изучение темы: «Что бы стало с литературой, если бы не было музыки»;
  • направлять учащихся в осмысление музыкального образа в литературе, в частности в сказках;
  • воспитывать чувство прекрасного через произведения искусства.

Задачи урока:

  • развивать образное восприятие, умение слышать и выделять главное;
  • направлять учащихся в осмысление музыкального образа в литературе, в частности в сказках;
  • воспитывать чувство прекрасного чрез произведения искусства.

Музыкальный материал:

  1. «Волшебный смычок» - норвежская народная песня (слушание) – исполнение и игра учителя;
  2. «Песенка друзей» из м\ф «Бременские музыканты» - (слушание);

               3.  «Улыбка» из м\ф «Крошка Енот» - (слушание).

Оборудование:

  • Мультимедиопроектор;
  • Презентация;
  • CD – запись музыки;
  • Инструмент.

Структура урока:

  1. Организационный этап – 2 мин;
  2. Постановка урока – 3 мин;
  3. Изучение новой темы через повторение – 15 мин;
  4. Прослушивание музыкальных записей – 6 мин;
  5. Физминутка – 2 мин;
  6. Закрепление объектов изучения – 5 мин;
  7. Подведение итогов и выставление оценок за урок – 5 мин;
  8. Домашнее задание – 2 мин.

Ход урока

Этапы урока и их содержание

Время

(мин.)

Деятельность

Учителя

Учащегося

  1. Организационный этап.

1

Организационная.

Сообщают об отсутствующих.

  1. Постановка цели.

СЛАЙД № 1.

На предыдущих уроках мы с вами начали разговор о том, важна ли музыка в литературе. Давайте вместе вспомним вопрос,  на который мы с вами пытались ответить?

СЛАЙД № 2.

3

Сообщает тему урока, дату проведения урока, цель урока.

Внимательно слушают и записывают в тетрадь.

Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?

  1. Изучение новой темы через повторение.

Сейчас я вам предлагаю вспомнить некоторые литературные жанры, которые вы знаете, и разгадать кроссворд, где ключевое слово ЛИТЕРАТУРА.

СЛАЙД № 3.

Жанры: 1- стих; 2- повесть; 3- басня; 4- легенда; 5- миф; 6- роман; 7- рассказ; 8- сказка.

Молодцы ребята! Кроссворд отгадан и теперь ответьте мне пожайлуста на вопрос: Как вы считаете, какой из этих литературных жанров самый музыкальный и что было бы со стихами, если бы не было музыки?

Ответ: Стихи, поэзия. Если бы не было музыки, многие бы стихи так и не стали бы песнями. Ведь многие писались специально для того чтобы стать песней.

СЛАЙД № 4.  

Давайте прочитаем слова неизвестного автора и подумаем, почему именно поэзия является самым музыкальным жанром в литературе и что роднит её с музыкой?

Ответ: Наблюдаются черты сходства – интонация, темп, ритм. Мелодичность фраз.

Сейчас ребята, давайте отгадаем загадку:

Движенья плавные смычка

Приводит в трепет струны,

Мотив журчит издалека

Поёт про ветер лунный.

                             (Скрипка)

СЛАЙД № 5.

СЛАЙД № 6.

Сейчас мы прослушайте норвежскую народную песню «Волшебный смычок» под аккомпонимент фортепиано.

15

Оформление доски.

Совместно с учащимися разгадывает  кроссворд.

Следит за верностью рассуждений учащихся.

Помогает в выборе правильного ответа.

Предлагают варианты ответов.

Внимательно слушают и отвечают на заданный вопрос.

Читают стих и отвечают на вопрос.

Анализируют и отвечают.

  1. Слушание песни (исполнение и игра учителя).

2

Во время прослушивания песни предлагает учащимся посмотреть на слайд со словами и осмыслить песню.

Внимательно слушают и следят за словами.

Прослушав песню, ответьте на вопросы: Кто и кому отказался продавать волшебный инструмент и почему?

Ответ: Старичок отказался продавать скрипку богачу за амбар хлеба. Так как она была волшебной и обладала необыкновенной силой в музыке, под которую танцевали и веселились люди.

Вопрос: Почему песня называется «Волшебный смычок»?

Ответ: Потому что в ней говорилось о волшебном музыкальном инструменте – скрипке.

Вопрос: Можно ли назвать песню музыкальной сказкой?

Ответ: Да, так как сюжет сказочный.

Развивает образное мышление учащихся.

Проанализировав песню отвечают на вопросы.

  1. Физминутка.

Буратино потянулся (руки вверх, ноги на носочках)

Раз нагнулся, два нагнулся (наклоны).

Видно ключик не достать (повороты головы)

На носочки надо встать (встать на носочки и на ступню).

2

Следит за правильным выполнением движений.

Правильное выполнение движений со словами.

Отдохнули немножко и продолжим наш урок.

Не только музыка и поэзия имеют схожие черты, и не только песнями обогащает музыка литературу. Музыка часто становится главным героем литературных произведений, где проявляет свою волшебную силу: помогает пережить трудные минуты. Она пробуждает чувства, борется со злом и нельзя представить себе сказки без музыкального сопровождения.

На фоне звучания песни «Улыбка» из м\ф «Крошка Енот» (слушание) появляется

СЛАЙД № 7.

Ответьте на вопрос: Чему учат сказки?

Ответ: сказки учат творить добро, побеждать зло и быть самим добрыми.

Вопрос: Почему нельзя прожить на свете без сказок?

Ответ: Потому что сказки – это детство каждого человека и они очень интересны и поучительные.

Вопрос: Назовите сказки, в которых звучит музыка?

Ответ: Снегурочка, Морозко, Финист ясный сокол и др.

2

Предлагает прочитать стих и ответить на вопросы.

Чтение стиха и осмысление прочитанного.Ответы на вопросы.

  1. Закрепление объектов изучения.

Сейчас мы с вами закрепим полученные знания и заглянем в картинную галерею сказок. Сегодня там представлены живописные произведения их различных сказок (сказка-былина «Садко», «Золушка» Ш.Перро). Во многих сказках мира звучит музыка, которая их украшает.

СЛАЙД № 8

СЛАЙД № 9

Посмотрите внимательно на экран и послушаем музыкальные фрагменты из м\ф «Бременские музыканты».

«Песенка друзей» - слушание (фрагмент).

Послушав фрагменты песен, ответьте на вопросы: Какое место в мультфильме занимает музыка?

Ответ: Весь мультфильм создан совместно с музыкой.

 

5

3

Обсуждает совместно с учащимися фрагменты  из урока.

Следит за верностью рассуждений учащихся.

Активно включаются в работу.

Отвечают на заданные вопросы.

  1. Домашнее задание.

Прочитать и выучить в учебнике  тему: «Что роднит музыку с литературой в сказке» на страницах 6-9.

2

Поясняет домашнее задание.

Внимательно послушав пояснение учителя, записывают домашнее задание.

  1. Подведение итогов и выставление оценок за урок.

Всё то, что есть прекрасное в искусстве, возвышенно в литературе и способствовало появлению сказок у разных народов мира. Ведь музыка помогает охарактеризовать героя, его переживания и победить зло. Поэтому музыка часто является темой самой литературы.

Вопрос: проанализировав урок, что из этого можно выделить самое главное?

Ответ: Ясно одно – что в сказке в одно сливаются и музыка и литература. Тем самым, дополняя друг друга.

Сегодня на уроке все вы работали очень активно, хорошо, молодцы!

СЛАЙД №10

Выставление оценок.

5

Обсудить вместе с учащимися главного вопроса урока.

Ответы на главный вопрос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...