Уроки
план-конспект урока по музыке
Конспекты уроков для разных возрастов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Для чего нужен музыкальны размер? | 24.79 КБ |
Что роднит музыку с литературой? | 57.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: Для чего нужен музыкальный размер?
Цели урока:
- Формировать потребность в общении с музыкой.
- Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
- Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
- Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
- Обучение основам музыкальной грамоты.
Музыкальный материал урока:
- П. Чайковский. Вальс. Из балета «Спящая красавица». Фрагмент (слушание).
- Г. Струве, стихи В. Викторова. Я стараюсь (пение).
- Г. Струве, стихи М. Садовского. Хор, хор, хор! (пение).
Дополнительный материал:
- Портрет композитора П. Чайковского.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Сообщение темы урока.
Тема урока: Для чего нужен музыкальный размер?
Запись на доске:
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ТАКТ * АКЦЕНТ |
- Работа по теме урока.
Чтобы понять, что такое музыкальный размер, нужно хорошо знать… математику. Да, математику. Потому что музыкант должен уметь правильно считать.
Разме́р та́кта — число, обозначающее ёмкость такта, то есть количество и относительную длительность долей, которые он способен содержать. В нотах обозначается в виде дроби, располагающейся в начале произведения, сразу после ключа и «ключевых» знаков, на каждом нотоносце отдельно, и сохраняет значение до конца произведения или до установления нового размера. Числитель этой доли показывает число основных долей в такте, а знаменатель — их относительную длительность.
Основные музыкальные размеры
Примеры:
- Размер 2/2 состоит из двух долей величиной равных половинной длительности;
- Размер 3/4 состоит из трёх долей величиной равных четвертной длительности;
- Размер 4/4 состоит из четырёх долей величиной равных четвертной длительности;
- Размер 7/8 состоит из семи долей величиной равных восьмой длительности;
- Размер C эквивалентен 4/4;
- Размер () эквивалентен 2/2 (Alla Breve)
Музыкальный (тактовый) размер определяется чередованием сильных, слабых и относительно сильных долей (так называемой «пульсацией») музыки, которые, как правило, легко услышать.
Простых размеров всего два — двухдольный и трёхдольный; из них образуются сложные (в том числе размер 4/4) и смешанные (5/4, 7/4 и пр.) размеры.
Метр определяет рисунок равномерного чередования сильных и слабых долей во времени.
Доля — это один, как бы, удар невидимого метронома — метр. Доли бывают сильные, относительно сильные и слабые. На сильные доли, как правило, делается акцент, часто, громкостной — выделение повышенной громкостью относительно слабых.
Акцент — выделение определенной доли или ноты. Обычно акцент делается на сильные доли. Ударение в музыке.
Первая доля в такте всегда сильная, на нее делается самый большой акцент, остальные доли более слабые. Поэтому можно сказать, что такт — промежуток между двумя соседними сильными (имеющими наибольший акцент) долями.
Сильная доля и акцент — не одно и то же. Если этого требует характер музыкального произведения, акцент (ударение) может сместиться с сильной доли на слабую. Но из-за этого ее нельзя не называть «сильной» — сильная доля всегда первая в такте.
Слово вальс в переводе с немецкого языка обозначает «кружиться». Это плавный кружащийся танец, который исполняется парами. Все вальсы имеют размер ¾.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ¾ ВАЛЬС ТОРЖЕСТВЕННЫЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ БЛАГОРОДНЫЙ |
- Прочитайте стихотворение из «Вальса собачек». Правильно выполните ударения: сильный хлопок на первую долю и два лёгких хлопка на слабые доли.
Мишка, Трезор, и Полкан, и Армишка
Затеяли вместе все вальс танцевать, -
Но не в лад, невпопад закружились, упали
И начали лапки друг другу кусать!
- Почему в «Вальсе собачек» «артисты» закружились невпопад?
- Как звучит «Вальс» из балета П. Чайковского «Спящая красавица»?
- П. Чайковский. Вальс. Из балета «Спящая красавица». Фрагмент (слушание).
Вокально-хоровая работа
- Г. Струве, стихи В. Викторова. Я стараюсь (пение).
- Г. Струве, стихи М. Садовского. Хор, хор, хор! (пение).
- Итог урока.
На уроке вы узнали много нового. Постарайтесь сохранить эти знания, они вам ещё пригодятся.
- Домашнее задание.
Выучить текст песен.
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по музыке в 5 классе
на тему:
«Что роднит музыку с литературой в сказке»
Учитель: Глушенкова Лариса Александровна МОУ «СОШ с.3-я. Александровка».
Предмет: Музыка.
Учебный план: 1 час в неделю.
Класс: 5.
Тема: «Что роднит музыку с литературой в сказке».
Тип урока: комбинированный.
Цель урока:
- продолжить изучение темы: «Что бы стало с литературой, если бы не было музыки»;
- направлять учащихся в осмысление музыкального образа в литературе, в частности в сказках;
- воспитывать чувство прекрасного через произведения искусства.
Задачи урока:
- развивать образное восприятие, умение слышать и выделять главное;
- направлять учащихся в осмысление музыкального образа в литературе, в частности в сказках;
- воспитывать чувство прекрасного чрез произведения искусства.
Музыкальный материал:
- «Волшебный смычок» - норвежская народная песня (слушание) – исполнение и игра учителя;
- «Песенка друзей» из м\ф «Бременские музыканты» - (слушание);
3. «Улыбка» из м\ф «Крошка Енот» - (слушание).
Оборудование:
- Мультимедиопроектор;
- Презентация;
- CD – запись музыки;
- Инструмент.
Структура урока:
- Организационный этап – 2 мин;
- Постановка урока – 3 мин;
- Изучение новой темы через повторение – 15 мин;
- Прослушивание музыкальных записей – 6 мин;
- Физминутка – 2 мин;
- Закрепление объектов изучения – 5 мин;
- Подведение итогов и выставление оценок за урок – 5 мин;
- Домашнее задание – 2 мин.
Ход урока
Этапы урока и их содержание | Время (мин.) | Деятельность | |
Учителя | Учащегося | ||
| 1 | Организационная. | Сообщают об отсутствующих. |
СЛАЙД № 1. На предыдущих уроках мы с вами начали разговор о том, важна ли музыка в литературе. Давайте вместе вспомним вопрос, на который мы с вами пытались ответить? СЛАЙД № 2. | 3 | Сообщает тему урока, дату проведения урока, цель урока. | Внимательно слушают и записывают в тетрадь. Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? |
Сейчас я вам предлагаю вспомнить некоторые литературные жанры, которые вы знаете, и разгадать кроссворд, где ключевое слово ЛИТЕРАТУРА. СЛАЙД № 3. Жанры: 1- стих; 2- повесть; 3- басня; 4- легенда; 5- миф; 6- роман; 7- рассказ; 8- сказка. Молодцы ребята! Кроссворд отгадан и теперь ответьте мне пожайлуста на вопрос: Как вы считаете, какой из этих литературных жанров самый музыкальный и что было бы со стихами, если бы не было музыки? Ответ: Стихи, поэзия. Если бы не было музыки, многие бы стихи так и не стали бы песнями. Ведь многие писались специально для того чтобы стать песней. СЛАЙД № 4. Давайте прочитаем слова неизвестного автора и подумаем, почему именно поэзия является самым музыкальным жанром в литературе и что роднит её с музыкой? Ответ: Наблюдаются черты сходства – интонация, темп, ритм. Мелодичность фраз. Сейчас ребята, давайте отгадаем загадку: Движенья плавные смычка Приводит в трепет струны, Мотив журчит издалека Поёт про ветер лунный. (Скрипка) СЛАЙД № 5. СЛАЙД № 6. Сейчас мы прослушайте норвежскую народную песню «Волшебный смычок» под аккомпонимент фортепиано. | 15 | Оформление доски. Совместно с учащимися разгадывает кроссворд. Следит за верностью рассуждений учащихся. Помогает в выборе правильного ответа. | Предлагают варианты ответов. Внимательно слушают и отвечают на заданный вопрос. Читают стих и отвечают на вопрос. Анализируют и отвечают. |
| 2 | Во время прослушивания песни предлагает учащимся посмотреть на слайд со словами и осмыслить песню. | Внимательно слушают и следят за словами. |
Прослушав песню, ответьте на вопросы: Кто и кому отказался продавать волшебный инструмент и почему? Ответ: Старичок отказался продавать скрипку богачу за амбар хлеба. Так как она была волшебной и обладала необыкновенной силой в музыке, под которую танцевали и веселились люди. Вопрос: Почему песня называется «Волшебный смычок»? Ответ: Потому что в ней говорилось о волшебном музыкальном инструменте – скрипке. Вопрос: Можно ли назвать песню музыкальной сказкой? Ответ: Да, так как сюжет сказочный. | Развивает образное мышление учащихся. | Проанализировав песню отвечают на вопросы. | |
Буратино потянулся (руки вверх, ноги на носочках) Раз нагнулся, два нагнулся (наклоны). Видно ключик не достать (повороты головы) На носочки надо встать (встать на носочки и на ступню). | 2 | Следит за правильным выполнением движений. | Правильное выполнение движений со словами. |
Отдохнули немножко и продолжим наш урок. Не только музыка и поэзия имеют схожие черты, и не только песнями обогащает музыка литературу. Музыка часто становится главным героем литературных произведений, где проявляет свою волшебную силу: помогает пережить трудные минуты. Она пробуждает чувства, борется со злом и нельзя представить себе сказки без музыкального сопровождения. На фоне звучания песни «Улыбка» из м\ф «Крошка Енот» (слушание) появляется СЛАЙД № 7. Ответьте на вопрос: Чему учат сказки? Ответ: сказки учат творить добро, побеждать зло и быть самим добрыми. Вопрос: Почему нельзя прожить на свете без сказок? Ответ: Потому что сказки – это детство каждого человека и они очень интересны и поучительные. Вопрос: Назовите сказки, в которых звучит музыка? Ответ: Снегурочка, Морозко, Финист ясный сокол и др. | 2 | Предлагает прочитать стих и ответить на вопросы. | Чтение стиха и осмысление прочитанного.Ответы на вопросы. |
Сейчас мы с вами закрепим полученные знания и заглянем в картинную галерею сказок. Сегодня там представлены живописные произведения их различных сказок (сказка-былина «Садко», «Золушка» Ш.Перро). Во многих сказках мира звучит музыка, которая их украшает. СЛАЙД № 8 СЛАЙД № 9 Посмотрите внимательно на экран и послушаем музыкальные фрагменты из м\ф «Бременские музыканты». «Песенка друзей» - слушание (фрагмент). Послушав фрагменты песен, ответьте на вопросы: Какое место в мультфильме занимает музыка? Ответ: Весь мультфильм создан совместно с музыкой.
| 5 3 | Обсуждает совместно с учащимися фрагменты из урока. Следит за верностью рассуждений учащихся. | Активно включаются в работу. Отвечают на заданные вопросы. |
Прочитать и выучить в учебнике тему: «Что роднит музыку с литературой в сказке» на страницах 6-9. | 2 | Поясняет домашнее задание. | Внимательно послушав пояснение учителя, записывают домашнее задание. |
Всё то, что есть прекрасное в искусстве, возвышенно в литературе и способствовало появлению сказок у разных народов мира. Ведь музыка помогает охарактеризовать героя, его переживания и победить зло. Поэтому музыка часто является темой самой литературы. Вопрос: проанализировав урок, что из этого можно выделить самое главное? Ответ: Ясно одно – что в сказке в одно сливаются и музыка и литература. Тем самым, дополняя друг друга. Сегодня на уроке все вы работали очень активно, хорошо, молодцы! СЛАЙД №10 Выставление оценок. | 5 | Обсудить вместе с учащимися главного вопроса урока. | Ответы на главный вопрос. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор
·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...
Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.
Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...
Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».
Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...