2 кл. 27 ур. Музыкальная речь"
план-конспект урока по музыке (2 класс)

Ярковская Юлия Николаевна

К учебнику: «Музыка. 1 класс, Усачёва В.О., Школяр Л.В., Изд. ВЕНТАНА-ГРАФ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Музыкальная речь"63.5 КБ
Office presentation icon "Музыкальная речь"1.36 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: Музыкальная речь как выразитель образного содержания музыки. Мелодия, гармония, виды темпа, динамика

Цели: 1. Создать условия для накопления эмоционально слухового опыта;        

           2. Усвоение следующих средств музыкальной выразительности: гармония, виды темпа, динамика;            

           3. Воспитание интереса к предмету.

Ход урока

I.

II.

III.

Организационный момент.

Новый материал, слушание.

   Благодаря трем «китам», трем жанрам мы с вами смогли уже сейчас войти в страну-оперу, страну-балет и страну-симфонию. Мы увидели, что интересное есть в этих странах. Но достаточно ли мы хорошо подготовлены для того, чтобы увидеть и услышать музыку, не пропустить мимо ушей то, на что надо бы обратить внимание, к чему надо было бы внимательно прислушаться? Лучше наше путешествие продолжить после того, как мы больше узнаем про самих «китов». Вспомним несколько фрагментов мелодий, а вы попробуйте определить их эмоциональный характер, есть ли  в них какие-либо изобразительные моменты.

- Какое музыкальное впечатление оставит в вашей душе проигранная музыка?

1) «Болезнь куклы» П.И. Чайковского (не называть его): музыка грустная, выражающая печаль и боль куклы; грусть по уходящему лету – слышны капли дождя по луже и осыпавшимся листьям и т.п.

2) «Марш Тореадора» - решительный характер, смелая музыка, бодрая; изображает бойца, готового к схватке.

3) «Во поле береза» - хоровая песня, медленная, плавная, певучая, рисует картины природы.

4) «Танец маленьких лебедей» - музыка мирная, быстрая, с маленькими шажками, лебеди маленькие, длинноногие, но стараются быть как большие; чтобы не упасть, держатся друг за друга крылышками и т.д.

- А по каким признакам вы определяете, что марш Прокофьева, например, написан не для кукол, а для взрослого сильного человека: (шаги большие, музыка твердая, а у маленького человека еще боязнь перед миром, нет такой уверенности в своей силе, марш звучит громко, а для кукольного вальса характерно тихое или среднее звучание).

- А теперь определите, где какой танец.

   Исполнение вальса из «Спящей красавицы» и «Итальянской польки» Рахманинова.

- Что это? (танцы). Какие это танцы? (вальс и полька).

- Как вы определите, где вальс, а где полька? (у вальса мелодия на счет 123, а у польки 1234 или 12и 123 – как мы хлопали).

- То есть вы определили по счету, это называется «размер». Звуки, из которых композитор строит музыку, очень разные: высокие и низкие. Высокие – звонкие, тонкие; низкие – густые (медведь). Вспоминаем: медведь внизу, птичка вверху. Громкие и тихие, быстрые и медленные, плавные и «прыгающие», стремительно несущиеся и «стоящие» на месте, застывшие, ускоряющиеся и замедленные, усиливающиеся и затихающие, двигающиеся вверх и вниз. Об этом мы с вами уже говорили, когда разбирали характер музыкальных произведений. Но теперь мы должны стать грамотнее и уметь говорить о музыке, применяя музыкальные термины. Термин – это специальное слово. Каждое музыкальное сочинение своеобразно, будь то песня, танец или марш. Все звуки составляют «мелодию». Вы в классе ладите друг с другом? Вот и звуки в мелодии ладят. Сочетание звуков называется «лад». Лады бывают разные. Если мелодия веселая – «мажор», грустная – «минор».

- Что показывает лад? (характер мелодии).

- Расскажите, в какой музыке вам встречался мажор? (полька, танец утят, песня «Вместе весело шагать», «Песня о пограничнике» и т.д.)

- А минор где слышен? («Падают листья», «Монтер», колыбельная мамы-козы)

- Послушайте и определите лад:

1) «Первая утрата» Шумана (минор). Что такое утрата? (когда что-то теряют)

2) «Болезнь куклы» П.И. Чайковского (минор)

3) «Итальянская полька» Рахманинова (мажор)

4) «Бравые солдаты» (мажор)

5) Марш из кинофильма «Веселые ребята» И. Дунаевского (мажор)

- Вот и закрепили, что такое лад.

- Теперь мы знаем две характеристики, два музыкальных термина. Какие? (мелодия, лад)

- лад мы разобрали. А как вести себя мелодия?

1) «Во поле береза» - идет вниз.

2) Танец из балета Ж.Бизе «Кармен» - мелодия ломаная.

Изобразить на доске:

3) Мы шагаем вверх – мелодия верх    исполняется детьми и

    Мы шагаем вниз – мелодия вниз      делается вывод

4) Вальс из балета «Спящая красавица» - мелодия плавная (рисуем на доске                  и показываем таблички)

   Разобрали.

- А теперь послушайте две пьесы, расскажите о них.    

   Звучит «Марш мальчиков» из оперы «Кармен» Ж. Бизе (мальчики поют хором, озорно, бодро, в мажорном ладу, настроение решительное, веселое, звуки прыгающие, мелодия ломаная -                   , звуки высокие и средние, средней громкости т.д.)

   Звучит «Сурок» Л. Бетховена (лад минорный, мелодия унылого характера, печальная, плавная -               , исполняет не хор, а один солист)

   Исполнение песни низким мужским голосом называется петь басом (повторяем новое слово «басом»)

- Мы услышали разные мелодии? (да)

- Разные мелодии по настроению и ладу называются контрастными (повторяем хором). Значит, еще одно новое слово на этом уроке «контраст».

- А в этой пьесе все понятно, вам нужно только отличить, где какой персонаж. Эта пьеса – пример контраста. Звучит пьеса «Зайчик дразнит медвежонка» Д. Кабалевского.

- Какой музыкой изображен зайчик? (высокими звуками)

А медвежонок? (низкими звуками)

- Какими приемами пользовался композитор, чтобы изобразить, что медвежонок ворчит, а зайчик передразнивает? (звуки зайчика тише, быстрее и тоньше, а у медведя – густые, неповоротливые)

- Какой прием тут использовался? (прием контраста)

   Звучит «Тема и вариации на марш Дресслера» Л. Бетховена (музыка повторяется, но в новом варианте, по-разному звучит и имеет разный характер; мелодия меняет направление, а лад остается)

- Может ли одна и та же мелодия быть разной по характеру? (да, в вариации)

- Давайте поиграем в игру «Ветер» и сами сделаем одну и ту же мелодию различной. Исполнить ветер нужно по-разному. Ветер будет у нас маленьким, средним и сильным.

   Дети встают у парт, говорят и выполняют движения:

1. Кто в полях шумит пшеницей      

    И летит крылатой птицей?

Руками делать волны плавно, нежно, тянуться кончиками пальцев вверх.

Ветер – говорить тихо и нежно.

2. Кто играет проводами,

    Поднимает пыль клубками?

Руки вверх, делать беспорядочные движения, нагнуться, зачерпнуть «пыль» и от пола «бросить» вверх.

Ветер – произнести грубее.

3. Кто к земле деревья клонит

    И волну морскую гонит?

Придавить руками и отодвинуть вперед обеими руками «тяжелую волну».

Ветер – тяжело.

- Мы исполнили по-разному «ветер», а теперь на листиках зарисуем любой из них. Можно с лицом, можно без него.

   Это мы изображаем разный характер одного и того же персонажа.

Итоги урока. 

- С какими новыми музыкальными терминами мы сегодня познакомились? (лад, мелодия, контраст)

- Научились видеть своеобразие каждой музыкальной пьесы? (научились)

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музыкальная речь

Слайд 7

МЕЛОДИЯ ЛАД МАЖОР МИНОР

Слайд 21

Кто в полях шумит пшеницей И летит крылатой птицей? Кто играет проводами, Поднимает пыль клубками? Кто к земле деревья клонит И волну морскую гонит?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элементы музыкальной речи. Лад.

Конспект урока во 2 классе по программе Сергеева, Критская.  Тема: "Элементы музыкальной речи. Лад" Урок развивающий, с элементами инсценирования сказки о Двух Ладах....

Урок на тему: Музыкальная речь

Урок на тему: Музыкальная речь...

Музыкальная речь и музыкальный язык

презентация к уроку музыки во 2 классе "Музыкальная речь и музыкальный язык"...

Музыкальная речь. Обобщение

Урок во 2 классе по музыке ....

урок музыки во 2 классе «Особенности разговорной и музыкальной речи. Интонация»

На уроке музыки во 2 классе решаются следующие задачи: сформировать  понятие музыкальной интонации как средства музыкальной выразительности;  определить, в чем сходство и различие между...

урок музыки на тему "Музыкальная речь"

конспект урока для 1 класса + презентация...

«Моя Родина в музыке. Музыкальная речь. Лад»

Интересное преподнесение материала...