«Моя Родина в музыке. Музыкальная речь. Лад»
методическая разработка по музыке (2 класс) на тему

Козинская Оксана Владимировна

Интересное преподнесение материала 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_otkrytyy.doc46.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Моя Родина в музыке. Музыкальная речь. Лад»

Цели урока: Пробуждать в каждом ученике чувственное восприятие мира, формировать у детей положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала. Формировать целостное представление о слове, живописи, музыке, развивать интерес к русскому народному творчеству и искусству. Познакомить детей с новым средством музыкальной выразительности – ладом, его разновидностями. Развивать умение распознавать лад. Закреплять умение распознавать регистр, использовать русские народные шумовые инструменты для развития чувства ритма. Развивать голос, музыкальный слух, воображение. Познакомить с музыкальным инструментом – гусли, его звучанием. Разучить песню Островского «Пусть всегда будет солнце!»

Музыкальный ряд: Атанов «Две картинки», русская народная песня «Хмелюшко», Масленников «Волжские наигрыши», подборка детских песен, фонограмма песни «Наш край», «С чего начинается Родина», фонограмма песни «Пусть всегда будет солнце!»

Изобразительный ряд: (в форме презентации) различные портреты русских красавиц в сарафанах, изображения орнаментов для сарафанов, изображения гуслей и гусляров, рисунки детей.

Дополнительно: русские народные костюмы для детей, русские народные шумовые инструменты.

Ход урока:

  1. Вводная часть.

- Здравствуйте, ребята. На уроке вас вместе со мной встречает музыка. Послушайте, о чём она нам рассказывает.

(Прослушивание 1 части произведения Атанова «Две картинки»)

- О чем же рассказывает нам музыка?

- Правильно, она приглашает нас в сказку, в свой удивительный мир музыки. Этот мир невозможно потрогать руками или увидеть глазами, понюхать или ощутить на вкус. Зато можно воспринять всем сердцем и душой. Этот мир будет существовать в нашем воображении, подарит нам удивительные открытия, прежде всего, самих себя. Наш класс принадлежит этому волшебному царству и нам нужно скорее поприветствовать друг друга по- музыкальному.

II. Музыкальное приветствие.

Фразу «Здравствуйте!» исполняем по восходящей и нисходящей тонике.

III.Музыкальная разминка.

- А теперь для того, чтобы разогреть свое горлышко, привести в порядок свое дыхание и свой голос, проведем музыкальную разминку.

1.Ритмичесикй диктант.

2. Музыкальное дыхание.

- Поставьте руки на пояс. Сделайте вдох по моему взмаху, и ощутите, как воздух набирается у вас в живот. Медленно выдохните (3 раза).

- Теперь перейдем к следующему этапу музыкальной разминки – пению упражнений. Но сначала вам надо принять правильную певческую позу:

Плечи – раз!

Головка – два!

Внимание – три!

В певческой позе замри!

3. По нотам слоги ма-мэ-ми-мо-му.

4. Распевка «До – воробышка гнездо…»

До – воробышка гнездо,

Ре – травинки во дворе,

Ми – котенка покорми,

Фа – в лесу кричит сова,

Соль – растет у нас фасоль,

Ля – поем мы «тра – ля – ля!»

Си – водицы принеси,

                 До – воробышка гнездо

5. По гамме «До, ре, ми, фа, соль, ля, си…»

До, ре, ми, фа, соль, ля, си

Кошка села на такси.

Заплатила сто рублей

И поехала в музей.

А веселые котята

К ней уселись позади.

И поехали бесплатно.

                До, ре, ми, фа, соль, ля, си

(Садятся)

IV. Сообщение темы и целей урока.

- Посмотрите друг на друга. Какие у вас красивые костюмы. Как вы думаете, почему вы в них? (Урок будет посвящен русской народной музыке)

- Правильно. На уроке мы будем петь песни нашего народа, танцевать под музыку народа, исполнять песни о Родине.  И познакомимся с еще одним средством музыкальной выразительности – ладом.

V. Понятие «минорный лад».

- Узнать, что такое лад и каким он бывает, нам поможет  русская народная музыка и народные инструменты.

(раздаю инструменты)

- Предлагаю исполнить песню «Во поле береза стояла».

(Исполнение песни с шумовыми инструментами)

- Молодцы, ребята. Какая мелодия у этой песни? (Грустная, медленная, спокойная, лирическая, певучая)

- В каком регистре она звучала?

- Все музыкальные произведения сочиняются композитором в определенном ладу. Лад  - это построение музыкальных звуков. Мягкая, лирическая, иногда грустная музыка, такая, какую мы исполняли сейчас, пишется в минорном ладу. И мы присвоем ей такой знак: .

Повторите: Минорный лад – это грустная, мягкая, лирическая музыка.

- Хорошо. А мы с вами знаем танец под русскую народную песню «Хмелюшко», часть музыки которой написана в минорном ладу.

(Исполнение танца)

- Какое настроение вы испытывали, когда его танцевали? (Грусть, задумчивость, печаль, нежность).

- Посмотрите, какие на девочках красивые сарафаны! Как плавно, величаво двигались девочки в хороводе! Издавна русские женщины носили сарафаны. Испокон веков образ русской красавицы вдохновлял художников на создание картин, где главной фигурой была женщина в сарафане. Посмотрите на некоторые из них. (Демонстрируются слайды). – Обратите внимание на орнаменты, вьющиеся по подолу подобно прекрасной мелодии. (Слайды).

VI. Понятие «мажорный лад»

- О сарафане можно говорить не только всерьез, но и в шутку. Давайте исполним русскую народную песню «Во кузнице».

(Исполнение песни с шумовыми инструментами).

- Какой была музыка? (Веселой, задорной, жизнерадостной)

- Прохлопайте ритмический рисунок первой строчки.

- Какое настроение вызывает? (Веселое, бодрое, задорное)

- Предлагаю ваше настроение поддержать кадрилью под музыку композитора Масленникова «Волжские наигрыши».

(Исполнение танца).

- Какой была музыка 1-го танца? (Грустной)

- А 2-го? (Веселой).

- Запомните: веселая, задорная музыка пишется композиторами в мажорном ладу. И мы даем ему такой знак: .

- Повторите: мажорный лад – веселая, задорная музыка.

VII. Закрепление.

- А теперь потренируемся определять в мажоре или в миноре звучит музыка. А помогут нам в этом карточки.

(Ребята прослушивают фрагменты детских песен и карточками показывают в мажоре или в миноре они звучат).

VIII. Понятие о смене лада.

- Но бывает так, что не все произведение написано в мажоре или миноре. Есть пьесы и песни, в которых музыкальный лад меняется. Сегодня на уроке мы уже с этим встречались, когда танцевали танец «Хмелюшко». Помните: начало было грустное, а потом сменилось более оптимистичной темой. Сегодня мы с вами разучим песню «Пусть всегда будет солнце» композитора Островского и проанализируем смену лада.

IX. Разучивание песни «Пусть всегда будет солнце!»

- Обратите внимание, какое удивительное вступление написал композитор Островский к этой песне. Звуки вступления движутся все выше и выше, как будто они рисуют восходящее на небосводе солнце, от которого всем сразу становится светло и тепло.

Обращаю внимание на то, что 2 куплет звучит более приглушенно, а 3 с призывом.

(Исполняем песню по куплетам)

- Понравилась песня? Чем?

- Прохлопайте ее ритм.

- Можно ли маршировать под эту песню?

- В каком ладу написан куплет?

- А припев?

X. Исполнение ранее изученных песен.

- Мы не желаем войны, потому что очень любим свою родину, ее родные нивы и поля. А рассказать о своей любви мы сможем песней «Наш край».

(Исполнение песни).

XI. Музыкальная физминутка.

«Если весело живется…»

XII. Исполнение песни «С чего начинается Родина».

- Мы с вами исполнили песню о родном крае, рассказали за что мы его любим, а с чего же начинается наша Родина? Предлагаю исполнить песню «С чего начинается Родина»

XIII. Знакомство с русским инструментом гуслями.

- Наш урок начался с красивой мелодии, которая была похожа на сказку.

- Давайте послушаем ее еще раз.

- Кто догадался, какой музыкальный инструмент звучит?

- Эта пьеса композитора Атанова называется «Две картинки». На следующих уроках мы к ней вернемся, а сейчас давайте посмотрим, что за инструмент этот гусли и как на нем  играют? (слайды).

(комментарий учителя к слайдам)

Итог занятия.

- На сегодняшнем уроке мы узнали, что музыку пишут в мажорном и минорном ладу, чем они отличаются. И еще узнали, что в одном произведении могут встретиться сразу и мажор и минор, сменяя друг друга. Мы исполняли русские народные песни и песню о родине, начали разучивать песню Островского «Пусть всегда будет солнце!» Мы узнали о русском народном инструменте гусли. Мы еще раз доказали, что музыка стоит на 3 китах: песни, танце и марше. На предыдущем уроке я давала вам задание нарисовать рисунки о мире. Закончить наш урок я предлагаю песней «Пусть всегда будет солнце!», а наши гости смогут увидеть ваши рисунки.

(Дети исполняют песню, демонстрируются слайды с рисунками)

- Урок окончен, до свидания.

Государственная (областная) общеобразовательная школа – интернат №4

ОТКРЫТЫЙ УРОК

по музыке

во 2 классе

Тема: «Моя Родина в музыке. Музыкальная речь. Лад»

Учитель                                  Козинская О.В.

2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальная речь и музыкальный язык

презентация к уроку музыки во 2 классе "Музыкальная речь и музыкальный язык"...

урок музыки во 2 классе «Особенности разговорной и музыкальной речи. Интонация»

На уроке музыки во 2 классе решаются следующие задачи: сформировать  понятие музыкальной интонации как средства музыкальной выразительности;  определить, в чем сходство и различие между...

Открытое мероприятие на День Музыки Музыкально-спортивная игровая программа «Музыкальные старты» в 4 классе

Открытое мероприятие на День музыки в 4-х классах проходит в  2 тура:  музыкальные  и спортивные конкурсы. В 1 туре проходят музыкальные конкурсы -  «Перевертыши» , «Угадай ге...

урок музыки на тему "Музыкальная речь"

конспект урока для 1 класса + презентация...

Музыкальная речь. Конспект урока музыки (2 класс)

Музыкальная речь. Конспект урока музыки (2 класс)...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Пластическое интонирование и восприятие музыки, музыкально-ритмический и игровой элемент на уроках музыки в начальной школе"

Пластическое интонирование часто используется  как средство художественно-невербальной коммуникации на уроках музыки в младших классах православной гимназииТермин «пластическое интонировани...

Технологическая карта урока В 3 классе по музыке "Музыкальная речь. Темп"

УМК: «Школа России»3 классТема урока: Музыкальная речь. Темп.Тип урока: ОНЗПрограмма: традиционнаяЦель урока: познакомить детей с понятием «музыкальная речь». Осознание и поним...