Открытый урок по музыке. Опера "Руслан и Людмила" Увертюра, финал.
план-конспект урока по музыке (2 класс)

Замышляева Светлана Александровна

Открытый урок по музыке. Опера "Руслан и Людмила" Увертюра, финал.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Опера «Руслан и Людмила». Я славил лирою преданья. Фарлаф. Увертюра». – 2 класс.

Цель урока:

Формирование  представления  об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с оперой М.И. Глинки « Руслан и Людмила» - шедевром  русского оперного искусства.

Задачи урока:

обучающая:  обеспечить усвоение понятий:  опера, солист, хор, контраст, увертюра-финал

развивающая: совершенствовать умения выявить взаимосвязь музыки – слова - изобразительного искусства в опере; продолжить  формирование целостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу;

воспитательная:  развивать  образно-ассоциативное  мышление детей на основе активного, прочувствованного восприятия музыки

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,

Формы организации познавательной деятельности  учащихся:

Методы обучения:

Тип урока: урок "открытия" нового знания

Ход урока.

Учитель: Здравствуйте. Сегодняшний урок я начну хорошо известными поэтическими строчками:

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом…

Учитель: Какому поэту принадлежат эти строки?

Дети: Пушкину.

Учитель: Ещё при жизни великого поэта М.И. Глинка задумал написать оперу «Руслан и Людмила», надеясь на взаимное сотрудничество. Но, к сожалению, трагическая гибель Пушкина помешала осуществлению этой мечты.  Опера была написана  после смерти поэта. На основе сказочной поэмы М.И. Глинка создал произведение о победе добра над злом, любви над предательством и коварством, воплотил народную веру в торжество света над тьмой.

Учитель : Как вы думаете,  куда мы сегодня с вами пойдём?  

                  -А что мы там будем делать?

                   -Правильно…но спектакль необычный…

Учитель: - Сегодня опера предстанет перед нами как волшебный рассказ о чудесах сказочного мира. Учитель: - Кто рассказывает сказки детям?

Работают с разворотом учебника «Сцены из оперы» Дети перечисляют, вспоминают Кота  ученого.

Учитель:  Какие замечательные строки русского  поэта А.С. Пушкина  А хотите узнать, что было  172 года назад? …Морозным ноябрьским вечером, 27 ноября 1842 года в Марииненском театре Санкт-Петербурга состоялась премьера волшебной, сказочной оперы русского композитора М.И. Глинки, на сюжет поэмы А.С. Пушкина Руслан и Людмила.
Почему опера волшебная и сказочная? (Как и положено, в сказках, в опере действуют добрые и злые волшебники, шапка-неведимка, живая голова великана, живая и мертвая вода, меч-кладинец, волшебное кольцо, пробуждающее Людмилу).

        "Киевский князь Светозар празднует свадьбу дочери Людмилы и отважного витязя  Руслана. В разгар пира происходит таинственное похищение Людмилы злым волшебником Черномором. По призыву Светозара  Руслан  и  оба отвергнутых  жениха Людмилы  Фарлаф и хан Ратмир  отправляются на поиски Людмилы. Руслан попадает в пещеру доброго волшебника Финна, который открывает тайну похищения Людмилы  могущественным Черномором и обещает ему помочь.  Фарлаф встречает злую волшебницу Наину. Она убеждает его вернуться в Киев и ждать ее дальнейших повелений.  Руслан продолжает путь,  сокрушает встретившую ему голову великана, овладевает чудесным мечом, который сможет победить Черномора.  Коварная Наина завлекла в свои владения Ратмира и Руслана, а Людмила в неволе скучает.  Она готова умереть, чем подчиниться Черномору.  Черномор приказывает слугам развлекать Людмилу. Появляется Руслан, он вступает в бой и отсекает ему длинную бороду, в которой таилась вся его сила. Однако преждевременная  радость не в силах  разбудить Людмилу, усыпленную колдуном.  Руслан решил отвезти  спящую Людмилу в Киев.  Наина и Фарлаф проникают в спящий лагерь Руслана, похищают Людмилу. Поднимается тревога  и Руслан бросается в погоню.  По призыву Ратмира  появляется Финн и вручает ему волшебный перстень, которым Руслан разбудит Людмилу.      Прикосновение перстня Руслан пробуждает  Людмилу от волшебного сна.  В Киеве всеобщее ликование. Народ радуется счастью молодых."  ( рассказ будет сопровождаться слайдами героев оперы)  

звучит "Увертюра"

Учитель:  Как  звучит произведение?  Какой тут возникает образ? Что мы можем сказать о герое благодаря такой музыкальной характеристике? (Образ света, радости, богатырской удачи – тема Руслана)

Выберите карточку, которая соответствует образу Руслана  (у детей набор карточек разных цветов  ярких и темных Работа с карточками определение характера).

Молодцы, вот такой  праздничной, победной, богатырской, торжественной музыкой  начинается опера и называется УВЕРТЮРА (вступление)

Учитель: Послушаем фрагмент из арии Руслана. Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для создания образа главного героя?                                                                                                                                      

Слушают «Дай, Перун, булатный меч…»                                                                    

Учитель: Что мы можем сказать о герое благодаря такой музыкальной характеристике?( Что он полон решимости на борьбу, что он храбр и отважен)

Как вы думает, кто исполняет это произведение? Правильно, поет один человек и его называют СОЛИСТ.

Учитель: Добро в сказке борется со злом.  Кто олицетворяет силы зла в поэме А.С. Пушкина?                                              

Коварный, злобный Черномор,
Семейства нашего позор,
Рожденный карлой, с бородою...
...Умен, как бес, и зол ужасно.
Притом же, знай, к моей беде,
В его чудесной бороде
Таится сила роковая...                                                                                                                                                                                                 – Так описывает Черномора в своей поэме А.С. Пушкин.
–Как вы думаете
, какая музыка должна быть у злых сил? ( Музыка должна звучать грозно, резко, отрывисто.)

Учитель: Теперь послушаем, как характеризует Черномора сам композитор.

– Определите, какой из трех  жанров  он для этого выбирает? (жанр марш)

2.  Звучит  "Марш Черномора"                                                                                                                                                                  

Учитель: Попробуем промаршировать под эту музыку. (маршируют)

Удобно вам было маршировать?                                            

 Учитель: По каким признакам мы можем определить, что этот герой фантастический, сказочный? (звучание колокольчиков).                                                                                                                                                                                                   Учитель: Какими чертами характера он обладает? (коварство, злоба, ненависть, стремление к богатству, жажда наживы).  Черномор в опере не поет, у него нет вокальной партии. Почему? (он – сила зла).

Выберите карточку, которая соответствует образу Черномора  (у детей набор карточек разных цветов  ярких и темных Работа с карточками определение характера

Учитель:  Какой музыкальный образ вам показался ярче: образ Черномора в марше или образ Руслана в увертюре?

А какой герой понравился больше? Почему?

Учитель: Своим прототипом Руслан имеет легендарных богатырей из русских былин и сказок, которые защищали русский народ.  Каких  вы  знаете богатырей? С каким цветом ассоциируется у вас его образ? (красный – цвет крови). А как вы думаете, образ Людмилы, каким цветом можно изобразить? (желтый – цвет солнца, радости, Родины).

 Учитель: А как вы думаете, какой музыкой  у Глинки заканчивается опера?

видеофрагмент "Финал"

Учитель: Как звучал финал оперы? (Она такая же, как в начале: торжественная, радостная, мажорная).                               Кто исполняет это произведение ? (хор). А какой хор? (смешанный)

Учитель: Глинка уже в начале оперы своей музыкой предрекал победу добра над злом. Светлые стороны жизни победили. Посмотрите на экран. Перед вами в одном столбике  имена главных героев. А в другом - характеристика героев. Давайте попробуем подобрать характеристику к каждому герою.                                                                              

 Людмила – “милая людям”.                                                                                                                                                                              Руслан – “русый, светловолосый, настоящий русский человек”.                                                                                                                Князь Владимир несёт мир, добро, владеет миром (Князь Владимир Святославич. 980 – 1015 – время княжения. Сын Святослава Игоревича. Обороняя Русь от набегов кочевников, поставил на границах “заставы богатырские”. Много славных подвигов совершили богатыри русские, охраняя родную землю от кочевников. Новый князь остался в памяти как герой былин – Владимир Красное Солнышко. При нём начался расцвет древнерусской культуры. С ним связано крещение Руси.)                                                                                                                                                                                        

Фарлаф – хитёр и скрытен.                                                                                                                                                                    

Черномор –поступки героя чёрные, недобрые.                                                                                                                                          

Ратмир –противоречивый, непостоянный.

Учитель: В рабочих тетрадях Глинки были найдены слова, рассказывающие о том, каким должен быть конец оперы: «На сцене медленно появляются светлые облака…». Как вы думаете, о чём должны возвестить светлые облака? (Главное – прославить богатырский русский народ, его прекрасную, любящую душу, прославить могучую Русь! Нет, не кончилась Русь! И богатыри не перевелись! Русь та же. Красота та же!)

Учитель: У композитора есть свои средства музыкальной выразительности, благодаря которым, мы представляем мужественного Руслана, нежную Людмилу, коварного Черномора. Они сегодня как будто бы побывали в нашем классе. В сказках добро всегда побеждает зло, и в нашей музыке, звучащей на уроке были доброта, свет, вдохновение и все самое лучшее, что может быть в жизни.

Учитель : Мы сегодня в очередной раз прикоснулись к музыке Глинки, такой недосягаемой и доступной, и вновь открыли её для себя с новой стороны.
- Русская музыка неразрывно связана с великими традициями русской классической литературы. Русская опера всё время ориентируется на Пушкина. И одним из произведений  является «Руслан и Людмила» - былинно – эпическая опера Глинки. Секрет её популярности, её долголетия в том, что она написана двумя гениями – авторами сюжета и музыки. Слово Пушкина по – особому открывается через сочинение Глинки. Думаю, сегодня мы в этом убедились.
Вы встретились   с добрыми и злыми героями. Нарисуйте, пожалуйста дома,  как вы  представляете образ Черномора.

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

Открытый урока по музыке в 1 классе "Разнообразие музыки"

Открытый урока по музыке в 1 классе по теме "Разнообразие музыки". Урок разработан на основе изучения и анализа разножанровой музыки. Объясняется понятия "песенность", "танцевальность", "маршевость"....

Открытый урок по музыке «Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера». Учитель музыки: Бахарева В.Н.

Конспект открытого урока по музыке "Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера"...

Конспект открытого урока по музыке В коррекционной школе 8 вида 3 класс «Сказочные персонажи в музыке»

Конспект открытого урока по музыкеВ коррекционной школе 8 вида 3 класс«Сказочные персонажи в музыке»...

Открытый урок по музыке 2 класса Тема: «О чём говорит музыка»

Основные задачи урока.Закрепить представление о том у ребят, что музыка выражает характер и настроение человека.Певческое развитие учащихся на уроке.Вызвать у учащихся эмоциональный отклик к звучащим ...

Технологическая карта открытого урока по музыке "Музыка в народном стиле", 2 класс

Технологическая карта открытого урока по музыке "Музыка в народном стиле", 2 классПроведен на конкурсе "Учитель года"2 место...

План-конспект открытого урока по музыке "Мир музыки Бетховена"

Цель урока: познакомиться с жизнью и творчеством Людвига ван Бетховена через разнообразный мир его произведений, воспитывать чувства прекрасного и развивать эмоционально-чувственное восприятие классич...