"Сольное пение" ДОП - 4 Учебно-методический материал для изучения
учебно-методический материал по музыке (1, 2, 3, 4 класс)

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»

станицы Ессентукской

 

Программа

по дополнительной общеразвивающей программе

 в области музыкального искусства

" Сольное  пение"

 (специализация: академическое пение, эстрадное пение)

 

Учебный предмет  ПО.01.УП.01.

«Сольное пение (академическое пение)»

 

ст. Ессентукская.2018

 

«Рассмотрено»

Методическим советом

МБУДО ДШИ ст.Ессентукской

«28» декабря 2018 г. Протокол № 6

 

  «Утверждаю»

Директор МБУДО ДШИ

ст.Ессентукской

     _________(Т.П.Швидунова)

     подпись                 Ф.И.О.                    

          «28»декабря 2018г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик: Епишина Оксана Сергеевна, преподаватель МБУДО ДШИ ст.Ессентукской

Рецензент: Швидунова Татьяна Павловна, преподаватель МБУДО ДШИ ст.ЕссентукскоЙ

Рецензент: Линева Инта Вячеславовна , преподаватель МБУДО ДШИ ст.Ессентукской

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура программы учебного предмета










I.         Пояснительная записка                                                            

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

-  Срок реализации учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной                          организации на реализацию учебного предмета

-  Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели   учебного предмета

- Задачи учебного предмета

- Обоснование структуры программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II.      Содержание учебного предмета                                      

- Годовые требования

III.    Требования к уровню подготовки учащихся                         

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV.    Формы и методы контроля, система оценок                                     

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V.      Методическое обеспечение учебного процесса

        - Методические рекомендации преподавателям                           

VI.    Список литературы

- Учебная литератур

                                                                                                                                                     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.Характеристика учебного предмета, его место и роль в общеобразовательном процессе

Программа учебного предмета «Сольное пение (специализация: академическое пение)» является составной частью дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Сольное пение (специализация: академическое пение, эстрадное пение) и  разработана на основе: «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области вокального исполнительства в детских  школах искусств. Сроком обучения 4 года.

Приобщение детей к музыке посредством обучения академическому пению вошло в практику музыкального образования как в России, так и за рубежом и с каждым годом пользуется все большим интересом среди детей и их родителей. Красота звучания голоса, его возможности, демократичность использования, различное использование в музыке всех жанров и стилей заслуженно вывели сольное пение на лидирующие позиции.

Учебный предмет «Сольное пение (специализация: академическое пение)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков сольного пения, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие обучающегося.

Обучение сольному пению включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа. Поэтому изучение данного предмета сопряжено с изучением музыкальной грамоты.

Учебный курс построен на практических занятиях, теоретические знания формируются в процессе освоения исполнительских навыков. Возможно увеличение часов аудиторной учебной нагрузки за счет проведения занятий ансамблем.

Согласно учебному плану дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе в области музыкального искусства учебный предмет «Сольное пение (академическое пение)» входит в итоговую аттестацию.

Рекомендуемый возраст детей, обучающихся по данной программе, 5-15 лет.

2.Срок реализации учебного предмета

2. Срок реализации данной программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с 5 до 15 лет,  составляет  4 года.

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Сольное пение (эстрадное пение)»

                                                                                                                  Таблица 1

Сведения о затратах учебного времени

Классы

1

2

3

4

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

34

34

34

34

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

2

2

2

2

Общее количество часов на аудиторные занятия

272

Количество часов на самостоятельную работу в неделю

2

2

2

2

Общее количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

272

Максимальная учебная нагрузка в часах

544

 

Виды внеаудиторной работы:

- выполнение домашнего задания;

- подготовка к концертным выступлениям;

- посещение концертов, спектаклей и др.;

- участие учеников в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательной организации и др.

Время на самостоятельную работу учащихся в неделю определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания. Программа предусматривает регулярность и систематичность самостоятельных занятий.

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока – «академический» час и предполагает занятия  2 часа в неделю для учащихся 1-4 классов.

Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности

5.Цели учебного предмета

Целью учебного предмета «Сольное пение (академическое пение)» является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями об академическом вокальном исполнительстве, формирование практических умений и навыков певца, качественное развитие  певческого голоса воспитанников в процессе творческого исполнения музыкальных произведений, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Задачами предмета «Сольное пение (академическое пение)» являются:

  • формирование музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры;
  • развитие музыкально-творческих способностей обучающихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, музыкальной памяти, эмоционально- эстетического восприятия действительности; к музыке и жизни;
  • воспитание слушательской и исполнительской культуры, способности воспринимать образное содержание музыки и воплощать его в разных видах музыкально-творческой деятельности;
  • освоение знаний музыки и о музыке как виде искусства, его интонационно-выразительных средствах, жанровом и стилевом многообразии, о фольклоре и лучших произведениях классического наследия и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;
  • формирование устойчивого интереса к музыке и различным формам ее бытования;
  • задача специального развития: формирование навыков, разностороннее развитие вокально-хорового слуха, формирование музыкальной памяти, осознанное восприятие музыки и умение размышлять о ней. Обучить детей легкой атаке звука, развить подвижность мягкого неба, сформировать координацию деятельности голосового аппарата с основными свойствами голоса: звонкостью, полетностью, мягкостью, вибраторности, при условии звучания здорового детского голоса.
  • формировать навыки певческой выразительности, вокальной артикуляции, развить певческое дыхание, диапазон, а также обучение детей навыкам пения без сопровождения и в  ансамбле.
  • воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;
  • воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.

6.Обоснования структуры учебного предмета

Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствие с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

 

7. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (рассказ, беседа, объяснение);
  • метод упражнений и повторений (выработка вокальных навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения);
  • метод показа (показ педагогом вокальных упражнений, исполнение педагогом песен с использованием многообразных вариантов показа);
  • объяснительно-иллюстративный (педагог исполняет произведение ученика и попутно объясняет);
  • репродуктивный метод (повторение учеником вокальных приемов по образцу учителя);
  • метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);
  • частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи).

Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.

8. Материально-технические условия

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Необходимо наличие:

помещений для работы со специализированными материалами (фонотеки, видеотеки, фильмотеки, просмотровых видеозалов);

учебных аудиторий для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий со специальным учебным оборудованием (столами, стульями, шкафами, стеллажами, музыкальными инструментами, звуковой и видеоаппаратурой и др.).

Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию и быть оформлены наглядными пособиями. Учебные аудитории для индивидуальных занятий должны иметь площадь не менее  6 кв.м.

В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов и учебного оборудования.

Для реализации образовательной программы необходимо наличие в каждом кабинете по классу сольного пения необходимых принадлежностей:

Микрофоны, колонки, усилители звука, микшерный пульт, ноутбук. Подбор исполняемой программы будет индивидуальным для каждого учащегося.

Для оборудования класса также необходимо наличие фортепиано, аудио и видео оборудования, наглядных пособий, нотной и методической литературы. В школе желательно иметь концертный зал, оборудованный одеждой сцены, световым и звуковым оборудованием.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 Учебная программа «Сольное пение» по предмету «академическое пение» рассчитана на 4 года обучения. В программе отражено разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому обучающемуся, учтен принцип систематического и последовательного обучения. Программа составлена с учетом физических и психологических возможностей детей, целями и задачами развивающего обучения. Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от знакомства изучения основ постановки дыхания и звукоизвлечения до исполнения шедевров мировой музыкальной классики.

Учебный материал разделен на 2 основных раздела: технический (постановка дыхания, звукоизвлечение и т. д.) и художественный (работа над образом произведения, сольное и ансамблевое музицирование).

Освоение элементов музыкальной грамоты, теоретических основ музыкального исполнительства является важной и неотъемлемой частью учебного процесса. Знания истории сольного академического пения, стилистических особенностей исполнения музыки разных эпох и композиторов, техники дыхания, звукоизвлечения и исполнения различных штрихов и оттенков уже с первых занятий помогают формированию грамотного певца.

Практические навыки, полученные на уроке с преподавателем позволяют увлечь учащихся процессом обучения сольному пению.

Тематический план носит примерный характер, отражает содержание программы, распределенное по годам обучения и темам, предлагаемый объем осваиваемого музыкального материала.

Годовые требования

1 класс

 На первом году обучения преподаватель должен ознакомить обучающегося с общими понятиями анатомии голосового аппарата и гигиены певческого голоса. Особое внимание нужно обратить на взаимосвязь работы гортани и резонаторов и механизм работы дыхательного аппарата. Особое значение отводится упражнениям для развития правильного дыхания, его экономичного расходования и на формирование правильной позиции. При этом следует следить за чистотой интонации. Необходимо ознакомить обучающегося с понятиями: артикуляция, дикция. Выбор репертуара зависит от степени подготовки и индивидуальных возможностей обучающегося.

В зависимости от исполнительского уровня обучающихся формы текущего контроля могут быть разные: от контрольного урока до выступления на публичном концерте.

В рамках промежуточной аттестации в конце I полугодия на контрольном уроке обучающийся должен исполнить одно произведения:

- Песню  современного композитора или народную песню напевного характера.

В конце II полугодия на дифференцированном зачете в форме академического концерта обучающийся должен исполнить  два разнохарактерных произведения;

Сложность репертуара промежуточной аттестации выбирается преподавателем с соответствие с индивидуальными возможностями обучающегося и может отличаться от предложенной сложности в сторону упрощения или усложнения репертуара. Неизменными остаются годовые требования и жанровая направленность произведений.

Примерный репертуар

  • Р.н.п. «Как пошли наши подружки»
  • Р.н.п. «Пойду лук я полоть»
  • Р.н.п. «У меня ль во садочке»
  • Р.н.п. «По ягоды»
  • Латышская нар.песня «Котя котенька-коток»
  • И. Брамс «Колыбельная»
  • Ц. Кюи «Зима», «Осень»
  • Ф. Абт «Вокализы»
  • Р. Паулс «Колыбельная»
  • Баневич «Земля детей»
  • Г. Струве «Вот тогда ты пожалеешь, Кулакова»
  • А. Зацепин «Ты слышишь, море»
  • А. Варламов «Пять февральских роз»
  • В. Салихова «Анне»
  • В. Салихова  «Хевел»
  • Л. Марченко « Кискин блюз»
  • Л. Марченко «Джаз – вальс»
  • Л. Скрягина "Калейдоскоп"
  • А. Ципляускас "Эльфы"    
  • А. Ермолов "Три Желания"  
  • Е. Зарицкая "Росиночка – Россия"
  • Рус.нар.песня "Русские сапожки" 
  • В. Тюлькапов "Песенка пиратки"
  • А. Ципляускас "Белоснежка"
  • А. Шаинский"Мама мамонтенка"
  • А. Ципляускас "Заводная обезьянка"
  • "Круглая песня" из. реп. Непоседы
  • А. Ермолов "Ручеёк журчалочка"
  • Е. Зарицкая "Раз ладошка"       
  • О. Полякова "Песенка на хрустальной лесенке"
  • О. Полякова "Котенок мурлыка"

 

  Примерная программа промежуточной аттестации

Сложность репертуара промежуточной аттестации выбирается преподавателем с соответствие с индивидуальными возможностями обучающегося и может отличаться от предложенной сложности в сторону упрощения или усложнения репертуара. Неизменными остаются годовые требования и жанровая направленность произведений.

I полугодие

вариант 1

Р.н.п. «Как пошли наши подружки»

вариант 2

А. Ермолов "Ручеёк журчалочка"

II полугодие

вариант 1

Ф. Абт «Вокализы»

О. Полякова "Котенок мурлыка"

вариант 2

А. Варламов «Пять февральских роз»

Р. Паулс «Колыбельная»

2 класс

       Развитие вокальных навыков, работа над дыханием, дикцией, выявление и развитие индивидуальной манеры исполнения, работа над сценической свободой, звуковедением.

Во втором классе продолжается работа над углублением знаний в области вокально - технических и музыкально- художественных навыков, приобретенных  в первом классе. Продолжается  знакомство с правилами пения и охраны голоса. Проводится разностороннее воспитание и развитие музыкально- певческих способностей, таких  как:

- музыкальный слух;

- певческий голос;

- внимание;

- музыкальное мышление, память;

- эмоциональность,

В течение второго года обучения обучающийся должен:

-расширить диапазон голоса;

-работать над «сглаживанием» регистров;

-формировать основные свойства певческого голоса: звонкости, полетности,  тембровой ровности, пения с вибрато;

-работать над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры;

-овладеть навыками правильного звукообразования (мягкая атака), добиваться сохранения устойчивого положения гортани, вдыхательного состояния при пении;

-выравнивать звучность гласных и добиваться правильного четкого произношения согласных;

-при работе над вокализами добиваться плавного звуковедения, вносить в  исполнение элементы художественно- исполнительского творчества, чувствовать движение мелодии, динамику ее развития и кульминацию произведения;

-познакомится с навыками работы с микрофоном (для более способных учащихся, обладающими ярко выраженным  эстрадным звучанием голоса)

       В программу второго года обучения входит пение вокальных упражнений, включающие мажорные и минорные гаммы, трезвучия, опевание устойчивых ступеней лада, скачки на октаву верх и вниз.

В течение учебного года ученик должен разучить 1-2 вокализа или народных песен напевного характера,  4-5 вокальных произведений различного характера и содержания.

На академический концерт в конце I полугодия выносится 2 произведения:

- народная песня или произведение русских классиков;

- произведение современных авторов.

На академическом концерте в конце II полугодия исполняется 2 разнохарактерных произведения. Допускается исполнение одного произведения под фонограмму (-1).

Во  II полугодии на контрольном уроке ученик должен продемонстрировать приобретенные  вокально - технические навыки:

 - дыхание на опоре;

- плавное звуковедение; 

- тембральную ровность и гибкость голоса;

 - чистое интонирование;

На  контрольный урок выносятся:

- вокализ или народная песня кантиленного склада

- мажорная гамма в прямом движении вверх и вниз в размере 2\4  на «легато» с использованием простых ритмических формул (ровные четвертные, ровные восьмые), опевание устойчивых ступеней.

Примерный репертуарный список

  • Р.н.п. «Со вьюном я хожу»
  • Р.н.п. «На горе – то калина»
  • Р.н.п. «Рыбка – окунечек»
  • Р.н.п. «Пошла млада за водой»
  • Р.н.п. «Что вы, цветики»
  • Ч.н.п. «Лист березы»
  • Ч.н.п. «Пукане»
  • Словацкая народная песня «Спи, моя милая»
  • Р. Шуман «Мотылек»
  • В. Калинников «Мишка»
  • Г. Адлер « Песня тарантеллы»
  • И. Дунаевский «Колыбельная» из к\ф «Цирк»
  • Е. Марченко «Старая кукла»
  • Я. Дубравин «Песни наших отцов»
  • А. Варламов «Старый дом»
  • А. Ермолов «Чайки»
  • В. Тюльканов "Рыжее чудо"
  • Р. Васильев "Ябеда"
  • К. Ситник "Нон стоп"
  • А. Ермолов "Стану звездой"
  • Ф. Клибанов "Крутой" 
  • Э. Ханок "Потолок ледяной"  
  • А. Ермолов "Осторожно добрая собака"  
  • Е. Лучников "Не отнимайте солнце у детей" 
  • В. Тюльканов "Детская дружба"   
  • "Барбарики" анс. Любаша
  • О. Полякова "Журавлик"              
  • Укр. нар. песня "Веночек"

  Примерная программа промежуточной аттестации

Сложность репертуара промежуточной аттестации выбирается преподавателем с соответствие с индивидуальными возможностями обучающегося и может отличаться от предложенной сложности в сторону упрощения или усложнения репертуара. Неизменными остаются годовые требования и жанровая направленность произведений.

I полугодие

вариант 1

В. Калинников «Мишка»

Р.н.п. «Со вьюном я хожу»

вариант 2

О. Полякова "Журавлик"             

Укр. нар. песня "Веночек"              

II полугодие

вариант 1

А. Варламов «Старый дом»

Р.н.п. «Пошла млада за водой»

вариант 2

Я. Дубравин «Песни наших отцов»

Р. Шуман «Мотылек»

3 класс

       Развитие вокальных навыков, работа над дыханием, дикцией, выявление и развитие индивидуальной манеры исполнения, работа над сценической свободой, звуковедением. Основы гигиены голоса. Развитие чувства ритма и координации движений.

В третьем классе должна продолжаться работа над закреплением всех ранее полученных знаний и навыков, а также над освоением многожанрового  репертуара.

В конце третьего класса обучающийся должен:

  • овладеть подвижностью голоса путем освоения новых технических упражнений;
  • овладеть приемами микстового звучания, «сглаживания» переходных нот;

уметь анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение;

  • стремиться к самостоятельности в работе над укреплением ряда технических приемов;
  • уметь исполнять произведения «а капелла»;
  • иметь навыки работы с микрофоном;
  • иметь представление о видах атаки звука, уметь пользоваться ими в художественных целях.

В программу третьего года обучения входит пение вокальных упражнений, включающих мажорные и минорные трезвучия, арпеджио в медленном темпе, мажорные и минорные гаммы в более быстром темпе,  тесситурные скачки. Продолжается работа над переходными нотами и выравниванием регистров.

Наряду с упражнениями рекомендуется пение классических и современных романсов, песен военных лет, современных популярных песен. Также в  репертуар рекомендуется включать произведения зарубежных авторов и исполнять их на языке оригинала. Это развивает фонетический слух, знакомит со стилем исполнения, помогает вникнуть в образ произведения. В течение учебного года учащийся должен разучить и исполнить 2-3 вокализа и 5-6 произведений различного характера.

В конце I полугодия на  академический концерт выносятся два произведения:

- произведение виртуозного плана

- песня военных лет

В конце II полугодия на академическом концерте ученик должен исполнить 2 разнохарактерных произведения по выбору из пройденного репертуара.

- народная песня напевного характера без сопровождения или вокализ ;

- минорная гамма (гармонический и мелодический вид) в прямом движении вверх и вниз, по тетрахордам в ритме (триоль, синкопа, четыре шестнадцатых).

Примерный  репертуарный список

  • Ф. Абт «Вокализы» №2, 3
  • А. Петров «Романс Настеньки»
  • А. Бойко «Колыбельная»
  • А. Варламов «На заре ты ее не буди»
  • А. Морозов «В горнице»
  • А. Петров «Память»
  • А. Зацепин «В небе заблудилась луна»
  • В. Коровицын «Родина»
  • В. Коровицын «Журавушка»
  • Е. Жарковский «Варежки»
  • Ч.н.п. «Чечек»
  • Ч.н.п. «Керекере ларза саванар»
  • Ч.н.п. «Илемле»
  • Р.н.п. «Как со вечера пороша»
  • Р.н.п. «Гармонь моя»
  • Р.н.п. «Елочки- сосеночки»
  • Бел.н.п «Косил Ясь конюшину»
  • В. Салихова «Асане»
  • А. Аверкин «На побывку едет»
  • Г. Струве «С добрым утром»
  • Неиз. автор «Негритянская колыбельная»
  • Ж. Колмогорова «Добрая песенка»
  • Е. Сокольская «Котик»
  • Н. Харито «Хризантемы»
  • Р. Шуман «Вечерняя звезда»
  • Г. Адлер «Песня Паваны»
  • М. Глинка «Ты, соловушка, умолкни»
  • П. Чайковский «Мой садик»
  • П. Чайковский «Легенда»
  • А. Ципляускас "Лебеди"
  • Я. Старикова "Осени не будет"  
  • С. Шумова "Россия"   
  • А. Ципляускас "Старинный дом" 
  • К. Ситник "Выше солнца"  
  • В. Сажин "Карнавальная" 
  • И. Манкееев "Зимний вечер" 
  • А. Ципляускас "Тили-тесто"  -
  • Ю. Вержиников "Отчий дом"  
  • И. Манкееев "Яблонька" 

Примерная программа промежуточной аттестации

Сложность репертуара промежуточной аттестации выбирается преподавателем с соответствие с индивидуальными возможностями обучающегося и может отличаться от предложенной сложности в сторону упрощения или усложнения репертуара. Неизменными остаются годовые требования и жанровая направленность произведений.

I полугодие

вариант 1

Ф. Абт «Вокализы» №2

А. Петров «Память»

вариант 2

Ф. Абт «Вокализы» № 3

С. Шумова "Россия"   

II полугодие

вариант 1

П. Чайковский «Легенда»

В. Сажин "Карнавальная" 

вариант 2

И. Манкееев "Яблонька"  

В. Сажин "Карнавальная"

4 класс

       Развитие вокальных навыков, работа над дыханием, дикцией, выявление и развитие индивидуальной манеры исполнения, работа над сценической свободой, звуковедением. Основы гигиены голоса. Углубленный подход к навыкам сценического движения, сценической речи и артикуляции.

В четвертом класс продолжается работа над  закреплением полученных ранее вокально–технических навыков. Соответственно способностям обучающихся продолжается работа над подвижностью голоса,  выявлением красивого тембра, использованием различных динамических оттенков, происходит знакомство с мелизмами в вокальных произведениях (форшлаг, трель, группетто).  При разучивании произведений и работой над их исполнением педагогу следует больше уделять внимания фразировке и нюансам, следить за звукообразаванием, артикуляцией и четкой дикцией.

В четвертом классе  особое место отводится упражнениям, которые служат выработке  ровной кантилены.

В течение четвертого класса  ученик вокального отделения должен:

  • закрепить полученные ранее вокально-технические навыки;
  • овладеть подвижностью голоса, различными динамическими оттенками;
  • выявить красивый индивидуальный тембр;
  • иметь навыки работы с нотным текстом, с иностранным текстом произведения;
  • приобрести первоначальные навыки филировки звука, овладеть приемами исполнения простых мелизмов;

В программу четвертого года обучения входят вокальные упражнения,  включающие мажорные и минорные гаммы, трезвучия, арпеджио, скачки на квинту, октаву вверх и вниз, а также упражнения, построенные на пунктирном и синкопированном ритме.

В течение учебного года ученик должен разучить и исполнить 6-7- произведений различных по характеру и жанровой принадлежности согласно плану программы.

 

 

На академическом концерте в конце I полугодия обучающийся должен исполнить два произведения:

-классический или современный романс;

-отечественная популярная песня  (с концертмейстером или под фонограмму «-1»);

В конце II полугодия на итоговой аттестации обучающийся должен исполнить 2  разнохарактерных произведения по выбору из пройденного репертуара и ансамбль.

На контрольный урок во II полугодии выносятся:

-вокализ или народная песня «а капелла»

-вокальные упражнения, включающие гаммаобразные пассажи, арпеджио, построенные на пунктирном и синкопированном ритме. (Ладухин «Одноголосное сольфеджио»)

Примерный  репертуарный список

  • Н. Ваккаи «Вокализы» № 3, 6
  • М. Глинка «Жаворонок»
  • Н. Римский- Корсаков «Не ветер, вея с высоты»
  • Ц. Кюи «Майский день»
  • Ц. Кюи «Ласточка»
  • А. Варламов «Горные вершины»
  • Р.н.п. «Ой, да не вечер»
  • Р.н.п. «Шел казак»
  • Р.н.п. «Не для меня»
  • Р.н.п. «Зеленая рощица»
  • Ф. Шуберт «Куда»
  • Ф. Шуберт «Полевая розочка»
  • С. Агабабов «Лесной бал»
  • Е. Марченко «Рояль»
  • Е. Марченко «Колибри и крокодил»
  • А. Новиков «Ариозо матери»
  • укр.нар.песня "Веселая песенка"  
  • О. Полякова "Я взрослая"
  • А. Видова "Брусничный гном" 
  • А. Ермолов "Алые паруса"   
  • Ю. Верижников "Счастливого пути"
  • А. Ципляускас "Снег"          
  • А. Стариков "Приметы весны" 
  • Д. Базин "Иван да Марья"
  • В. Тюльканов "Секрет"      
  • В. Тюльканов "Бабушка"     
  • Т. Шилова "Солнышко зернышко"

 

 

Примерная программа промежуточного контроля

Сложность репертуара промежуточной аттестации выбирается преподавателем с соответствие с индивидуальными возможностями обучающегося и может отличаться от предложенной сложности в сторону упрощения или усложнения репертуара. Неизменными остаются годовые требования и жанровая направленность произведений.

I полугодие

вариант 1

М. Глинка «Жаворонок»

А. Видова "Брусничный гном" 

вариант 2

В. Тюльканов "Бабушка"     

А. Варламов «Горные вершины»

Примерная программа итоговой аттестации

Сложность репертуара итоговой аттестации выбирается преподавателем с соответствие с индивидуальными возможностями обучающегося и может отличаться от предложенной сложности в сторону упрощения или усложнения репертуара.

Неизменными остаются годовые требования и жанровая направленность произведений.

вариант 1

Ф. Шуберт «Куда»

Е. Марченко «Колибри и крокодил»

вариант 2

Д. Базин "Иван да Марья"

Ф. Шуберт «Полевая розочка

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Уровень  подготовки  обучающихся  является  результатом  освоения    программы  учебного  предмета  «Сольное пение (академическое пение)»,  который  предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков,  таких  как:

  • наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
  • сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий  самостоятельно накапливать музыкальный репертуар;
  • знание в соответствии с программными требованиями сольного репертуара, включающего произведения разных вокальных стилей и жанров;
  • знание художественно-исполнительских возможностей голосового аппарата;
  • знание музыкальной терминологии;
  • наличие умений по чтению с листа простых музыкальных произведений;
  • навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
  • навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности для создания художественного образа;
  • наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
  • наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
  • наличие начальных навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
  • навыки исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, ансамблевое исполнение);
  • умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения  различных жанров и стилей;
  • навыки общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательной организации.

 

   IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

В соответствии с учебным планом ДООП в области музыкального искусства учебной предмет «Сольное пение (академическое пение)» является предметом, входящим в итоговую аттестацию.

Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестацию.

Текущий контроль – осуществляется регулярно преподавателем  в счет аудиторного времени по его усмотрению по завершении какого-либо раздела программы. Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на ответственную организацию домашних занятий. Текущий контроль учитывает темпы продвижения обучающегося, инициативность на уроках, качество выполнения заданий.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Формы текущего контроля:

  • оценка за работу в классе,
  • контрольный урок в конце четверти,
  • выступление на родительских собраниях
  • концертные выступления

Особой формой текущего контроля является контрольный урок. Контрольные уроки проводятся в конце каждой учебной четверти. На основании текущего контроля и контрольного урока выводятся четвертные оценки.

Промежуточный контроль проводится по окончании каждого полугодия учебного года в виде академического концерта (за исключением 1-го полугодия 1-го класса где проводиться контрольный урок при комиссии), на котором учащийся исполняет: в первом полугодии два разнохарактерных произведения в сопровождении концертмейстера или минусовой фонограммы, во втором полугодии – два разнохарактерных произведения в сопровождении концертмейстера или минусовой фонограммы, возможно ансамбль.

Итоговая аттестация проводится в форме выпускного экзамена, представляющего собой концертное исполнение программы, при этом уровень сложности программы зависит от индивидуальной подготовки учащегося. По итогам выпускного экзамена выставляется оценка "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно" которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.

2.Критерии оценки

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

5 (отлично) – ставится за грамотное, уверенное, выразительное и эмоциональное исполнение программы, технически качественное и художественно осмысленное исполнение.

4 (хорошо) – ставится за хорошее исполнение с мелкими единичными недочетами в технике, звуке, интонации, недостаточной выразительности и эмоциональности исполнения.

3 (удовлетворительно) – ставится за исполнение с погрешностями в тексте, технике и интонации, неуверенное знание произведения, некачественный звук, невыразительность.

2 («неудовлетворительно») - комплекс серьезных недостатков, плохое знание текста, а также плохая посещаемость аудиторных занятий.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

1.Методические рекомендации преподавателям

Данная программа разработана с учетом индивидуального подхода к обучению.

Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию

Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития. Все это определяет содержание индивидуального учебного плана учащегося.

Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых), использование в репертуаре произведений, различных по стилю, в том числе, произведений эстрадной музыки,  популярных произведений зарубежных и отечественных композиторов.

В виде вокальных  упражнений применяются распевки различных вокальных авторов (Л.Левандовской,  В.Емильянова и т.д.). Каждое упражнение способствует развитию конкретных вокально-хоровых навыков и помогает их отработке.

  • упражнение для развития звонкого, лёгкого звука и для выработки чёткой дикции
  • упражнение для освобождения скованной челюсти и для развития плавного звука
  • упражнение для развития мягкого, плавного, протяжного звука

Уделяется большое внимание работе над различными способами звуковедения:

  • освоение приёмов  пения
  • работа над расширением диапазона

Из вышеуказанных задач усиливается роль вокальных упражнений, они делятся на два этапа работы: распевания А. Яковлева; фонопедические упражнения В. Емельянова, в которые входят голосовые игры.
        На первых порах для детей это забава, но позднее - более серьёзная работа. Упражнения для освобождения скованной челюсти. Упражнения, способствующее расширению диапазона.

Работа над произведением

При первом исполнении произведения необходимо показать, к чему должен стремиться обучающийся при исполнении песни.
        После показа ребенок должен рассказать о содержании песни, обязательно нужно остановить внимание на непонятных словах, проанализировать в общих чертах характер музыки, поскольку более подробный анализ проходит далее в процессе разучивания (движение мелодии,скачки,плавность).
        При разучивании необходимо чётко показывать необходимые штрихи,
дыхание, жест несколько утрируется, для достижения желаемого качества пения. Прививать обучающимся навык протяжного пения (пропевание, протягивание гласного звука), а также уделять внимание правильному вокальному делению на слоги. Перед показом произведения необходимо в партитуре проставить все требования к исполнению: дыхание, снятия, динамика, фразировка. Заранее продумать все сложности произведения: сложности в тексте, в форме, фразировке, дыхании.

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренаж». М., 2008 г.
  2. В. Попов, Л. Тихеева «Школа хорового пения» М., 2004 г.
  3. В. Попов, П. Халабузаря «Хоровой класс» М., 2009 г.
  4. О.А. Апраксина «Методика музыкального воспитания» М. 2003 г.
  5. Ю. Рауль «Певческий голос» М., 1999 г.
  6. Морозов В.П. «Биофизические основы вокальной речи» М. 2007 г.
  7. Тевлина В.К. «Вокально-хоровая работа» в кн. «Музыкальное воспитание в школе». Выпуск 15, Москва, 1992 год.
  8.  Гладкая С. «О формировании певческих навыков на уроках музыки в начальных классах» в книге «Музыкальное воспитание в школе». Выпуск 14. М. 1995 г.
  9. Черноиваненко Н. «Формирование творческих способностей младших
    школьников в певческой деятельности» сб. статей «Музыкальное воспитание в школе». Москва «Просвещение» 2007 год.
  10.  Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. «Методика музыкального воспитания в школе». Москва «Просвещение» 1995 г.
  11.  Виноградов К.П. «Работа над дикцией в хоре». Москва «Музыка» 2005
  12.  Сергеев А.А. «Воспитание детского голоса». Москва «Академия педагогических наук РСФСР» 1950 год.
  13.  Урбанович Г. «Певческий голос учителя музыки» в кн. «Музыкальное воспитание в школе» выпуск 12, Москва, 1977 год.
  14.  «Из истории музыкального воспитания». Составитель-Апраксина О.А. Москва «Просвещение»1990 год.
  15.  Стулова Г.Г. «Хоровой класс» Москва «Просвещение» 1988 год
  16. «Музыка в школе». Составители: Т. Бейдер, Е. Критская, Л. Левандовская. М., 2003 г.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Текст песни «Я хочу во сне летать

Муз. И. Крутого

Стихи М. Гуцериева

1. Наше детство в сказку улетает

Не бывает много волшебства

Наши крылья быстро вырастают

Сказка исчезает навсегда

Детство уходит, и юность спешит

Припев:

Мама, я хочу опять

На голубом ките кататься

Сказку вернуть назад

Приземлиться на Луне

Я хочу во сне летать

С этой мечтой не расставаться

Мама, я хочу поймать

Лучик солнечный в окне

2. Всё сильней стучится в двери юность

Спят игрушки на моём шкафу

Мама мне сказала: «Очень трудно,

Трудно детям позабыть мечту»

Детство уходит, и юность спешит

 Припев

Проигрыш

Припев


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Текст песни «Баллада о военных летчицах»

     

Когда вы песни на земле поете

Тихонечко вам небо подпоет,

Пoгибшие за Родину в полете

Мы вечно продолжаем наш полет.

Мы вовсе не тени безмолвные,

Мы ветер и крик журавлей,

Пoгибшие в небе за Родину

Становятся небом над ней.

Мы дышим, согревая птичьи гнезда,

Баюкаем детей в полночный час,

Вам кажется, что с неба смотрят звезды,

А это мы с небес глядим на вас.

Мы вовсе не тени безмолвные,

Мы ветер и крик журавлей,

Пoгибшие в небе за Родину

Становятся небом над ней.

Мы стали небом, стали облаками,

И видя сверху наш двадцатый век,

К вам тихо прикасаемся руками,

И думаете вы, что это снег.

Мы дышим, согревая птичьи гнезда,

Баюкаем детей в полночный час,

Вам кажется, что с неба смотрят звезды,

А это мы с небес глядим на вас.

Мы вовсе не тени безмолвные,

Мы ветер и крик журавлей,

Пoгибшие в небе за Родину

Становятся небом над ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект по истории (технологическая карта урока "День народного единства" + учебная презентация + доп. материал к уроку) 4 класс

Тема:  «День народного единства»Цели деятельности учителя:1)     содействовать формированию у детей представления о новом государственном празднике – День народного единства; ...

Учебно- методический комплект по математике на тему: "Закрепление изученного материала по теме "Числа от 11 до 20" Школа России

Учебно- методический комплект по математике на тему: "Закрепление изученного материала по теме "Числа от 11 до 20"...

Учебно-методический комплект (конспект урока+учебный материал) Тема:«Россия в ХХ веке. События начала века.»

Цель: узнать о событиях в России ХХ века.Планируемые результаты:Личностные УУД:·          Формировать мотивационную основу учебной деятельности, положитель...

Учебно-методический интерактивный материал для урока литературного чтения "Книга будущего"

В данной разработке Вы сможете ознакомиться с интерактивным пособием по русским народным сказкам. Оно создана с применением QR-кодов, что сделает процесс изучения более живым, интересным и увлекательн...