Образовательный проект «Пластическое интонирование как приём формирования эмоциональной отзывчивости на музыку: создание плейлистов»
проект по музыке (1, 2, 3, 4 класс)

Шемякина София Алишеровна

Раскрасим музыку эмоциями: плейлист нескучной классики

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Раскрасим музыку эмоциями: плейлист нескучной классики

Образовательный проект

«Пластическое интонирование как приём формирования эмоциональной отзывчивости на музыку: создание плейлистов»

1. Актуальность разработки проекта

Ученые отмечают, что «из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Ее называют языком чувств, моделью человеческих эмоций». Музыкальное искусство играет важную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека. Эмоциональная отзывчивость на эстетические произведения музыкального искусства является центром музыкальной культуры. Отношения, возникающие у ребенка к музыке, помогают развитию интереса к музыкальным произведениям, воспитанию эстетического вкуса, формируют представление о красоте.

К сожалению, в практике своей работы я столкнулась с тем, что не все дети способны слушать и правильно воспринимать музыку, изучаемую в программе школьного курса. Возникла проблема поиска метода, который бы позволил вовлечь всех учащихся в процесс активного слушания и анализа музыкальных композиций. Хотелось найти такой приём, который смог бы привлечь к этой деятельности всех учеников – от самых активных до пассивных. И я решила изучить и применить приём пластического интонирования.

Пластическое интонирование – это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ.

Уникальность пластического интонирования при развитии образного восприятия проявляется в возможности его применения в разных видах музыкальной деятельности – слушании музыки, пении, музыкально-ритмической деятельности, играх, творческих заданиях, а также в возможности педагогического наблюдения за результатом образного восприятия каждого ребенка в условиях коллективной деятельности. Приём пластического интонирования и игровые методы содействуют активному вовлечению детей школьного возраста в процесс образного восприятия музыки и более яркому проявлению эмоциональной отзывчивости на нее, активизируют мышление и способствуют проявлению творческих способностей.

Познание музыки через жест, движение, позволяет воспринимать музыку активно, а не пассивно. При этом решается несколько задач:

1) психологическая, когда новые впечатления помогают активизировать восприятие, мышление, способствуют вовлеченности в творчество и возникновению непроизвольного внимания («музыка – часть меня, я – часть музыки»);

2) образовательная, позволяющая зрительно показать музыкальные понятия (фразировка, динамика, смена лада, штрихи), не разрушив при этом процесс слушания.

Цель проекта: проверить в опытной работе эмоциональную отзывчивость детей на музыку, с помощью метода пластического интонирования и накопить музыкальный материал для дальнейшей реализации его в практике работы учителей музыки.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

– проанализировать современную педагогическую, психологическую и методологическую литературу по данной теме;

– выявить и обосновать целесообразность использования пластического интонирования в развитии у детей способности к восприятию музыки;

– создать коллекцию (тематические плейлисты) музыкальных произведений, наиболее интересных для использования метода пластического интонирования в практике учителя музыки.

Объект: музыкально-образовательный процесс на уроках музыки в общеобразовательной школе, музыкальные произведения.

Предмет: методы и приемы пластического интонирования.

Тип проекта: практико-ориентированный.

Область (направление) проекта: общекультурный.

Участники проекта: обучающиеся 1-5 классов.

По длительности реализации: среднесрочный (учебный год).

2. Теоретические основы разработки проекта

Взаимосвязь музыки с движением, пластикой, танцем – проблема, к которой всегда обращались и обращаются специалисты в области музыки и педагогики.

Тесная связь музыки и движения была отмечена многими музыкантами, педагогами, учёными. Эффективность использования пластического интонирования в работе с детьми признавали такие педагоги и музыканты, как: В. В. Медушевский, Э. Б. Абдуллин, Д. Б. Кабалевский, Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, М. С. Красильникова, В. Коэн, и другие.

Теоретико-методологическая основа исследования:

- концептуальные теории эмоциональной отзывчивости на музыку (Л.С.Выготский, Т. А. Вендрова, Б.М.Теплов);

- теоретические положения о возможностях пластического интонирования в музыкальном развитии школьников (Т. А. Вендрова, В. В. Гракова, Л. В. Есина, В. Коэн, А. Р. Совгатова) и его роли в современных программах общего музыкального образования школьников (В.В.Алеев, Т.И.Науменко, Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина).

Пластическое интонирование, визуально углубляя чувственно-образное содержание музыкального произведения, становится ключом к пониманию языка музыкального искусства и развитию музыкального мышления школьников. Но это происходит на музыкальном занятии только в том случае, когда детям предоставляется творческая возможность проявить свое видение музыкального образа самостоятельно, без навязывания чьих-то двигательных реакций и предварительного разучивания движений.

Выделяя аспекты взаимосвязи музыки и искусства движения, следует отметить, что в соответствии с характером взаимосвязи в ней музыкального и пластического компонентов – их иерархической соподчиненности или паритетности – на уроках музыки могут быть выделены два типа музыкально-пластической деятельности:

1) вспомогательно-дидактическая, направленная на решение преимущественно технических учебных задач и не предполагающая непосредственного выхода школьников на художественно-образное постижение музыки;

2) художественно-образная, когда на первый план в ней выдвигается собственно художественное начало.

Главное предназначение вспомогательно-дидактической музыкально-пластической деятельности – создать наиболее благоприятные условия для развития у детей музыкально-слуховых представлений о пространственно-временных соотношениях в музыке посредством «перевода» этих соотношений в зрительно-наглядные, двигательные формы. К основным разновидностям такого типа могут быть отнесены:

● моделирование звуковысотных, ритмических, динамических и иных соотношений в прослушиваемой музыке посредством определенной системы движений;

● использование в учебных целях разновидностей так называемых «звучащих жестов» (термин К. Орфа): хлопков, шагов, щелчков, шлепков и т. п.

При всем различии этих разновидностей общим для них является то, что для воплощения в движении пространственно-временных характеристик музыки используется достаточно четко обозначенная педагогом система условных жестов на музыкальном занятии. Ее конкретное содержание зависит от той педагогической задачи, на решение которой она направлена.

В отличие от вспомогательно-дидактической, художественно-образная музыкально-пластическая деятельность предназначена помочь детям выявить возможные связи между музыкой и искусством движения сквозь призму таких категорий, как содержание художественного произведения, его форма, художественный образ, средства художественной выразительности. Поэтому при развитии образного восприятия детей младшего школьного возраста эта деятельность будет более оправдана.

К её основным разновидностям могут быть отнесены:

● создание музыкально-пластических композиций на основе прослушиваемых произведений;

● инсценировка разучиваемых песен с использованием пластических средств выразительности.

Интонационная природа основных языковых средств музыки предопределена законами человеческого интонирования и, в свою очередь, предопределяет все стороны музыкальной деятельности, в том числе и те, которые осуществляются вне прямого участия собственно «интонирующих» органов человека, в частности, двигательно-пластической сферы. Музыкальный образ подсознательно фиксируется человеком как выразительный жест, который в свою очередь выступает как «внезвуковой эквивалент музыкальной интонации», сохраняющий её энергию, направленность, пространственные очертания; он воспринимается как «молчаливый портрет» интонации. В связи с этим пластическое интонирование содержит в себе предпосылки двоякого рода:

● воплощения музыки в движении (движения под музыку, при котором музыка выступает в прикладной функции);

● познания музыки через движение (движение в музыке, при котором движение выступает в прикладной функции).

Соответственно различают художественно-образные движения, направленные на адекватное отражение: обобщенных характеристик музыки (ее характера, музыкального образа и т.п.) и элементов музыкального языка (динамики, темпа, ритма и т.д.).

Таким образом, при продумывании содержания музыкально-пластических заданий на уроке музыки необходимо иметь в виду то, что оно должно представлять собой сопряжение музыкального и пластического компонентов.

3. Сроки и этапы реализации проекта

п/п

Этап

Сроки

Содержание

1

Подготовительный

сентябрь -октябрь 2019 г.

1. Обоснование актуальности проблемы отсутствия умения внимательно слушать (слушательской культуры) и анализировать музыку у большинства детей, а также проблемы подбора репертуара, вызывающего у учащихся максимальный эмоциональный отклик и желание изучать, слушать и использовать данную музыку в будущем для развития своего творческого потенциала.

2. Поиск методик и приёмов, способствующих развитию у детей эмоциональной отзывчивости на музыку. Определение направления подбора песенного репертуара для  продуктивной работы на уроках.

2

Организационный

ноябрь 2019 г.

1. Выбор метода пластического интонирования как наиболее интересного и удобного в плане применения его на уроках музыки в условиях общеобразовательного учреждения.

2. Изучение данного метода в теоретическом аспекте.

3. Анализ результатов его применения в практике известных музыкальных педагогов.  

3

Основной

декабрь 2019 г.- апрель 2020 г.

1. Реализация целей и задач проекта.

2. Анализ первичных результатов деятельности в ходе применения методики.

3. Работа над созданием плейлиста «эмоциональных» композиций: подбор произведений в музыкальную коллекцию плейлиста по разной тематике.

4

Заключительный

Май 2020 г.

1. Экспертиза реализации целей и задач проекта.

2. Определение перспективы дальнейшего развития методики с учётом обобщенного опыта городского методического сообщества учителей музыки. Предоставление участникам сообщества возможности использовать данный плейлист, а также дополнять его другими композициями (обмен опытом).

3. Публикация опыта на персональном сайте и платформе Yandex.Disk.

4. Работа по реализации проекта

1. Первый этап: изучение пластического интонирования как метода активного эмоционального слушания музыки на уроках, а именно подбор способов применения музыкально-ритмических движений в ходе слушания композиций, а также при разучивании и исполнении песен. Внедрение данных способов в образовательную деятельность на уроках музыки.

Опыт работы показал, что наиболее эффективными являются следующие способы применения музыкально-ритмических движений.

1) Пластическое интонирование и тактирование скороговорок, текстов песен. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика была роль руки…, развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция рук есть ещё одна речевая зона мозга, и, следовательно, наряду с развитием моторики будут развиваться речь, внимание и память».

Разучивая текст песни с тактированием или равномерными хлопками, дети автоматически начинают понимать тесную связь слова, ритма и музыки, чувствовать сильную долю, «укладывать» произношение слов в нужный метр и темп. Этот прием дает возможность просто и понятно объяснить такие дирижерские жесты, как «внимание», «начало пения», «снять звук», добиваться ритмического ансамбля в детском хоре.

2) Свободное дирижирование. С первых уроков музыки ребята учатся откликаться на дирижерские жесты учителя. Предлагая детям почувствовать себя в роли дирижера, рекомендую им дирижировать сначала собственным пением, выделяя логические ударения в тексте, кульминации в музыке, передавая жестами характер песни – штрихи, динамику, особенности метра. По мере накопления опыта «свободного дирижирования» дирижерам-солистам вполне по силам управлять исполнением небольших пьес и песен, составляя при этом свой «исполнительский план». Так как учитель не может выполнять функции концертмейстера и дирижера одновременно, его может заменить наиболее удачный «дирижер» из класса. Процесс выбора дирижера из учеников класса носит очень сильный воспитательный характер. Ребята обсуждают качество «дирижирования», понятность жестов, умение подсказать вовремя слова и другие дирижерские «хитрости». Такое обсуждение способствует осознанному, осмысленному исполнению произведения всем коллективом класса.  

3) Имитация игры на музыкальных инструментах. Движениями дети могут сопровождать звучание пьес с ярко выраженным тембровым звучанием каких-либо музыкальных инструментов.

Так прослушивание вариаций на темы русских народных плясовых песен «Светит месяц», «Калинка» в исполнении оркестра народных инструментов может быть «проинтонировано» движениями рук, имитирующими игру на балалайке, баяне, гуслях. Причем смена движений должна быть связана с определением детьми на слух вариационного принципа развития этой музыки. Двигательная активность дает выход эмоциональному напряжению, возникающему в процессе слушания музыки, позволяет детям свободно выразить свое ощущения.

4) Пластические этюды. Интонационно-образный строй музыки, имеющий яркий изобразительный характер, также может служить поводом для исполнения детьми пластических этюдов. Пластические этюды становятся ещё более интересными для ребят, если в них использовать различные способы звукоподражания: хлопки, шлепки, щелчки пальцами, цоканье языком, шипение, бульканье, жужжание, шуршание, стук…  

Волнообразными движениями рук учащиеся могут изображать картину моря (вступление «Океан – море синее» к опере «Садко» Н. Римского-Корсакова). Покачиванием рук с воображаемыми цветами дети исполняют «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского, постепенно раскрывая ладони рук, движущихся вверх, изображают раскрывающийся бутон цветка под музыку «Утра» Э. Грига. Создать пластический образ хромающего царя Гороха предлагаем детям под музыку фрагмента из балета Р. Щедрина «Царь Горох».

5) Инсценирование песни. Музыкальный фольклор, как никакой другой из видов музыкального искусства, связан с движением, танцем. «Разыгрывание» песен, имеющих изобразительную основу, также может иметь место на уроках музыки.

Это, например, такие игровые песни, как «Бояре, а мы к вам пришли», «А мы просо сеяли», «Выходили красны девицы». Обычно их исполнение сопровождается выразительными движениями и отдельных персонажей, и групп учащихся.

6) Танцевальные движения. Исполнение и слушание музыки танцевального характера способствует освоению элементарных танцевальных движений – кружения в вальсе, шага польки, грациозных поклонов и реверансов в менуэте, подскоков, дробного шага в народных плясках, переменного в хороводах (линейных, круговых, «змейкой»), освоению шага полонеза, характерных движений рук, головы, корпуса.

Например, исполнение двухчастной композиции в русской народной песне-пляске «Калинка» основано на контрасте её частей: в лирическом запеве девочки исполняют фразировку движением раскрывающейся руки с платочком (направо – налево) с соответствующим поворотом головы, в плясовом припеве дети на пружинящих ногах подчеркивают стуком каблучков ритмическую пульсацию, исполняют ритм мелодии («топотушки»), присядку. Звучание припева можно также сопровождать игрой на народных инструментах – ложках, бубне.

Второй этап: создание плейлиста «эмоциональных» композиций. Подбор платформы для плейлиста, которая наиболее удобна для прослушивания музыки, а также имеет функцию, позволяющую эту музыку скачивать для дальнейшего использования в учебных и творческих целях ученикам и учителям. Такой платформой стала система Yandex.Disk.

Было создано два плейлиста. Один собрал коллекцию инструментальных музыкальных композиций различных направлений (классиков, романтиков, импрессионистов, неоклассиков) и жанров (симфонии, сонаты, сюиты, симфонические поэмы, пьесы, миниатюры, танцы, прелюдии и т.д.) Второй собрал коллекцию военно-патриотических песен (к 75-ой годовщине Победы в ВОВ), полностью изучаемых в школьном репертуаре и подходящих для учащихся разных возрастов.

Плейлисты со временем будут расширяться и пополняться новыми шедеврами мировой и отечественной музыки.

5. Принципы реализации проекта

Организация слушательской и исполнительской деятельности школьников на уроках музыки в ходе применения метода пластического интонирования основывается на следующих принципах:

- активности;

- творчества;

- занимательности;

- связи теории с практикой.

6. Мониторинг результатов реализации проекта

Критерием реализации проекта выступает достижение его целей и задач. Показателем достижения цели и задач проекта является эффективность применяемого метода в ходе урока, а именно:

- активизация внимания учащихся при прослушивании музыкальных композиций;

- пробуждение у школьников эмоциональной отзывчивости на классическую музыку и последующее запоминание её;

- развитие умения анализировать музыку, различать жанры, средства выразительности, стили, инструменты и особенности формы произведений;

- развитие творческого потенциала учеников;

- упрощение задачи разучивания новых песен на уроке: лёгкое и быстрое усвоение учащимися текстов и мелодики изучаемых песен.

7. Ожидаемые результаты реализации проекта.

Применение на уроках метода пластического интонирования сделает восприятие музыки детьми более глубоким и осознанным.

Продуктом моей работы стали частично сформированные тематические плейлисты с композициями, которые наиболее интересны для применения метода пластического интонирования и вызывают высокую эмоциональную отзывчивость у учащихся. Данные коллекции музыкальных композиций в дальнейшем будут полезны в работе учителей музыки, литературы, истории, а также во внеурочной и кружковой деятельности.

Пластическое интонирование – это способ более глубокого погружения в музыку и переживание ее образного содержания, способ формирования опыта творческой деятельности в целом. Благодаря ему, существенно обогащается методика развития музыкального восприятия школьников, которая дает значительный общеразвивающий эффект (а именно развитие таких качеств, как внимание, память, умение сосредоточиться и слушать, чувство ритма и многих других).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ.

В статье освещается роль образовательного проекта в формировании экологической культуры младших школьников...

ОПЫТ РАБОТЫ «Пластическое интонирование через музыкальные образы способствует развитию творческого воображения детей дошкольного возраста »

Выявляет индивидуальные возможности и задатки ребенка на основе диагностических исследований. Создает благоприятные условия детям  для развития музыкально-творческих способностей, для самостоятел...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Обучение в современной начальной школе направлено не только на усвоение учащимися определенных знаний о предметном мире, повышение уровня интеллектуального развития, усвоение универсальных учебных дей...

Технологическая карта мастер-класса в 3 классе"Внедрение метода пластического интонирования в урок музыки".

Целью данного мастер- класса является освоение учащимися младшего школьного возраста  метода пластического  интонирования с элементами ритмических движений и жестов для превращения процесса ...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Пластическое интонирование и восприятие музыки, музыкально-ритмический и игровой элемент на уроках музыки в начальной школе"

Пластическое интонирование часто используется  как средство художественно-невербальной коммуникации на уроках музыки в младших классах православной гимназииТермин «пластическое интонировани...

Методические основы развития эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников

На развитие эмоциональной отзывчивости у младших школьников определяющее влияние оказывает целый ряд факторов. Для исследования наибольший интерес представляет воздействие на развитие эмоциональной от...

Образовательный проект «Система работы учителя по формированию устойчивой мотивации изучения английского языка через создание эффективной образовательной среды»

Практико-ориентированный проект рекомендован в качестве методического пособия для учителей английского языка, работающих во 2-4 классах, по развитию устойчивой мотивации изучения английского языка чер...