Рабочая программа дополнительного образования во внеурочной деятельности "Свирельки".
рабочая программа по музыке (1, 2, 3 класс)

Носач Светлана Анатольевна

Содержание рабочей программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, народной музыки, как своего, так и народов мира, произведений классиков, сочинений современных композиторов.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Городского округа Балашиха

«Средняя общеобразовательная школа №2»

143900, Московская обл., г. Балашиха, ул. Кудаковского, д. 1                               тел/факс: 8(495) 523-91-85

http//bal-sch2.edumsko/ru                                                                                                 e-mail: mou2sch@mail.ru      

    «Рассмотрено»                              «Согласовано»                               «Утверждаю»

Руководитель ШМО               Зам. директора по УВР              Директор МБОУ  «Школа№2»

___________/_______                                                                 _____________

Протокол №____                      ___________/__________

от «____»_______20___г.

   

Рабочая программа

дополнительного образования

во внеурочной деятельности «Свирельки»

Возраст учащихся 7- 12 лет

Срок обучения 3 года

Составитель:

Носач С.А.

учитель музыки высшей категории  

МБОУ «Школа №2» г.Балашиха.

 

2018г.

«Свирель в моём звучала голосе,

Несла любовь измученным сердцам,

Но, видно, в том и Божий промысел,

Чтоб все отдать ученикам»

И.Николаев

Содержание рабочей программы:

  • Пояснительная записка;
  • Тематическое планирование и содержание деятельности;
  • Содержание деятельности;
  • Ожидаемые результаты реализации программы

  1. Пояснительная записка.

               Искусство игры на свирели представляет собой одну из составных частей музыкальной культуры. Обучение игре на свирели вносит немалый вклад в решение задач культурного и художественного воспитания детей, способствует общему подъёму музыкальной культуры, развивает у ребят чувство коллективизма.

   Уже доказано, что игра на свирели способствует оздоровлению организма (гипервентиляция мозга и лёгких), интенсивному развитию музыкальных задатков (координация слуха и голоса в любом возрасте, постановка голоса и отработка певческого дыхания) и осознанию собственных творческих возможностей.

    Но ещё очень важным фактором видится и вторая положительная сторона занятий игре на свирели. Это то, что среди младших школьников бывает больше «говорящих» детей, чем «поющих» эти дети имеют малую возможность активно проявить себя, и здесь на помощь приходят простейшие музыкальные инструменты, создающие условия для активного усвоения детьми основ музыкального искусства.

    Актуальность и новизна  программы заключается в том, что свирель возрождается. Игра на свирели ещё не имеет широкого распространения в школах, прежде всего из-за недостаточной разработки методического материала, что обусловило новизну и определило направление данной работы. Значимость этой программы в том, что ребёнок получает навык игры на инструменте даже без знания нотной грамоты.

Цель программы – создание условий для развития творческих способностей учащихся через практическое музицирование на свирели.

Задачи программы:

-дать начальное представление о фольклоре как источнике народной мудрости;

-сформировать интерес к народной музыке, произведениям русских и зарубежных композиторов;

-сформировать исполнительские умения и навыки игры на свирели;

-привить навыки музицирования в ансамбле;

-укрепить здоровье учащихся посредством игры на свирели.

  1. Тематическое планирование и содержание деятельности;

    Программа рассчитана на 3 года обучения: 1год –  72 часа. 2 и 3 год – 144 часа. В детское объединение принимаются все желающие. При  записи детей  проверяются их музыкальные данные (мелодический и гармонический слух, чувство ритма, музыкальная память) с тем, чтобы определить наличие музыкальных способностей и выявить общий уровень музыкальной культуры ребенка и сформировать равнозначные подгруппы.

      Занятия проводятся 2 раза в неделю, в соответствии с нормами Сан.пин. и учебным планом. Основная форма групповая, но также используется работа по подгруппам и индивидуально. Занятия проводятся в различных формах:  практическое занятие, лекция, игра, концерт, праздник, репетиция, экскурсия, конкурс, фестиваль. Основной формой подведения итогов реализации образовательной программы является выступление на концерте или открытом занятии.

   Данная программа - курс поэтапного освоения практического музицирования на шести дырочной свирели в донотный период. По желанию учителя возможно изучение нотной грамоты.

I этап. Включает в себя знакомство ребенка с миром музыки, инструментом, азами нотной грамоты, основами игры на музыкальном инструменте, исполнение легких пьес.

II этап. Длится один год в зависимости от индивидуальных способностей воспитанника, его работоспособности и желания научиться игре на инструменте. В начале II этапа проводится закрепление теоретического и практического материала подготовительного этапа; постепенно вводятся более сложные по характеру и исполнению произведения, уделяется большое внимание индивидуальной работе с каждым обучающимся, ведется постепенное приучение детей к публичным выступлениям в ансамблях малых форм, что дает им возможность научиться основам ансамблевого музицирования.

III этап. Усложняется  уровень-обучение усовершенствованного инструмента свирель -  блокфлейта. Усложняется форма исполняемых сольных музыкальных произведений.  Совершенствуется умение играть в ансамбле. В конце III периода  обучающимся предоставляется возможность выбора: как индивидуального репертуара, так и репертуара для ансамбля. Акцентируется внимание на самостоятельном подборе знакомых мелодий на слух и по памяти, разборе музыкальных произведений по нотам с консультацией  педагога.

Методическое обеспечение.

Обучение детей игре на музыкальном инструменте ведется в двух главных и взаимосвязанных направлениях.

        Первое – формирование, развитие и совершенствование техники игры на музыкальном инструменте как необходимого средства для достижения художественного результата.

        Второе – становление и развитие навыков художественного исполнения музыкальных произведений на основе изучения, освоения и практического применения художественно-выразительных средств.

Весь коллектив делится как бы на два состава: начинающий и основной.

Задача начинающего состава – овладение навыками игры на инструменте, освоение нотной грамоты, ознакомление с компонентами музыкального языка.

Задача основного состава –  углубленная работа над исполнительским мастерством, пропаганда народного инструментального творчества, т.е. участие в концертах, расширение репертуара и подготовка необходимых программ.

Принципы обучения и воспитания

При организации педагогического процесса на занятиях используются общепедагогические принципы обучения и воспитания.

Принцип воспитывающего обучения. Воспитание при обучении игре на свирели охватывает все стороны человеческой личности: мировоззрение,  кругозор, эстетическое восприятие, а также формирует художественный вкус.

Принцип развивающегося обучения основан на утверждениях психологов о том, что  способности человека развиваются только в процессе соответствующей деятельности.

Принцип комплексного обучения - это такой подход, при котором все элементы занятия связываются между собой. Эффективность развития музыкальных способностей воспитанников прямо зависит от глубины связей между  разными формами музыкального мышления, слуха и т.д. Обогащение знаний и формирование навыков детей при работе над одной из составляющих  должно автоматически повлиять на другие. Таким образом, Принцип взаимосвязи между разными видами деятельности является другим важным принципом организации педагогического процесса.

Принцип вариативности подхода к учебному материалу, поиск как можно большего числа вариантов исполнения одной и той же пьесы или упражнения  является важным, особенно при  развитии творческих способностей обучающихся.

Принцип доступности и последовательности  требований и объяснений педагога является залогом его успешной работы.

        Цель обучения должна быть достигнута с наименьшими затратами времени и сил, но и с наилучшими результатами. Каким образом  можно сократить, например, первоначальный период обучения игре на свирели? Прежде всего, обучающийся должен получать только ту информацию, которая нужна для овладения инструментом на данном этапе. Это приведет к прочному усвоению теоретических сведений, к приобретению знаний.

        Процесс формирования умений и перехода их в навыки должен включать в себя не только отработку движений, но и анализ музыкального материала, выбор рациональной аппликатуры, чтение нот с листа и т.п.

          Методы и приемы, используемые на занятиях
  • Наглядный - исполнение музыки, наглядные пособия.
  • Словесный - беседа, объяснение, пояснение, указание и замечание.
  • Практический -  систематические, последовательные, постоянные упражнения.
  • Объяснительно-иллюстративный.
  • Репродуктивный.
  • Фронтальный
  • Коллективный
  • Индивидуально-фронтальный.

Материально-техническое обеспечение программы.

  • Кабинет
  • Свирель или блок-флейта
  • Музыкальный центр
  • Доска
  • Фонограммы
  • Мультимедийное оборудование
  • «Свирель поет» Э. Смеловой,
  • «Играем на свирели,  рисуем и поём» А.И.Конч  по методике Э.Смеловой (тетрадь);
  • «Играем на свирели»  Е. Евтух.
  • «Девять уроков игры на свирели». М. Космовская.

Учебно-тематический план первого года обучения

Наименование разделов

Общее кол-во

часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

3

3

2

Основы музыкальной грамотности.

14

6

8

3

Техника игры на свирели.

18

8

10

4

Ансамблевая игра.

20

8

12

5

Слушание музыки.

10

2

8

6

Подготовка к выступлениям.

7

2

5

ИТОГО:

72

29

43

Учебно-тематический план второго года обучения.

Наименование разделов

Общее кол-во

часов.

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

2

Основы музыкальной грамотности.

22

2

20

3

Техника игры на свирели.

57

6

51

4

Ансамблевая игра.

19

3

16

5

Слушание музыки.

9

4

5

6

Подготовка к выступлениям.

26

4

22

7

Мероприятия воспитательно-познавательного

Характера.

9

2

7

ИТОГО:

144

23

121

Учебно-тематический план  третьего года обучения.

Наименование разделов

Общее кол-во

часов.

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

2

Основы музыкальной грамотности.

16

4

12

3

Техника игры на свирели.

57

6

51

4

Ансамблевая игра.

26

6

20

5

Слушание музыки.

8

2

6

6

Подготовка к выступлениям.

26

4

22

7

Мероприятия воспитательно-познавательного

Характера.

9

2

7

ИТОГО:

144

26

118

  III.   Содержание   деятельности. 

I год обучения

1.        Вводное занятие

Знакомство с учащимися, их родителями. Проверка музыкальных способностей. Беседа о программе обучения, режиме занятий. О роли свирели в развитии ребёнка. Правила безопасности при игре на свирели и гигиенические требования.

2.        Основы музыкальной грамоты

Понятие нотоносец, скрипичный ключ. Знакомство с нотами I- й октавы. Понятие ритм, роль ритма при игре на инструменте. Знакомство с длительностями: четверть (та), восьмая (ти), половинная (та-а). Штрихи в музыке: лига, легато. Динамические оттенки: f-громко, р- тихо.

З.Техника игры на свирели

Теория: дыхание, точнее - выдох, то равномерный, то постепенно  усиливающийся, то постепенно ослабляемый. Постановка рук при игре,

движение пальцев. Работа мускулов лица и согласуемые с дыханием,

извлекаемые по высоте звуки.

Практика:  игра  на одном новом звуке, каждую ноту атакуя языком (как бы шёпотом произносят слог ту). Усложняем материал: игра на двух нотах.

Второе полугодие: работа на трёх и более звуках, расположенных

поступенно. К концу года игра на трёх и более звуках, включая скачки.

4.Ансамблевая игра

Работа небольшими группами и индивидуально. Учить детей понимать дирижёрский жест: вместе начали, вместе закончили. Учить слушать себя и рядом стоящих ребят.

5. Слушание музыки

Слушание лучших образцов духовой и симфонической музыки. Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей слушателей. Развиваем и воспитываем эстетический вкус.

6.Игра произведений

Теория: беседа о жанре произведения (народное, классическое). Анализ разучиваемого произведения: определить ритм и прохлопать ритмический рисунок. Анализ средств музыкальной выразительности (ритм, темп).

 Практика: играть выразительно, передавать эмоциональное содержание произведения. Исполнять произведение в соответствии с жанром.

7.Мероприятия воспитательно - познавательного характера

Посещение музыкальных театров, концертов. Участие в классных и школьных мероприятиях: «Новый год и Рождество», «8 Марта», «Отчётный концерт школы».

8.Репертуар для игры на свирели

I год обучения:

Русские народные песни

Андрей-воробей.

Котик.

Барашеньки — крутороженьки.

Дин—дон.

Дождик.

Уж как шла лиса по травке.

Айду-ду.

Горелки.

Сорока

Скороговорка.

Раз, два, три, четыре.

У кота — воркота.

Вечер.

Ходит зайка по саду

Василёк

Как под горкой, под горой

Во поле берёза стояла.

Лиса

Петушок

Произведения современных авторов

Гармошка. Муз. Е. Тиличеевой.

Барабанщик. Муз. Ю. Литовка.

Уж я колышки тешу. Муз. Е. Тиличеевой.

Ежики. Муз. А. Березняк.

Белка. Муз. А. Березняк.

Часы. Муз. Е Тиличеевой.

Лошадка. Муз. Е. Давыдовой.

Труба. Муз. Е. Тиличеевой.

Колыбельная медведицы. Муз. Е Крылатова.

Сонная песенка. Муз. Р. Паулса.

Колыбельная (из к/ф «Цирк»). Муз. И. Дунаевского.

Песни народов мира

Здравствуй, утенок (венгерская народная песня).

Как мне маме объяснить (французская народная песня).

Ай — я, жу-жу (латвийская народная песня).

Колыбельная (словацкая народная песня).

                II год обучения

1.Вводное занятие

Общие сведения об истории происхождения инструмента. Знакомство с оркестрами народной музыки как. Роль свирели в истории русской музыкальной культуры.

2.Основы музыкальной грамоты

Закрепление нот первой октавы, знакомство со звуками второй октавы. Знаки альтерации . Соотношение длительностей в такте (целая, половинная, четверть, восьмая). Паузы.

З.Техника игры на свирели

Теория: работа над дыханием, умение распределять дыхание и правильное

дыхание на звуках первой октавы. Работа над артикуляцией. Уметь

правильно исполнять штрихи при игре.

Практика:  

Играть  разучиваемое  произведение разными штрихами: легато,  стаккато. Уметь играть лёгкие произведения от разных звуков. Играть несложные каноны. Играть,  соединяя звуки попарно (легато). Повторяющиеся звуки обязательно отмечать «ударом» языка. Работать над техникой пальцев  рук, добиваться точного перехода от одного звука к другому.

 Работа над техникой  «передувания».

4.Ансамблевая игра

Работа индивидуально, дуэтами, трио. Игра каноном нетрудных произведений. Добиваться слаженной игры, умение слушать себя и рядом стоящего. Умение понимать и выполнять дирижёрские жесты.

5.Слушание музыки

Роль ансамбля в оркестре. Знакомство с разными коллективами народной музыки, а также с музыкой эпохи барокко. Знакомство с рекордером (блокфлейта). Слушание фонограмм. Формировать устойчивый интерес к музыке. Умение анализировать прослушанные произведения.

6.        Игра произведений

Теория: беседа о жанре произведения; анализ средств музыкальной выразительности (форма, лад, ритм, темп).

Практика: исполнение жанра в соответствии с жанром. Сочетать коллективную работу с групповой и индивидуальной. Добиваться максимально выразительного, осмысленного исполнения каждой интонации, фразы и всего произведения.

7.        Мероприятия  воспитательно — познавательного характера

Посещение концертов, музыкальных театров. Работа с родителями, проведение концертов для них. Участие в школьных и классных мероприятиях: «Новый год и Рождество», «Масленица», «8 Марта», «Отчётный концерт школы».

8.Репертуар для игры на свирели

II год обучения

Каноны

Во   поле  береза   стояла  (русская  народная   песня).   Пастушья   песня (французская народная песня).

Произведения современных композиторов

Неразумное желание. Муз. Р. Паулса.

Колыбельная (из к/ф «Долгая дорога в Дюнах»). Муз. Р. Паулса

Кашалотик. Муз. Р. Паулса.

Произведения русских композиторов 

Старинная французская песенка  Муз. Чайковского.

   Детская песенка. Муз. П. Чайковского.

Произведения зарубежных композиторов

Колыбельная. Муз. В Моцарта

 Спор. Муз. А. Гретри.

 Сурок. Муз. Л. Бетховена

Джазовые пьесы

По дороге домой из школы.

Муз. Э. Градески.

Праздничный рэг. Муз. Э. Градески.

III год обучения

1.Вводное занятие

Общие сведения роль инструмента в оркестрах народной музыки. Разновидность оркестров, ансамблей. Знакомство с ансамблями старинной  музыки.

      2.Основы музыкальной грамоты

Знакомство с нотами II и III октав. Знаки альтерации при ключе. Соотношение длительностей (целая, половинная, четверть, восьмая, шестнадцатая). Длительность с точкой (пунктирный ритм). Закрепление понятий dur (мажор) и moll (минор). Интервалы (диатонические и характерные). Сложные размеры в музыке: 4/4, 3/8, 10/8, 12/8. Произведения с переменным размером. Итальянские обозначения штрихов и темпов.

   3.Техника игры на свирели

Третий этап   предполагает выход на более сложный уровень:   обучение усовершенствованного инструмента свирель -  блокфлейта.

Блокфлейта – это та же свирель только инструмент усовершенствованного вида. Переход с инструмента свирель на освоение инструмента блок флейту, ребятам совершенно не представляется трудным, так как они уже освоили свирель. Расположение игровых отверстий одинаковые, различия только в двух звуках.

Первым учебником для освоения инструмента является самоучитель «Блокфлейта». Авторы: Богосян С.А. и Смолин К.О. Учебное пособие, в основе которого, популярные мелодии, записанные в стандартной нотной записи, но с применением аппликатурных подсказок, что существенно упрощает их исполнение на начальном этапе освоения инструмента. Обучая ребят игре на блокфлейте, мы применяем те же методы обучения в цифровой системе, что и при обучении игре на свирели. Те же ритмические соотношения, и тот же метод «передувания» для извлечения звуков второй октавы. Находим общее и отличие инструмента свирель и блок флейты. Это фа диез, или 4 диез, а также прибавляется седьмое отверстие – это нота до первой октавы, закрепляем это новшество. Затем, прежде чем извлечь первую ноту, необходимо вспомнить, как правильно держать свирель, так и стараемся держать блокфлейту, положение рук и инструмента одинаковое (под углом 45градусов). Левая рука располагается выше, правая ниже. Извлекаем звук, начав очень тихо, постепенно наращивая громкость до максимума, затем постепенно снижаем его. Затем осваиваем отверстия от нуля до 7, теми же методами, что и у свирели. Обращаем внимание на расширенное расстояние между отверстиями, а также на трудностях при извлечении звука цифры 7 (нота «до» первой октавы).

Теория: работа над дыханием, артикуляцией. Расширять диапазон свирели с помощью техники «передувания» (до 2-х октав). Умение выбирать правильные штрихи при игре.

Практика: Уметь играть не сложные произведения с листа и от разных нот. Играть одноголосные и двухголосные произведения в сопровождении и без. Умение самостоятельно разбирать произведение.

    4.Ансамблевая игра

Уметь играть несложные произведения с листа. Играть с аккомпанементом.

Работа дуэтами, трио и всей группой. Понимать и исполнять дирижёрские

жесты.

  5.Слушание музыки

Прослушивание фонограмм лучших народных и симфонических оркестров и ансамблей. Приучать к прослушиванию музыки композиторов «мирового фонда культуры».

  6.Игра произведений

Теория: беседа о жанре произведения. Работа над образом и манерой исполнения. Анализ средств музыкальной выразительности: форма, лад, тональность, темп, ритм.

Практика: показ произведения в соответствии с его жанром. Работа над произведением по фразам, над сложными фрагментами музыкального текста.

  7.Мероприятия воспитательно-познавательной деятельности.

 Посещение концертов, музыкальных театров. Работа с родителями, проведение концертов для них. Участие в школьных и классных мероприятиях: «Новый год и Рождество», «Масленица», «8 Марта», «Отчётный концерт школы».

8.Репертуар для игры на свирели

III год обучения

Русские народные песни

Ой, да ты, калинушка (русская народная песня).

Я на горку шла (русская народная песня).

       Песни народов мира

Зеленые рукава (старинная английская песня). Веселый мельник (американская народная песня). Бубенчики (американская народная песня).

 

  Произведения русских композиторов

Романс. Муз. Г. Свиридова.

Легенда. Муз. П. Чайковского.

Утренняя молитва (из «Детского альбома»). Муз. П. Чайковского.

Жаворонок. Муз. М. Глинки.

Ты, соловушка, умолкни. Муз. М. Глинки.

Произведения зарубежных композиторов

Старый добрый клавесин. Муз. И. Гайдна.

Триумфальный марш (из оперы «Аида»). Муз. Дж. Верди.

Ода к радости (фрагмент симфонии № 9). Муз. Л. Бетховена.

Анданте. Муз. Ф. Листа.

Dona nobis (канон). Муз. В. Моцарта.

Джазовые пьесы

Мороженое. Муз. Э. Градески.

Вальс. Муз. М. Шмитца.

Помимо этих произведений, дети играют песни, разучиваемые на уроках музыки.

 IV. Ожидаемые результаты реализации программы

Первый год обучения

Учащиеся должны: знать устройство своего инструмента (свирели ), правила посадки и постановки рук, запись нотных знаков, их соотнесение с реальным звучанием свирели, основы нотной грамоты, общие аппликатурные закономерности, основные способы звукоизвлечения.

Уметь: ориентироваться в нотной записи, давать общую характеристику исполняемых пьес, различать характер музыки, в пределах начальной подготовки играть осмысленно и выразительно простые песни и пьесы.

Овладеть: техническими и исполнительскими навыками, которые определены первым годом обучения.

Второй год

Опираясь на знания и умения, приобретённые в первый год занятий, учащийся должен овладеть: минимумом музыкальной грамоты и элементами теоретических основ музыкального искусства, техническими и исполнительскими навыками игры на свирели, необходимыми для занятий на втором году обучения.

Знать: основные средства музыкальной выразительности, простые формы музыкальных произведений, некоторые виды многоголосия, приёмы и способы достижения выразительной игры на свирели.

Уметь: свободно разбираться в нотной записи, обозначениях темпа, динамики, знаков альтерации, сознательно пользоваться музыкальной терминологией, характеризовать исполняемые музыкальные произведения, играть в ансамбле (трио, дуэт), оценивать качество своего исполнения в пределах общего и музыкального развития, играть эмоционально, осмысленно и выразительно исполняемые произведения.

Третий год

Опираясь на знания и умения, и навыки, приобретенные на втором году обучения, углубляя и совершенствуя их, учащиеся должны овладеть: расширенными знаниями теоретических основ музыки, техническими и исполнительскими навыками игры на блок флейте в пределах программы третьего года обучения.

Знать: особенности звукообразования, примерную шкалу силы звучания, динамические оттенки, различные жанры и виды музыкального искусства, жанровые и стилистические особенности исполняемых произведений.

Уметь: различать выразительные средства музыкального языка, понимать их значения, активно, осознанно и эмоционально воспринимать музыку, её содержание, раскрывать чувства и мысли, заложенные автором в произведение, самостоятельно разбирать музыкальное произведение, работать над музыкальным текстом и техническими трудностями, свободно владеть выученным музыкальным материалом, играть в ансамбле (дуэт, трио).

Личностные результаты:

-укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

-приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

-продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач;

-развитие духовно-нравственных и эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

Метапредметные результаты:

-наблюдение за различными явлениями жизни и искусства во внеурочной деятельности, понимание их специфики;

-ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро и макро социума (группы, школы, города, региона;

-Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;

Предметные результаты:

-развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и музыкально-творческой деятельности;

-умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке;

-готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.

  1. Список литературы, используемой педагогом
  1. Асафьев Б. В.  О музыкально-творческих навыках у детей. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд. 2. – Л., 1973.
  2. Асафьев Б.В. Принцип контраста в музыке и его методическая роль в постановке занятий по слушанию музыки. – Л., 1973.
  3.  Баренбоим Л. Система музыкального воспитания К. Орфа. — Л.: Музыка, 1970.
  4. Баренбоим Л. Элементарное музыкальное воспитание по системе К. Орфа. - Л.: Музыка, 1970.
  5. Емельянов В.   Развитие  голоса,  координация  и тренаж.  - СПб., 2000.
  6. Играем на свирели / Сост. Е.Евтух. - СПб., 1999г.
  7. Играем на концерте / Сост. Е. Евтух. -  СПб., 1999.
  8. Казарян С. В мире музыкальных инструментов. -   М.: Просвещение, 1989.
  9. Космовская М. Девять уроков игры на свирели. -  Курск, 1995.
  10. Космовская М.  Научно-методическое руководство игры на свирели (по методике Э.Я. Смеловой). -   Курск, 1993.
  11. Начальные уроки игры на блок флейте / Сост. А.Покровский. - М: Музыка, 1982г.
  12. Платонов Н. Вопросы методики обучения игре на духовых музыкальных инструментах.

  1. Пушечников И. Азбука начинающего блокфлейтиста. М.: Музыка, 1991г.
  2. Пушечников И. Школа игры на блокфлейте. М.: Музыка, 1991г.

  1. Рокитянская Т. Обучение игре на блокфлейте в группе // Искусство в школе. - 1998. — №1.
  2. Школяр Л.В.,  Красильникова М.С.,  Критская Е.Д.,  Усачева В.О., Медушевский В.В., Школяр В.А. Теория и методика музыкального образования детей. - М., 1999.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования детского объединения учащихся 3 классов «Юный математик»

      Направленность программы «Юный  математик» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Симфония творчества»

  Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинал...

Рабочая программа дополнительного образования детей "Спортивные и подвижные игры" (возраст детей: 8-10 лет)

Достоинство программы заключается в том, что она способствует физическому оздоровлению детей, профилактике простудных заболеваний, доступна для детей из семей со средним достатком, является альтернати...

Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

Программа дополнительного образования по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Россия – Родина моя!»

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Россия-Родина моя! реализуется на основе следующих принципов: принцип природосообразности, принцип целостности ...