Раскрытие и развитие творческого потенциала личности ребенка во внеурочное деятельности в рамках предмета «Музыка»
статья по музыке (1, 2, 3, 4 класс)

Раскрытие  и развитие  творческого  потенциала личности  ребенка происходит как в урочной, так и во  внеурочной деятельности.  Именно внеурочная деятельность даёт опыт творческой деятельности, поскольку предоставляет возможность учащимся попробовать свои силы в разных её формах. Широ­кие возможности создания атмосферы творческого вдохновения, самостоятельной индивидуальной и коллективной практической творческой деятельности учащихся открываются во внеурочной музыкальной работе. 

Деятельность учителя музыки и детей во внеурочное время ведёт к главной цели музыкального образования - воспитанию музыкальной культуры детей как части всей духовной культуры и развитие у них творческих способностей.

В докладе рассматриваются разнообразные формы внеурочных занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rozhkov_m.t.docx18.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Раскрытие  и развитие  творческого  потенциала личности  ребенка во  внеурочное  деятельности в рамках  предмета  «Музыка»

Раскрытие  и развитие  творческого  потенциала личности  ребенка происходит как в урочной, так и во  внеурочной деятельности.  Именно внеурочная деятельность даёт опыт творческой деятельности, поскольку предоставляет возможность учащимся попробовать свои силы в разных её формах. Широкие возможности создания атмосферы творческого вдохновения, самостоятельной индивидуальной и коллективной практической творческой деятельности учащихся открываются во внеурочной музыкальной работе. 

Деятельность учителя музыки и детей во внеурочное время осуществляется на единых принципах и ведёт к главной цели музыкального образования - воспитанию музыкальной культуры детей как части всей духовной культуры и развитие у них творческих способностей. Все требования, предъявляемые к уроку музыки как уроку искусства, относятся и к внеурочным формам: дух живого образного искусства, атмосфера сотрудничества, содружества, сопричастности, сотворчества - вот характерные черты занятий искусством.

Разнообразные формы внеурочных занятий предусматривают большие возможности в этом направлении: музыкальные гостиные, игры - путешествия, викторины, конкурсы, фестивали, музыкально-литературные композиции, турниры, концерты, праздники. Участие школьников в различных внеклассных мероприятиях по музыке развивает не только их познавательные интересы, но и способствует раскрытию  и развитию  творческого  потенциала личности  ребенка, расширению его музыкального кругозора.

К формам, широкое использование которых является целесообразным во внеклассной работе по музыке, относятся игровые формы занятий - соревнования, конкурсы. Большой интерес вызывает у ребят «Музыкальный турнир». Участие в этой игре принимают команды от классов одной параллели - это знатоки музыки. Конкурсанты этого музыкального состязания проявляют музыкальные способности, творчество, инициативу. А для учителя такой конкурс - отличная возможность проверить знания учащихся по предмету.

Организация музыкально-театральной деятельности открывает перед школьниками возможность для творческого самовыражения. В театрализованных постановках с помощью таких выразительных средств, как интонация, пение, мимика, жест, разыгрываются музыкальные сказки. Дети не только знакомятся с содержанием произведения, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями спектакля. Театрализованные представления способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).

Театр может перенести зрителей в далёкое прошлое, будущее, и в сказку… А сказка - это чудесный, волшебный мир, в котором добро всегда побеждает зло. В сказке могут заговорить не только люди, но и животные, и птицы. Герои музыкальной сказки «Где же солнышко живёт?» (сценарий М. Пляцковского, музыка М. Минкова) на собственном примере показали - как преодолевать трудности и что значит настоящая дружба. Занятия в театре имеют большое воспитательное значение: дисциплинируют, вырабатывают чувство ответственности перед партнерами и зрителем, прививают чувство коллективизма, любовь к труду, смелость, стремление нести в жизнь прекрасное и доброе. 

Школьные праздники являются одной из массовых форм работы. Их тематика самая разнообразная: «Посвящение в лицеисты», «День Учителя», «Капустник», «День Матери», «День Победы» и т.д. Праздники доставляют учащимся радость, объединяют, вызывают общие чувства, переживания. А какой же праздник без песен? Выступление вокального ансамбля, а также сольное пение делают праздники эмоционально окрашенными, приобщают ребят к вокальному искусству. Пение - один из самых активных видов музыкально-практической деятельности учащихся, в котором успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, чувство ритма.

Одно из традиционных   мероприятий - фестиваль военной песни, посвященный Дню Победы в Великой Отечественной войне. Это мероприятие отличается большой возможностью для раскрытия  и развития  творческого  потенциала личности  учащихся: учащимся нужно выбрать песню, продумать инсценировку. Подобные фестивали и конкурсы помогают преодолеть себя, раскрыть и развивать свои творческие способности.

Раскрытию  и развитию  творческого  потенциала личности  ребенка способствуют и творческие домашние задания.

Практический опыт преподавания в области музыкального искусства в школе, позволяет мне утверждать, что организация системы домашних заданий по предмету «Музыка» - важный и необходимый этап в развитии творческой личности школьника на всех его возрастных ступенях. Важными критериями домашних заданий, повышающих интерес к музыке как школьному учебному предмету, являются элементы занимательности, смекалки, игры и творческого подхода. Это воплощается в таких творческих, проблемных домашних заданиях как: рисунки, поделки, стихи, сочинения, мелодизация текста, танцевальные номера, музыкальные кроссворды, ребусы, загадки, рефераты, творческие проекты (презентации) с их творческой защитой («Народные музыкальные инструменты»,  «Песни о моей Родине.

Домашние задания позволяют учителю иметь чёткое представление о возможностях каждого ученика, диагностируя динамику развития его музыкальных и творческих способностей. Система домашних заданий помогает учителю корректировать и прогнозировать дальнейшую работу с учащимися.

К домашним заданиям, развивающим творческий потенциал личности, можно отнести следующие  творческие задания:  мини-сочинение по прослушанному произведению, создание зрительного образа музыкального произведения (рисунки, графические схемы и поделки), выступления с творческими номерами на мероприятиях и конкурсах различного уровня (музыкальная гостиная, встречи с ветеранами, конкурсы хорового и вокального пения и т.п., создание музыкальных презентаций по собственному интересу (о певцах, группах, современных композиторах, музыкальных инструментах и т.д.), разработка  музыкальных кроссвордов, ребусов, загадок.

Таким образом, в рамках  предмета   «Музыка» решаются важные вопросы развития нашего общества, связанные с  раскрытием  и развитием  творческого  потенциала личности  ребенка.  Известно, что именно в детстве закладывается фундамент личности, интенсивно формируются базовые социальные установки, основы мировоззрения, привычки, развиваются творческие способности, складываются многообразные отношения с окружающим.

Проблема развития творческих способностей учащихся не нова и до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что общество, школу и родителей волнует вопрос о развитии творческих способностей учащихся. В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки обучающихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль предмета  «Музыка»   в воспитании активных,   творческих людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гармоническое развитие ребёнка, раскрытие его познавательных и творческих возможностей через внеурочную и внеклассную деятельность.

Анализ опыта работы по теме: "Гармоничное развитие ребёнка, раскрытие его познавательных и творческих возможностей через внеурочную и внеклассную деятельность"...

ПОСТРОЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ТВОРЧЕСКОЙ СФЕРЫ ДЛЯ РАСКРЫТИЯ ПОТЕНЦИАЛА ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ.

ПОСТРОЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ТВОРЧЕСКОЙ СФЕРЫДЛЯ РАСКРЫТИЯ ПОТЕНЦИАЛА ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ....

Статья "Раскрытие таланта ребёнка как шаг для формирования позитивного отношения его к школе".

В статье постараюсь ответить на вопросы: как родителям и учителю раскрыть таланты ребёнка на раннем этапе, как построить процесс обучения и воспитания, опираясь на личные интересы и таланты ученика....

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В РАСКРЫТИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ

Создание условий для  развития творческих способностей талантливых  детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, ...

Работа педагога по раскрытию индивидуальных способностей обучающихся. Теоретическое выступление.

             Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ...

"Содействовать раскрытию души..." (из опыта работы классного руководителя)

В статье "Содействовать раскрытию души и любоваться радостей расцветом..." изложены основные подходы в воспитании классного коллектива в начальной школе, представлены "заповеди" класса....

"Практикум по использованию инновационных подходов для раскрытия концепции современного образования"

Практикум для учителей начальных классов по использованию активных методов обучения . Практикум проведен  с соблюдением всех этапов урока, показан способ применения активных методов,определены це...