"Практикум по использованию инновационных подходов для раскрытия концепции современного образования"
учебно-методический материал на тему

Практикум для учителей начальных классов по использованию активных методов обучения . Практикум проведен  с соблюдением всех этапов урока, показан способ применения активных методов,определены цели использования АМО на каждом этапе урока(презентация)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация2.47 МБ
Файл Практикум + буклет 775 КБ

Предварительный просмотр:

«Практикум по использованию инновационных подходов для раскрытия концепции современного образования».

ЦЕЛЬ: знакомство учителей начальных классов с активными методами обучения (АМО),  учить применять  активные методы обучения на разных этапах урока в начальных классах  

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал для участников мастер-класса.

Участники мастер-класса выбирают любой цветок с доски и занимают соответствующие места. Таким образом, участники делятся на группы. 

Слайд №1

- Здравствуйте уважаемые коллеги!

Мне очень приятно видеть вас сегодня в нашей школе. Я надеюсь на ваше сотрудничество и активную интеллектуальную деятельность.

Позвольте начать практикум  вот с такой притчи.

Слайд №2

Наберись смелости – сделай попытку!
Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его.
«Подданные мои», — обратился к ним царь, — «у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее». Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще никто никогда не видывал. «Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда-либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?» — спросил царь.
Одни придворные только отрицательно качали головами. Другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако вскоре признались, что не смогут открыть его. Лишь один подошел к замку.
Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места и, наконец, одним рывком дернул его. О чудо — замок открылся! Он просто был не полностью защелкнут. Тогда царь объявил: «Ты получишь лучшее  место при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку.

--Давайте и мы с вами сделаем попытку и  поучимся применять   инновации  современного образования

Слайд №3

Согласно Концепции модернизации образования школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Выпускник школы должен уметь применять полученные в школе знания и умения в реальных жизненных ситуациях.

Слайд №4

          Работая многие годы в школе мы замечаем, что как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10%. Почему?  мы видим процентное соотношение уровня  запоминания учащихся в зависимости от вида деятельности, с помощью которой они вовлечены в процесс познания.  Объяснение простое: только 10% людей способны запомнить и понять, то что они читают. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%.

    Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Всем известно, что привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит можно использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс.  Как это сделать? Все просто, как в притче: «Наберись смелости – сделай попытку!»

Слайд №5

Тема практикума «Использование инновационных подходов для раскрытия концепции современного образования: активные методы обучения (АМО)»

Слайд№6

Задачи: узнать что такое АМО, учиться применять активные методы обучения на разных этапах  уроках в начальных классах.

Активные методы обучения подразделяются на методы начала урока, выяснения целей, ожиданий, опасений, презентации учебного материала, организации самостоятельной работы, релаксации, подведения итогов. Каждый из этих методов позволяет эффективно решать конкретные задачи того или иного этапа урока.

Ход мастер-класса:

Проведем практикум в виде урока, соблюдая все его этапы.

Мы уже использовали прием «Чудесный цветок» для  деления участников учебного процесса на малые группы. 

Слайд №7

Цель: научиться делиться своими идеями, сотрудничать и вырабатывать общую точку зрения не только с другом, но и с человеком, с которым не сложились отношения, т. е. учиться налаживать контакт и совместно создавать новые творческие идеи.

Пример АМ начала образовательного мероприятия

1.Орг.момент.  Метод «Подари улыбку»

Слайд №8

Цель метода: Динамично начать урок, задать нужный ритм, обеспечить хорошую атмосферу в классе.

Необходимые материалы: Заранее приготовленные эмблемы — улыбки

- Уважаемые коллеги, давайте мы тоже начнём наш практикум  с этого упражнения.

- Сейчас  каждый из вас повернется к соседу в группе, улыбнется, скажет: «Привет», прикрепит ему эмблему.

Слайд №9

 С этого упражнения вы можете начинать любой урок. Также на этом этапе можно использовать и метод «Поздоровайся локтями», «Мой цветок», «Галерея портретов», «Летающие имена», «Измерим друг друга» , «Улыбка», «Знакомство» и т.д.

Название игры может быть какой угодно: Главное помнить о цели.

Пример АМ знакомства Метод «Мой цветок»

Слайд №10

Цель: рассказать о себе, своих профессиональных и личных интересах. Почувствовать уверенность в себе в ходе презентации.

Всем участникам раздаются цветы(уже есть) с разноцветными лепестками.

-Уважаемые коллеги возьмите свои цветы.

Слайд №11

 На первом лепестке напишите свое имя, фамилию, отчество; на втором лепестке в какой школе работаете; на третьем лепестке ваше хобби; на четвертом педагогический стаж работы.

 Когда работа окончена, каждый участник выходит в центр и делает презентацию о себе.

Все цветки прикрепляются на стену и остаются там до конца практикума.

II. Сообщение темы, введение в неё.

АМ выяснение целей, ожиданий и опасений (Постановка цели)

        -Для выяснения образовательных целей участников практикума, их ожиданий и опасений можно использовать следующий метод:

Слайд №12
Метод «Что у меня на сердце»

- Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное,  а опасения – тяжёлое.

 Я Вам раздам сердечки, с одной стороны вы напишите  ожидания, а с другой – опасения, от данного практикума  по  теме АМО. (Озвучивание по желанию.)

В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно.

Слайд №13

 С детьми  можно использовать метод «Фруктовый сад» ,«Дерево желаний», «Поляна снежинок», «Разноцветные листья».

Слайд №14

АМ презентации учебного материала

- Для этого применим метод  «Инфо-угадай-ка».
Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.

 Он  применяется при работе в группах. Вот здесь – то и требуется  проявление творчества учителя. Чем  ярче, интересней и образней будет презентация нового материала, тем быстрее и прочнее будет усвоена новая тема.

- Возьмите листы бумаги, на которых записано название этого метода. Итак, тема «Активные методы обучения». Листок  разделён на сектора.

Слайд №15

Сектор 1 – «понятие». Подумайте в группе и попробуйте дать понятие  АМО,  назвать  ключевые моменты к этому разделу.

(Ответы педагогов

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.)

Сектор 2 – этапы урока.

-На каких этапах урока можно применять АМО?

(Ответы педагогов

Активные методы обучения применяются на всех этапах урока.

-  (Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, релаксация ).)

      Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока.

Сектор 3 – виды АМО.

(Ответы педагогов

К этому сектору мы вернёмся в конце нашего мастер-класса и заполним его до конца.

(«Добрый день», «Поздоровайся глазами»,  «Что у меня на сердце», «Фруктовый сад», «Мой цветок», «Инфо-угадайка»))

Сектор -4. Цели  применения АМО.

( Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений)

-А теперь возьмите в файлах пазлы, соберите их в картинку  текста и сравните совпали ли ваши предположения с эталоном.

Слайд 16

И, наконец, метод самостоятельной работы .

Слайд 17

Цель его – закрепление пройденного материала. Чем разнообразнее и интереснее самостоятельная работа, тем продуктивнее прошел урок. 

Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, и  становится активным участником образовательного процесса. Раньше ученик полностью подчинялся учителю, теперь от него ждут активных действий, мыслей, идей и сомнений.

Слайд18

Один из таких методов, «Составление кластера», может быть использован на  разных этапах урока. Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми.

Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее

     - Уважаемые коллеги, предлагаю вам на имеющихся у вас карточках

продолжить составление  кластера по теме «Активные методы обучения».

 Давайте проверим, что у вас получилось. Каждая группа прикрепляет свой плакат с кластером к доске.

Слайд18 щелчок

АМ релаксации

Слайд 19

         Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса.

Метод "Четыре стихии»

- Упражнение  называется "Четыре стихии". Это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах.

Метод «Физкультминутка»

Цель: повысить уровень энергии в группе, прийти в бодрое настроение, активно подвигаться перед началом работы.

Активные методы «Энергия - 1», «Роботы», Постройся по росту», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Шест», и многие другие позволят вам это сделать, не выходя из класса.

Подведение итогов практикума.

- А теперь вспомните  для метода «Инфо - угадайка»  графу «виды». С какими методами и упражнениями   ещё сегодня познакомились( «Четыре стихии», «Физкультминутка», «Кластер») 

Слайд №20

Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы как: "Мухомор", «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Ресторан», «Комплименты». Эти методы помогут вам эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.

- Подводя итог нашего практикума, вернёмся к  методу «Что у меня на сердце».

Слайд №21

Вспомните, какие ожидания и опасения были у вас в начале практикума.  Определите для себя, оправдались ли они.

- К сожалению, временные рамки не позволяют познакомить вас со многими другими активными методами обучения.

Слайд №22

Но для тех кто заинтересовался ими, более подробно изучить данный материал, на сайте образовательного портала «Мой университет», где вы можете  скачать электронную книгу «Копилочка активных методов обучения», поучаствовать в конкурсе и пройти дистанционные курсы, познакомиться с некоторыми уроками  с методом АМО.

Слайд №23

Рефлексия.

Метод «Солнце»

Цель: подведение итогов

Я предлагаю вам на лучиках солнца написать свои впечатления от практикума. Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее

-«Ромашка» ,«Мудрый совет» , «Итоговый круг»

Как и у каждой методики есть свои плюсы и минусы.

+ Активные методы обучения помогают - развивает мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания,  развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений, что и требуют от нас новые ФГОС .

          - Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому - не могут совладать со своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся  культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.

Таким образом, использование активных методов обучения позволяет    обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть особенности.   А применять ее или нет, это уже дело учителя и его творчества.  

Но и это еще не все возможности активных методов обучения. Параллельно с обучением и воспитанием, применение АМО в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся так называемых мягких или универсальных навыков. К ним обычно относят способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др. А сегодня многие уже понимают, что, несмотря на свою мягкость, эти навыки в современной жизни играют ключевую роль как для достижения успеха в профессиональной и общественной деятельности, так и для обеспечения гармонии в личной жизни.

Слайд 24

И в заключении хочу сказать:  «Наберись смелости – сделай попытку» Не бойтесь применять инновационные методы

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

- Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа. Современная концепция исторического образования в начальной школе.

 Особенностью современной системы образования не только российской,но и мировой, является ее гуманизация - то есть обращение, прежде всего к личности учащегося, и гуманиторизация - то есть максимально...

Инновационные подходы, применяемые для обеспечения качества образования в образовательной деятельности

Статья для выступления на  Международой научно-практической конфереции "Качество образования: управление, анализ, компетентностный подход"...

Внеурочная деятельность в рамках концепции современного образования.

Доклад потеме "Внеурочная деятельность в рамках концепции современного образования"...

Использование современных инновационных технологий для реализации концепции преподавания математики в начальных классах

Если мы учим сегоднятак,как учили вчера,мы крадём у наших детей завтра         Ю.Дьюи...

Системно - деятельностный подход –методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второго поколения (презентация)

Реализация  системно-деятельностного подхода , как методолгической основы концепции государственного стандарта общего образования второго поколения. Цель деятельностного подхода, виды деятельност...

Использование инновационных подходов в коррекционной работе с обучающимися с общим недоразвитием речи

Осложненные речевые нарушения у детей требуют комплексного подхода, где логопед будет грамотно сочетать традиционные и инновационные методы и способы работы.Составляющие комплексного подхода в коррекц...