конспект урока по музыке в 4 классе " Приют сияньем муз одетый.."
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Инна Секретарева

Конспект к открытому уроку по музыке для 4 класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_4_klass.docx18.51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Критская. Музыка, 4 класс

 «Приют, сияньем муз одетый…»

Цели и задачи:

- раскрыть для учащихся мир дружеского общения А.С. Пушкина, музыкальные предпочтения поэта и его друзей;

- знать понятия: Жанр романса. Дуэт. Ансамбль;

- познакомить с популярными произведениями русских и зарубежных композиторов середины ХIХ века.

Оборудование: Фотографии имения Тригорское; портреты: А.С. Пушкина, М.И. Глинки, И. Козлова, А.П. Керн.

Музыкальный материал: М.И. Глинка. Романс «Венецианская ночь»; Дж. Россини. «Тарантелла»; русская народная песня на ст. И. Козлова «Вечерний звон».

ХОД УРОКА

Организационный момент. Музыкальное приветствие

Под  ПОЛОНЕЗ заходят дети, приветствуют  гостей -  садятся на места

Везде, везде в душе моей

Благосовлю моих друзей…..

- Уважаемые ребята! Сегодня подходит к концу наше с вами необычное путешествие...

Скажите мне ,пожалуйста, о творчестве какого русского поэта мы с Вами говорили на протяжении всех этих уроков?

- Ответы детей

И сегодняшний урок мне хотелось бы посвятить не просто очередной нашей встрече с поэтом, но и познакомить вас с некоторыми традициями во времена А.С. Пушкина….

 Ребята, а как Вы считаете: чему традиционно обучали детей в дворянских семьях ХIХ века, и как было принято проводить вечера?

 - ????

Тогда откройте уч на стр 56 и найдите мне ответы на этот вопросы

- Детей обучали музыке, а вечерами все собирались вместе и играли, пели...

- Действительно, в ХIХ веке в дворянской среде было принято в семьи приглашать учителей музыки и танцев, - обучать детей игре на музыкальных инструментах, искусству пения и танца... В дворянских семьях музыке обучали абсолютно всех детей и часто устраивали вечера домашнего музицирования.

Неподалеку от Михайловского, в нескольких верстах находилось имение местных помещиков Осиповых–Вульф - Тригорское. ( ПОКАЗ СЛАЙДОВ)

 Его владелица, Прасковья Александровна жила здесь вместе с детьми и внуками, и сюда по вечерам часто приезжал А.С. Пушкин. И вот такие вечера домашнего музицирования были не редкостью у соседей А. Пушкина по имению в Тригорском. В уютной гостиной звучали стихи, музыка, молодые голоса... В сопровождении гитары исполнялись русские романсы и цыганские напевы. Молодежь обязательно танцевала.

Вот строки А. Пушкина:

«Приду под липовые своды

На скат Тригорского  холма..

Поклонник дружеской свободы

Веселья, граций и ума…..

И его прихода неизменно ждали, - Александр Сергеевич сразу становился центром внимания!

Кто - то брал в руки гитару, кто-нибудь садился к роялю, перебирая ноты, выбирая любимые романсы, предлагал спеть всем присутствующим...

 -= Ребята, а кто из вас знает,что такое романс? О чем может идти речь в романсе?

------------ Ответы детей

 Так вот ребята романс- это небольшое вокальное произведение с инструментальным сопровождением. Такое произведение пишется на основе лирической поэзии. А лирическая поэзия о чем?

  ( ПОКАЗ СЛАЙДА)

 И всё Тригорское распевало на итальянскую мелодию песню «Ночь весенняя дышала». В то время в Тригорском был особенно популярен этот романс.

- Загляните в учебник на стр. 56 и прочитайте, пожалуйста, кто был авторами этого романса?

- Музыка М. Глинки, а слова И. Козлова.

- Да, ребята, М. Глинка сочинил романс «Венецианская ночь» на стихи И. Козлова.

ПОКАЗ СЛАЙДОВ С ПОРТРЕТАМИ

Козлов стихи написал под впечатлением города Венеции.

ПОКАЗ СЛАЙДОВ

 Перед тем, как  Вы будете слушать романс Венецианская Ночь давайте мы с вами познакомимся со значением некоторых слов, которые Вы возможно услышите впервые

БРЕНТА,ТОРКВАТА,БАРКАРОЛА,ГОНДОЛА

Прослушайте замечательный романс М. Глинки. Попробуйте поразмышлять над вопросом – какие картины он «рисует»?

Прослушивание романса «Венецианская ночь» М. Глинки.

Обсуждение.

Ребята, а сейчас я хочу, чтобы вы выполнили творческое задание по группам,

Изобразите на листе бумаги, какие цвета вы бы использовали,если бы рисовали картину под звучание этого великолепного романса  Что вас впечатлило ?И почему ?

Работы детей

А.С. Пушкин был знаком с автором этих красивейших поэтических строк - Иваном Козловым. Своему другу - поэту А. Плетнёву - он писал: «Скажи от меня Козлову, что недавно посетила наш край одна прелесть, которая небесно поёт его «Венецианскую ночь»  

.А «прелесть» была Анной Петровной Керн,  ( ПОКАЗ СЛАЙДА С ПОРТРЕТОМ)именно ей А.С. Пушкин посвятил известное стихотворение «Я помню чудное мгновенье...».

Недаром многие из его творений легли в основу многочисленных музыкальных произведений в самых разных жанрах – песни, романсы, оперы, инструментальные сюиты, пьесы…

Много поэтических строк А. Пушкин посвятил музе: «…являться муза стала мне», «…и муза вечная со мной, хвала тебе, богиня!» и др.

- Рассмотрите внимательно портрет А. Пушкина работы русского художника О. Кипренского. Давайте поразмышляем:

- Каким изображён Александр Сергеевич?

- Только ли поэт изображён на нём? Кого мы ещё видим на портрете вместе с ним и почему? К кому в своих строках часто обращался поэт?

- Александр Сергеевич здесь какой-то задумчивый, но не грустный. Может быть, он что-нибудь еще придумывает?..

- А вот рядом с ним художник изобразил Музу, и в руках у неё - лира...

- И к музе Александр Сергеевич очень часто в своих стихах обращается, благодарит её...

- А мы сейчас с Вами   прослушаем романс М.Глинки на стихи Пушкина

Я помню чудное мгновенье

Прослушивание романса … обсуждение

- Ребята, так же хочется отметить,что На вечерах домашнего музицирования звучала популярная музыка того времени: на фортепиано играли сонаты Моцарта и переложения симфоний Гайдна… А еще

Александру Сергеевичу очень нравилась музыка итальянского композитора Джоакино Россини.

- Послушайте знаменитую «Тарантеллу» Россини.

Слушание «Тарантелла» Дж. Россини.

В центре таких вечеров в Тригорском была музыка и, конечно же, А. Пушкин, который читает стихи. В его чтении, в его стихах столько музыкальности, что все присутствующие испытывали наслаждение и с нетерпением ждали новых творений Александра Сергеевича, прочтенных именно им.

- Про Александра Сергеевича Пушкина слышали и наши соотечественники, и иностранцы. Его замечательные произведения никого не оставят равнодушным. А короткие стихи Пушкина про великолепное время года – осень,не только переносят нас  в необычайную красоту природы, но и очень легко запоминаются.

 СТИХ Унылая пора

Читая поэму А. Пушкина «Евгений Онегин», мы также встречаем описания зимы. Вот один из таких фрагментов поэмы:

Отрывок МОРОЗ И СОЛНЦЕ

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Рефлексия

Итак, ребята, мы с вами перелистнули последнюю страницу нашего необычного альбома – путешествия... Понравилось ли вам так путешествовать?

- Что интересного вы взяли для себя из этого путешествия?

- Бывают ли у вас или ваших друзей подобные вечера?

-Назовите, какие романсы мы слушали?

- С какими композиторами сегодня на уроке встретились?

- Чем отличается народная песня от авторской?

- Что вам больше всего запомнилось на уроке?

- Подумайте, есть ли связь между словами муза и музыка?

Ответы учащихся, обсуждение.

Выставление оценок.

Домашнее задание. Опишите свой музыкальный вечер или придумайте программу будущего вечера.

Итог

Закончить наш сегодняшний урок мне хочется стихами, но не самого Александра Сергеевича, а нашей с вами современницы – поэтессы Людмилы Орловой. Это её посвящение А. Пушкину:

Пушкинский свет добра,

Ты нам необходим,

Шум тригорских дубрав,

Сороти белый дым...

Пущин – лицейский друг,

Мчится в снежную глушь.

Трудно без дружеских рук

И единения душ.

Клин журавлей вдали,

Болдинский ясный свет...

Где – то грустит Натали,

Ждет твоих писем в ответ.

Дружбы, любви торжество

Через преграды лет,

Музыку слов - божество,

Даришь нам, лучший поэт!

- Читайте Пушкина, учитесь у Пушкина добру, свету, любви! Пусть в каждом возрасте вы для себя будете открывать нового и незнакомого до сей поры поэта – А.С. Пушкина...

А на наших уроках мы, конечно еще не раз встретимся с теми музыкальными произведениями, в основу которых легли творения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка» Конспект урока по музыке. 1 класс

Эта методическая разработа конспекта урока с использованием информационно-комуникативных технологий даёт возможность детям начальной школы через различные каналы восприятия представить сказочный мир и...

Конспект урока по музыке 3 класс

Урок музыки в 3 классе по теме :"«Лирические песни – душа русского народа»."...

План конспект урока по музыке 4 класс

План конспект урока по музыке 4 класс. Тема "Сказка о царе Салтене" Римский-Корсаков...

Конспект урока по музыке.2 класс. Н.А. Римский-Корсаков. Опера "Снегурочка"

На моейм сайте можно найти презентацию к этому уроку....

Презентаццию к конспекту урока по музыке.2 класс. Н.А. Римский-Корсаков.

Презентация к опере "Снегурочка" Н.А. Римский-Корсаков. Презентация идет по конспекту урока,который представлен на сайте....

Конспект урока по музыке 3 класс музыка в образах животных

Конспект урока в 3 классеТема: «Образы животных в музыке»Цель: расширение и углубление представлений детей об изобразительных возможностях музыкального искусства.Задачи:1. Развитие сп...