Внеурочная деятельность
рабочая программа по музыке (1, 2, 3, 4 класс)

Программа внеурочной деятельности "Семь цветов радуги". Развитие музыкального вкуса, музыкальной отзывчивости в детском возрасте создаёт фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.

Новые образовательные стандарты нашего времени предъявляют к работникам образования более высокие требования. Одной из важнейших педагогических задач становится повышение общекультурного уровня школьника. Приобщение к искусству способствует воспитанию у ребёнка убеждений и духовных потребностей, формируя его художественный вкус. По способу организации педагогического процесса программа «Семь цветов радуги» является интегрированной, а по способу передачи информации – творческой.

Каждый ребёнок одарён природой способностью творить, теми или иными наклонностями. А интегрированное обучение позволяет наиболее полно раскрыть и развить в ребёнке эти способности. Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уровне межпредметных связей позволяет сблизить эти предметы, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в большем объёме преподносить их обучающимся. Все эти предметы направлены на развитие духовности, творческих способностей личности ребёнка, умение видеть и творить прекрасное.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

   Программа внеурочной деятельности

«Семь цветов радуги»

                                                                

 

Разработчик программы:

Кузьмина  С.С.

учитель музыки

МАОУ «Новоселицкая СОШ»

 

                                                                               

Пояснительная записка

Развитие музыкального вкуса, музыкальной отзывчивости в детском возрасте создаёт фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.

Новые образовательные стандарты нашего времени предъявляют к работникам образования более высокие требования. Одной из важнейших педагогических задач становится повышение общекультурного уровня школьника. Приобщение к искусству способствует воспитанию у ребёнка убеждений и духовных потребностей, формируя его художественный вкус. По способу организации педагогического процесса программа «Семь цветов радуги» является интегрированной, а по способу передачи информации – творческой.

Каждый ребёнок одарён природой способностью творить, теми или иными наклонностями. А интегрированное обучение позволяет наиболее полно раскрыть и развить в ребёнке эти способности. Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уровне межпредметных связей позволяет сблизить эти предметы, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в большем объёме преподносить их обучающимся. Все эти предметы направлены на развитие духовности, творческих способностей личности ребёнка, умение видеть и творить прекрасное.

Построение данного курса опирается на такие принципы как:

- комплексное воспитание и развитие обучающихся;

- постепенность в усвоении материала «от первых шагов до пения на сцене»;

- классическая обучающая методика,

Основные цели программы:

- воспитать гармоничную разностороннюю личность;

- развить творческие способности обучающихся;

- научить ребёнка искусству слышать музыку;

- расширить кругозор и познакомить с историей происхождения некоторых музыкальных инструментов;

- сформировать и расширить представления о понятиях общих и специальных для разных видов искусства.

Задачи программы:

- развивать память, произвольное внимание, творческое мышление и воображение;

- ввести обучающихся в мир художественной культуры;

- способствовать воспитанию художественно-эстетического вкуса, интереса к искусству;

- развивать музыкальные способности детей;

- формировать навыки и умения вокального исполнения, музыкальной грамоты.

Реализация поставленных задач предполагается через следующие виды деятельности:

- беседа;

- игровые виды деятельности;

- вокальная работа;

- уроки музыкальной грамоты;

- восприятие музыки;

- экскурсии.

Срок реализации программы составляет 4 года.

Курс обучения рассчитан на детей 1-4 классов.

Формы организации учебного процесса, методы и приёмы.

Занятия проводятся коллективными группами.

Продолжительность занятий: I и IIгод обучения - одно занятие  в неделю по 25-30 минут. III и IV год обучения – одно занятие в неделю по 35-40 минут.

Чередование видов деятельности, присутствие на каждом занятии игровых форм позволяет поддерживать активный темп работы и избегать переутомления обучающихся.

Форма проведения занятий сочетает разные виды деятельности:

- занятия по музыкальной грамоте;

- восприятие (слушание) музыки;

- музыкально-дидактические игры;

- развитие слухового внимания детей;

- вокально-хоровая работа.

Диагностика  результатов освоения

Компоненты

Высокий

Средний

Низкий

1

Музыкальный слух

-чистое интонирование

-слуховое внимание широкий диапазон (6-7 звуков)

-правильное интонирование отдельных отрывков

- небольшой диапазон 4 звука слуховое внимание отрывочное

- не чистое интонирование

- отсутствие диапазона голоса

- нет слухового внимания

2

Чувство ритма

Чёткая точная передача ритмического рисунка

Передача отдельных элементов ритмического рисунка.

Улучшение показателей после повтора

Нет точности передачи ритмического рисунка

3

Музыкальное движение

Большой запас танцевальных движений. Умение передать ими характер образа

Ограниченный запас танцевальных движений

Отсутствие запаса танцевальных движений

4

Музыкальная память

Быстрое запоминание, узнавание, воспроизведение музыкального материала

Неточное запоминание, узнавание, воспроизведение музыкального материала

Несформирован-ность навыков запоминания. Отсутствие музыкальной памяти

5

Творческие навыки

Умение досочинить мелодию, ритмический рисунок

Неуверенность в сочинении мелодии, ритмического рисунка

Отсутствие навыка сочинения мелодии, ритмического рисунка

Результатом успешной деятельности обучающихся является отчётный концерт в конце каждого учебного года.

Условия набора   принимаются дети, достигшие 6,5-летнего возраста, независимо от их музыкальных данных. Необходимо желание ребёнка и заинтересованность его родителей.

Тематическое планирование

1 класс

№ заня-тия

Тема

Теория

Практика

Общее кол-во часов

Дата

1

Вводное.

1

1

2

Музыкальные звуки:

- шумовые звуки

- музыкальные звуки

- сила звука

- высота звука

1

1

1

1

1

1

1

1

3

С песенкой по лесенке:

- слушаем звуки

- кого зовёт музыка?

- слушай хлопки

- учимся петь

- что такое петь чисто?

- разучиваем и поём

- музыкальный магазин (занятие - игра)

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4

Музыка, образ, движение:

- музыкальные игры

- «Радуга — дуга»

- «Паровоз»

1

1

1

1

1

1

5

Твори и фантазируй:

- рисуем музыку

- графическое построение (формы) произведения

- нарисуй песню

- подбери инструмент  

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

6

Музыка вокруг нас:

- посещение концертов

- экскурсии

-

-

2

2

2

2

7

Итоговая диагностика

- итоговое занятие концерт «С песенкой по лесенке»

1

2

1

2

Итого

10

20

30

 

Тематическое планирование

2 класс

№ заня-тия

Тема

Теория

Практика

Общее кол-во часов

Дата

1

Вводное занятие.

1

-

1

2

В мире загадочных звуков:

- длительность звука

- имена и ритмы

- тембровая окраска

- узнай по голосу

1

1

1

1

1

1

2

1

2

1

3

Тренируем слуховое внимание:

- слушаем фразу

- услышь сигнал

- в гости к музыке

1

1

2

1

1

2

4

Весёлые нотки:

- волшебный волчок

- разучиваем и поём

2

2

2

2

5

Мы танцуем и поём:

- вместе весело играть

- «Поймай-ка»

- «Полька»

- «Вальс»

-«Прыг да скок»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

1

6

Волшебной музыки страна:

- жанры вокальной музыки

- музыкальные профессии

1

1

1

1

2

2

7

Творчество:

- в игре на музыкальных инструментах

- в пантомиме

- песенное творчество

- экскурсия

- посещение театра

-

-

2

2

2

1

1

2

2

2

1

1

8

Итоговое занятие. Музыкальная композиция «Раз словечко, два словечко – будет песенка».

-

2

2

Итого:

9

25

34

Тематическое планирование

3 класс

№ заня-тия

Тема

Теория

Практика

Общее кол-во часов

1

Вводное занятие.

1

-

1

2

Музыкальная грамота:

- нотная грамота

- лад, мажор, минор

- пауза

1

1

1

1

1

1

2

2

2

3

Занимательные страницы:

- из истории происхождения музыкальных инструментов

- музыка в любимых сказках

- занимательная музыка

1

1

1

1

2

2

2

3

3

4

Техника пения

- дыхание

- интонация

- дикция

-

-

-

2

1

1

2

1

1

5

Фантазируй и твори:

- определи форму

- музыкальное лото

- времена года в цвете и звуке

1

1

-

1

1

4

2

2

4

6

Мир вокруг нас:

- экскурсии

- посещение театра

-

1

2

2

2

3

7

Фрагмент музыкального спектакля. «Новые приключения дюймовочки».

-

2

2

Итого:

10

24

34

Тематическое планирование

4 класс

№ заня-тия

Тема

Теория

Практика

Общее кол-во часов

1

Вводное занятие.

1

-

1

2

Музыкальная грамота:

- размер

- интервал

- аккорд

- октава

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

3

Путешествие в мир музыки:

- замок музыкальных инструментов

- замок танца

- замок мелодий

2

1

2

4

2

2

6

3

4

4

Музыкальная игротека:

- 7 волшебных нот

-

1

1

5

Посещение театра.

Экскурсии. Концертный зал, филармония.

-

-

1

1

1

1

6

Открытый итоговый урок «Семь цветов радуги».

-

5

5

Итого:

10

24

34

Содержание деятельности. 1 класс

Тема

Содержание

1

2

3

1

Музыкальные звуки

Познакомить детей друг с другом.

Провести инструктаж по технике безопасности.

Дать представление о предмете.

2

Начальная диагностика: провести диагностику уровня развития музыкальных способностей обучающихся.

3

Слуховое внимание.

Воспитывать навыки воспроизведения музыкального произведения, способствовать накоплению музыкально-слуховых впечатлений.

4

С песенкой по лесенке

Развивать вокальные умения и навыки. Расширить музыкальный кругозор. Формировать навыки звукообразования. Разбор и работа над музыкальным произведением.

5

Срезовая диагностика

Провести промежуточную диагностику развития музыкальных способностей по схеме. Закрепить вокально-хоровые навыки.

6

Музыка, образ, движение.

Развивать чувство ритма, выразительность движения, фантазию и воображение.

7

Твори и фантазируй.

Развивать творческие способности. Формировать представление о понятии музыкальная «живопись». Расширять музыкальный кругозор. Развивать импровизацию.

8

Музыка вокруг нас.

Прививать навыки поведения в культурных местах.

Умение получать удовольствие.

9

Итоговая диагностика.

Повторить и закрепить пройденный материал.

Проследить динамику развития музыкальных способностей.

10

Итоговое занятие.

Повторить и закрепить пройденный материал. Применять полученные знания на практике. Развивать музыкальный кругозор.

Приобретать навыки концертных выступлений.

Содержание деятельности. 2 класс

Тема

Содержание

1

2

3

1

Вводное занятие.

Познакомить с программой «Музыкальная лесенка», правилами поведения. Провести инструктаж по технике безопасности.

2

В мире загадочных звуков.

Дать понятия: длительность звука, тембровая окраска звука, имена и ритмы.

Развивать вокально-хоровые навыки.

3

Тренируем слуховое внимание.

Накапливать слуховые впечатления. Развивать музыкальный и ритмический слух. Различать динамические оттенки музыкальной речи.

4

Весёлые нотки.

Углубить знания в нотах. Ритм, ритмический рисунок. Закреплять вокально-хоровые навыки. Музыкальные игры для тех, кто учится петь.

5

Срезовая диагностика.

Провести промежуточную диагностику развития музыкальных способностей. Закрепить вокально-хоровые навыки.

6

Мы танцуем и поём.

Разнообразить танцевальные движения. Использовать элементы народных танцевальных движений. Развивать навыки выразительного движения.

7

Волшебной музыки страна.

Развитие музыкального кругозора. Мотивировать заинтересованность  в изучении предмета. Знакомство с музыкальными произведениями разных стран.

8

Творчество.

Понятия: пантомима, мимика. Развивать воображение, выразительность, артистизм.

9

Итоговое занятие.

Занимательная музыка.

Повторение и закрепление пройденного материала. Накапливать вокально-хоровые навыки. Воспитывать сценическую культуру.

Содержание деятельности. 3 класс

Тема

Содержание

1

2

3

1

Вводное занятие.

Правила поведения. Режим работы. Инструктаж по технике безопасности.

2

Музыкальная грамота.

Закрепление ранее пройденного материала, вокально-хоровых навыков и умений, умений ориентироваться в нотной записи.

3

Первичная диагностика

Провести диагностику уровня развития музыкальных способностей детей.

4

Занимательные страницы.

Познакомить детей с историей происхождения различных инструментов. Формировать конкретное представление об особенностях музыкальных сказок. Воспитание интереса, любви к искусству. Развивать познавательный интерес, творческие способности, умения раскрывать образ с помощью цвета.

5

Техника пения.

Закрепить вокально-хоровые навыки. Дать понятие «а copella». Углубить представление о роли слова и дикции в исполнении вокального произведения. Закрепить навыки работы над выразительном исполнении.

6

Фантазируй и твори.

Развитие творческого самовыражения. Импровизация простейших попевок. Петь самостоятельно, находя то высокие, то более низкие интонации. Сочинение текста для заданной мелодии.

7

Мир вокруг нас.

Расширить кругозор обучающихся. Развивать аналитические умения и навыки. Воспитывать навыки в культурных местах.

8

Итоговая диагностика

Повторить и закрепить пройденный материал. Проследить динамику развития музыкальных способностей детей.

9

Итоговое занятие.

Повторить и закрепить пройденный материал. Воспитывать сценическую культуру. Развивать музыкальный кругозор, навыки концертных выступлений.

Содержание деятельности. 4 класс

Тема

Содержание

1

2

3

1

Вводное занятие.

Правила поведения. Режим работы. Инструктаж по технике безопасности.

2

Начальная диагностика.

Провести диагностику уровня развития музыкальных способностей по схеме.

3

Музыкальная грамота.

Ввести понятия интервал, аккорд, размер, октава.

4

Средства музыкальной выразительности.

Закрепить знания по теме. Закрепить знания о средствах музыкальной выразительности. Дать понятия значений терминов тембр, темп, динамика. Развивать аналитическое мышление.

5

Путешествие в мир музыки.

Познакомить детей с многообразием танцевальной музыки. Познакомить с музыкой других стран. Познакомить детей с механическими инструментами.

6

Срезовая диагностика.

Повторить пройденный материал. Закрепить вокально-хоровые навыки. Диагностика развития музыкальных способностей обучающихся по схеме.

7

Выразитель-ность исполнения.

Развивать музыкальный кругозор. Закреплять навыки выразительного исполнения вокальных произведений.  Закрепить знания по теме. Закрепить вокально-хоровые навыки.

8

Музыкальная игротека.

Расширение кругозора. Развитие творческой фантазии обучающихся.

9

Итоговая диагностика.

Повторить и закрепить пройденный материал. Проследить динамику развития творческих способностей.

10

Итоговые занятия.

Повторить и закрепить пройденный материал. Накапливать вокально-хоровые навыки. Развивать музыкальный кругозор. Развивать умение применять полученные знания в практической деятельности.

Ожидаемые результаты

реализации программы.

Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни)

  • иметь навыки музыкального восприятия, представления о средствах музыкальной выразительности, умение различать один звук от другого, при необходимости узнать, определить, выделить из всего звукового многообразия тот, который важен в данный момент, иметь навыки хорового пения, проанализировать музыкальное произведение с точки зрения средств выразительности.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом)

  • уметь правильно распределять дыхание, знать понятия лад, мажор, минор, аккорд, интервал, знать их разновидности и названия, отзываться на знаки дирижера, иметь навыки концертной деятельности.

Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия) 

  • приобретение школьником опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими учащимися; иметь навыки совместного исполнительства, концертной деятельности, навыки музыкального восприятия, свободного ориентирования в нотной грамоте.

Список используемой литературы.

  • Э.Л. Фрид «Русская музыкальная литература» Музыка 1983г. (2 и 3 выпуск)
  • Журналы «Великие композиторы» ООО « Де Агостини» 2005-2006 год
  • Е.А.Смолина «Современный урок музыки» Творческие приемы , Академия развития 2006 год
  • А Тарасов «Путешествие в страну сказок» «Русич» 2000 г.
  • С. Кочурова «Большой сюрприз для «классной» компании Академия развития 2004 год

Песенный репертуар.

  • Ю.А. Алиев « Нотное приложение» Новгород 1997г.
  • Г.Струве «Хоровое сольфеджио» ЦСДК Москва 1994 г.
  • Е. Крылатов «Музыкальный сборник» « Дрофа» 2001г
  • «Музыка» В.В. Фадин Волгограл 2002год
  • В.В. Фадин «Музыкально сопровождение и оформление школьных праздников» Волгограл 2002год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....