Сценарий урока
план-конспект урока по музыке (3 класс)

Назарова Екатерина Олеговна

Конспект урока 3 класс "Портрет в музыке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portret_v_muzyke.docx20.85 КБ
Файл portret_v_muzyke.pptx1.04 МБ
Файл boltunya_tekst.docx12.81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Цель урока: формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей культуры.

Предметные УУД:

  • изучение интонационно-образной природы музыкальных образов, установление взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке;
  • знакомство учащихся со средствами музыкальной выразительности («цветик-семицветик»);

Регулятивные УУД:

  • анализ музыкальных произведений, особенностей музыкального языка композиторов;

Коммуникативные УУД:

  • умение работать коллективно, объективно оценивать друг друга;
  • формирование певческих навыков, исполнительской и слушательской культуры.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Методы: метод забегания вперед и возвращения назад.

Новые понятия: выразительность и изобразительность в музыке, интонация.

Формы и виды контроля: наблюдение, рассуждение.

Музыкальный материал: «Болтунья» (сл. А. Барто), «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта», Э. Григ «Утро», «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт», В. Шаинский, М. Танич «По секрету всему свету».

Наглядный материал:

  • доска: Тема: «Портрет в музыке». Эпиграф: «В каждой интонации спрятан …человек» В. Медушевский;
  • портрет С. С. Прокофьева;
  • понятия: выразительность, изобразительность, интонация, контраст, скороговорка;
  • презентация «Творчество С. С. Прокофьева».

Информационно-методическое обеспечение: магнитофон, CD-mp3, учебник Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной «Музыка» 3 класс, плакат музыкального звукоряда, портреты Э. Грига, С. Прокофьева, «цветик-семицветик», баян, ноутбук, мультимедийный проектор, мультимедийный экран, методические и нотные пособия.

Ход урока:

I. Организационный момент.

III. Актуализация знаний, УУД:

Распевание: исполнение на инструменте мелодии Э. Грига «Утро».

У.: Что за мелодия прозвучала? Слышали ли вы её раньше?

Д.: Да, на прошлом уроке. Это «Утро» Э. Грига.

У.: Поём её с закрытым ртом, на гласную «а» (воздействует на печень), «о» (оживляет деятельность поджелудочной железы), «у» (отвечает за деятельность почек), «е» (оказывает воздействие на печень). А теперь со словами + (пластическое интонирование)

( ми мажор): «Солнышко всходит и небо синеет,

природа проснулась и утро пришло» ( на слове «утро» руки раскрыть вверх)

У.: Какие ещё композиторы отражали в своих произведениях времена года и даже время суток?

Д.: Чайковский, Мусоргский.

У.: Григ изобразил восход солнца. А чтобы нам было понятно, он подсказывает, даёт нам название пьесы – «Утро». Поправьте меня: «Григ создал портрет утра». Правильно?

Д.: Нет, Григ создал музыкальный пейзаж.

У.: Да, Григ нарисовал звуками пейзаж. А что такое портрет?

Д.: Портрет - это изображение человека.

У.: Правильно. Ребята, а с помощью чего можно нарисовать портрет?

Д.: Краски, кисти и т.д.

У.: А можно ли портрет нарисовать звуками?

Д.: Да, можно.

У.: Поэтому тема нашего урока звучит как?

Д.: «Портрет в музыке».

У.: Поможет нам раскрыть тему музыка С. С. Прокофьева. С. Прокофьев – мастер музыкального портрета. Откройте учебник на с. 26-29. Внизу на с.26 мы видим понятия «выразительность» и «изобразительность». Эти понятия вы будете видеть и на нашей доске.

IV. Первичное усвоение новых знаний:

У.: Музыка выражает чувства, мысли и характеры человека, т.е. она способна рассказать нам о них – это музыкальная выразительность; музыка может рассказывать нам о картинах природы и различных движениях – это музыкальная изобразительность (показ на доске).

У.: Ребята, а какой музыкальный портрет нам нарисует эта музыка?

Звучит «Танец Анитры»

У.: Какой портрет рисует музыка: женский или мужской? Каков характер этой девушки? (грациозный, кокетливый, изящный). Какими музыкальными инструментами вы бы украсили эту красивую мелодию?

Д.: треугольник, колокольчик, металлофон.

У.: Ребята, эту девушку зовут Анитра. Она тоже живёт в сюите Э. Грига «Пер Гюнт». Но более подробно мы с ней познакомимся на следующих уроках в 3 классе. А теперь скажите мне, какие цвета преобладают в костюме нашей красавицы Анитры?

Д.: Синий, голубой, желтый, зелёный.

У.: Верно, ребята. А теперь посмотрите на наш музыкальный звукоряд, музыкальную радугу. Отыщите эти цвета в нотках. Что у нас получилось?

Д.: Это ноты: си, соль, фа, ми.

У.: Верно, молодцы! Давайте их пропоём. Что у нас получилось?

Д.: Это «Утро» Э. Грига.

У.: Да, ребята, таким образом мы нашли с вами интересную взаимосвязь двух произведений из одной сюиты. И это не единственный синтез: в сюите «Пер Гюнт» соединились также два вида искусства: музыка и литература. Ведь изначально драматург Генрик Ибсен написал драму «Пер Гюнт» в 1867 году, а спустя 7 лет она была поставлена в Норвегии).

Ибсен писал Григу: «Дрезден, 23 января 1874 г. Дорогой Эдвард Григ! Обращаюсь к вам с этими строками по поводу одного плана, который собираюсь привести в исполнение и относительно которого хотел бы узнать, согласитесь ли вы принять в нем участие…»

У.: Эдвард Григ с радостью откликнулся на предложение писателя снабдить постановку музыкой и сам разработал план музыкальной композиции. В будущем мы обязательно познакомимся с другими пьесами из этой сюиты.

А теперь, ребята, посмотрите на доску. Мы видим музыкальный «цветик-семицветик», который поможет нам рассуждать о музыке. Посмотрите, он очень похож на нашу музыкальную радугу. В середине цветка – интонация – это главное свойство в музыке, в ней есть всё понемножку от каждого лепестка (мелодия, ритм, темп, лад, регистр, динамика, тембр).

У.: Человек живёт в окружении других людей, общается с ними, обменивается впечатлениями, спорит со старыми друзьями, беседует с новыми знакомыми.

V. Развитие умений, применение знаний:

У.: А сейчас откройте учебник на с. 26. Прочитаем фрагмент стихотворение А. Барто «Болтунья».

Звучит фрагмент стихотворения.

Д.: Это болтушка Лида! Она любит болтать.

У.: Да, ребята, все мы – разные. Одни – молчуны, другие любят поговорить, иногда на них говорят «болтуны». Есть ли в вашем классе такие ребята? Что вы ещё заметили?

Д.: Быструю речь. Скороговорку.

( Вывешиваю понятие на доску).

У.: Давайте прослушаем песню «Болтунья» ещё раз и, слушая характер музыки, попробуем представить образ этой девочки.

Звучит «Болтунья» С. Прокофьева.

Выслушиваем ответы детей.

У.: Прочтите ещё раз эпиграф к нашему уроку: «В каждой интонации спрятан человек». Какой портрет мы смогли нарисовать благодаря музыке, какой образ? (ответы детей). В этом нам помогли средства музыкальной выразительности.

Работа с цветиком-семицветиком:

( лад, регистр, темп, тембр, динамика, ритм, мелодия).

У.: Следующий музыкальный образ переносит нас в Италию. Очень давно, в итальянском городе Верона произошла одна из мировых трагедий, которую написал великий драматург Уильям Шекспир. Уильям Шекспир – гениальный английский поэт и величайший драматург нашей эры. Его «Гамлет», «Отелло», «Король Лир» известны всему миру! Шекспир ввел в английский язык около 3200 новых слов - больше, чем его литературные современники вместе взятые. Одна из его историй особенна. Это – «Ромео и Джульетта». Две знатные семьи этого города Монтекки и Капулетти постоянно враждовали друг с другом. Эта вражда была настолько непримирима, что родители этих семейств не заметили и не обратили внимание на один факт: их дети выросли и полюбили друг друга. Их звали Ромео и Джульетта. Вражда двух семей привела к трагической гибели их единственных детей. С. Прокофьев написал музыку к балету «Ромео и Джульетта».

На экране сцены из балета «Ромео и Джульетта» и портрет Г. Улановой в роли Джульетты - говорю об этом учащимся.

У.: Подумайте, кто спрятан за этой интонацией?

Играю начало «Джульетты-девочки».

Д.: Джульетта.

У.: Какой у неё характер? Что она делает? Какой вы её себе представляете?

Д.: Характер озорной, она бегает.

У.: Эта интонация построена в гамме до мажор, которая быстро взлетает вверх.

- поём гамму до мажор; - постепенно ускоряем на слог «лё».

Восприятие музыки от начала до конца.

У.: Подумайте, почему С. Прокофьев показывает нам Джульетту не одной, а несколькими темами?

Д.: Она бывает разной: легкой, мечтательной, влюбленной.

У.: Удивительно просто и вместе с тем предельно точно нарисовал Прокофьев образ очаровательной, беззаботной Джульетты. Музыка нам показывает то одну, то другую черту её характера – то весёлую резвость, то удивительную задумчивость. Образ становится живым, правдивым, полнокровным.

У.: А теперь я предлагаю вам самим нарисовать музыкальный портрет мальчика-хулигана из песни В. Шаинского и исполнить её для наших гостей.

Исполнение песни всем классом.

III.Рефлексия: У.: Ребята, что нового мы узнали на нашем уроке?

Что хотелось бы узнать больше?

Какая музыка создала вам хорошее настроение на целый день?

(ответы детей)

У.: Да, поэтому наш урок прошёл не зря! Молодцы! (подытоживая) Музыка – искусство выразительное. Она выражает чувства, мысли и характеры людей. Через неё мы можем увидеть и восточную красавицу Анитру, и тараторящую без умолку Лиду, и легкую, мечтательную Джульетту, и двоечника из песни В. Шаинского.

Домашнее задание вам будет такое: нарисуйте самый понравившийся вам портрет из всех музыкальных произведений, звучавших на нашем сегодняшнем уроке.

У.: Урок окончен! Спасибо за совместную работу, ребята! С каким

настроением вы уйдете с урока музыки?

Музыкальное прощание: Учитель: «Наш урок окончен»

Ученики: «До свидания».



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Портрет в музыке.

Слайд 2

С.С. Прокофьев «Петя и волк»

Слайд 3

Агния Барто Сергей Прокофьев

Слайд 4

«Болтунья»

Слайд 5

В каждой интонации спрятан человек интонация лад ритм мелодия тембр темп регистр динамика

Слайд 7

Балет «Золушка» С.С. Прокофьев



Предварительный просмотр:

Это Вовка выдумал,
Что болтунья Лида мол.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!

(сообщает спокойно)
Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок – мне петь охота.
А за кружок по рисованью
Тоже все голосовали.

А Марья Марковна сказала,
Когда я шла вчера из зала:
«Драмкружок, кружок по фото –
Это много слишком что – то.
Выбирай себе, дружок,
Один какой – нибудь кружок».

Ну, я выбрала по фото,
Но мне еще и петь охота.
А за кружок по рисованью
Тоже все голосовали.

А Марья Марковна сказала,
Когда вчера я шла из зала:
«Драмкружок, кружок по фото –
Это много слишком что – то.
Выбирай себе, дружок,
Один какой – нибудь кружок».

Ну, я выбрала по фото,
Но мне еще и петь охота.
И за кружок по рисованью
Тоже все голосовали.

А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!

(Немножко обиженно)
А у нас учитель строгий.
Он сегодня на уроке
Объяснял насчет Японии.
Вы спросите: «Кто не понял?»
Я спросила: «Как считаться,
Что японцы есть китайцы?"
Я спросила об Японии: 
"Это там родились пони?»

А у нас учитель строгий.
Он сегодня на уроке
Объяснял насчет Японии.
Вы спросите: «Кто не понял?»

Потом учитель говорил,
Что был китайский мандарин.
Я учителя спросила:
«А есть японский апельсин?»

А у нас учитель строгий.
Он сегодня на уроке
Объяснял насчет Японии.
Вы спросите: «Кто не понял?»
Я спросила: «Как считаться,
Что японцы есть китайцы?
Я спросила об Японии: 
"Это там родились пони?»

А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!

(сообщает обиженно)
Я теперь до старости
В нашем классе староста.
Да чего мне хочется?
Стать, ребята, летчицей.
Поднимусь на стратостате?
Что такое это, кстати?
Может это стратостат, -
Когда старосты летят?

Поднимусь на стратостате?
Что такое это, кстати?

Я теперь до старости
В нашем классе староста.
Да чего мне хочется?
Стать, ребята, летчицей.
Поднимусь на стратостате?
Что такое это, кстати?
Может это стратостат, -
Когда старосты летят?

Это Вовка выдумал.
Что болтунья Лида, мол,
А болтать – то мне когда?
Мне болтать – то некогда!

(очень обиженно)
У меня ещё нагрузки
По – немецки и по – русски.
Нам задание дано –
Чтение и грамматика.
Я сижу, гляжу в окно
И вдруг там вижу мальчика.
Он говорит: «Иди сюда,
Я тебе ирису дам».

А я говорю: «У меня нагрузки
По – немецки и по – русски»
А он говорит: «Иди сюда
Я тебе ирису дам!»

У меня ещё нагрузки
По – немецки и по – русски.

А я говорю: «У меня нагрузки
По – немецки и по – русски»

А он говорит: «Иди сюда
Я тебе ирису дам!»

А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока на 1 сентября в 3 классе «День занимательных уроков».

«День занимательных уроков». Сценарий урока на 1 сентября в 3 классеУчитель МБОУ СОШ №6: Аверина Любовь Владимировна Цели:Сделать незабываемым начало учебного года, помочь плавно перейти от летне...

Сценарий урока ОПК в 4 классе. Тема урока №28 "Защита Отечества"

Подробный конспект урока №28 по учебнику А.В. Кураева "основы православной культуры". К уроку прилагается тренажёр и контроль с электронного приложения....

Сценарий урока в курсе "Основы светской этики" 4 класс ("Перспектива") по теме "Добро и зло" (1 урок "Нравственный и материальный аспекты понятия "добро")

Тема о добре и зле раскрывается на двух уроках. На первом уроке идет работа над понятием "добро". Урок составлен в технологии деятельностного метода....

Сценарий урока ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")№ 13 в 4 классе .Тема урока "Золотое правило этики"

В сценарии урока представлена технологическая карта. Прописаны личностные, предметные и метапредметные результаты, духовно-нравственное развитие.Имеется приложение. Сценарий составлен по учебнику ...

Сценарий урока и презентация к уроку по окружающему миру "Экосистема. Грибы. Плесневые грибы"

Использование ИКТ  в начальной школе по ФГОС  Интегрированный урок по предметамокружающий мир, доноведение, информатика. 2 класс...

Сценарий урока окружающего мира. Тема урока:" Когда на Руси появилось государство?"

Класс: 3Авторы учебника:  А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова, С.В.ТыринТема: Когда на Руси появилось государство?Дидактическая цель: создать условия для формирования УУД в условиях решени...