конспект уроков:
план-конспект урока по музыке

Мусина Камила Радисовна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дата: 12.03.20  

Школа №137

Учитель музыки – Варламова С.В.

Класс 4

Руководитель практики ЧПК №1 - Шелепова Д.А.

Студентки ЧПК№1

Преподаватель фортепиано - Арсентьева И.Н.

30 группы Мусина К.

Преподаватель вокала - Муталиева Л.С.

Тема урока музыки: «Сергей Васильевич Рахманинов, романс «Сирень»

Цель: знакомство с русским композитором Сергеем Васильевичем Рахманиновым, с его биографией и с романсом «Сирень», продолжать разучивание песни «Первый учитель».

Планируемые результаты:

  1. Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, умение воплощать музыкальные образы в рисунке, позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей.
  2. Предметные: формирование основ культуры на основе изучения романса «Сирень» С.В.Рахманинова, умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
  3. Личностные: формирование чувства гордости за свою Родину на основе изучения музыкального произведения «Сирень», формирование этических чувств, доброжелательности и отзывчивости, овладения навыками сотрудничества с учителем, через ответы на уроке,

Тип занятия: урок «открытия» нового знания

Методы и приемы: словесный (беседа), наглядно-зрительный, метод размышления о музыке, метод музыкальных обобщений.

Материалы и оборудование: муз. центр, фортепиано, компьютер, проектор, флешка, ноты, карточки.

Музыкальный репертуар:

  1. С. В. Рахманинов «Сирень».
  2. А. Петряшева «Первый учитель».

Структура занятия:                    

  1. Организационный момент;
  2. Организация слушательской деятельности;
  3. Организация исполнительской деятельности;
  4. Итог урока;
  5. Рефлексия.

Конспект

Этап урока

УУД

Длительность учителя

Длительность ученика

t (мин.)

1.

Орг. Момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Л.(усвоение единства деятельности композитора)

К. (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).

Р.(проявление эмоциональной отзывчивости).

К.(совершенствование редставлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины)

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Камила Радисовна, сегодня я буду вести у вас урок музыки.

-Сегодня я расскажу вам о русском композиторе, пианисте, дирижёре Сергее Васильевиче Рахманинове. Родился Рахманинов в Новгородской губернии. Музыкальные способности Серёжи проявились очень рано. Первые уроки игры на фортепиано дала ему мать, затем была приглашена учительница музыки А. Д. Орнатская. При её поддержке осенью 1882 года Рахманинов поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории. Но систематические занятия давались ему с трудом. Продолжалось это до тех пор, пока игру 
Серёжи Рахманинова не услышал его родственник – Александр Зилоти – молодой, но уже очень известный пианист. Зилоти посоветовал перевести 
Рахманинова в Москву, к чудо-учителю Николаю Звереву. Известный педагог организовал в своем доме частный пансион для одарённых учеников, которых в шутку называли «зверятами». В условиях строжайшей дисциплины Николай Сергеевич занимался с каждым из них по несколько часов в день. Эта школа затем стала основой поистине блистательных исполнительских успехов для многих его воспитанников. «Лучшим, что есть во мне, я обязан ему», — так говорил впоследствии о своем учителе Сергей Рахманинов.

Вскоре Рахманинов стал настоящей звездой Московской консерватории. Публика непременно собиралась в зале, если становилось известным, что на ученическом вечере будет играть Серёжа Рахманинов. Окончил консерваторию Рахманинов с большой золотой медалью. Рахманинов закончил консерваторию по двум специальностям: и как композитор, и как пианист. Фортепиано всегда оставалось его любимым инструментом. Именно для него он создал лучшие свои произведения: прелюдии, этюды-картины, концерты.

Накануне 1917 года Рахманинов уже был настоящим кумиром публики, любимейшим композитором и пианистом. Казалось, что впереди у него много новых сочинений, ещё более блестящие концерты, слава, почёт. Но Октябрьская революция резко изменила все творческие планы. Гибель самодержавия, разрушение всех жизненных устоев стали для последнего русского композитора-романтика настоящей трагедией. И Рахманинов вместе с семьёй покинул Россию — уехал в неизвестность, практически без средств к существованию. Более четверти века прожил он на чужбине, в США. Его концерты в Америке имели феноменальный успех. Но жестокие законы музыкального бизнеса заставляли его вести изнурительную концертную жизнь. Первые годы эмиграции Рахманинов практически не мог писать: «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись Родины, я потерял самого себя...».  После длительного перерыва первое сочинение в эмиграции он написал лишь 10 лет спустя. На склоне лет в США  его настигает онкологическое заболевание. Сам Рахманинов не подозревал о своём заболевании. Последний свой концерт Рахманинов дал всего за шесть недель до смерти.

-Здравствуйте!

 

 

 8мин.

2.

Организация слушательской деятельности

К.(постановка вопросов, сотрудничество с учителем);(Участвуют в диалоге с учителем)

К.(умение выражать свои мысли)

П.(наличие устойчивых представлений о  таком жанре, как романс); (владение словарем музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке)

 Музыкальные темы сочинений Рахманинова подсказаны образами горячо любимой Родины, с беспредельностью её широких далей, мощью и буйной удалью её стихийных сил, нежной хрупкостью расцветающей весенней природы. Рахманинов писал:

«Я — русский композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка — это плод моего характера и потому это русская музыка».

Исконно русская напевность слышна в вокальных сочинениях Рахманинова – 
романсе «Сирень».

-Обратимся к понятию «романс», кто-нибудь знает, какие произведения называют романсом?

-Это небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического содержания.

-Подумаем, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Какая тема нашего урока?

- «Сирень» – одна из драгоценнейших жемчужин рахманиновской лирики. Музыка этого романса отмечена исключительной естественностью и простотой.  Автором стихов, на которые написан романс, является Екатерина Андреевна Бекетова. Она была старшей дочерью в семье профессора А. Н. Бекетова, ректора Московского университета. Его наполненная светлой одухотворённостью жизнеутверждающая мелодия с первых тактов заставляет окунуться в поэтичную атмосферу и прочувствовать особую притягательность красоты весенней природы. Вся музыкальная ткань композиции своими спокойными, распевно льющимися вокальными фразами и выразительными фигурациями фортепианного аккомпанемента, отображающего лёгкое колебание листвы, создают ощущение умиротворённости и сладостного покоя.

- Сейчас мы с вами послушаем этот романс, и попробуем услышать замечательное слияние лирического чувства и образы природы.

-Как вы думаете удалось композитору передать ты драгоценнейшую лиричность, естественность и простоту в произведение «Сирень»?

-Какая же главная мысль этого романса?

Время создания романса совпало с женитьбой С. Рахманинова (29 апреля 1902 года). Это была лучшая пора жизни композитора. Каждую весну и начало лета он  проводил в Ивановке в имении своей – сначала будущей, теперь настоящей – жены.

Сирень – этот скромный цветок, который Сергей Рахманинов называл царицей своей души, для композитора имел особое значение. Сирень была символом его любимой родины, а также своеобразным Ангелом Хранителем, неизменно сопровождавшим гениального маэстро всю его жизнь: со времен юности, когда он впервые ощутил душистый аромат цветка в деревне Ивановка и до самых последних дней.

-Сейчас мы с вами еще раз послушаем этот романс, только теперь без слов, в исполнении. И попробуем проиллюстрировать изображение сирени, как вы ее представляете при прослушивание романса, а некоторым я раздам лист с словарем эстетических эмоций Ражниковой, и вы отметите или подчеркнете понятия которые подойдут под описания этого романса.

Дети рисуют, учитель проходит смотрит рисунки.

-Мы с вами засиделись, встанем на зарядку и разомнемся!

-Лирическое произведение.

-о композиторе С.В.Рахманинове и романсе «Сирень»

-по утру найти свое счастье, т.е. любимое растение сирень

 

15 мин.

3.

Организация исполнительской деятельности

Р (певческая установка)

К (участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, формирование умения слушать и понимать других)

-Вы готовите замечательную песню на свой выпускной, вспомним, как она называется?

Разучивание песни «Первый учитель»

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные

- Сложные интервалы.

Ритмические;

- Сложный ритмический рисунок.

Дикционные:

- Окончание фраз согласной в конце.

Собственный показ; Слуховая наглядность;

Показ звуковысотности; Использование минусовок.

-«Первый учитель»

10

мин.

4.

Итог

Л (способность усвоения теоретических знаний)

М (овладение способностью понимать и сохранять цель)

- С творчеством, какого композитора мы познакомились? По какой специальности Сергей Васильевич Рахманинов закончил консерваторию? Какова тема творчества С.В. Рахманинова? Какое произведение С.В.Рахманинова мы слушали? Какое оно было по характеру исполнения? Что такое романс? Что еще мы делали?

-Сергеем Васильевичем  Рахманиновым

-тема Родины.

-Пианист, композитор

-«Сирень»

-

-музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического содержания.

 -продолжали разучивание  песни «Первый учитель».

3 мин.

5.

Рефлексия

Р (оценка собственной музыкально-творческой деятельности)

-На экране вы видите цветные кружки, проверим вашу активность на уроке, зарисуйте у себя в тетради соответственный свет: зеленый - был активен, желтый- работал, но не достаточно активно, красный - ленился.

Происходит оценка, выставление оценок.

-До свидания, мне понравилось с вами работать, до новых встреч!

Оценивают себя.

4 мин.



Предварительный просмотр:

Дата: 23.09.2020    

Гимназия № 93

Учитель музыки – Новикова А.С.

Класс 5

Руководитель практики ЧПК №1 -.

Студентки ЧПК№1

Преподаватель фортепиано - Арсентьева И.Н.

40 группы Мусина К.

Преподаватель вокала - Муталиева Л.С.

Тема урока музыки: «Шехеразада».

Цель: знакомство с русским композитором и величайшим композитором-сказочником - Н.А.Римский – Корсаковым и с вступлением из сюиты «Шехеразада».

Планируемые результаты:

  1. Метапредметные: формирование умений проводить сравнения, классификацию музыкальных произведений (сюита «Шехеразада»), формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки.
  2. Предметные: формирование знаний о сюите как о музыкальном жанре, научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «композитор-сказочник», «симфоническая сюита»; владеть певческими умениями и навыками через разучивание произведения «Мы дети Солнца».
  3. Личностные: развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений. Уважение к чувствам и настроениям другого человека.

Тип занятия: урок «открытия» нового знания

Методы и приемы: словесный (беседа), наглядно-зрительный, метод размышления о музыке, метод музыкальных обобщений.

Материалы и оборудование: муз. центр, фортепиано, компьютер, проектор, флешка, ноты, карточки.

Музыкальный репертуар:

  1. Фрагмент вступления из сюиты «Шехеразада».
  2. Е. Птичкин, М. Пляцковский «Сказки гуляют по свету» 

Структура занятия:                    

  1. Организационный момент;
  2. Организация слушательской деятельности;
  3. Организация исполнительской деятельности;
  4. Итог урока;
  5. Рефлексия.

Конспект

Этап урока

УУД

Длительность учителя

Длительность ученика

t (мин.)

1.

Орг. Момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Л.(усвоение единства деятельности композитора)

К. (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).

Р.(проявление эмоциональной отзывчивости).

К.(совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины)

-Здравствуйте, ребята! Сейчас мы с вами послушаем отрывок какого-то музыкального произведения, а какого вы должны вспомнить с прошлого урока.

Дети слушают произведения А.К.Лядова «Кикимора».

-Что за произведение прозвучало сейчас?

-А с каким композитором мы познакомились на прошлом уроке?

-Правильно. А. К. Лядов был учеником великого человека Н.А.Римского Корсакова, и именно о нем сегодня пойдет речь.

-Сейчас мы с вами посмотрим небольшой видеоролик, биографию композитора.

Дети смотрят видеоролик.

-Обратите внимание на слайд какое понятие вы видите?

- Николай Андреевич Римский-Корсаков - великий сказочник в русской музыке и настоящий чародей музыкальной живописи. Ни один из русских композиторов не отдал сказке столько души, сколько Николай Андреевич Римский-Корсаков. Но не меньше чем сказка, манило композитора море. Еще юношей он бывал в походах на Балтике, а молодым морским офицером три года провел в плавании. Зорким глазом художника он впитывал все оттенки, все перемены окружавшей его морской стихии. И став композитором, в течение всей жизни изображал её оркестровыми красками. Но не только русскими сказками был увлечен композитор, сказки востока воплотились яркими образами в симфонической сюите «Шехерезада». Познакомимся с понятием сюита. Сюита – это циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких самостоятельных контрастирующих частей, объединённых общим замыслом.

Записывают в тетрадях понятие.

-Сюита была сочинена в течение лета 1888 года и 22 октября того же года исполнена под управлением автора. То был один из вечеров цикла «Русские симфонические концерты». Сюита «Шехеразада» принадлежит к числу лучших образцов русской классической музыки, посвященных теме Востока. Мы познакомимся с её героями: сказочницей Шехеразадой и грозным султаном Шахриаром, сравним образы этих героев и выявим черты, которые их отличают. Как вы думаете, о чем будет идти речь на нашем уроке. Сформулируем тему.

-Правильно.

-Попрошу кого-нибудь прочитать со слайда краткое описание легенды о Шехеразады.

Ребенок    читает:

- Сюита «Шехеразада» состоит из 4х частей, каждая имеет своё название "I часть - "Море и Синдбадов корабль" Две темы в её вступлении- грозная тема Шахриара и тема солирующей скрипки - Шехеразады II часть - "Рассказ Царевича Календера" – это повествование обитвах и скачках, рассказ о чудесах Востока. В музыке проходит тема Шахерезады – как напоминание о рассказчице. III часть - "Царевич и царевна", построенная на двух восточных темах, очень танцевальна. В середине вновь солирующая скрипка напоминает нам о Шахеразаде. IV часть объединяет две контрастные картины – "Праздник в Багдаде" и "Корабль, разбивающийся о скалу".

 

-«Кикимора».

- А.К.Лядовым.

-Композитор-сказочник.

-«Шехеразада»

- «Султан Шахриар, убежденный в коварстве и неверности женщин, дал зарок — казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и наконец совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ».

 8мин.

2.

Организация слушательской деятельности

К.(постановка вопросов, сотрудничество с учителем);

Л. (усвоение единства деятельности композитора);

К.(умение выражать свои мысли)

Р.(понимание и оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней).

-Сейчас мы с вами послушаем Вступление к сюите «Шехеразада» внимательно послушайте какой голос будет звучать, какой характер у произведения, какая в  целом будет мелодия.

Слушание Вступления к симфонической сюите «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова.

-Что вы услышали в сюите? Какой характер произведения? Какие образы передаёт музыка?

 -Правильно, ребята. Тема Шахриара звучит грозно и величественно. Словно тяжелая поступь, мощно играют струнные и духовые инструменты в низком регистре. Энергичные ритмы придают теме черты суровости. Музыкальное высказывание напоминает повелительную речь.

Образ же Шехеразады отличается мягкостью, женственностью. Римский-Корсаков достигает этого благодаря высокому регистру, тембру солирующей скрипки, преобладанию плавных интонаций, ритмической ровности узорчатой мелодики. Усиливает сказочный характер и сочетание тембров таких инструментов, как арфа (аккомпанемент) и скрипка (основная мелодия). Две эти темы составляют вступительный раздел сюиты. Музыка Вступления очень живописна. Прослушайте этот фрагмент ещё раз и попытайтесь услышать, как с помощью музыкальных тем композитор изображает разные состояния моря, по которому плывет корабль Синдбада: то спокойного, безмятежного, то бурного и взволнованного. Кто хочет может зарисовать представления моря во время прослушивания.

Дети прослушивают произведение и рисуют.

-Рисунки получились очень красивые и сказочные.

- голос молодой рассказчицы, нежность, картина природы, волшебство арабской ночи, таинственность.

- Сначала музыка зазвучала сурово, требовательно, величественно. Преобладает тема восточной сказочницы, рассказывающей султану захватывающую сказочную историю.

 

15 мин.

3.

Организация исполнительской деятельности

Р (певческая установка)

К (участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, формирование умения слушать и понимать других)

П.(исполнения музыкальных произведений)

- Мы с вами на прошлом уроке начале учить песню, кто скажет какую?

- Но прежде разогреем свой певческий аппарат. Упражнения на дыхание по методу А. Стрельниковой. «Ладошки» - ладони смотрят друг на друга, короткий шумный вдох носом – сжать ладони в кулачки. Выдох свободный, кулачки разжимаются. «Обними себя за плечи» - в момент объятия шумный вдох, руки расходятся – свободный выдох. «Маятник» - наклон к полу – вдох, откинуться назад. Обнимая себя за плечи – короткий – вдох. Выдох свободный.

Повторение песни «Сказка гуляет по свету».

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные

- Сложные интервалы;

- Пение на одном звуке;

Дикционные:

- Окончание фраз  глухой согласной в конце.

Собственный показ; Слуховая наглядность;

Пение по мини-группам;

Показ звуковысотности; Использование минусовок.

-«Сказка гуляет по свету».

10

мин.

4.

Итог

Л (способность усвоения теоретических знаний)

М (овладение способностью понимать и сохранять цель)

-Теперь вспомним, чем мы занимались на уроке, какого композитора вспомнили, какое  произведение мы пели.

По поднятой руке дети отвечают.

 

3 мин.

5.

Рефлексия

П. владение формами рефлексии при индивидуальной оценке восприятия.

-Теперь глядя на экран, оценим свою активность на уроке, и зарисуем в тетрадь нужный смайл.

Происходит оценка, выставление оценок.

-До свидания, мне понравилось с вами работать, до новых встреч!

Оценивают себя.

4 мин.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Композитор-сказочник

Слайд 4

Николай Андреевич Римский-Корсаков - великий сказочник в русской музыке и настоящий чародей музыкальной живописи.

Слайд 5

Сюита (с франц. Suite – ряд, последовательность) – циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких самостоятельных контрастирующих частей, объединённых общим замыслом.

Слайд 6

Море оживет в его симфонических поэмах «Садко» и « Антар », в сюите « Шехеразада », в оркестровых картинах сказочных и былинных опер.

Слайд 7

Шехеразада - Сюита была сочинена в течение лета 1888 года и 22 октября того же года исполнена под управлением автора.

Слайд 8

Тема урока: « Шехеразада »

Слайд 9

«Султан Шахриар , убежденный в коварстве и неверности женщин, дал зарок — казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, по­буждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и наконец совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада , приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ».

Слайд 12

Сегодня мы слушали музыку русского композитора… 2. Сегодня мы познакомились с понятиями… 3. Программная музыка – это инструментальная музыка, имеющая…. 4. Сюита – это инструментальное произведение, состоящее из… 5. Сборник арабских сказок «1001 ночь» стал основой для создания…



Предварительный просмотр:

Дата: 09.04.20  

Школа №137

Учитель музыки – Варламова С.В.

Класс 4

Руководитель практики ЧПК №1 - Шелепова Д.А.

Студентки ЧПК№1

Преподаватель фортепиано - Арсентьева И.Н.

30 группы Мусина К.

Преподаватель вокала - Муталиева Л.С.

Тема урока музыки: «В каждой интонации спрятан человек».

Цель: Знакомство с музыкальными портретами в балетах С. Прокофьева, с понятием музыкальной интонации.

Планируемые результаты:

  1. Метапредметные: владение умениями и навыками самостоятельного интонационнообразного и жанровостилевого анализа музыкальных, прогнозирование результата музыкальной деятельности: форма выполнения, осмысленность, обобщенность действий, критичность, поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе восприятия музыки, размышлений о ней, ее исполнения.
  2. Предметные: формирование общего представления о музыкальной интонации, музыкальной характеристики - портрета, вальса, гавота; умение давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы.
  3. Личностные: развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений, уважение к чувствам и настроениям другого человека.

Тип занятия: расширение и углубление знаний.

Методы и приемы: словесный (беседа), наглядно-зрительный, метод размышления о музыке, метод музыкальных обобщений.

Материалы и оборудование: муз. центр, фортепиано, компьютер, проектор, флешка, ноты, слова песни, раздаточный материал (словарь Ражниковой).

Музыкальный репертуар:

  1. С Прокофьев «Золушка», «Ромео и Джульетта».
  2. А. Петряшева «Первый учитель».

Структура занятия:                    

  1. Организационный момент;
  2. Организация слушательской деятельности;
  3. Организация исполнительской деятельности;
  4. Итог урока;
  5. Рефлексия.

Конспект

Этап урока

УУД

Длительность учителя

Длительность ученика

t (мин.)

1.

Орг. Момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Л.(усвоение единства деятельности композитора)

К. (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).

Р.(проявление эмоциональной отзывчивости).

П.(выполнять учебные действия в письменной и устной речи)

-Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Сейчас мы с вами будем настраиваться на урок музыки, для этого поздороваемся!

На слайде представлен текст(приветствие) все, что выделено жирным шрифтом читают дети, остальное учитель.

-Как мы дружно и сплоченно все повторяли, настроились на урок, посмотрите, что у меня есть! Как вы думаете, что это?

Учитель достает карту.

-Да, верно, отправимся в путешествие? Ведь не зря ее нам подкинули видимо, путешествуя по ней мы усвоим много полезного и нужного нам.

На слайде представлена карта.

- Так, открываем первое место и как оно называется?

- Значит на этой станции мы с вами вспомним пройденный материал. С чем мы знакомились на прошлом уроке?

-Молодцы! Все помните отлично справились! Отправляемся дальше, но для этого нам нужно произнести заклинания.

Дети читают со слайда текст. Переключается слайд со следующим местом.

- А что же такое интонация?

- Верно! А где мы можем встретить интонацию?

Привстаньте, посмотрите в окно, какая звучит интонация?

-А сейчас послушайте интонацию, которая звучит в классе? Какая она?

-А давайте послушаем свою интонацию, чтобы почувствовать интонацию необходимо внимательно послушать себя, попытаться найти звук согласно вашему интонационному звучанию. Вы можете использовать все, что вас окружает (шелест бумаги, стук по разной поверхности, звучание голоса…)

Найдите то, что созвучно вашей интонации.

-Можете открыть тетради и со слайда записать кратко о музыкальной интонации.

-Здравствуйте!

-Это карта!

-Да!

 

- «повторение»

-Музыкальные

жанры: прелюдия,

этюд. Знакомство

с творчеством

Рахманинова и

Шопена; «Прелюдия»

С. В. Рахманинов,

«Революционный

этюд» Ф. Шопен

-Читают текст.

- Речь без слов; с появлением интонации бессмысленный набор звуков, слов, превращается в осмысленную, содержательную человеческую речь; главный носитель информации

- солнечная, ветреная и т.д. 

-часы – ритмичная, компьютер – шумная и т.д. 

-сердце – спокойное, душа – взволнованная и т.д.

 8мин.

2.

Организация слушательской деятельности

Л.(эмоциональная отзывчивость на музыку);

К.(постановка вопросов, сотрудничество с учителем);(Участвуют в диалоге с учителем)

П.(проводить сравнение между предложенными композициями)

К.(умение выражать свои мысли о музыке)

П.(осуществлять поиск необходимой информации через словарь музыкальных терминов в процессе восприятия, размышлений о музыке)

-А теперь посмотрим на карту и отправимся в следующее место и вслушаемся в интонацию другого человека.

- Посмотрите, какая замечательная книга представлена на экране!

Представлена обложка сказки «Золушка».

-Когда я была маленькая, я всегда просила родителей прочитать эту сказку. Она мне так нравится, что я решила поделиться с вами впечатлениями.

- А вы читали эту сказку?

- Эта сказка была написал С.С. Прокофьевым, родился он в 1891 году, это русский и советский пианист, и дирижёр, один из крупнейших композиторов ХХ века. С самых ранних лет С.Прокофьев обладал непростым характером, что можно заметить даже в самых ранних его произведениях. Когда он учился в консерватории, он постоянно стремился быть в центре внимания и часто демонстрировал свою эпатажность.

Современники отмечали, что ярким был даже внешний вид Прокофьева. Он мог позволить себе яркие, броские цвета и сочетания в одежде, но при этом всегда одевался со вкусом. Часто в музыкальном произведении мы как бы встречаемся с разными персонажами – весёлыми и грустными, озорными и спокойными, хвастливыми и скромными. Это могут быть взрослые и дети, мужчины и женщины, девочки и мальчики, а также звери и птицы. По музыкальной теме мы можем представить, какой у них характер и даже какая внешность, как они ходят, как говорят, какое у них настроение.

- В знакомой тебе сказке Шарля Перро «Золушка» много действующих лиц. Пусть музыка балета С.Прокофьева поможет узнать тебе добрую золушку и влюблённого Принца, злых, завистливых сестёр и грациозного учителя танцев.

- Давайте послушаем мелодию С.Прокофьева «Золушка», и вы попытаетесь определить, какие действующие лица задействованы в данном отрывке.

Слушание С Прокофьев «Золушка»

- Понравилось ли вам?

-Смогли ли вы по музыке понять, где в какой момент надо представлять определённого героя?

- Какой образ вы представили золушку?

- Отправляемся дальше по нашей волшебной карте. Но сначала нам надо угадать название карты и тему нашего урока.

-Посмотрим на экран и вставим верное слово.

Определение темы урока.

-Обратим внимание вместе с названием карты появилось еще одно место, и называется оно….

- Сейчас мы познакомимся с балетом С.Прокофьева «Ромео и Джульетта», где так же как и ранее в золушке представлен образ хрупкой девочки Джульетты.

 

- Прислушайтесь, как, используя разные музыкальные темы, некоторым я раздам словарь эстетических эмоций и с помощью него определим.

Идет анализ произведения после прослушивания используя словари эстетических эмоций.

- Как композитор помогает нам «увидеть» и понять человека, с которым мы встретились в его произведении? Подумайте, почему

С. Прокофьев показывает нам Джульетту не одной, а несколькими, такими разными темами?

- Действительно, контрастное сопоставление трёх тем Джульетты раскрывает богатство её образа, его неоднозначность. Удивительно просто и вместе с тем предельно точно нарисовал Прокофьев образ очаровательной, беззаботной Джульетты. Музыка нам показывает то одну, то другую черту её характера – то весёлую резвость, то удивительную задумчивость. Образ становится живым, правдивым, полнокровным.

-Запишем домашнее задание, нарисовать фрагмент и опер или сказки предварительно просмотрев.

-Отправляемся дальше! 

-Золушка

-да

-да

-да

- нежная, маленькая, хрупкая.

 

-«В каждой интонации спрятан человек.»

- «Ромео и Джульетта»

-Она бывает разной: легкой, мечтательной, влюбленной.

15 мин.

3.

Организация исполнительской деятельности

Р (певческая установка)

К (выразительно исполнять музыкальное произведение, контролировать свои в коллективной работе)

-Какую песню мы разучиваем?

Разучивание песни «Первый учитель»

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные

- Сложные интервалы.

Ритмические;

- Сложный ритмический рисунок.

Дикционные:

- Окончание фраз согласной в конце.

Собственный показ; Слуховая наглядность;

Показ звуковысотности; Использование минусовок.

-Мы большие молодцы! Как вы видите на карте последнее место куда нам надо отправится и это..?

-А это значит мы сейчас все с вами встанем и отдохнем.

Проводится физ.минутка.

-Это пение!

-«Первый учитель»

-Отдых

10

мин.

4.

Итог

Л (способность усвоения теоретических знаний)

М (овладение способностью понимать и сохранять цель)

- Вот наше путешествие подошло к концу, вспомним с творчеством, какого композитора мы познакомились? С какими произведениями С.С. Прокофьева мы познакомились? Какие понятия мы рассматривали на нашем уроке? Что больше вам понравилось в нашем уроке?

-С.С. Прокофьевым.

-«Золушка», «Ромео и Джульета»

-интонация, и вспомнили термины с прошлого урока

-Передвижение по карте, путешествие.  

3 мин.

5.

Рефлексия

Р (оценка собственной музыкально-творческой деятельности)

-Подведем итог урока, и выявим какой для вас был сегодняшний урок и вашу активность на урока.

Проводится рефлексия.

-До свидания, мне понравилось с вами работать, до новых встреч!

Оценивают себя.

4 мин.



Предварительный просмотр:

Дата: 27.02.2020

Учитель музыки Варламова С. В.

Школа: 137

Руководитель практики Шелепова Д. А.

Класс: 3

Преподаватель вокала Муталиева Л. С.

Студентка ЧПК№1 Мусина Камила

Преподаватель ф-но Арсентьева И. Н.

30 группы

 

Тема урока музыки: Былина о Садко и Морском царе

Цель: знакомство с образцом русской классической музыки, основанным на старинных былинах (опера «Садко» Н. А. Римский-Корсаков).

Планируемые результаты:

Метапредметные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей; умение воплощать музыкальные образы в рисунке.

Предметные: формирование основ музыкальной культуры, через изучение оперы «Садко» Н. А. Римского-Корсакого); формирование общего представления о музыкальной картине мира; формирование устойчивого интереса к различным видам музыкальной деятельности; умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.

Личностные: осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров русских композиторов (былины о Садко, опера «Садко» Н. А. Римский-Корсаков); овладение навыками сотрудничества с учителем, через ответы на уроке; развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Тип занятия: урок – «открытие» нового знания

Методы и приемы: метод наблюдения за музыкой; метод сопереживания; метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному; наглядный метод; беседа.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, колонки, флешка.

Музыкальный материал: Н. А. Римский-Корсаков «Садко»: вступление «Океан-море синее», «Колыбельная Волхвы», «Заиграйте мои гусельки»; Ай-scream «Рыба-солнце»;Непоседы «Дорого к солнцу»; Капитан Краб «Подводная зарядка».

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Организация слушательской деятельности
  3. Организация исполнительской деятельности
  4. Итог
  5. Рефлексия

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учеников

t (мин.)

1

Организационный момент

Здравствуйте.  Меня зовут Камила Радисовна, сегодня я проведу ваш урок.

1 мин.

2

Организация слушательской деятельности

Л: эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания; Позиция слушателя произведений; Смыслообразование.

К: умение выражать свои мысли.

П: Умение строить высказывания.

Р: выполнять действия в опоре на заданный учителем ориентир

Издавна на Руси люди занимались творчеством. Сочиняли песни, рассказы, сказки, а так же былины.

 Скажите, знаете ли вы, что такое былина?

 Былина – древнерусская песня-сказание, воспевающая подвиги богатырей. Былины исполнялись без музыкального сопровождения, речитативом, но в древности, они исполнялись под аккомпанемент гуслей. Вы знаете, что такое гусли, как они выглядят? (Струнный музыкальный инструмент).  Сейчас я раздам некоторым пазл вы должны собрать изображение гуслей.

Как называют человека, который играет на гуслях? (Такого человека называют гусляром).

Мы уже знаем, что на гуслях играли люди – сказители, которые рассказывали медленно, протяжно, нараспев былины.

(Слайд с Садко и арией «Заиграйте мои гусельки»)

-Сейчас мы с вами послушаем арию Садко «Заиграйте мои гусельки». Попробуйте определить характер музыки.

(Звучит ария Садко «Заиграйте мои гусельки» из оперы «Садко» Н. Римского - Корсакова.)

- Какой характер передает эта музыка?

 Самой древней русской эпической былиной была былина о гусляре Садко и морском царе. Вдохновившись этим древнерусским сказанием, известный русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков сочинил оперу под названием «Садко».  

 А что такое опера? Кто из вас догадался, о чем мы сегодня будем с вами говорить?

Расскажу вам о композиторе. Н. А. Римский- Корсаков родился в немузыкальной семье, но музыкальные способности появились у него рано и с будущим композитором музыкой занималась соседка. В 12 лет Николай Андреевич был отдан в Морской корпус в Петербурге. В Петербурге ему начинает преподавать фортепиано настоящий учитель, пианист. В 17 лет  композитор отправляется в кругосветное путешествие, под впечатлением от увиденного в разных стран он пишет большое количество опер и симфоний. Через 3 года композитор возвращается на Родину, где его приглашают преподавать в консерваторию. Он приступает к созданию оперы «Садко», за основу которой берет древнерусскую былину.

 Опера начинается оркестровым вступлением, названным самим композитором «Океан-море синее». Сейчас мы с вами его послушаем. Послушайте и представьте, какую картину моря рисует композитор. ( первое слушание). Какое море нарисовал музыкой композитор?

Это произведение рисует спокойную, но грозную морскую стихию: ровно и бесстрастно катятся волны в необъятном морском просторе, глухой гул стоит над океанской ширью. Этот мотив будет появляться в опере и дальше всякий раз, когда будет изображаться или только упоминаться о море. Сейчас мы послушаем произведение еще раз. Нарисуйте свои представления у себя в тетради.  Скажите, какие краски вы будете использовать? (второе слушание). (Учитель проходит, и смотрит что нарисовали дети). Молодцы,  ребята, вы все хорошо постарались.

Слава о Новгородском купце, певце и гусляре Садко рекой лилась по Великому Новгороду. Как заиграет он, да заведет напев – все слушают гусляра, не наслушаются. Были рады ему и на городских площадях, зазывали его и в боярские терема златоверхие, и в купеческие хоромы белокаменные. Однажды не пригласили его не на пир знатный, не в терема боярские, расстроился тогда Садко и пошел на берег Ильмен – озера, сел на бел-горюч камень , достал гусельки и стал петь о своих мечтах.

Ребята, давайте представим, что мы с вами гусляры, и поиграем на воображаемых гуслях.

 Расступилась вода и из пучин озера вышла дочь царя морского, Волхва. Очень понравилось ей творчество молодого гусляра, и она обещает ему сказочные богатства.

После встречи с  Волхвой Садко становится очень богат, строит 33 корабля и отправляется в путешествие. Двенадцать лет странствовал гусляр со своей дружиной, все это время Морской Царь не отпускал его домой. Садко догадался, что он требует плату, однако, не сразу понял какую именно. Дело в том, что сама Волхова – дочка Владыки Морского, захотела заполучить гусляра, так полюбившегося ей. Ничего не оставалось Садко, как отправиться к ней, в морскую бездну. Оказавшись на дне, он встречает Морского Царя и его семью. Своим чудесным пением, гусляр очаровал не только Царицу, но и самого Владыку Морского, и было решено сыграть свадьбу Садко и Волховы. Во время праздничного веселья внезапно возникает Видение-Старчище и советует гусляру возвращаться назад в Новгород. Царевна и Садко входят в раковину, и она, запряженная касатками, поднимается из морской пучины. Полумрак все больше и больше сгущается. Царство морское с теремом подводным медленно опускается в глубь глубокую и исчезает. Едва начинает светать. Садко спит на крутом бережку. Склонясь над ним, стоит царевна морская. Вокруг Садко вырастает и колышется тростник. Волхова поет Садко колыбельную песню («Сон по бережку ходил»). Она прощается с Садко: «А я, царевна Волхова, подруга вещая твоя, туманом легким растекусь и быстрой речкой обернусь. Сейчас мы с вами прослушаем «Колыбельную Волховы». Какая по характеру это часть оперы? 

Этот фрагмент очень похож на русскую народную колыбельную, так как слышны интонации русской песни, и мы видим особенности русских народных песен. 

На берег музыкант уже отправляется со своей новой женой. Оказавшись на суше, Садко засыпает, а его жена – Царица Волхова остается охранять покой любимого. С рассветом исчезает дочь Царя Морского, словно призрачное видение, и Садко встречается со своей законной женой Любавой, преданно ждавшей его все это время. Без следа испаряется с утренним туманом Царица Морская, оставив после себя лишь реку Волхову, которая соединилась с Ильмень-озером, а по ее руслу наконец-то возвращаются домой корабли Садко вместе со всей дружиной. Все жители города вышли посмотреть на чудо-чудное - реку, внезапно появившуюся из ниоткуда и встретить дорогих гостей.

Вот мы с вами и познакомились с оперой – былиной «Садко». Скажите, какие качества характеризуют гласного героя Садко?

А сейчас мы с вами заглянем в подводное царство. Вставайте со своих мест. (физ. минутка).

Дети отвечают

Струнный музыкальный инструмент

Гусляр

Народный, задорный, плясовой, подвижный.

Театральное представление, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра

Мы будем говорить об опере Римскогго-Корсакого «Садко»

Спокойное, но грозное море.

Темно-синюю, серую, белую, голубую.

Дети имитируют игру на гуслях.

Характер музыки мягкий, спокойный, ласковый, монотонный, раскачивающийся.

На экране перечислены качества, из которых дети должны выбрать подходящие главному герою.

18 мин.

3

Организация исполнительской деятельности

Л: устойчивое положительное отношение к урокам музыки;

К: проявлять инициативу, участвуя в исполнении произведений.

Вспомним какую песню вы учили  наизусть? Повторим слова. Молодцы!

ВХТ

Методы и приемы

- нисходящее движение мелодии

- скачки вверх  - вниз

- быстрый темп

- собственный показ

-слуховая наглядность

-хормейстерский жест

- использование минусовок

Теперь разучим новую песню «Дорога к солнцу». Повторяйте за мной.  

Ребята, вы хорошо поработали с песней.

 

ВХТ

Методы и приемы

- нисходящее движение мелодии

- скачки вверх  - вниз

- быстрый темп

- собственный показ

-помощь инструмента

-слуховая наглядность

-хормейстерский жест

- использование минусовок

Рыба-солнце

учитель исполняет, дети отвечают).

(дыхательная гимнастика и распевание)

(повторяем)

(разучивание второго куплета).

16 мин.

4

Итог

К: понимать содержание вопросов;  умение выражать свои мысли.

П: Умение строить высказывания.

Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили с вами на уроке? А кто написал эту оперу? Какую тему мы с вами слушали. Молодцы!

Теперь запишем домашнее задание. Сделать иллюстрацию к былине «Садко».

Об опере и былине Садко.

Н.А. Римский-Корсаков. Тему моря.

2 мин.

5

Рефлексия

П: рефлексия деятельности

Р: осуществлять контроль и оценку своей деятельности

Кто считает, что он активно вел себя на уроке: отвечал на вопросы, активно делал физ. минутку, выразительно пел песню, поднимите правую руку.

А кто считает, что он мог по активней вести себя на уроке, поднимите левую руку. ( учитель проходит и ставит оценки в соответствии с поднятой рукой 5, 4.)   Спасибо вам за урок, до свидания!

Дети поднимают руки в соответствии с оценками.

3 мин.



Предварительный просмотр:

Дата: 30.01.20  

Школа №137

Учитель музыки – Варламова С.В.

Класс 4

Руководитель практики ЧПК №1 - Шелепова Д.А.

Студентки ЧПК№1

Преподаватель фортепиано - Арсентьева И.Н.

30 группы Мусина К.

Преподаватель вокала - Муталиева Л.С.

Тема урока музыки: «Музыкальные инструменты: скрипка и виолончель»

Цель: знакомство со струнно-смычковыми инструментами, со струнным квартетом, формирование знаний о скрипки и виолончели через слушание произведения «Ноктюрн», продолжать разучивание песни «Первый учитель».

Планируемые результаты:

  1. Метапредметные: формирование умения составлять тексты, связанные с размышлением о музыке и личностной оценкой её содержания в устной форме.
  2. Предметные: формирование представлений о роли музыки в жизни человека, общего представления о музыкальной картине мира, умение различать по внешнему виду струнно-смычковые инструменты, разучивание текста в песни «Первый учитель».
  3. Личностные: формирование этических чувств доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству.

Тип занятия: урок «открытия» нового знания

Методы и приемы: словесный (беседа), наглядно-зрительный, метод размышления о музыке, метод музыкальных обобщений.

Материалы и оборудование: муз. центр, фортепиано, компьютер, проектор, флешка, ноты, карточки.

Музыкальный репертуар:

  1. А. Бородин Квартет № 2 «Ноктюрн».
  2. А. Петряшева «Первый учитель».

Структура занятия:                    

  1. Организационный момент;
  2. Организация слушательской деятельности;
  3. Организация исполнительской деятельности;
  4. Итог урока;
  5. Рефлексия.

Конспект

Этап урока

УУД

Длительность учителя

Длительность ученика

t (мин.)

1.

Орг. Момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Р (целепологание) – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

П.(усвоение знаний прошлого урока)

К. (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).

Р.(проявление эмоциональной отзывчивости).

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Камила Радисовна, сегодня я буду вести у вас урок музыки. Перед тем как начать наш урок мы немного разбудим наше мышление.

(на слайде) Прозвенел уже ...(звонок),

 Начинается (урок)

Интересная наука

О чудесном мире звуков.

К нотам тянется рука,

Ведь урок наш – ... (музыка)!

-Давайте с вами сейчас вспомним, что мы слушали на прошлом уроке.

-А кто мне скажет, почему эта басня называется квартет?

-Рассказывалось там о струнном квартете, Струнный квартет - это произведение для четырёх смычковых инструментов- двух скрипокальта и виолончели, а также музыкальный коллектив соответствующего состава, исполняющий такие произведения.

В симфоническом оркестре её голос самый главный,
Самый нежный и певучий, коль смычком проводишь плавно.
Голос трепетный, высокий узнаём мы без ошибки.
Назовите-ка, ребята, инструмент волшебный ... .

Смычком по струнам проведу и сразу в сказку попаду.

Мне дивный инструмент поможет по – разному звучать он может:

То нежно, ласково, легко, то низко, сочно, глубоко.

Он звуком бархатным поёт и сразу за душу берёт,

Не контрабас и не свирель, зовут его…

Верно! Молодцы!

Скажите, а что такое виолончель и скрипка, какая значит тема нашего урока?

 Что мы сегодня должны узнать?

Сегодня мы с вами узнаем, что такое скрипка и виолончель, повторим понятие струнный квартет и ноктюрн.

-У струнно-смычковой группы музыкальных инструментов звукоизлечение, осуществляется в основном в процесс ведения смычка по натянутым струнам. Можете обратить внимание на экране показаны такие инструмента как скрипка, альт, контрабас и виолончель. Разберем, какие есть сходства и отличия. 

- Молодцы! Можно сделать вывод, что струнно-смычковые инструменты имеют очень мало отличий.

Сыграем в игру.

На слайде показываются инструменты, нужно будет правильно назвать их.

- Подробнее поговорим с вами о скрипке и виолончели.

- Скрипка – это смычковый струнный инструмент, самый высокий в группе оркестровых смычковых инструментов. Её также называют «королевой оркестра». Она состоит из двух основных частей: корпуса и грифа, вдоль которого натянуты струны. Невозможно точно установить, кто изобрёл скрипку, но известно, что самые лучшие экземпляры этого удивительного по красоте звучания инструмента были изготовлены в Италии.

-Здравствуйте!

-басню Крылова Ивана Ивановича «Квартет»

-Потому что участвовало 4 инструмента.

-Скрипка

-виолончель

-музыкальные инструменты

 

3 мин.

2.

Организация слушательской деятельности

Р.Принимают и решают поставленную задачу.

К (постановка вопросов, сотрудничество с учителем)

Учувствуют в диалоге с учителем

К(умение выражать свои мысли)

- В XVII веке в итальянском городе Кремоне,— как рассказывает одна старинная легенда, - волшебник, проходя мимо маленького домика, услышал изумительные по красоте музыкальные звуки. Он вошёл внутрь и увидел юношу, который играл на скрипке, только что им сделанной.

Подари мне эту скрипку, и я выполню любое твоё желание,— сказал волшебник.

Я хочу жить вечно,— ответил юноша.

Хорошо! Но одно условие: ты сделаешь девятьсот девяносто девять таких же прекрасных инструментов, но на тысячном ты умрёшь.

Я согласен!

Шли годы. Мастер работал. Когда число инструментов стало подходить к тысяче (делались не только скрипки, но и виолончели, альты, лютни, контрабасы, гитары), он вдруг заболел. Призвав своих сыновей, мастер рассказал им о пророчестве волшебника и добавил:

- Теперь я могу умирать. Мои инструменты будут жить, а вместе с ними и я, потому что я им отдал свою душу, всю свою жизнь.

Имя этого мастера известно всему миру — Антонио Страдивари.

Именем Антонио Страдивари – самого знаменитого скрипичного мастера - подписаны более тысячи инструментов. Известно, что мастера очень придирчиво выбирали материалы: ходили по лесу и среди множества деревьев, в первую очередь елей, выбирали “поющие”, т.е. примечали, на какую ель чаще садятся птицы, потом прослушивали докторской трубкой, чтобы оценить певучесть. Спиливали дерево зимой, когда оно спит. И не валили, а бережно опускали на землю. Секрет изготовления инструментов хранили в тайне и передавали от отца к сыну, от мастера – к ученику. В оркестре скрипка главный инструмент – царица самых известных концертных залов.

-Послушаем звучание скрипки. И ответите на вопрос, как звучит скрипка, каким «голосом» она поет?

Слушаем звучание скрипки.

- Какое звучание у скрипки?

-Скрипку из-за своего высокого звучания и маленького размера называют сестренкой виолончели. Виолончель – это смычковый струнный музыкальный инструмент, известный с первой половины XVI века, такого же строения, что и скрипка или альт, однако больших размеров. Появился этот инструмент в Италии. Виолончель нередко называют басом. Поднимите руку, кто помнит басню И.Крылова «Квартет»? О чем она? « Ты с басом, Мишенька, садись против альта, я, прима, сяду против вторы…» Виолончель назвали «Басом», потому что он самый низкий по звучанию инструмент в квартете. Послушаем его звучания и выявим отличительные черты от скрипки.

Слушаем звучание виолончели.

-Какое звучание у виолончели?

-Теперь мы с вами немного разомнемся, поделимся на 2 команды. Когда будет звучать скрипка, надо будет вставать и имитировать игру  на скрипке одной команде, аналогично будет делать вторая команда, когда услышит звучание виолончели.

-Очень многие композиторы писали произведения для виолончели и скрипки, сегодня я бы хотела вам рассказать немного о Александре Порфирьевиче Бородине, который любил эти инструменты, обожал их слушать и поэтому он написал прекраснейшее произведение для струнного квартета: Часть II «Ноктюрн». Послушайте фрагмент произведения и скажите, как звучали инструменты, вместе или по очереди?

Прослушивает произведение «Ноктюрн»

-мы прослушали с вами 2 часть произведения для струнного квартета «Ноктюрн», как звучали инструменты, вместе или по очереди?

Что вам представлялось во время прослушивания?

Квартет № 2 Александра Порфирьевича Бородина - вдохновенное лирическое высказывание. Чувства, выраженные музыкой, поражают чистотой и возвышенностью. Квартет посвящён жене композитора – чуткому и отзывчивому другу, помощнику, прекрасной пианистке - Екатерине Сергеевне Бородиной.

-Мне нужен будет один доброволец, кто сможет прочитать строчки из стихотворения.

Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнёт нигде волна.
Как тишиною грудь полна!..

Как вы думаете, это стихотворение подходит к музыке, которую мы сейчас прослушали? Мне кажется, это стихотворение великого русского поэта Афанасия Фета очень хорошо описывает произведение «Ноктюрн».  Кто-нибудь догадывается почему?

-Ноктюрн – в переводе с французского - ночной; следовательно, ноктюрн – вечерняя музыка. Ноктюрн – это музыкальная пьеса нежного мечтательного характера с поэтическим содержанием.

-Все встанем и представим, как - будто мы с вами отправились гулять по вечернему лесу.

Проводится физ. минутка «Прогулка в лесу» 

-Присаживаемся на свои места.

Дети слушают.

-Красивое, изящное, проникновенное, насыщенно, мечтательно.

Дети слушают.

- Величественнее, тяжелее, изящнее.

 

-Легкое, воздушное, волнующее

Ребенок читает стихотворение со слайда.

-да

15 мин.

3.

Организация исполнительской деятельности

П (умение сравнивать, сопоставлять, обобщать)

Р (певческая установка)

К (участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, формирование умения слушать и понимать других)

-В заключении нашего урока мы с вами вспомним, какое произведение начали разучивать на прошлом уроке?

-Да, верно!

Разучивание песни «Первый учитель»

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные

- Сложные интервалы.

Ритмические;

- Сложный ритмический рисунок.

Дикционные:

- Окончание фраз согласной в конце.

Собственный показ; Слуховая наглядность;

Показ звуковысотности; Использование минусовок.

-«Первый учитель»

12 мин.

4.

Итог

Л (способность усвоения теоретических знаний)

М (овладение способностью понимать и сохранять цель)

-Наш урок скоро подойдет к концу, подведем итог и вспомним, о чем мы с вами сегодня разговаривали и чем занимались?

Повторяем пройденный материал

-О струнно-смычковых инструментах, о скрипке и виолончели, о «Ноктюрне», разучивали песню «Первый учитель».

2 мин.

5.

Рефлексия

Р (оценка собственной работы)

-На своих столах вы видите цветные карточки, оценим вашу активную деятельность на руке с помощью поднятия соответственной карточки: зеленый - был активен, желтый- работал, но не достаточно активно, красный - ленился.

Происходит оценка, выставление оценок.

-До свидания, мне понравилось с вами работать, до новых встреч!

Оценивают себя с помощью карточек.

3 мин.



Предварительный просмотр:

Дата: 23.04.2020  

Школа № 137

Учитель музыки – Варламова С. В.

Класс 4

Руководитель практики ЧПК №1 - Шелепова Д.А.

Студентки ЧПК№1

Преподаватель фортепиано - Арсентьева И.Н.

30 группы Мусиной Камилы

Преподаватель вокала - Муталиева Л.С.

Тема урока музыки: Опера «Снегурочка»

Цель: знакомство с творчеством русского композитора Н. А. Римского-Корсакова и с его оперой «Снегурочка».

Планируемые результаты:

  1. Метапредметные: формирование представлений об образе снегурочки в опере Римского-Корсакова «Снегурочка»;приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере музыки; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей; 
  2. Предметные: формирование знаний об основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений, развитие познавательного интереса, умения слушать, анализировать, вступать в диалог;
  3. Личностные: развитие интереса к русской и народной музыки; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.

Тип урока: урок расширение и углубление знаний

Методы и приемы: словесный (беседа), наглядно-зрительный, метод размышления о музыке, метод музыкальных обобщений.

Материалы и оборудование: муз.центр, фортепиано, компьютер, проектор, флэшка, ноты.

Музыкальный репертуар:

  1. Н.А. Римский-Корсаков каватина «Полна чудес могучая природа» из оперы «Снегурочка»;
  2. Н.А. Римский-Корсаков «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка»;
  3. «Мы дети солнца» муз. Евгения Крылатова, слова Юрия Энтина.

Структура урока:                    

  1. Организационный момент;
  2. Организация слушательской деятельности;
  3. Организация исполнительской деятельности;
  4. Итог урока;
  5. Рефлексия.

Конспект

Этап урока

УУД

Длительность учителя

Длительность ученика

t (мин.)

1.

Орг. Момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Л. (познавательный интерес к новому учебному материалу)

К. (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).

  - Здравствуйте, ребята!  

 

 -Ребята, сейчас я вам включу произведение, а вы  внимательно послушаете и отгадаете название.

(учитель включает произведение с прошлого урока «Шехеразада) .

- Какое произведение мы послушали?

-Молодцы! Ребята, мы сегодня с вами отправимся в сказочную страну под названием  опера и продолжим знакомиться с творчеством этого композитора.

-Конец зиме, пропели петухи,

Весна-Красна спускается на землю.

Полночный час настал, сторожку Леший

От сторожил,-ныряй в дупло и спи!

Звучит вступление к опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка», появляется картина В. Васнецова «Снегурочка»

-В глухих, дремучих лесах скрывает Дед Мороз свою дочку, родившуюся от союза Тепла и Холода, дочку Деда Мороза и Весны – Красны.

-Посмотрите, как художник изобразил красками образ Снегурочки.  Какие краски использовал художник?

- Как вы думаете, как называется наша сказочная страна: опера …

- Верно! Вспомним, как звали композитора, который написал оперу «Снегурочка» ?

- Ребята, какая будет тема нашего урока?

-Вы, конечно, знаете русскую народную сказку «Снегурочка». Однако опера «Снегурочка» написана Н.А.Римским – Корсаковым на сюжет одноимённой пьесы Александра Николаевича Островского.

 

- Здравствуйте .

-Произведение Н.А. Римского-Корсакова «Шехеразада».

-Белые, синие, холодные.

-Опера «Снегурочка»

-Николай Андреевич Римский-Корсаков.

- Опера «Снегурочка».

3 мин.

2.

Организация слушательской деятельности

Р (целепологание) – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

П(структурирование знаний)

К (постановка вопросов, сотрудничество с учителем)

  - А мы с отправляемся дальше в наше путешествие.

(звучит сказочная мелодия)

- Посмотрите, что вы видите на экране?

-Мы попали с вами в сказочную страну царя Берендея. Снегурочка, дочь Мороза и Весны-Красны, стремится из глухого леса к людям – нравятся ей их песни.

Слушают Арию Снегурочки «С подружками по ягоды»

-О чём поёт девушка?

-Какое настроение передано в музыке?

- Ребята как вы думаете, что такое опера?

- Опера – это жанр музыкального искусства, в котором главные действующие лица поют.

- Прослушайте еще раз произведение и попытайтесь представить себе царя Бернедея. Во что он одет, какого цвета ?  т.д.

- Ну что, отправимся с вами дальше?

- Но, чтобы отправиться дальше, нам необходимо отгадать загадку. А отгадывать загадку у нас будет (имя ребёнка), а все остальные не подсказывают. (Загадка про солнце)

Не высоко, не низко

Не далеко, не близко.

Проплывает в небе шар-

Раскалённый как пожар.

- Что это?

- Да, это солнце.

Посмотрите, мы с вами попали не просто к солнышку, а к Ярило, богу солнца и весны.

- Ребята, Ярило оставил нам задание.

Нам необходимо прослушать «Пляску скоморохов».  И ответить на вопросы:

- В какой момент начинается пляска скоморохов, сразу или позже? Как развивается мелодия в музыке?

Какой характер был у музыки?

Какую картину вы можете себе представить, слушая музыку?

Скоморохи – это странствующие актеры в Древней Руси, выступающие как певцы, музыканты.

.Просмотр видеофрагмента сцены таяния Снегурочки.

 -Почему изменился образ Снегурочки? (изменилась ее душа)

- От прежней Снегурочки не осталось и следа! Поэтому изменился ее музыкальный портрет, ее интонация, ее душа.

- Можно ли здесь поставить точку. Можно ли гибель Снегурочки считать финалом оперы?

- Ребята, мы подошли к концу нашей оперы «Снегурочка». В конце оперы, Снегурочка тает под лучами солнца, и теперь Ярило - Солнце, источник плодородия и счастья, наконец-то одаривает землю своим теплом.

Дети отвечают(Палата Берендея).

-Снегурочка хочет почувствовать, что такое любовь

-Весёлое, радостное

Дети отвечают.

Это Солнце.

-дети отвечают

-да и нет

15 мин.

3.

Организация исполнительской деятельности

П (умение сравнивать, сопоставлять, обобщать)

Р (певческая установка)

К (участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, формирование умения слушать и понимать других)

Л (творческая самореализация на уроке, импровизация в характере)

 

 - А, теперь нам нужно распеться, и подготовить наш голосок к разучиванию уже знакомой вам песни «Мы дети солнца».

Проведение артикуляционной и дыхательной разминки, а так же распевание.

- Сегодня мы продолжаем разучивать нашу песню.

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные

- Сложные интервалы.

Ритмические;

- Сложный ритмический рисунок.

Дикционные:

- Окончание фраз согласной в конце.

Хормейстерский жест;

Показ звуковысотности; Использование минусовок.

- Хорошо. Можете сеть на места!

- Наше путешествие подходит к концу!

Дети слушают песню.

«Музыка зовёт»

Ответ детей.

12 мин.

4.

Итог

Л (способность усвоения теоретических знаний) М (овладение способностью понимать и сохранять цель)

   - Сейчас на слайде вы увидите вопросы. Вам необходимо выбрать правильный ответ.

  1. Какая была тема нашего урока?
  2. Кто написал оперу «Снегурочка» ?
  3. Как звали бога солнца?

Опера «Снегурочка

Н.А. Римский – Корсаков

Ярило

3 мин.

5.

Рефлексия

Р (формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность)

Открываем тетрадки и глядя на экран оценим свою активность на уроке.

На слайде изображены кружки различного цвета(красный- не активно; желтый слабя активность; зеленый – был активен)

- Что нового узнали на уроке?

- Чем запомнился урок?

- С каким произведением мы сегодня познакомились? Кто его написал? 

-Узнали, что такое опера, разобрали оперу «Снегурочка»;

-С оперой «Снегурочка» Римского-Корсакова.

2 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...