«Сюита «Пер Гюнт»».
план-конспект урока по музыке (3 класс)

Бревнова Дария Ивановна

«Сюита «Пер Гюнт»».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka.docx38.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ

Класс: 3 «А»

Тема урока: «Сюита «Пер Гюнт»».

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель: Познакомиться с симфонической сюитой Э. Грига «Пер Гюнт»».

Учебные задачи:

направленные на достижение личностных результатов:

  1. Формировать интерес к музыке и музыкальной деятельности; (Л1)
  2. Формировать умение использовать жизненно – музыкальный опыт в процессе знакомства с музыкой; (Л2)
  3. Развивать музыкально-эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к музыкальному искусству. (Л3)

направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  1. П. – формировать у младших школьников умение  размышлять о музыке и личностной оценке её содержания;
  2. К. - развивать умение осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений;
  3. Р. –формировать умение овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе анализа музыкальных произведений;
  4. К. – формировать умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.

направленные на достижение предметных результатов обучения:

  1. Формировать умение определять изученные музыкальные произведения; (П1)
  2. Формировать умение исполнять песню с сопровождением и  в соответствии с её образным строем и содержанием; (П2)
  3. Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, музыкальный вкус. (П3)

Оснащение урока:

Музыкальный ряд:Э.Григ «Пер Гюнт»: «В пещере горного короля», «Танец Анитры», «Смерть Озе», «Песня Сольвейг», П.И.Чайковский «Мелодия»

Зрительный ряд: портрет Э.Грига, афиша «Пер  Гюнт»

Материалы для учащихся: учебник 3 класс «Музыка» Критская Е.Д., раздаточный материа для творческого задания и рефлексии.

Материалы для учителя (оборудование): технологическая карта, презентация.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

(Организационный этап)

  Сюита утро

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дария Ивановна, и я рада приветствовать вас  на уроке музыкального искусства.

-Ребята, сегодня я хочу пригласить в филармонию, послушать удивительные мелодии, одного знаменитейшего композитора, имя которого вы узнаете немного позже. Возможно вы уже знакомы с этим произведением.

Приветствуют учителя.

Формировать интерес к музыке и музыкальной деятельности;(Л1)

Развивать музыкально-эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к музыкальному искусству. (Л3)

2.  Актуализация опорных знаний

-Но прежде чем мы отправимся в филармонию, давайте обсудим с вами некоторые вопросы.

-Ребята, сейчас вы заходили под какую музыку?

-Что вы можете сказать о ней?

Актуализируют знания по пройденной теме.

К. - развивать умение осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений;

3.Организация познавательной деятельности

3.1. Целеполагание

3.2. Открытие нового знания (через различные

виды музыкальной деятельности):

3.2.1. Восприятие (слушание музыки, беседа о

композиторе, произведении)

3.2.2. Пластическое интонирование

3.6. Вокально-хоровая работа

  1. 3.4 Повторение и включение в систему знаний

3.5.Творческое задание

-Ребята, перед концертом  всегда можно приобрести программки, в которых перечисляются по порядку номера концерта, а также часто дают информацию о композиторах, содержании произведения и исполнителях. Такие программки уже лежат у вас на партах. Ознакомьтесь, пожалуйста, с программками нашего урока-концерта.

-Попробуйте определить тему нашего сегодняшнего урока?

-Какую же цель мы поставим перед собой, изучая данную тему?

-Ребят, вы когда-нибудь слышали про такую страну  как Норвегия?

-Сегодня с помощью музыки мы с вами совершим путешествие в эту удивительную, северную страну -Норвегию. Ребята, обратите внимание на величавые норвежские скалы, водопады, которые летом с гулом и ревом низвергаются с утесов, а зимой застывают причудливыми статуями.  Скалистые берега Норвегии омываются сразу тремя морями: Северным, Норвежским и Баренцевым. Так как Норвегия является северной страной, растения там не такие роскошные как у нас, они в большей степени чахлые, тусклые. В Норвегии существует большое количество сказок о гномах и эльфах. И в такой удивительной стране, стране великанов и силачей, родился мальчик, который был очень слабый в здоровье. И,  когда его сверстники стали достигать подросткового возраста, становясь мужественными викингами, воинами, этот мальчик оставался таким же маленьким и хрупким, но у него было богатейшее воображение, он очень страстно любил играть на фортепиано, и когда он слушал народную музыку, любовался спринг дансем – народный норвежский танец с высокими прыжками, он был настолько потрясён суровой красотой этой страны, этими сказочными образами народного фольклора и этими прекрасными танцами, где он наблюдал всю силу, ловкость и мужество норвежских викингов, у него появилась мечта: когда он станет взрослым, то он обязательно напишет музыку о своей прекраснейшей стране Норвегии. И вот по прошествию некоторых лет, он превратился в знаменитейшего  норвежского композитора Эдварда Грига. Эдвард Григ во время своих путешествий  встречался со многими великими композиторами в том числе и с нашим Петром Ильичом Чайковским, который услышав музыку Грига сказал: «Необыкновенный мелодист!» Григ был очень рад такой оценке такого великого композитора. И он одухотворённый этой встречей приехал на Родину и написал очень много музыки. Но самым знаменитым произведением Э. Грига стала симфоническая сюита «Пер Гюнт».

-Ребята, послушайте и представьте себе картину раннего утра, встаёт солнце меж фьорд (узкий, извилистый и глубоко врезавшийся в сушу морской залив со скалистыми берегами), шумят водопады и дует лёгкий ветерок. Внимательно послушайте отрывок. Вспомните, как называется эта мелодия? Что изображает музыка этой пьесы? Э.Григ «Утро»

-Ребята, как называется эта мелодия?

- Что изображает музыка этой пьесы?

-Как по звукам музыки вы определили восход солнца?

И вот однажды Эдвард Григ, вернувшись, домой, после прогулки по горам, сев у камина отдохнуть, решил почитать что-нибудь перед сном. А в то время был очень знаменит роман «Пер Гюнт», который написал знаменитый норвежский писатель Генрих Ибсен.  Главного героя романа звали Пером. Имя его для нас кажется странным, но в Норвегии оно является довольно распространённым. А фамилия у него была Гюнт- короткая и очень точная.. На протяжении всего романа Пер очень много путешествует, знакомится с разными людьми, а в это время на Родине его ждут его мать и возлюбленная. После того как Григ прочёл этот роман, его посетило вдохновение и ему захотелось выразить это произведение в звуках, передать всю красоту Норвегии, озвучить всех героев, которых встретил Пер Гюнт, и написать целую серию музыкальных картинок к этому спектаклю. Музыка Грига была настолько прекрасна, что спектакль собрал очень много, то есть получился аншлаг. Через некоторое время эта музыка стала очень популярной и вот однажды, Эдвард Григ решил её переделать в произведение для симфонического оркестра, которое решил назвать Симфоническая сюита «Пер Гюнт».

-Ребята, как вы думаете, что такое сюита?

сюита – это такое музыкальное произведение, в котором есть одна тема, включающая в себя несколько музыкальных пьес.

-Ребята, буквально через несколько секунд начнётся первое представление музыки Э.Грига пьеса «Пер Гюнт».

Но прежде чем мы приступим к прослушиванию мелодий, предлагаю Вам послушать небольшую предысторию.

В своих странствиях по свету Пер Гюнт попадает в пещеру горного короля. Там он встречает волшебных персонажей, которые живут под землёй, - гномов и троллей. В Норвежской мифологии рассказывается только о гномах и троллях. Если вы заметили, то в русских народных сказках или же былинах мы не встречаем таких персонажей, у нас такими персонажами являются: Баба Яга, Кощей, Леший и другие. Но почему же всё - таки  в Норвегии пишут только о гномах и троллях? Ответ очень прост. Так как Норвегия является очень скалистой и гористой страной, в ней расположены большие месторождения полезных ископаемых и поэтому большая часть населения занимается добычей этих ископаемых в очень маленьких шахтах. Остальные же гномы охраняют добытые сокровища. Они недружелюбны с людьми, очень злы и коварны. Э.Григ с самого детства слушал сказки об этих гномах, в некоторых они были очень добрыми и отзывчивыми, а в некоторых очень злыми и скупыми.

И сейчас я предлагаю Вам послушать, как Григ представил образ гномов в своей пьесе «В пещере горного короля». Внимательно прослушайте отрывок. Обратите внимание на то, как начинается музыка? Как меняется музыка?

Э.Григ «Пер Гюнт»: «В пещере горного короля»

-Ребята, как начинается музыка?

- Как менялась музыка?

-Повторялась ли много раз одна и та же тема?

- За счёт чего менялась тема?

-Ребята, такое изменение называют развитием музыки.

-А сейчас я предлагаю Вам сравнить  две части сюиты: «Утро» и «В пещере горного короля»

Наш герой странствует в разных странах и встречает разных людей. Однажды среди них он встречает восточную красавицу Анитру. В гостях, у которой он пробыл очень долгое время.

Предлагаю Вам просмотреть отрывок из балета «Танец Анитры». Во время просмотра обратите внимание на то, какая Анитра? Также обратите внимание на то, какой у музыки характер?  Меняется ли музыка по характеру?

Отрывок из сюиты Э.Григ «Пер Гюнт»: «Танец Анитры»

-Какая же Анитра?

-Какой характер у этой музыки?

-Менялась ли музыка по характеру?

-Какой она была в средней части?

-Итак, продолжаем знакомиться дальше с историей нашего героя. По возвращению домой, Пер Гюнт понимает, что здесь оставалось всё самое дорогое, что у него есть: его родна земля, мать Озе, невеста Сольвейг, которая ждала его сорок долгих лет и верила в его возвращения. Мать, не выдержала стольких лет ожидания сына и умерла.

Пьеса так и называется «Смерть Озе». Я предлагаю внимательно прослушать отрывок из пьесы. Обратите внимание на то, какие интонации звучат? О чём эта мелодия?

Э.Григ «Пер Гюнт»: «Смерть Озе»

-О чём была эта мелодия?

-Какие интонации звучали?

-Как я уже говорила, что когда Пер отправился в странствие, дома его осталась ждать его невеста Сольвейг. Каждый вечер, сидя у окна, она пела песни, в которых говорилось о том, что их встреча после долгой разлуки обязательно состоится. Сейчас я предлагаю Вам  послушать, какие слова были  в этой песне:

Зима пройдёт и весна промелькнёт,

И весна промелькнёт;

Увянут все цветы, снегом их занесёт,

Снегом их занесёт...

И ты ко мне вернёшься - мне сердце говорит,

Мне сердце говорит,

Тебе верна останусь, тобой лишь буду жить,

Тобой лишь буду жить...

-Теперь я предлагаю прослушать эту мелодию.

Обратите внимание с чего начинается «Песня Сольвейг»?

-Какой характер вступления? Каков Характер куплетов?

Э. Григ «Песня Сольвейг»

-Вы прослушали, мелодию «Песня Сольвейг», с чего она начинается?

-Каким был характер вступления?

-Каким был характер куплетов?

-Сколько частей в этом произведении?

-Ребята, мы с вами прослушали три части сюиты: «Песня Сольвейг», «Танец Анитры» и «Смерть Озе». Сравните эти три части. Чем отличаются эти мелодии?

-А что их роднит?

-Итак, ребята! Сегодня мы познакомились с вами с музыкой норвежского композитора Э.Грига. Так о чём же мы с вами сегодня услышали? Как композитор  музыкальными красками, музыкальными звуками нарисовал нам портреты героев спектакля « Пер Гюнт»? С кем сегодня мы с вами встретились? Как музыка характеризовала героев?

-Ребята, а сейчас обратитесь к нашим концертным программкам. Какой  последний номер нашего спектакля?

-Верно! Сегодня мы с вами побывали в очень загадочной стране – Норвегии. Узнали много интересных фактов, мифов, познакомились с историей жизни Пера Гюнта. Мы с вами возвратились домой, в нашу величественную Россию. Ребята, вы наверняка слышали, что у нас тоже в стране много разных обычаев и традиций, очень красивая и живописная природа и что нам тоже есть, что рассказать, если вдруг к нам приедут гости из Норвегии.

И сейчас я предлагаю вам спеть о нашей замечательной необъятной стране, о неимоверной красоте нашей матушки природы.

Работа над разучиванием

-Прослушайте песню, слова  перед вами, обратите внимание, о чем в ней поется, какое настроение она передает слушателям?

Слушаем песню 1 раз.

-О чем в ней поется?

-Какое настроение она передает слушателям?

-Мы с вами будем учить куплет и припев. Я предлагаю исполнить первый куплет под музыку, сядьте ровно, выпрямите плечи, то есть примите певческую установку. По команде поем.

-Отлично, ребята, теперь споём только припев, выпрямите плечи. По команде поем.

- Отлично, а теперь попробуем соединить под музыку первый куплет и припев,  сядьте ровно.

-Замечательно!

-Ребята, а сейчас объединитесь в группы по рядам: 1 ряд – 1 группа, 2 ряд – 2 и 3 ряд – 3 группа. У Вас в конвертах лежат мозаики, ваша задача собрать их и определить к какой мелодии она относится: «Утро», «Танец Анитры» или «Песня Сольвейг».

Внимательно слушают учителя.

 

Знакомятся с программкой.

-Симфоническая сюита «Пер Гюнт» композитора Э. Грига

-Познакомиться с музыкой, которую можно услышать в концертном зале.

-Учащиеся отвечают на вопрос.

Внимательно слушают учителя.

Внимательно слушают учителя.

Внимательно слушают учителя.

Слушают мелодию  Э.Григ «Утро»

- «Утро»

- Эта музыка изображает красоту природы ранним утром.

- В этом месте звучал весь оркестр.

Слушают учителя.

Предполагаемые ответы учащихся.

Слушают учителя.

Слушают мелодию  Э.Грига «Пер Гюнт»: «В пещере горного короля»

- Тихо, осторожно

-Звук усиливался, музыка ускорялась.

-Да

-За счёт вступления новых инструментов, темп становился быстрым.

Сравнивают две части сюиты.

Слушают учителя.

Смотрят отрывок из пьесы «Танец Анитры»

- Она грациозная, нежная, воздушная.

-Волшебный, переливающийся, таинственный

-Да

-Плавной, распевной, певучей.

Слушают учителя.

Слушают мелодию  Э.Григ «Пер Гюнт»: «Смерть Озе»

-О смерти матери

-Скорбь, печаль, невозвратимая утрата.

Внимательно слушают учителя.

Слушают Э. Григ «Песня Сольвейг»

-С инструментального вступления.

- Медленным, негромким, плавным, нежным.

-Печальным, тихим, грустным, медленным.

-Две

-Эти мелодии отличаются по характеру

-Объединение природы и человека

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

-Песня «Хохлома»

Слушают внимательно учителя.

Прослушивание песни

- О красоте Русской земли.

-Радостное, светлое

Разучивание песни

Работают в группах: Собирают мозаику и определяют, к какой мелодии она относится.

К. – формировать умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.

Развивать музыкально-эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к музыкальному искусству. (Л3)

Формировать интерес к музыке и музыкальной деятельности;(Л1)

П.–умение  размышлять о музыке и личностной оценке её содержания;

К. - развивать умение осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений;

Р. –формировать умение овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе анализа музыкальных произведений;

К. - развивать умение осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений;

П. – формировать у младших школьников умение  размышлять о музыке и личностной оценке её содержания;

Формировать интерес к музыке и музыкальной деятельности;(Л1)

развивать музыкально-эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к музыкальному искусству.(Л3)

Р.  умение овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе анализа музыкальных произведений;

П. – формировать у младших школьников умение  размышлять о музыке и личностной оценке её содержания;

К. – формировать умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.

умение использовать жизненно – музыкальный опыт в процессе знакомства с музыкой;(Л2)

развивать музыкально-эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к музыкальному искусству.(Л3)

П. – формировать у младших школьников умение  размышлять о музыке и личностной оценке её содержания;

Формировать умение использовать жизненно – музыкальный опыт в процессе знакомства с музыкой; (Л2)

П. – формировать у младших школьников умение  размышлять о музыке и личностной оценке её содержания;

Р.  умение овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе анализа музыкальных произведений;

К. – формировать умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.

К. – формировать умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.

4. Рефлексия

-Ребята, сегодня мы с вами побывали в филармонии, слушали сюиту «Пер Гюнт», познакомились с биографией Эдварда Грига, разучили песню «Дети земли».

Из филармонии нам передали вот такую Книгу отзывов и рекомендаций. Нас попросили поделиться своими впечатлениями о том, как прошёл спектакль, что вам понравилось, а что нет.

- Итак, кто же желает поделиться своим отзывом?

- Я благодарю Вас за урок, большое вам спасибо! Урок окончен! До свидания!!!

Самооценка деятельности

Интерес к музыке и музыкальной деятельности; (Л1)

умение использовать жизненно – музыкальный опыт в процессе знакомства с музыкой; (Л2)

музыкально-эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к музыкальному искусству. (Л3)



 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 3 классе "Сюита "Пер Гюнт"

На уроке происходит знакомство с симфонической сюитой Э.Грига "Пер Гюнт" : образ природы ("Утро), сказочное царство троллей ("В пещере горного короля"), музыкальный портрет верной подруги Пера - Сольв...

Презентация по музыке на тему "Сюита "Пер Гюнт" Э.Грига"

Данная презентация поможет учителю рассказать обучающимся о великом норвежском композиторе - Эдварде Григе. На примере его сюиты "Пер Гюнт" ребята познакомятся с музыкой Норвегии....

Открытый урок музыки в 3 классе «Знакомство с составом симфонического оркестра на примере сюиты Эдварда Грига «Пер Гюнт»»

Конспект открытого урока музыки в 3 классе «Знакомство с составом симфонического оркестра на примере сюиты Эдварда Грига «Пер Гюнт»». Тип урока: урок открытия нового знани...

Открытый урок по музыке в 3 классе на тему: Сюита Э. Грига «Пер Гюнт»

Открытый урок по музыке в 3 классе на тему: Сюита Э. Грига «Пер Гюнт»...

Сюита Пер Гюнт

Презентация на тему "Сюита Пер Гюнт"...

Задание к теме "Сюита "Пер Гюнт"

задания к сюите "Пер Гюнт"...

План-конспект урока музыки на тему: "Э. Григ сюита Пер Гюнт", 3 класс.

На уроке происходит знакомство с сюжетом и музыкальными номерами симфонической сюиты композитора Э. Грига "Пер Гюнт":...