Методическая разработка урока музыки в 1 классе
методическая разработка по музыке (1 класс)

Тема урока: "И музы вечные со мной"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_kl.i_muzy_vechnye_so_mnoy.docx33.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Жаворонкова С.В.

ГБОУ СОШ №, район: школа № 103, Выборгский район

Предмет: Музыка

УМК: Музыка. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Класс: 1.1 от 07.09.2020

Тип урока: «Вводный»

Методы и приемы обучения: наглядно-иллюстративный метод, методы побуждающего и подводящего диалога, метод размышления о музыке, метод ассоциаций, практический метод, метод сравнения

Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов обучающихся на уроке:

Этапы урока

Формы диагностики

Методы диагностики

Самоопределение к деятельности

фронтальная

Методы устной диагностики

Актуализация знаний

фронтальная

проблемный

Постановка учебной задачи

фронтальная

поэтапного открытия

“Открытие” новых знаний

фронтальная

частично-поисковый

Включение новых знаний в систему знаний и подведение итогов по теме урока

фронтальная

поэтапного открытия

Рефлексия

фронтальная

широких ассоциаций

Домашнее задание

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, в малых группах, индивидуальная

Оборудование: •        компьютер и мультимедийный проектор, экран, колонки

Дидактические материалы: ноты песни “Наша школа” на сл. М.Пляцковского, муз. Е.Птичкина

плакат с изображением нот и нотоносца;

Методическое обеспечение, ресурсы: Учебник для учащихся 1 класса начальной школы «Музыка» (Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина);

- «Уроки музыки» поурочные разработки 1-4 класс (Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина);

- Методика работы с учениками «Музыка» 1-4 класс (Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина).

Используемые ресурсы:

- https://yandex.ru/?clid=2270453&banerid=6302000000:584c0ed058963300212dddb8&win=242;

-https://www.youtube.com/;

-https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2015/10/16/konspekt-uroka-horovod-muz-

Организация пространства:

Тема года

(тема раздела)

«Музыка вокруг нас»

Тема урока

«И муза вечная со мной. Хоровод муз»

Художественно

-педагогическая идея урока

Послушай, как щебечут птицы, послушай, как поет волна,

                                                        как дождь в окно твое стучится – повсюду музыка слышна.

                                                                                   К.Бальмонт

Цель

Цель урока для учащихся

Педагогическая цель урока

формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки.

знакомство со спецификой предмета “Музыка” и вовлечение первоклассников в сферу её различных воплощений

Задачи

Задачи урока для учащихся

Педагогические задачи урока

сформировать первоначальные знания о мире звуков, ввести понятия “шумовые звуки” и “музыкальные звуки”;

ввести понятия “композитор”, “исполнитель”, “слушатель”; установить логические связи между их видами деятельности;

познакомить с композитором П.И.Чайковским и фрагментом его балета “Щелкунчик”, обратить внимание на образную связь музыки танца Феи Драже с содержанием сказки Э.Гофмана и хореографией;

побудить детей к размышлению о музыке и составлению личного мнения о ней;

научить простейшим приёмам вокально-хоровой работы и обратить внимание детей на важную в этом процессе роль дыхания;

познакомить с правилами охраны слуха и голоса;

закрепить и систематизировать полученные знания.

        закрепить и систематизировать полученные знания.        

Развивающие :

развивать внимание, слуховую память, воображение;

способствовать расширению кругозора;

развивать детский голос.

Воспитывающие:

воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру детей;

формировать музыкальный вкус;

пробуждать интерес к музыке и изучаемому предмету

  Образовательные:

получение учащимися представления об инструменте;

знакомство с подвидами фортепиано и приемами исполнения

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

(содержание заданий)

Планируемые результаты

Предметные

УУД

  1. Самоопределение к деятельности

Приветствует обучающихся. «Здравствуйте, ребята!»

Создание рабочей атмосферы.

У. Разрешаю тихо сесть.

Тсссс, секреты мира здесь.

Прозвенел уже ... (звонок),

Начинается ... (урок) –

Интересная наука

О чудесном мире звуков.

К нотам тянется рука,

Ведь урок наш - ... музыка!

Вместе с учителем приветствуют друг друга

Сформировать целостное представление знаний по теме.

Личностные: положительное отношение к учению,самоопределение        готовность к уроку к познавательной деятельности;

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

  1. Актуализация знаний

Как вы думаете, зачем нужна музыка? Где вы встречались с ней?

А знаете ли вы, как и когда появилась музыка?

 Приглашаю вас заглянуть в далёкое прошлое.

Дети отвечают на вопросы

учатся слушать вопросы и отвечать на них.

Коммуникативные : вступать в учебный диалог с учителем и сверстниками . Познавательные: осознать познавательную задачу, выделять и формулировать учебную цель

  1. Постановка учебной задачи .

Знакомство с шумовыми и музыкальными звуками.

У. Верно. А какой музыкальный инструмент есть у каждого человека?

У. А похоже ли пение на то, как мы привыкли разговаривать?

У. Вокруг нас с вами огромное количество разных звуков. Запомните! Звуки, которые гремят, шуршат, гудят, кричат, топают, булькают, свистят, пищат называются шумовыми. Они совсем не похожи на музыку, и вы вряд ли захотите подпевать им или танцевать в их сопровождении. Свой «шумный» голос есть у всего на свете. Он помогает всему живому разговаривать друг с другом, передаёт окружающим очень важную информацию, например, предупреждает об опасности. Прислушайтесь. Подумайте, что вы слышите за окном?.. А теперь обратите внимание на звуки внутри нашей школы... Но с каждым новым веком мир становится всё громче и громче, заставляя нас уставать от его шума. Очень громкие звуки способны навсегда отнять у нас слух. Не приближайтесь к источнику такого звука, старайтесь как можно меньше слушать музыку в наушниках, ведь громкая музыка тоже превращается в опасный шум. Запомните, если вы стали плохо слышать тихие звуки (шелест листьев, журчание ручья, шёпот человеческого голоса), то это уже повод обратиться к врачу.

Музыкальные звуки другие: мелодичные, приятные на слух, они могут нарисовать в воображении человека целую историю, рассказать о чувствах человека, его душевных переживаниях. Слушая музыку, мы вместе с её героями и плачем, и смеёмся. И ещё одна очень важная особенность музыкальных звуков - их можно записать специальными значками - нотами! (показ на плакате).

А теперь, проверьте себя!

Д. Голос.

Д. В пении слова тянутся.

Дети знакомятся с понятиями : музыкальные и шумовые звуки

Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы.

а) стать музыкантом

б) тот кто сочиняет музыку, кто играет на инструментах, поет

с) композитор

d) Исполнитель

e) зрители, слушатели

сформировать первоначальные знания о мире звуков, ввести понятия «шумовые звуки» и «музыкальные звуки»;

Личностные - самоопределение, регулятивные - целеполагание, планирование, коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Предметные – определение будущих знаний,

  1. «Открытие» учащимися новых знаний

История происхождения слова «музыка».

У. А вы знаете, почему музыку назвали музыкой? Вот послушайте, как звучит это слово на разных языках: по-русски - музыка, по-английски - music, на немецком - music, на французском - musique, на итальянском - musica. Правда, эти слова похожи?

У. Слово «музыка» пришло к нам из Древней Греции, жители которой считали, что на греческой горе Олимп живут боги, среди них покровители искусств - Апполон и его 9 спутниц - муз. В греческом языке слово «музыка» звучало немного иначе – «мусике», что означало «искусство муз». До сих пор существует легенда о том, что людям, которые что-то создают, сочиняют, придумывают, помогают эти добрые феи - музы.

Давайте встанем! Музыка – урок особенный, потому внутри него случаются музыкальные переменки, но даже на перемене мы продолжаем учиться! Сегодня мы познакомимся с песенкой-игрой, состоящей из шумовых и музыкальных звуков. Называется эта история – “Сказка берёзового леса”. Спрячьте руки за спину. Как только в сказке появятся новые герои или события, нужно будет повторять за мной движения, но затем снова руки спрятать, иначе... иначе я вас поймаю! Давайте попробуем (показ принципа игры на 1 куплете без сопровождения) В конце сказки я буду считать до трёх, после чего вы должны сказать “Апчхи!” Давайте попробуем: раз, два, три, апчхи! (Дети повторяют)

Игра “Сказка берёзового леса”.

Развивается восприятие, осмысление, запоминание учебного материала.

Личностные – смыслообразование, познавательные – извлечение информации, коммуникативные – постановка вопросов, умение слушать и слышать.

Предметные – новые знания, личностные - формирование эмоц-ценностного отношения к искусству, метапредметные - развитие худ. восприятия школьника

  1. Подведение итогов по теме урока (личностные результаты)

Давайте подберём слова, которыми можно охарактеризовать эту музыку и настроение, которое она у вас вызывает.

Хорошо. Давайте ещё раз посмотрим на доску и вспомним три понятия, без которых нельзя представить себе любую музыку.

- Назовите их? (Композитор, исполнитель, слушатель).

Музыку сочиняют для нас композиторы. Музыку, которую вы только что слышали, написал великий русский композитор Петр Ильич Чайковский.

Чтобы научиться слушать и понимать музыку, сделать ее неотъемлемой частью своей жизни, нужно стать настоящими слушателями. Музыка всегда «возникает» из тишины. Послушайте и вы тишину в классе перед тем, как зазвучит музыка П. Чайковского.

Кто исполнял музыку? Один исполнитель или много исполнителей? (ответы обучающихся)

Много голосов различных инструментов сливались в прекрасное, стройное звучание. Это играл оркестр.

- А может быть, кто-то из вас знает, как называют того человека, который руководит оркестром музыкантов? (ответы обучающихся)

Он руками машет плавно,

Слышит каждый инструмент.

Он в оркестре самый главный,

Он в оркестре – президент!

Верно. Это дирижер.

А давайте представим себя исполнителями – дирижерами оркестра (ведь каждый из вас хотя бы раз в жизни видел в телепередачах, как дирижер управляет оркестром или хором). Сейчас мы попытаемся ощутить себя настоящими исполнителями и расскажем музыку с помощью выразительных дирижерских жестов.

Дети знакомятся с понятиями : композитор, исполнитель, слушатель.

СЛУШАНИЕ: «Па-де-де» из балета «Щелкунчик»

Формируется осознание учащимися того, что уже освоено и что еще нужно усвоить.

Личностные - самоопределение, смыслообразование, регулятивные - целеполагание,  планирование, контроль, прогнозирование, коррекция, коммуникативные – умение слушать и слышать, познавательные – постановка и решение проблем.        Предметные – первичные навыки игры на ф-но, личностные – развитие интереса к разным видам муз. деятель-ти, метапредметные - формир. эмоц-ценностного отношения к искусству

  1. Рефлексия

Молодцы! Сегодня на уроке мы почувствовали себя слушателями, когда слушали музыку , исполнителями, когда дирижировали воображаемым оркестром. Какое у вас настроение в конце урока?

Стихотворение о музыке

Сегодня вы хорошо поработали!

До новых встреч с музыкой!

Поднимают смайлики с разной мимикой, которые соответствуют настроению

Личностные - самоопределение, регулятивные - оценка , коммуникативные – учебное сотрудничество.        Предметные – закрепление ЗУН, метапредметные - формирование позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ «СКАЗКА В МУЗЫКЕ С.С. ПРОКОФЬЕВА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ «СКАЗКА В МУЗЫКЕС.С. ПРОКОФЬЕВА»ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА В данной методической разработке помещён материал, направленный на изучение учащимися симфони...

Методическая разработка урока музыки во 2-м классе по программе"Музыка" автора Д.А. Рытова из раздела"Музыкальные шедевры"

Показать взаимодействие разных видов искусства в изображении Зимы. Сравнить изобразительные интонации в стихотворениях и музыке.Формировать    у обучающихся  умения определять  хар...

Методическая разработка урока музыки 1 класс

Тема урока: «Портреты запели и заговорили»Цель: Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.Задачи: 1. Развивать умение определять жив...

Методическая разработка урока музыки 4 класс "Звать через прошлое к настоящему"

Разработка урока "Звать через прошлое к настоящему" составлена на высокохудожестенных образцах русской культуры (кантата С.Прокофьева, картина П.Корина, фильма С.Эйзенштейна) с целью духовно...

Методическая разработка урока музыки 1 класс "Музыка вечера"

Конспект урока музыки 1 класс "Музыка вечера"...

Методическая разработка урока музыки в третьем классе Тема: «Чудо музыка. Острый ритм джаза»

Методическая разработка урока музыки в третьем классеТема: «Чудо музыка. Острый ритм джаза»...

Методическая разработка урока музыки 1 класс по теме:" Край в котором ты живёшь."

Методическая разработка урока музыки 1 класс по теме:" Край в котором ты живёшь."...