1 класс. 3 четверть "На родных просторах". Тема урока "В гостях у народных музыкантов"
план-конспект урока по музыке (1 класс)

На уроке применяются арт-терапевтические методы и технологии, такие как музыкальная(вокальная, дыхательная) терапия, фольклорная, танцевально-двигательная и терапия изобразительным искусством. Они открывают перед школьниками всё новые пространства для самопознания и свободного творческого самовыражения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока317 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТЕМА: «В гостях у народных музыкантов»

ЦЕЛЬ: развитие у детей интереса к народной музыке как части традиционной российской культуры

ЗАДАЧИ:

   -  Пробудить интерес к изучению истории своей Родины, её государственных символов;

   -  Воспитывать чувство любви и гордости за своё Отечество посредством музыки, поэзии, живописи.

   -  Применение арт-терапевтических методик с целью профилактики и

       коррекции негативных эмоциональных состояний учащихся.

ОФОРМЛЕНИЕ:

   - плакат с определёнными пунктами маршрута;

   - выставка музыкальных инструментов русского народа;

   - картины художника Е.Честнякова и В.Васнецова с изображениями  

     народных музыкантов;

   - детские рисунки народных инструментов.

ОБОРУДОВАНИЕ:          

  • Видеопроектор
  • Компьютер
  • Фортепиано
  • Народные музыкальные инструменты
  • Учебник Т.И.Баклановой

                               ХОД УРОКА:

1. ПОВТОРЕНИЕ

- Где мы были на прошлом уроке? (в гостях у русского народа)

- Что мы там делали? (пели, сочиняли, играли, солнышко, дождик кликали, детишек баюкали)

ВСПОМНИМ, ПОЁМ прибаутку про «Сороку», потешку «Ладушки», закличку «Осень, осень, в гости просим» и т.д.

ПРОВЕРЯЕМ домашнее задание: проверяем сочинённую колыбельную песенку своей любимой игрушке (фольклорная терапия).

2. ОСВОЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Сегодня я приглашаю вас в гости к народным музыкантам. А помогут нам в этом картины художника Честнякова и Васнецова

(терапия изобразительным искусством)

Но сначала вспомните:

- Какие народные музыкальные инструменты вы знаете?

СМОТРИМ на картины (слайды): Е.Честняков «Наш фестиваль» и В.Васнецов «Гусляры».

- На каких инструментах играют музыканты, изображённые на картинах?

А теперь одна из этих картин ОЖИВЁТ.

ДОГАДАЙТЕСЬ:

- Какая? (звучат древнерусские гусли ХIII века)

Ребята без промедления называют картину В.Васнецова «Гусляры».

БЕСЕДА ПО КАРТИНЕ.                  ПОКАЗАТЬ ГУСЛИ.

- Кто эти люди?        - Как на них играют?

- Во что они одеты?                          - Какие это инструменты?

- Где мы могли их видеть?                      (СТРУННЫЕ)

РАССМОТРИМ ДРУГУЮ КАРТИНУ (В.Честнякова «Наш фестиваль»)

- Что такое фестиваль? (праздник)

- Какая музыка должна звучать с этой картины? (весёлая)

- Как называется такое коллективное исполнение музыки? (оркестр)

СЛУШАЕМ и УЧАСТВУЕМ в ИСПОЛНЕНИИ (звучат «Народные наигрыши»)

 – фольклорная терапия.

Детям раздаются народные инструменты: трещотки, ложки, свистульки, дудочки…

- Получился у нас ОРКЕСТР?

- Какие же инструменты мы ещё услышали?

ПОМОЧЬ ребятам вспомнить инструменты с помощью ИГРЫ – ЗАГАДКИ.

У неё вся душа нараспашку,

И хоть пуговки есть – не рубашка,

Не индюшка, а надувается,

И не птица, а заливается…              (гармошка)

ПОКАЗАТЬ ГАРМОШКУ («пуговки», «меха»), послушать, как звучит, извлекая из неё звуки.

ВЫПОЛНЯЕМ арт-терапевтическое упражнение «Гармошка»: спина прямая, глубокий вдох, задерживаем дыхание, плавный выдох.    ВДОХ:      рёбра (гармошка) расходятся в стороны.

                                                                       ВЫДОХ:  рёбра возвращаются в исходное положение.

- Где ещё вы слышали про дыхательные упражнения?

ВСПОМИНАЕМ гимнастику СТРЕЛЬНИКОВОЙ (дыхательная терапия).

Следующая ЗАГАДКА:

В лесу выросла,

Из лесу вынесли,

Ножом порезали;

В руках плачет.

А кто слушает –

Скачет…                    (дудка)

РАЗУЧИВАЕМ ПОПЕВКУ про ДУДОЧКУ (вокальная терапия).

  • Упражнения на артикуляцию
  • Слушаем и воспроизводим один звук закрытым ртом
  • Пение звукоряда с различной динамикой
  • Произносим слова 1-го куплета в ритме, применяя игру «ЭХО»
  • Разучиваем по фразам мелодию со словами

I. Ду-ду-ду-ду-дудочка          

    Ду-ду-ду-ду-ду-у-у

    Заиграла дудочка

    В зелёном саду.

  • Разучивание 2-го куплета «в шагах»: дети встают в круг, держась за руки, проговаривают слова – на каждый шаг-слог, останавливаясь на длинных нотках.

II. Услыхала уточка,

     Плавая в пруду,

     Как играет дудочка:

     Ду-ду-ду-ду-ду-у.

  • Разучивание 3-го куплета «в пальчиках»: дети показывают учителю ладошки, загибают последовательно пальчики – на каждый слог – пальчик.

III. С малыми утятами

       Начала плясать,

       Крыльями и лапами

       Воду колыхать.

 Следующая ЗАГАДКА:       Приложил к губам я трубку –

                                                   Полилась по лесу трель,

                                                   Инструмент тот очень хрупкий,

                                                   Называется…                   (свирель)

ПОКАЗАТЬ СВИРЕЛЬ и СЫГРАТЬ попевку «Дудочка»

 Следующая ЗАГАДКА:      Струны ты мои задень

                                                  И услышишь: длинь-длинь-длинь

                                                  Ну-ка, кто я, отгадай-ка:

                                                  Озорная…                           (балалайка)

- Как играют на балалайке?

- Знаком вам такой способ игры?

- На каком инструменте играют так же? (на гуслях)

- Можно назвать ГУСЛИ и БАЛАЛАЙКУ родственниками?

- Как можно такие инструменты назвать? (СТРУННЫЕ)

ПОКАЗАТЬ БАЛАЛАЙКУ и СЫГРАТЬ попевку «Дудочка»

3. РАБОТА с КНИГОЙ. Стр.71.

- О каком инструменте мы ничего не сказали, а на картинке он есть? (РОЖОК)

- Хотите его послушать?

ЗВУЧИТ в записи РОЖОК

- Каким инструментам он родственник? (свирели и дудочке)

- Почему? Как в него играют? (вдувают воздух)

 - Как называются такие инструменты? (ДУХОВЫЕ)

- О каких инструментах мы ещё не говорили, но видели и в руках держали?

    (ложки, трещотки, свистульки)

ИГРАЕМ на этих инструментах. ИГРАЮ сама на ЛОЖКАХ.

- Что издают эти инструменты? (шум, кроме свистулек)

- Как можно назвать эти инструменты? (ШУМОВЫЕ)

- А свистульки? (ДУХОВЫЕ)

4. СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ.

Иногда случается так, что звучанию одного инструмента подражает другой.

- Что же за инструмент сейчас прозвучит и какому он будет подражать?

ЗВУЧИТ пьеса из «Детского альбома» П.И.Чайковского – «МУЖИК на ГАРМОНИКЕ ИГРАЕТ».

- Узнали инструмент? (фортепиано). Можно вспомнить: почему этот инструмент так называется?

- Какому он подражает? (гармонике)

- А это что за инструмент? – это ваше ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: узнать всё об этом инструменте.

- Какие музыкальные «краски» использовал композитор?

 - Кто же это композитор? Кого из композиторов мы уже знаем? (показать портрет ЧАЙКОВСКОГО)

5. РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСНИ А.Филлипенко «Весёлый музыкант»

У меня для вас есть сюрприз. Это песня, где есть и знакомые, и ещё неизвестные для вас инструменты. Попробуем их угадать!

Движенья плавные смычка                                           Громче флейты, громче скрипок,

Приводят в трепет струны.                                           Громче труб наш великан.

Мотив звучит издалека,                                                 Он ритмичен, он отличен                                                          

Поёт про вечер лунный.                                                 Наш весёлый…            (барабан)

Как ясен звуков перелив

В них радость и улыбка.

Звучит мечтательный мотив,

Я называюсь…                         (скрипка)

ПОКАЖИТЕ, как ИГРАЮТ на этих инструментах.

РАЗУЧИВАНИЕ песни.

6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА с помощью тестирования

    в ПРЕЗЕНТАЦИИ.

  • Как называются инструменты?
  • На какие группы их можно разделить?
  • Определить на слух, какой инструмент звучит?

     (можно использовать танцевально-двигательную терапию).

7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

  • Принести (если есть) ложки, свистульки, трещотки…
  • Нарисовать полюбившиеся народные музыкальные инструменты.
  • Узнать, что представляет из себя гармоника.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                           средняя общеобразовательная школа № 7 им. А.П.Чулкова

                                   г. Карабаново, ул.  Победы, д.7, тел. 5 – 24 - 94

          1 класс (III четверть)

        Урок разработала и провела

учитель музыки: Романова

Ольга Николаевна

        

2021 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения во 2 классе с компьютерной поддержкой. Тема: Игра-путешествие «Устное народное творчество» (обобщающий урок)

Пояснительная записка Предмет: «Литературное чтение»Тема урока с компьютерной поддержкой: Игра-путешествие «Устное народное творчество»Продолжительность: 45 минутАвторский медиапродукт: презентац...

Технологическая карта урока по ФГОС в 3 классе по английскому языку. Тема урока: Активизация навыков устной речи по теме "Распорядок дня"

Цели для учителяСодержательная – познакомить учащихся с особенностями определения времени и сообщения о нём на английском языке, развивать умения устной речи, слушания, чтения и письма Деятельнос...

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе (Программа «Школа Росси»). Тема урока: Повторение изученного по теме «Лексика»: Синонимы, антонимы.

Закрепить и обобщить знания и умения по теме «Лексика". Развивать орфографическую зоркость, речь, логическое мышление, внимание, творческие способности. В работе есть дидактические игры, работа в груп...

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира 2 класс УМК «Школа России» Тема урока «Обобщение по теме предложение»

Цель урока:  обобщить знания о словосочетаниях, главных и второстепенных членах предложения, о видах предложения. Задачи урока:развивающие  формировать умение оценивать свои учебные дей...

методическая разработка интегрированного урока 2 класс "Школа России" по теме "В гости к весне"

Важнейшей частью системы метапредметных связей являются интегрированные уроки.Из нескольких типов и форм интегрированных уроков выбран тип урока - урок повторения систематизации и обобщения знаний, за...

Технологическая карта урока изобразительного искусства 1 класс Тема: "В ГОСТЯХ У НАРОДНОГО МАСТЕРА С. ВЕСЕЛОВА. Орнамент народов России." УМК "Перспектива"

Цель деятельности учителя: научить детей рисовать кистью элементы травного узора хохломской росписи и узоры из ягод;Планируемые результаты: предметные: научить детей основам хохломской росписи;личност...

Окружающий мир. Плешаков А.А. 2 класс. УМК " Школа России".Тема "В гости к зиме. Неживая и живая природа зимой"

Открытый урок по окружающему миру. 2 класс "В гости к зиме. Неживая и живая природа зимой"...