Окружающий мир. Плешаков А.А. 2 класс. УМК " Школа России".Тема "В гости к зиме. Неживая и живая природа зимой"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Пикалова Александра Вячеславовна

Открытый урок по окружающему миру. 2 класс "В гости к зиме. Неживая и живая природа зимой"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ лицей №4

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

2 – А класс

учитель начальных классов

Пикалова А. В.

Тема: В гости к зиме. Неживая и живая природа зимой.

Цель: обобщить у учащихся представления о зимних изменениях в природе.

Задачи: 

  • развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций; развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

предметные: 

обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий; формулировать правила безопасного поведения на улице зимой; вести наблюдения в природе.

метапредметные:

регулятивные УУД : понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

познавательные УДД : устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание в устной форме.

коммуникативные УУД: задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания.

личностные УУД: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; будут сформированы чувства прекрасного и эстетические чувства.

Тип урока: урок обобщения знаний.

Оборудование:  презентация урока в электронном варианте, наглядность на доске, бумажные снежинки, учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями.

Ход урока:

I. Организационный момент.

- Я хочу начать урок со слов Виталия Бианки:

«Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому, что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире! ».

2. Самоопределение к деятельности.

- О чем мы сегодня будем говорить на уроке, вы узнаете из стихотворения.

Так недавно к нам в оконце

Каждый день глядело солнце.

А теперь пора настала-

В поле вьюга загуляла.

Разбежалась с песней звонкой,

Все укрыла как пеленкой,

Запушила снежным пухом -

Стало всюду пусто глухо.

Не звенит река волною

Под одеждой ледяною;

Лес притих, глядит тоскливо,

Птиц не слышно хлопотливых.

- О каком времени года это стихотворение? (о зиме)

- Правильно! Молодцы!

- Тема нашего урока: «В гости к зиме. Неживая и живая природа зимой». (слайд 1)

- Ребята, мы отправимся с вами на экскурсию в зимний лес и узнаем, какие изменения происходят в неживой и живой природе с наступлением зимы. Будьте очень внимательны! Мы узнаем с вами много нового и интересного. (слайд 2)

3. Работа по теме урока.

Игра «Приметы зимы»

На доске слайды с изображением зимы. (слайд 3)

Класс делится на три команды (по рядам).

Команды по очереди называют приметы зимы. Повторяться нельзя! (Гололедица, снег, метель, мороз, снегопад, изморозь, похолодание, уменьшение продолжительности дня) .

(В помощь картинки или слайды зимы)

Неживая природа зимой.

Зима – самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзают почва и водоемы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом.

Сообщение о снежинках 

(видео «Как растет снежинка)

-Знаете ли вы, сколько зимних месяцев?

-Кто может их назвать по порядку?

Декабрь «Ветрозим» - месяц долгих ночей и морозных узоров на стекле. (слайд 4)

Январь «Студень» - самый холодный и ветреный месяц в году. (слайд 5)

Февраль «Лютый» - месяц снегопадов, злых вьюг и первых оттепелей. 

(слайд 6)

- Как вы думаете, когда наступает зима?  

По календарю зима начинается 1 декабря, но ученые считают началом зимы 22декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день низко поднимается на небе, а день самый короткий в году. А в природе зима каждый год наступает в разные сроки. Первые заморозки – это еще не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоемы, земля покрывается снегом, дни становятся короткими и холодными.

- Рассмотрите картинки. Скажите, какие явления в неживой природе происходят зимой? (снегопад, изморозь, гололедица) (слайд 7)

- А еще какие природные явления вы знаете? (метель, вьюга) (слайд 8) (оттепель слайд 9)

Видеоряд о зимних явлениях (приложение к учебнику)

- Знаете ли вы народные приметы?

Народные приметы (слайды)

1. Синица к избе – зима на дворе. (слайд 10)

2. Воробьи дружно расчирикались – к оттепели. (слайд 11)

Игра «Найди лишнее»

- Найдите те явления, которых зимой не бывает. (работа в парах)

(Гололедица, потепление, снег, метель, набухание почек, мороз, снегопад, таяние снега, изморозь, похолодание).

4. Физкультминутка.

- Давайте отдохнем. Тихо встаньте около парт.

- Здравствуй, зимушка-зима! (кланяемся)

- Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)

- Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)

- Иней серебристый (встаём, поднимаем руки вверх)

- Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и конькобежцев)

- И на ёлке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)

- Тихонько сядьте.

 5. Продолжение работы по теме урока.

Зимняя жизнь растений. 

- А сейчас мы поговорим, как зима отразилась на жизни растений и животных.

- На какие группы, делятся все растения? (Деревья, кустарники, травы).

- Какие бывают деревья? (Лиственные и хвойные)

 - Сравните лиственные и хвойные деревья.

 - Сделайте вывод, как они зимуют?

Лиственные растения еще осенью сбросили листья. На многих деревьях: рябине, клене, акации, шиповнике – на зиму сохраняются плоды. Большинство хвойных деревьев зимуют с зелеными листьями.

 

- Какую роль выполняет снег для растений?

Снег для этих растений – теплое пуховое одеяло, он укрывает и корни растений и не дает им замерзнуть. Чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы.

- Ученые измерили температуру воздуха под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17-20 градусов.

- Как зимуют деревья? (слайд 12)

- Как зимуют кустарники и травы? (слайд 13)

- Есть травянистые растения: земляника, озимая рожь, озимая пшеница, которые уходят под снег зелеными.

- Как вы думаете, почему они не замерзают?

Снег защищает от мороза. Чем больше снега, тем легче перенести зимние морозы. (слайд 14)

- О какой связи можно здесь сказать?

Зима – период покоя в жизни растений. Зимой мы не видим живых листьев, цветков, почек. Но и зимой в растительном мире можно увидеть много интересного. В течение многих тысячелетий растения так «привыкли» к зиме, что она стала для их развития необходимой. Зимой происходит «дозревание» почек. В конце зимы под снегом начинают расти молодые ростки некоторых трав. Подснежный рост характерен для растений, цветущих ранней весной.

Зимняя жизнь животных.

В лесу можно встретить не только растения, но и различных зверей и птиц. Но всех ли мы встретим зимой?

Сообщения о животных.

Пофантазируйте. Кого вы могли увидеть в зимнем лесу?

О том, как зимуют некоторые звери, мы узнаем из сообщений, подготовленных ребятами. А о ком будет первое сообщение, вы догадаетесь сами, отгадав загадку.

Отгадайте загадки

а) Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе.

Орешки я грызу. (Белка)      

б) У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.  (Заяц)                      

в) Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.  (Медведь)   

       

г) За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало.

Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)   

 (Дети выходят по очереди и делают сообщения)

- Почему мы не встретим зимой медведя, барсука и ежа?

Жизнь птиц зимой.

Давайте еще поговорим о птицах.

- Назовите птиц, которых можно встретить зимой у нас?

- Как называются птицы, которые улетают осенью в теплые края?   

- Почему птицы улетают в теплые края?

- Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие)

- Назовите зимующих птиц. (Синица, воробей, дятел, голубь, синица, снегирь, сорока, ворона).

- Чем человек может помочь птицам в зимнее время года? (слайд 15)

Стихотворение «Покормите птиц зимой» (слайд 16)

6. Физкультминутка «Веселый снеговик» (слайд 17)

7. Работа по учебнику.

- Откройте учебники на 133 странице.

- Справа на картинке вы видите животных, а слева их следы. Нужно определить, где чьи следы. (работа в парах - дети соединяют животное и его следы)

- Давайте проверим(слайд 18)

8. Рефлексия.

Игра «Звездный час».

За правильный ответ ученику дается снежинка.

1) В какое время года спит медведь?

2) Назовите зимние месяцы.

3) Как называется обильное выпадение снега?

4) Назовите птиц, которых можно увидеть зимой?

5) Каких животных увидеть в это время года нельзя?

6) Как называется корка льда на дороге?

7) Как белки готовятся к зиме?

- Поднимите снежинки.

- Посмотрите, что у нас с вами получилось! (Снегопад)

Тест.

- Перед вами лежат листочки. Возьмите их в руки.

- Сейчас я вам буду задавать вопросы, если вы согласны с моим утверждение, то ставим плюс плюс, а если не согласны, то минус.

1. Еж зимой впадает в спячку.    +

2. Зимой набухают почки.    -

3. Ноябрь – зимний месяц.    -

4. Грачи улетают на юг.    +

5. Зимой можно увидеть ласточку.    -

6. Декабрь, январь и февраль – зимние месяцы.    +

7. Барсук зимой впадает в спячку.   +

- Встаньте те, у кого нет ни одной ошибки. Молодцы, справились с заданием! (слайд 19)

9.  Подведение итогов урока

- О каком времени года мы говорили сегодня на уроке?

- Назовите приметы зимы.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что делает человек, чтобы помочь животным зимой? 

Для зайцев еще летом запасают веники с молодой листвой. Не откажутся зайцы и от сушеных веток рябины, малины, тополя. Для лосей подрубают молодые осины, сохатые любят также ветки рябины и сосны. Для кабанов оставляют корнеплоды: свеклу, брюкву, репу, желуди. Подкармливают зимой и бобров. Ведь при недостатке припасов бобры должны через продушины выбираться на лед. Бобры питаются осиной, черемухой, дубом, тополем.

- А что вы сами можете сделать, чтобы помочь животным зимой?

- Вы все замечательно потрудились. Вы все молодцы! Выполнили много заданий. Эмоциональная оценка деятельности каждого учащегося.

Домашнее задание.

  1. Прочитать статью в учебнике с.130-137. Подготовить сообщение о зимующих птицах (на выбор).
  2. Сделать рисунки на тему: «Следы, которые я видел по дороге в школу и обратно». (Проверка наблюдательности)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная презентация к уроку литературного чтения, 2 класс (УМК "Школы России") Тема: Ф.Тютчев "Чародейкою зимою..."

Презентация иллюстрирует стихотворение Ф.Тютчева " Чародейкою зимою... ". Возможно чтение учителем, слайды меняются по щелчку. Используемая презентация создаёт образы зимы, созданные в стихотворени и ...

Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе(УМК "Школы России"). Тема: Зимние изменения в неживой природе. Заочная экскурсия.

Презентация иллюстрирует зимние изменения в неживой природе. Её можно показывать и в том случае, если реальная экскурсия невозможна по каким-либо причинам. Использован текст учебника, который проиллюс...

Окружающий мир 2-й класс. УМК: «Школа России». Тема: "Живая и неживая природа"

Пояснительная записка по  уроку.Учебный предмет: Окружающий мир 2-й класс.УМК: «Школа России».Учебник: Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2ч./ А.А.Плешаков. –...

Урок ознакомления с окружающим миром для учащихся 4 класса УМК "Школа России". Тема: "Водные богатства нашего края"

Материал можно использовать на уроках окружающего мира в 4 классе при изучении раздела "Наш край"....

Урок-экскурсия во 2 классе по теме "Осенние изменения в неживой и живой природе"

Урок-экскурсия во 2 классеТема "Осенние изменения в неживой и живой природе"...

Интегрированный урок по окружающему миру и курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») в 4 классе (УМК «Школа России») Тема: «Мир глазами эколога. Отношение христианина к природе»

Урок разработан с целью расширить представления обучающихся о взаимосвязи человека и окружающей среды, об ответственности людей за состояние природы, познакомить с истоками человечности, отношением хр...

"Неживая и живая природа зимой"

Метод/разработка +презентация к уроку...