"Неживая и живая природа зимой"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс)

Алексеева Маргарита Алексеевна

Метод/разработка +презентация к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon nezhivaya_i_zhivaya_priroda_zimoy.zip254.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Неживая и живая природа зимой.

Ход урока:

 1. Мобилизующая часть урока.

Слайд

- Я хочу начать урок со слов Виталия Бианки:

 «Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому, что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире! ».

 2. Повторение пройденного.

 - О чем мы с вами говорили на прошлом уроке?

Слайд

- Давайте вспомним, какие бывают профессии, разгадав приготовленный кроссворд.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1. Дядя с длинною метлой. Угадайте кто такой?

2.  Готовит щи капустные, пахучие котлеты, все завтраки, обеды.

 3.  Ходят шумно поезда. А кто ведёт их?

 4. Несёт он службу, но притом вооружён  багром и топором.

    С огнём бороться должен, и людям всем он нужен.  

 5.  Шьёт  рубашки,  платья,  брюки,  все  с иголочки одеты.

6.  Быстро в небе проплывает, обгоняя птиц, человек им управляет. Кто же он?

7. Сначала рыбки наловил, затем ушицу он сварил, и просидел до утра на берегу пруда.

 8. Он бревно отёшет ловко, стены срубит и навес.

 9. Его страшатся все допризывники.

 10.  Он сыплет в мельницу зерно, так назови скорей его.

 11. Кто учит детишек читать и писать, природу любить, стариков уважать.

 -  Какая профессия была зашифрована в синих клеточках?

-  Чем занимается человек данной профессии?

- Какую профессию, вы считаете самой важной? Почему?

 - Какой вывод можно сделать?

3. Сообщение темы урока.

 -О чем мы сегодня будем говорить на уроке, вы узнаете из стихотворения:

Так недавно к нам в оконце

Каждый день глядело солнце.

А теперь пора настала-

В поле вьюга загуляла.

Разбежалась с песней звонкой,

Все укрыла как пеленкой,

Запушила снежным пухом-

Стало всюду пусто глухо.

Не звенит река волною

Под одеждой ледяною;

Лес притих, глядит тоскливо,

Птиц не слышно хлопотливых.

 - О каком времени года это стихотворение?

 - Правильно! Молодцы!

Стр 128

- Откройте учебник на стр 128 . Прочитайте тему нашего урока

 - Тема нашего урока: «Неживая и живая природа зимой».

 - Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

 - Правильно!

 - Сегодня мы узнаем, какие изменения происходят в неживой и живой природе с наступлением зимы. Будьте очень внимательны! Мы узнаем с вами много нового и интересного.

4. Работа по теме урока.

Игра «Приметы зимы»

слайд

-  С помощью картинок, назовите  приметы зимы.

- Повторяться нельзя!

(Гололедица, снег, метель, мороз, снегопад, изморозь, похолодание, уменьшение продолжительности дня) .

Беседа «Неживая природа зимой»

Зима – самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзают почва и водоемы. Приходят морозы.

Земля покрывается снежным покровом.

 -Знаете ли вы, сколько зимних месяцев?

 -Кто может их назвать по порядку?

слайд

ДЕКАБРЬ «ВЕТРОЗИМ» - месяц долгих ночей и морозных узоров на стекле.

 ЯНВАРЬ «СТУДЕНЬ» - самый холодный и ветреный месяц в году.

 ФЕВРАЛЬ «ЛЮТЫЙ» - месяц снегопадов, злых вьюг и первых оттепелей.

-Какие явления в неживой природе происходят зимой?

(снегопад, изморозь, гололедица)

 -А еще какие природные явления вы знаете? (метель, вьюга)

слайд

-Знаете ли вы народные приметы?

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ:

 1. Синица к избе – зима на дворе.

 2. Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.

слайд 

игра «Найди лишнее»

- Найдите те явления, которых зимой не бывает.

Гололедица, потепление, снег, метель, набухание почек, мороз, снегопад, таяние снега, изморозь, похолодание.

5. Физ-ка.

-Давайте отдохнем. Тихо встаньте около парт.

Солнце землю греет слабо,

 По ночам трещит мороз,

 Во двору у снежной Бабы

 Побелел морковный нос.

 В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда,

 Вьюга злится, снег кружится,

 Заметает все кругом

 Белоснежным серебром.

- Тихонько сядьте.

Живая природа зимой.

6. Работа по теме урока (продолжение) .

-А сейчас мы поговорим о том, как зима отразилась на жизни растений и животных.

 -Как зимуют деревья?

 -Как зимуют кустарники и травы?

 -Есть травянистые растения: земляника, озимая рожь, озимая пшеница, которые уходят под снег зелеными.

 - Как вы думаете, почему они не замерзают?

(Снег защищает от мороза.

Чем больше снега, тем легче перенести зимние морозы)

 -О какой связи можно здесь сказать?

 - Зима – период покоя в жизни растений. Зимой мы не видим живых листьев, цветков, почек. Но и зимой в растительном мире можно увидеть много интересного. В течение многих тысячелетий растения так «привыкли» к зиме, что она стала для их развития необходимой. Зимой происходит «дозревание» почек. В конце зимы под снегом начинают расти молодые ростки некоторых трав. Подснежный рост характерен для растений, цветущих ранней весной.

В лесу можно встретить не только растения, но и различных зверей и птиц.

слайд

- Но всех ли мы встретим зимой?

 Давайте посмотрим на картинки и назовем тех животных, которых не встретишь в зимнем лесу.

 белка медведь лисица сорока дятел        еж заяц барсук волк клест

слайд

- Почему мы не встретим зимой медведя, барсука и ежа?

Давайте еще поговорим о птицах.

 - Назовите птиц, которых можно встретить зимой у нас ?

 - Почему птицы улетают в теплые края?

 - Чем человек может помочь птицам в зимнее время года?  

7. Работа по учебнику.

- Откройте учебники на 129 странице.

 -Приготовьте простой карандаш.

 -Справа на картинке вы видите животных, а слева их следы. Нужно определить, где, чьи следы.

 - Давайте проверим.

8. Проверка знаний. Тест.

- Перед вами лежат листочки. Возьмите их в руки.

 - Сейчас я вам буду задавать вопросы, если вы согласны с моим утверждение, то ставим напротив номера вопроса  плюс, а если не согласны, то минус. 

 1. Еж зимой впадает в спячку.

 2. Зимой набухают почки.

 3. Ноябрь – зимний месяц.

 4. Грачи улетают на юг.

 5. Зимой можно увидеть ласточку.

 6. Декабрь, январь и февраль – зимние месяцы.

 7. Снегири прилетают зимой.

 8. Барсук зимой впадает в спячку.

 - Встаньте те, у кого нет ни одной ошибки.

- Молодцы, справились с заданием!

 10. Домашнее задание.

 - Учебник с. 126-129

 - Рабочая тетрадь с. 51-53, №1-5.

 11. Итог урока.

 - Что нового вы узнали сегодня на уроке?

 - Как зимуют различные животные?

 - Что вам запомнилось на уроке?

- Были ли затруднения?

 - Урок окончен! Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс.Урок-экскурсия. Осенние изменения в неживой и живой природе.

Экскурсия в природу- это важнейшая форма экологического воспитания младших школьников. Она помогает лучше усвоить материал уроков естествознания, кубановедения, расширить и углубить знания учащихся и ...

Разработка урока "Неживая и живая природа"

Пояснительная записка к уроку окружающего мира во 2 классе по теме: «Живая и неживая природа» В свете новых стандартов для решения проблемы воспитания и развития личности недостаточно передать учен...

"Неживая и живая природа. Явления природы."

План-конспект урока по окружающему миру во 2 классе в соответствии с ФГОС "Неживая и живая природа. Явления природы." В ходе урока используются ЭОР....

Неживая и живая природа. Явления природы.

Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе по программе "Школа России". Знакомит детей с понятиями "неживая и живая природа", "явления природы"....

Урок окружающего мира во 2 классе. Тема: " Неживая и живая природа, явления природы".

Учащиеся познакомятся с понятием «явление природы», «сезонные явления».Объекты природы – это все то, что окружает нас.Природа бывает:живая и неживая....

Неживая и живая природа. Явления природы

Конспект и презентация урока помогут сформировать: положительное отношение к познавательной деятельности, этические чувства на основе анализа простых ситуаций, интерес к учебному материалу...

Окружающий мир. Плешаков А.А. 2 класс. УМК " Школа России".Тема "В гости к зиме. Неживая и живая природа зимой"

Открытый урок по окружающему миру. 2 класс "В гости к зиме. Неживая и живая природа зимой"...