Марш и маршевость. Урок музыки в 3 классе
план-конспект урока по музыке (3 класс)

Урок музыке в 3 классе на тему "Марш и маршевость"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzyki_3_klass._marsh_i_marshevost.docx28.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Республика Татарстан Атнинский муниципальный район

МБОУ «Староузюмская основная общеобразовательная школа»

Тема: Марш и маршевость

(урок музыки в 3 классе)

Учитель начальных классов Шарифзянова Р. В.

Тема: Марш и маршевость

Цель урока: Формирование культуры слушательского восприятия через ознакомление с различными видами маршей.

Задачи урока:

Образовательная

1. Закрепить понятие «марш»;

2. Выявить основополагающие признаки жанра марша;

3. Познакомить с понятием «маршевость».

4. Познакомить с творчеством Д. Д. Шостаковича и его Седьмой симфонией.

5. Формировать способность анализировать музыку.

Развивающая:

  1. Учить детей вслушиваться в музыкальную речь каждого композитора, отличая произведение одного автора от другого;
  2. Развивать творческие способности и фантазию младших школьников, умение размышлять о музыке;
  3. Развивать устойчивый интерес детей к классической музыке.

Воспитательная: 

  1. Воспитывать в детях чувство патриотизма, сопереживания и сопричастности к тому, что их окружает;

Планируемые результаты.
Познавательные УУД:
формирование интереса к урокам музыки

Регулятивные УУД:
планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, оценка своей музыкально-творческой деятельности, приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере прослушанной музыки, сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности.
Коммуникативные УУД:
владеть умениями совместной деятельности, передавать свои музыкальные впечатления в устном речевом высказывании.
Личностные УУД:
эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам.

Тип урока: изучение новой темы.

Музыкальный материал: И. Дунаевский «Спой нам, ветер!», Д.Д. Шостакович «Седьмая симфония», фрагменты из балета Р. Щедрина «Конёк-Горбунок»  «Ночь», «Золотая рыбка», «Царь Горох»
Оборудование: Компьютер, презентация о Д.Д. Шостаковиче, учебник «Музыка 3 класс» Т.В. Челышева.

Этап урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.

Вход под музыку И. Дунаевского  «Спой нам, ветер!».

-И опять играет музыка,

 И для всех она звучит.

 Веселится с нами музыка,

 С нами музыка молчит.

- Ребята! К какому киту (жанру музыки) относится это произведение?
- Песня.
- Какого характера произведение? (Задорное, весёлое и т.д.)
- Что хочется делать, слушая и исполняя его? (маршировать)..

Создаёт эмоциональный настрой

Самоорганизация

II. Актуализация знаний.

 

- Давайте вспомним, что мы знаем о марше (фронтальная работа).

  • Что такое марш? (в переводе с французского. «ходьба»)
  • Что под него можно делать? (шагать)
  • Где можно встретиться с маршем? (на параде, в цирке, на спортивных соревнованиях, олимпиадах, в театре, в школе).
  • Какими бывают марши? (детские, спортивные, сказочные, военные, свадебные, траурные)

- На прошлых уроках мы познакомились с терминами «песенность» и «танцевальность».  Чем они отличаются от песни и танца? (Песня и танец – это жанры музыки, а песенность и танцевальность – свойства музыки).

- Что характерно для песенной, танцевальной  музыки?

(На доске слова «певучесть», «мелодичность», «изящность», «ритмичность», «зажигательность», «четкость», «строгость»).

- «Певучесть», «мелодичность» характерны для песенного жанра, «изящность», «ритмичность», «зажигательность» - для танцевального жанра.

Активизирует учащихся к изучению нового материала. Задает вопросы.

Если дети ошибаются, то учитель с помощью наводящих вопросов приводит их к правильному ответу.

Отвечают на вопросы учителя

Дают определение терминам «песенность» и «танцевальность»

III. Сообщение темы урока

- Ребята! В большом мире музыки много загадок! Оказывается под музыку танца не всегда можно танцевать, под музыку песни петь.  Как вы думаете, исходя из тем предыдущих уроков, какой будет тема сегодняшнего урока?  («Марш и маршевость»).

Вместе с учителем формируют тему урока

IV. Работа над новой темой.  

1.Ознакомление с творчеством композитора Д.Д Шостаковича

3.Слушание музыки.

4.Беседа по характеру и настроению музыки

- Ребята! Сегодня на урок вы вошли под музыку, как она называется и кто её автор?

(И. Дунаевского  «Спой нам, ветер»)

- Назовите мне жанр, в котором написана эта музыка. (Песня. Но под эту музыку можно и маршировать).

- Молодцы! Действительно, киты могут встречаться вместе, образовывая песню-танец или песню-марш.

Cегодня мы познакомимся с творчеством композитора Д.Д. Шостаковича.

Дми́трий Дми́триевич Шостако́вич (12 [25] сентября 1906Санкт-Петербург — 9августа 1975Москва) — русский и советский композиторпианистпедагог, музыкально-общественный деятель.

Герой Социалистического Труда (1966). Народный артист СССР (1954). Лауреат Ленинской премии (1958), пяти Сталинских премий (1941, 1942, 1946, 1950, 1952), Государственной премии СССР (1968) и Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки (1974).

Один из крупнейших композиторов XX века, автор 15 симфоний и 15 квартетов, 6 концертов, 3 опер, 3 балетов, многочисленных произведений камерной музыки, музыки для кинофильмов и театральных постановок.

Среди его многочисленных произведений есть одно особенное, фрагмент из которого мы послушаем на уроке. Особенное потому, что написано оно было в очень трудное время для нашей страны – осенью 1941-зимой 1942 гг. На нотах своей симфонии композитор написал: «Посвящается городу Ленинграду» (так тогда назывался город Санкт-Петербург)
– Что это было за время для города? Для нашей страны? (ответы детей)
– Это было время начала Великой Отечественной войны, когда фашистская Германия напала на Советский Союз. Шла борьба не на жизнь, а насмерть. Ленинграду было тяжелее вдвойне. Город был окружен, взят в кольцо, ленинградцы боролись не только с обстрелами и бомбежками, но и с голодом и холодом; блокада продолжалась 900 дней и ночей; работали заводы, выпускалась продукция. После войны на Пискаревском кладбище, где хоронили умерших в блокаду ленинградцев, был построен мемориальный комплекс.
– Сам Шостакович в те блокадные дни жил в Ленинграде и переносил, как и все, тяготы блокады.

Седьмая симфония - это великое произведение о героизме и нравственной силе советского народа, борющегося с фашизмом, создано в июле- декабре 1941 года.

Три первые части симфонии сочинены в осажденном Ленинграде буквально под грохот разрывающихся бомб. Финал закончен в Куйбышеве. Свой родной город Шостакович покинул лишь подчинившись приказу об эвакуации.

Седьмую симфонию впервые исполнили в Куйбышеве, затем в Москве, в Ленинграде, (еще блокированном, партитуру доставили на самолете) и вскоре -за границей. Всюду она вызывала восхищение «Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой», писал один американский корреспондент о седьмой симфонии, сыгранной в Нью-Йорке под управлением Тосканини

На партитуре симфонии авторская надпись «Посвящается городу Ленинграду».

Седьмую симфонию часто сравнивают с документальными произведениями о войне, называют «хроникой», «документом» - настолько точно передает она дух событий. Схватку советского народа с фашизмом Шостакович раскрыл как борьбу двух миров: мира созидания, творчества, разума и мира разрушения и жестокости.
– Мы послушаем один из фрагментов. Подумайте, какое содержание вложил в музыку композитор.  Определите свойства музыки, настроение, характер, динамическое развитие.
(Слушание эпизода нашествия из 7 «Ленинградской» симфонии Д. Д. Шостаковича.)
– Что вы почувствовали, слушая музыку? Как она звучала? Отвечайте, используя определения на стр 140-143. (звучала отрывисто, бездушно, сначала как игрушечный марш, вкрадчиво, затаенно, злобно, маршево, звучность нарастала, чувствовалось приближение фашистской армии) 
– Какой образ создаёт музыка во фрагменте, которой мы только что слушали? (Идет враг, фашист. Образ врага. Нашествие на нашу страну).
- А какие средства выразительности использует композитор для создания этого образа? (
постоянно повторяющийся маршевый ритм.  Резкая, невыразительная мелодия)

- Как вы думаете, это марш? (нет)
- Да бывают случаи, когда произведение называется не маршем, а иначе, и тем не менее будет иметь черты марша.  В таком случае мы говорим о маршевости. Делаем вывод на примерах песенности и танцевальности:
маршевость – это свойство музыки, которое пронизано ритмами марша (ритмы походные, торжественные…), но не обязательно для марширования.

- Как уже было сказано, Шостакович писал 7 симфонию в блокадном городе. Для чего он это делал? Ведь людям было и так тяжело? (чтобы придать силы, уверенность в победе, что зло будет наказано)
- О своей симфонии
Шостакович написал: «7 симфония – это поэма о нашей борьбе, о нашей грядущей победе. Чем лучше будет наше искусство, тем больше возрастет уверенность, что его никто и никогда не разрушит». 

- Как вы думаете, почему я выбрала на сегодняшний урок именно это произведение?

 ( 2020 году 9 мая мы празднуем 75 летие победы). Ёще не раз мы будем вернуться к этой теме.

С помощью презентации знакомит с композитором Шостаковичем

С помощью вопросов уточняет знания учащихся о ВОВ

Рассказывает коротко о блокаде Ленинграда. Показывает фотографии с мемориального комплекса на Пискаревском кладбище.

Знакомит с историей создания симфонии

Задает наводящие вопросы, дополняет ответы детей

Направляет, подводит детей к выводу.

Отвечают на вопросы учителя

Слушают 1 часть симфонии

Вместе с учителем анализируют характер музыки.

С помощью учителя дают определение термину «маршевость», записывают в тетрадях.

V. Закрепление.

- А теперь, исходя из сказанных, определим характерные черты марша. Перед вами лежат конверты с карточками, на которых написаны характерные черты песенности, танцевальности и маршевости. Вы должны выбрать карточки, которые подходят свойству маршевости. (Дети выбирают ответы: умеренный темп,  бодрый решительный характер, четкий ритм, размер 2/4, 4/4)

Организует работу детей по применению полученных знаний.

Выкладывает карточки на доске

Работают в группах.

Дети выбирают ответы.

Записывают в тетрадь признаков марша.

VI. Разучивание песни.

- Ребята, на защиту г. Ленинграда встали даже дети. Сейчас мы с вами разучим песню

«Ленинградцы». Исаака Шварца. Сначала послушаем песню, определим её жанр и характер.

Разучивают песню

VII. Рефлексия.

Тест

  1. Темп, ритм говорят о марше, но не обязательно для марширования. Это-…

а) песенность

б) танцевальность

в) маршевость

  1. Соедините стрелками определения и ответы:

        Песенность -                         музыка подвижная, ритмичная, с

                                           прыжками

Танцевальность -                 музыка ровная, четкая, энергичная,  

Маршевость -                       музыка напевная, мелодичная,

                                               плавная        

  1. Отметь в каком порядке звучала музыка соответствующего характера. (музыкальный материал: фрагменты из балета Р. Щедрина «Конёк-Горбунок»  «Ночь», «Золотая рыбка», «Царь Горох»)  

Песенность

Маршевость

Танцевальность

  1. Кто автор Седьмой симфонии, посвященной городу Ленинграду?

а) П.Чайковский

б) Р. Щедрин

в) Д. Шостакович

Знакомит с критериями оценивания

Выполняют тестовые задания на листочках.

Взаимопроверка

VIII. Итог.        

- Что мы делали на уроке? Закончи фразу.

1. Вспомнили о свойствах музыки, таких как ……

2. Узнали о новом свойстве музыки – о ……..

3. Слушали музыкальное произведение ………. которое было написано композитором ………

- На этом наш урок подошел к концу. Хочу закончить урок словами из песни: кто весел, тот смеётся, кто хочет, тот добьётся, кто ищет, тот всегда найдет. Будьте всегда веселыми, бодрыми, дружными, умными, трудолюбивыми, здоровыми, смелыми, тогда добьетесь всего.

Осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цель и результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки,1 класс. Тема: Что может музыка?

Урок музыки по программе Кабалевского сиспользованием технологии развития самоконтроля и взаимоконтроля....

презентация к уроку "Музыка.4 класс" ,тема "Музыка Японии"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ НА УРОКЕ МУЗЫКИ, РАССКАЗЫВАЕТ КРАТКО О САМОЙ СТРАНЕ    ....

Технологическая карта урока музыки 1 класс "Музыка в цирке"

В карте прописаны предметные и метапредметные задачи, скриншоты презентации в программе "SMART Notebook"....

урок музыки з класс "В каждой интонации спрятан человек. Портрет в музыке"

данный урок предназначен для учеников 3 класса. Цели урока:Образовательная: дать понятие о выразительных и изобразительных возможностях музыки на примере попевки «Разные ребята», С.С. Прокофьева «Болт...

"Мелодия - душа музыки". урок музыки - 3 класс

На уроке музыки учитель обращается к разным видам искуства, используя современные образовательные технологии, в том числе, информационно - коммуникативные, подчиненные одной заданной теме, в совокупно...

Конспект и презентация урокак «Песенность, танцевальность и маршевость в музыке» 3 класс 1 четверть (итоговый) программе« Музыка (для четырёхлетней начальной школы)» авторов Л.В.Школяр и В.О. Усачёва издательство « БАЛАСС» 2011 года издания

Представляю презентацию вместе с конспектом  урока по обобщающей теме I четверти в 3 классе. Цели урока: систематизировать и обобщить ключевые знания учащихся; прививать любовь и интерес к ...

Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)

Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...