Интегрированный урок музыки и риторики в 3-м классе по теме "Интонация"
план-конспект урока по музыке (3 класс)

Акбашева Резида Хайдаровна

Задачи:

Образовательные

познакомить с музыкальными произведениями – песней С.С. Прокофьева на слова А. Барто «Болтунья», пьесами Д.Б. Кабалевского «Плакса», «Резвушка», «Злюка»;

выбирать уместное для конкретной ситуации средство выражения просьбы;

учить пользоваться интонацией как средством вежливого выражения просьбы;

закреплять 3 свойства устной речи: тон, темп, громкость.

Развивающие

развивать умение анализировать услышанную музыку, говорить о её характере, о средствах музыкальной выразительности, навыки выразительного пения;

развивать устную речь учащихся, внимание, мышление.

Воспитательные

воспитывать любовь к музыке, культуру исполнения музыкальных произведений, культуру речи, внимательного, вдумчивого слушателя;

прививать любовь к чтению художественных произведений

 

Наглядность и оборудование:

На доске вывешена яркая, красочная страна «Интонация», отражающая 3 свойства устной речи: тон, громкость, темп, а также выразительную и изобразительную интонацию в музыке.

Иллюстрация к стихотворению и песне «Болтунья» А. Барто, С.С. Прокофьева, изображающая болтунью Лиду.

Портреты Д.Б. Кабалевского, С.С. Прокофьева,  А. Барто.

Плакат по итогу урока.

Жетоны – «китята» за правильные ответы учащихся

 

Музыкальный материал:

Попевка Д.Б.Кабалевского «Кто дежурные?» – исполнение.

Попевка «Барабан» – исполнение.

Песня «Болтунья», муз С.С. Прокофьева, сл. А.Л. Барто – слушание.

Д.Б. Кабалевский «Три подружки» – слушание.

Физкультминутки «Так делают только у нас»,

Песни: «Доброта», «Российский Дед Мороз» – исполнение.

Музыкальное приветствие и прощание, муз. И.И. Гордиенко – исполнение.

Видеофрагмент из м/ф «Двенадцать месяцев» – просмотр.

Грамзапись стихотворения А.Л. Барто «Болтунья» – слушание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 00013a1e-e2018dc9.docx26.8 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 г. Агрыз Агрызского муниципального района Республики Татарстан

Интегрированный урок музыки и риторики в 3-м классе по теме

Акбашева Резида Хайдаровна

учитель  начальных классов

I  квалификационной категории

Образовательная система «Школа 2100»

                                       

2012 – 2013 учебный год

Задачи:

Образовательные

познакомить с музыкальными произведениями – песней С.С. Прокофьева на слова А. Барто «Болтунья», пьесами Д.Б. Кабалевского «Плакса», «Резвушка», «Злюка»;

выбирать уместное для конкретной ситуации средство выражения просьбы;

учить пользоваться интонацией как средством вежливого выражения просьбы;

закреплять 3 свойства устной речи: тон, темп, громкость.

Развивающие

развивать умение анализировать услышанную музыку, говорить о её характере, о средствах музыкальной выразительности, навыки выразительного пения;

развивать устную речь учащихся, внимание, мышление.

Воспитательные

воспитывать любовь к музыке, культуру исполнения музыкальных произведений, культуру речи, внимательного, вдумчивого слушателя;

прививать любовь к чтению художественных произведений

Наглядность и оборудование:

На доске вывешена яркая, красочная страна «Интонация», отражающая 3 свойства устной речи: тон, громкость, темп, а также выразительную и изобразительную интонацию в музыке.

Иллюстрация к стихотворению и песне «Болтунья» А. Барто, С.С. Прокофьева, изображающая болтунью Лиду.

Портреты Д.Б. Кабалевского, С.С. Прокофьева,  А. Барто.

Плакат по итогу урока.

Жетоны – «китята» за правильные ответы учащихся

Музыкальный материал:

Попевка Д.Б.Кабалевского «Кто дежурные?» – исполнение.

Попевка «Барабан» – исполнение.

Песня «Болтунья», муз С.С. Прокофьева, сл. А.Л. Барто – слушание.

Д.Б. Кабалевский «Три подружки» – слушание.

Физкультминутки «Так делают только у нас»,

Песни: «Доброта», «Российский Дед Мороз» – исполнение.

Музыкальное приветствие и прощание, муз. И.И. Гордиенко – исполнение.

Видеофрагмент из м/ф «Двенадцать месяцев» – просмотр.

Грамзапись стихотворения А.Л. Барто «Болтунья» – слушание.

ХОД УРОКА

Учащиеся входят в класс под аккомпанемент попевки «Кто дежурные?»

 Музыкальное приветствие.

 Исполнение попевки «Кто дежурные?»

Делом всей жизни Кабалевский считал созданную им музыкально-педагогическую концепцию массового музыкального воспитания и основанную на ней программу по музыке для общеобразовательной школы, главной целью которой было увлечь детей музыкой, приблизить к ним это прекрасное искусство, таящее в себе неизмеримые возможности духовного обогащения человека. Для проверки своей системы он в 1973 г. стал работать учителем музыки в 209-й московской средней школе. Семилетний эксперимент, который он вел одновременно с группой педагогов-единомышленников, работавших в разных городах страны, блестяще оправдался. По программе Кабалевского ныне работают школы России, творчески используют ее в стране, заинтересовались ею и зарубежные педагоги.

Беседа:

-  О ком эта песня?

 – Какие обязанности у дежурных?

 – Кого называют хорошими дежурными?

 – Какой характер у этой песни? (слайд 2, 3)

 – Она бодрая, весёлая, радостная, светлая, задорная.

 – Какие интонации слышатся в песне?

 – Вопросительные и утвердительные.

 – Как композитору удалось передать в музыке вопрос?

 – Вопросительная интонация закончилась неустойчиво, мелодия пошла вверх.

 – Как звучит мелодия утвердительной интонации?

 – Мелодия идёт вниз и повторяется несколько раз на устойчивом звуке.

Вывод: В интонациях песни «Кто дежурные?» слышится выразительность живой речи ребят, с увлечением и гордостью рассказывающих о своих очень важных обязанностях дежурного класса.

– Сегодня на нашем уроке мы совершим путешествие в сказочную страну под названием «Интонация». Какая бывает интонация? (слайд 4)

 – Восклицательная и невосклицательная.

 – А какие интонации бывают в музыке?

 – Выразительные и изобразительные.

 – Что может выражать музыка?

 – Чувства, мысли, настроения, радость, грусть…

 – А что может изображать музыка?

 – Гром, журчание ручейка, движение поезда…

 – Сейчас я прочитаю вам рассказ.

(Читается любой рассказ невыразительно, без знаков препинания, монотонно).

Рассказ о зиме (слайд 5, 6)

Она явилась закутанной, белой, холодной.

 - Кто ты? – спросили дети.

 - Я – время года – зима. Я принесла с собою снег и скоро набросаю его на землю. Он все закроет белым пушистым одеялом. Тогда придет мой брат – дедушка Мороз и заморозит поля, луга и реки. А если ребята станут шалить, то отморозит им руки, ноги, щеки и носы.

 - Ой, ой, ой! Какая нехорошая зима! Какой страшный дедушка Мороз! – сказали дети.

 - Подождите, дети… Но зато я подарю Вам катанье с гор, коньки и салазки. А после придет любимое Рождество с веселой елкой и дедушка Мороз с подарками. Разве Вы не любите зимы?

– Вам понравилось, как я прочитала рассказ?

 – Нет.

 – А почему?

 – Вы читали невыразительно, без пауз, монотонно.

 – Что же необходимо для выразительного чтения? .

 – Какие вы знаете свойства устной речи?

 – Тон, темп, громкость. Давайте вспомним музыкальные понятия. Кто же живёт в стране «Интонации» (слайд 7, 8)

«Ритм»,  «Темп», «Тембр», «Динамика», «Мелодия», «Выразительность» «Изобразительность».

 Ритм показывает в музыке чередование сильных и слабых долей.

 Темп определяет скорость музыки – быстро, умеренно, медленно.

 Тембр определяет высоту звучания – высокие, средние, низкие звуки.

 Динамика нам покажет силу звука – тихое или громкое.

  Мелодия  - это правильное и красивое сочетание звуков.

 Выразительность – выражает чувства, внутреннее, душевное состояние.

 Изобразительность – изображает и показывает музыку

(Разгадывают кроссворд – наглядность на доске).

Чтение учеником стихотворения «На санках»

– Какой темп речи поможет вам лучше выразить настроение мальчика при спуске с горы и подъёме на гору?

Чтение стихотворения Г. Бойко «На санках». (Показать картинку).

Я лечу, лечу, лечу –

накататься я хочу.

И всё вниз, вниз, вниз,

только слышен снега свист.

А внизу – через сугроб:

Стоп!

Я веду, веду, веду

саночки на поводу.

Сверху санки быстро мчат,

а на горку не хотят.

– Почему при чтении 1-ой части стихотворения ты убыстряешь темп, увеличиваешь громкость, а при чтении 2-ой части темп замедляется, громкость уменьшается? Какие слова стихотворения помогают выбрать темп?

 – Я лечу, лечу…; везу, везу…

 - Как вы понимаете слово «ТАРАТОРИТЬ» (слайд 10)

 Вам не раз говорили: «Не тараторь, говори медленнее!» И вы даже обижались на это замечание. Не огорчайтесь – вот стихотворение, которое можно и нужно произносить с улыбкой, громко, быстро.

Читается стихотворение «Тараторка» Д. Родари.

Джанни Родари - Тараторка

Вот тараторка для ребят:

Когда молчат, не говорят.

Когда стоят на том же месте,

Не совершают путешествий.

Что далеко, не очень близко.

Что высоко, не слишком низко.

Нельзя приехать, не уехав,

И грызть орех, коль нет орехов.

Никто сидеть не может стоя,

Лить из порожнего в пустое.

Нельзя писать на белом мелом

И называть безделье делом,

– Как образовано слово «тараторка»? Как вы понимаете это слово?

 – Тараторит – значит,  быстро говорит.

 – Как называется маленький стишок, который нужно говорить быстро и громко?

 – Скороговорка.

 – Давайте произнесём скороговорку: сначала тихо и медленно, затем быстро и громко.

 – Какие вы знаете скороговорки в музыке?

 – Попевка «Барабан». Барабан (слайд 11)

Левой, правой!

 Левой, правой!

 На парад

 Идёт отряд.

На парад

 Идёт отряд.

 Барабанщик

 Очень рад:

 Барабанит,

 Барабанит

 Полтора часа

 Подряд!

 Левой, правой!

 Левой, правой!

 Барабан

 Уже дырявый!

 – А почему вы решили, что это скороговорка? Взгляните на нотную запись, может быть она вам поможет ответить на этот вопрос.

 – Эта попевка поётся в быстром темпе,

 – очень короткие длительности,

 – нотки стоят рядышком, чтобы удобно было петь быстро.

 – Верно, а ещё посмотрите, нотки не только стоят рядышком, а ещё постоянно возвращаются к самому устойчивому звуку – тонике.

 – Что за музыкальные знаки, кроме ноток, встречаются в нотной записи?

 – Паузы.

 – Что такое пауза?

 – Это знак молчания.

Вывод: Как разговорная речь становится выразительной, осмысленной с помощью знаков препинания, так и музыкальная речь становится осмысленной и выразительной при наличии в ней пауз.

– А теперь давайте исполним попевку – скороговорку «Барабан» и поиграем, выберем барабанщика. Как мы должны её исполнить?

 – Бодро, гордо…

 Игра – попевка «Барабан», (3 раза, с каждого ряда).

 – Кто был лучший барабанщик?

 – Существует своеобразный приём произнесения и пения – скороговорки, чаще всего они носят шуточный характер. «Болтает», «тараторит», «трещит», – так говорят о человеке, речь которого похожа на скороговорку.

 – Послушайте стихотворение А.Л. Барто «Болтунья» и подумайте, почему оно так называется? (слайд 12)

 – Лида болтает без умолку, ей везде хочется успеть, она постоянно торопится…

 – Композиторы в своих произведениях стремятся приблизить музыку к интонации разговорной речи. Ярким примером этому может послужить песня С.С. Прокофьева «Болтунья».

 – Послушайте и скажите, как удалось композитору передать характер Лиды?

 – Какими средствами музыкальной выразительности композитор пользовался?

Слушание песни С.С. Прокофьева «Болтунья».(слайд 13)

– Какой вам показалась Лида?

 – Чтобы передать её болтливость, композитор использовал быстрый темп,

 – ей везде хочется успеть,

 – Лида показалась мне занятой, деловой, рассудительной…

 – Особенностью этой песни является чередование скороговорки с размеренно – убедительными фразами. Именно интонационные особенности музыки раскрывают нам её характер.

Вывод: Лида всячески старается показаться рассудительной, но стремительная скороговорка выдаёт нам её неудержимую болтливость. (слайд 14)

Музыкальная физкультминутка (слайд 15)

– Большое значение в разговорной речи и в музыке играет тон. Наверное, вам приходилось слышать такие замечания: «Каким тоном ты со мной говоришь?» «Никогда не говори таким тоном!» «Что это за тон?» А также похвальные слова, например: «Меня тронул твой тон», «ты нашла верный тон». Действительно, тон, каким вы что-то сказали, нередко бывает важнее самих слов.(слайд 16)

 – Посмотрите отрывок из сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» и скажите, что вам показалось особенно возмутительным в разговоре 14-летней королевы и седобородого профессора?

Видеопросмотр отрывка из сказки «Двенадцать месяцев».(слайд 16)

– Кто должен отдавать распоряжения, требовать во время урока – профессор или его ученица (хотя и королева)?

 – Конечно, учитель.

Вывод: Действительно, тон, каким мы часто говорим, нередко бывает важнее самих слов. Так мы произносим с усмешкой слово «умница» и человек сразу понимает, что мы его совсем не хвалим.

– Как вы понимаете смысл русской пословицы: «То же слово, да не так бы молвить»?

 – Словом можно обидеть, пожалеть, смотря, каким тоном ты его произнесёшь…

 – Например, диалог: – Мальчик, уступи место бабушке.

 – Пожалуйста (ГРУБО).

 – Как вы думаете, будет ли приятно слышать слово «пожалуйста», произнесённое мальчиком? Сядет бабушка на место, которое уступит ей мальчик?

 – Нет, ей будет неприятно, не захочется сидеть.

 – Послушайте диалог двух подружек:

 – Что же делать, Оля, вдруг никто не сумеет починить мою Барби?

 – Как жаль, что теперь у тебя не будет такой замечательной куклы (насмешливо).

 – Можно ли поверить, что Оля сочувствует подруге? Почему вы так думаете?

 – Нет, она это сказала не тем тоном.

Слушание. Д.Б. Кабалевский «Три подружки».(слайд 17)

– Вспомним их имена:

 – «Резвушка», «Плакса», «Злюка».

 – Какими средствами музыкальной выразительности композитор передаёт эти характеры в музыке? Какие музыкальные интонации характерны «Резвушке»?

 – интонации «Резвушки» звучат в быстром темпе, «прыгают», «скачут», постоянно меняется направление движения мелодии.

 – Какие музыкальные интонации характерны «Плаксе»?

 – Медленные, плавные, тихие, напоминающие вздох.

 – Верно, их неизменная повторность рождает ощущение плаксивости, жалобы. Это связано также и с нисходящим движением мелодии.

 – А какие музыкальные интонации характеризуют «Злюку»?

 – Крикливые, резкие, угловатые, грубые.

 – Верно, угловатые, крикливые интонации «Злюки» подчёркиваются громким, резким звучанием аккордов.

 Какие инструменты изображали подружек?

 – Плаксу – скрипки, (слайд 18, 19)

 – Резвушку – дудочки (деревянные –духовые),

 – Злюку – трубы (медные духовые).

Вывод: Да, эти пьесы исполняли различные группы инструментов симфонического оркестра и мы услышали, как благодаря различной окраске голосов, т.е. различным тембрам, менялся характер каждой подружки, и обогатилась выразительность интонации. Следовательно, тембр, как выразительная краска в музыке влияет на яркость интонаци

– Хотя часто в школе говорят: «Не кричи, говори тише», а иногда так хочется покричать, выйти на лесную полянку, на берег реки и кричать во весь голос

Радуга (слайд 20)

Е. Благинина

Дождик, дождик, не дожди,

 Не дожди ты, подожди!

 Выйди, выйди, солнышко,

 Золотое донышко!

Я на радугу-дугу

 Полюбуюсь побегу -

 Семицветную-цветную

 На лугу подстерегу.

Я на красную дугу

 Наглядеться не могу,

 За оранжевой, за жёлтой

 Вижу новую дугу.

Эта новая дуга

 Зеленее, чем луга.

 А за нею голубая,

 Точно мамина серьга.

Я на синюю дугу

 Насмотреться не могу,

 А за этой фиолетовой

 Возьму да побегу...

Солнце село за стога,

 Где ты, радуга-дуга?

– А какую песню хочется спеть, когда мы говорим о восклицательной интонации?

 – «Доброта»

 – Как мы её исполним?

 – Светло, радостно, приветливо.

Исполнение песни «Доброта».(слайд 20)

– Какое чувство возникло у вас при исполнении песни?

 – чувство радости, доброты…

 – Конечно, когда человек приветствует вас словами: «доброе утро», «добрый день», он желает вам здоровья, счастья, добра.

Итог: Подводя итог нашему уроку, давайте скажем, какая должна быть речь человека?

– Чёткая, ясная, понятная.

Стихотворение «Сашина каша» С. Михалкова.(слайд 21, 22, 23)

САШИНА КАША

Живет на свете Саша.

 Во рту у Саши каша -

 Не рисовая каша,

 Не гречневая каша,

 Не манка,

 Не овсянка

 На сладком молоке.

С утра во рту у Саши

 Слова простые наши -

 Слова простые наши

 На русском языке.

Но то, что можно внятно

 Сказать для всех понятно,

 Красиво,

 чисто,

 ясно, -

 Как люди говорят, -

 Наш Саша так корежит,

 Что сам понять не может:

 Произнесет словечко -

 И сам тому не рад!

Он скажет:

 «До свидания!»

 А слышится:

 «До здания!»

 Он спросит:

 «Где галоши?»

 А слышно:

 «Это лошадь?»

Когда он вслух читает,

 Поймешь едва-едва:

 И буквы он глотает,

 И целые слова.

Он так спешит с налета

 Прочесть,

 спросить,

 сказать,

 Как будто тонет кто-то,

 А он бежит спасать…

Он может, но не хочет

 За речью последить.

 Нам нужен переводчик

 Его переводить.

Дети хором читают плакат: (слайд 23)

Если твоя речь последовательна, фразы правильно построены, – тебя легко поймут.

Если твоя речь последовательна, фразы правильно построены, – тебя легко поймут.

Если твоя речь не слишком громкая и не слишком тихая – тебя легко поймут.

Если твоя речь эмоциональна, но не слишком, – тебя легко поймут.

Если твоя речь не слишком быстрая и не слишком медленная, – тебя легко поймут.

Итог урока

– Интонация – основа музыки. От яркости интонации зависит яркость музыки. Не из всякого сочетания звуков получается мелодия, как не из всякого сочетания слов получается фраза.

 Мелодия – это интонационно осмысленное музыкальное построение. Красивая, выразительная речь человека словно стремится приблизиться к музыке, а музыка, в свою очередь, во многом стремится приблизиться к разговорной речи, чтобы быть понятной людям и без слов.(слайд 24)

Задание на дом (слайд 25)

1 ряд – выучить все новогодние песни

2 ряд – сделать новогоднюю открытку

3 ряд – с интернета найти поздравительные слова

Оценки за урок по количеству жетонов – «китят».

 Призы за хорошую работу детям и гостям в память об уроке.

 Музыкальное прощание.

 Выход под музыку марша.(слайд 26) песня


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок музыки, литературы, изобразительного искусства для первого класса, посвященный дню Матери «Ты на свете лучше всех, Мама»

Цели:Познавательная:Почему каждому человеку нужна семья, мама. Раскрыть смысл слов: «нежность», «доброта», «ласка», «забота», «верность», «прекрасные чувства», «отношения».Разобрать музыкальные поняти...

Интегрированный урок музыка - ИЗО во 2 классе на тему: «Краски в музыке и ИЗО».

План-конспект интегрированного урока музыка - ИЗО во втором классе 3 четверть, на тему "Краски в музыке и ИЗО"...

Интегрированный урок музыки и изо в 4 классе "Музыка и культура Японии"

Разработка интегрированного урока музыки и изо для 4 класса  о музыке и культуре Японии....

Интегрированный урок музыки и риторики во 2 классе по теме «Интонация в музыке и разговорной речи»

Интегрированный урок раскрывает понятие"интонация"в музыке и разговорной речи,  дети в групповой работе осознают и выясняют,что может быть различная интонация, выполняя различные задания....

Интегрированный урок музыки и литературного чтения в 4 классе

Тема урока:  «Являться Муза стала мне…»: музыка и литература в жизни лицеистов.Задачи урока:  1.    Обобщить знания учащихся об основных событиях – в первую очередь, лицейског...

План-конспект интегрированного урока музыки и живого мира в 1 классе для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Тема урока: "Весенняя капель"

Тема: «Весенняя капель».Цели: развитие слухового восприятия, слуховой памяти, закрепление понятия «весна».Задачи: - повторение времён года (зима, весна), повторение признаков весны- развитие умения сл...

Конспект интегрированного урока музык, пения и ритмики в 3 классе по теме "Разучивание песни В.Шаинского «Чунга-чанга». Слушание произведения Н.А.Римского-Корсакова «Океан-море синее». Разучивание игры «Всадники и упряжки»

Цели: развитие певческих навыков, чувства ритма, музыкальной памяти, слуха, ориентировки в пространстве, коррекция дикции, расширение кругозора, развитие творческих способностей учащихся....