План-конспект урока музыки 1 класс : «Русские народные инструменты».
план-конспект урока по музыке (1 класс)

Гордиенко София Романовна

План-конспект урока музыки 1 класс :  «Русские народные инструменты».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gordienko_sofiya_21-shk_muzyka_16.04.21.docx145.19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Разрешаю________________

Допускаю________________

Оценка за урок: _____________

План-конспект

урока музыки

в 1 «В» классе

16.04.2021г.

дата

Консультация методиста________________

Консультация учителя__________________

Тема урока:  «Русские народные инструменты».

Цель урока: познакомить обучающихся с русскими народными инструментами, показать их роль в жизни русского человека.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать представление о музыкальных инструментах; научить различать тембры музыкальных инструментов, запоминать их названия; познакомить с понятиями «тембр», «ансамбль».

Развивающие: развивать умения  размышлять о музыке, сравнивать, обобщать; развивать творческое мышление, внимание, память; развивать музыкальный слух; развивать эмоционально-образное восприятие музыкального произведения; развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные: воспитывать эстетический вкус; воспитывать интерес и любовь к музыке; воспитывать любовь и уважение к традициям и истории своей страны; воспитывать музыкальную культуру учащихся.

Музыкальный материал: «При долине» ансамбль русских народных инструментов, звуки русских народных инструментов, видеоряд «Танец скоморохов» из мюзикла «Спящая красавица».

Оборудование: проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями, карточки для рефлексии.

        

        

Ход урока

  1. Организационно-мотивационный момент

- Здравствуйте, ребята, меня зовут София Романовна, и сегодня урок  музыки у вас проведу я. Я рада видеть вас на уроке, рада вашим улыбкам, и, надеюсь, время урока пролетит незаметно и будет для вас приятным и полезным.

Присаживайтесь.

  1. Постановка учебной задачи

 У: - Сегодняшний урок мы  проведем на очень интересную тему. А как она звучит, попробуйте догадаться сами. На доске вы видите картинки, а что на них изображено?

О: - Музыкальные инструменты.

У: - А какому народу данные инструменты принадлежат?

О: - Русскому народу.

У: - Так какова же тема нашего сегодняшнего урока?

О: - Русские народные инструменты.

У: - Верно! Тема нашего сегодняшнего занятия: «Русские народные музыкальные инструменты».

- Исходя из темы нашего урока, продолжите предложения:

1. На уроке мы узнаем:   ...... ;

2. Мы научимся: ……;

3. Мы сможем: … .

     О: - 1. Как звучат и выглядят русские народные инструменты;

                       2. Приёмам игры на них;

                       3. Понять музыку, которую они исполняют.

  1. Открытие новых знаний 

О: - Давным-давно в жизни простых людей, появились народные инструменты. На протяжении многих веков и до наших дней, народные инструменты веселят, помогают пережить горе и всегда сопровождают людей на их жизненном пути.

- Первый музыкальный инструмент на земле появился вместе с появлением первого человека - это человеческий голос, который может издавать певучие звуки разной высоты, а для того, чтоб мелодия звучала ритмично, наши предки хлопали в ладоши, издавали щелчки пальцами рук, шлепки по коленям, притоптывали ногами. Шлепки, щелчки, хлопки, притопы, - чем не ударные звуки?

- Первыми на Руси появились инструменты ударные и ударно-шумовые. С их помощью очень четко можно передать ритм музыки, поддержать её. Это - ложки, трещотки, погремушки, бубенцы, бубны. Многочисленная группа  инструментов оправдывает свое название.

- Позже появились духовые инструменты: дудки, свистульки, свирели, рожки, а потом и флейта. При игре на таких инструментах, звук в них образуется при помощи воздуха, поэтому их называют – духовые.

- Еще позже люди научились делать струнные инструменты. Гусли, балалайка, домра. Звуки этих инструментах издаются при колебании натянутых на них струн. Отсюда и название группы инструментов – струнные. Играют на них щипком, дергая за струну, поэтому второе их название более точное – струнные щипковые или просто щипковые.

- Первые музыкальные инструменты изготавливали из природных материалов.

У: - Подумайте, какой, духовой, народный музыкальный инструмент можно было бы изготовить из тростника, из камыша?

О: - Примерные ответы детей: - флейту, дудочку.

У: - Из камыша, тростника, травинок можно изготовить духовые народные инструменты.

У: - А как вы думаете, что могло быть струнами в первых струнных инструментах?

О: - Примерные ответы детей: - нить, - веревка.

У: - Первой струной издававшей звук была натянутая тетива лука, когда охотник заметил, что при натягивание тетивы она издает звук, он приспособил к луку еще несколько струн и стал играть. А затем люди заметили, если струны натянуть не на лук, а на пустую ёмкость, то звук получится красивей. Эту ёмкость изготавливали разной формы и разного размера, да и струны натягивали не одинокого. Так появились инструменты каждый со своим тембром. Тембр - это окраска музыкального звука.        

У: - А теперь представьте себе, что вы музыканты и играете на домре. Покажите руками необходимые движения для игры на домре. (Звучит домра).

О: - Представляют, будто играют на домре и показывают движения руками.

У: - А теперь сыграйте на гуслях. (Звучат гусли).

О: - Представляют, будто играют на гуслях и показывают движения руками.

У: - Покажите руками, как бы вы сыграли на рожке, на свистульке. (Звучит рожок, затем свистулька).

О: - Показывают движения руками.

У: - Прослушайте, как звучит трещотка, балалайка, бубен.

О: - Слушают, показывают движения руками.

У: - Звучание, каких инструментов понравилось вам больше всего? Почему?

О: - Отвечают.

У: - В жизни музыкальные инструменты звучат не только по одному (сольно), но и исполняют музыку вместе: одновременно играют несколько одинаковых или разных инструментов. Такое исполнение называют ансамблевым. Ансамбль – это совместное исполнение музыкальных произведений группой музыкантов. Послушаем звучание русских народных инструментов в ансамбле. Во время прослушивания подумайте, какое настроение передаёт музыка?

О: - Слушают ансамбль русских народных инструментов.

У: - Какие чувства вызывает у вас эта музыка?

О: - Отвечают.

У: - А какое настроение передаёт музыка?

О: - Музыка добрая, радостная, задорная.

У: - Первыми актерами-музыкантами на Руси были скоморохи. Они веселили и развлекали народ не только песнями, плясками и цирковыми номерами. В их умелых руках пели, звучали, звенели, свистели и играли разные народные инструменты. Без скоморохов не обходился ни один народный праздник. Их приглашали на различные торжества. Да и сами они устраивали праздники на площадях и ярмарках. (Звучит видеоряд «Танец скоморохов» из мюзикла «Спящая красавица»).

О: - Внимательно слушают.

У: - Сейчас я предлагаю вам, сыграть в игру «Угадай-ка инструмент! Русские народные инструменты». Я навожу курсор на звук, вы прослушиваете фрагмент звучания инструмента. Когда звук закончится вам необходимо выбрать одну из фигур с цифрой, указывающей правильный ответ. Если вы правильно ответите на вопрос, картинка раскрасится, а вы получите аплодисменты.

О: - Угадывают инструменты.

  1. Действия контроля и самоконтроля:

У: - Чтобы проверить и закрепить знания, полученные на уроке, я раздам вам карточку с заданиями,  задания не сложные, я уверена вы все с ними справитесь.

Задания для проверки:

  1. Заполните таблицу, выбрав инструменты из предложенных.

Ударные

Духовые

Струнные

Бубен

Свистулька

Балалайка

Трещотка

Рожок

Домра

Ложки

Свирель

Рожок

 Ложки, гусли, свистулька.

  1. Выделите  все духовые инструменты.

Домра, гусли, дудочка, балалайка, свирель, ложки, свистулька, бубен, флейта.

  1. Соедини название с картинкой.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4159/20191004142621/OEBPS/objects/t_musi_1_6_6/5c181eeba4db3438f0e5b7e9.jpghttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4159/20191004142621/OEBPS/objects/t_musi_1_6_6/5c181eeba4db3438f0e5b7ea.jpghttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4159/20191004142621/OEBPS/objects/t_musi_1_6_6/5c181eeba4db3438f0e5b7eb.jpg

Свистулька   Балалайка Трещотка

О: - Выполняют и сдают работы.

  1. Рефлексия

У: Сегодня мы познакомились с русскими народными инструментами, научились различать их звучание, теперь вы знаете, что русские народные инструменты делятся на группы. Вы узнали, как они выглядят, как звучат, что и где на них исполняют.

У: Мне очень интересно, понравился ли вам урок, со всеми ли заданиями вы справились, были ли какие-то трудности. Выяснить это можно необычным и интересным способом. Я раздам вам карточки с изображением лесенки. По моей команде я попрошу вас отметить галочкой, на какой ступеньке вы оказались по результатам сегодняшнего урока. На нижнюю ступеньку вы подниметесь, если сегодня вам было трудно и ничего не понятно; на среднюю, если было понятно, но не все; на верхнюю ступеньку вы подниметесь в том случае, если было все понятно и интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку 2 класс Русские народные инструменты

Презентация к уроку по теме "Русские народные инструменты"...

Конспект открытого урока по музыке в 4 классе "Русские народные инструменты"

Цель урока: познакомить с составом народного оркестра,с тембрами народных инструментов;Задачи:учить внимательно слушать музыкальные произведения от начала до конца, воспринимать музыку, делать п...

Урок музыки в 1 классе. "Русские народные инструменты"

Данная методическая разработка представляет собой красочную презентацию со звуковым сопровождением по теме "Русские народные инструменты"...

Конспект урока музыки 2 класс «Русские народные инструменты»

Cформировать у учащихся осознанное представление о  русских   народных инструментов; вызвать интерес  общения  с музыкой,   исполняемой  на русских народны...

Музыка 2 класс "Русские народные инструменты"

Здоровьесберегающие технологии на уроке музыки...

Технологическая карта урока 2 класс" Русские народные инструменты" по программе Е.Д.Критская,Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина

Технологическая карта урока -знакомства с русскими народными инструментами с  применением игровых технологий....

Технологическая карта урока музыки 1 класс : «Русские народные инструменты».

Технологическая карта  урока музыки 1 класс :  «Русские народные инструменты»....