План - конспект урока по музыке во 2 классе
план-конспект урока по музыке (2 класс)

Шумейко Ирина Игоревна

План - конспект урока по музыке во втором классе. Программа УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka_po_muzyki._shumeyko_14-shk.docx23.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: «Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера»

УМК «Школа России»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: формирование целостного представления о театре оперы и балета.

Задачи:

Образовательные: расширить представления о музыкальном театре, дать определение жанру «опера» и «балет», познакомить с понятиями симфонический оркестр, солист, дирижер.

Развивающие: научиться анализировать прослушанные музыкальные фрагменты, определять характер героя, развивать творческие способности в процессе музыкально-сценического перевоплощения.

Воспитательные: воспитывать у школьников любовь к музыкальному искусству.

Планируемые результаты:

Личностные: осознавать необходимость приобщения к музыкальному сценическому искусству. Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации на уроке музыки. Учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности. Работать над осознанием ответственности за общее дело. Учиться выражать свое мнение.

Метaпредметные: регулятивные универсальные учебные действия: фиксировать индивидуальное затруднение в ответах на вопросы, запоминании музыкальных фрагментов; самостоятельно решать задачи, загадки, используя свои знания о музыкальном театре. Коммуникативные универсальные учебные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками при парной, групповой и коллективной работе; обращать внимание на достаточную полноту и точность выражения мысли. Познавательные универсальные учебные действия: работать с разными видами информации по теме «Музыкальный театр» и ориентироваться в ней; отбирать в учебном тексте сведения об опере и балете, их различиях и особенностях.

Предметные: сформировать понимание слов опера, балет, сцена, афиша, декорации, дирижёр, симфонический оркестр.

Оборудования: компьютер, интерактивная доска.

Ход урока:

I.        Организация начала урока

1. Приветствие.

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас! Сегодня урок у вас проведу я. Зовут меня Ирина Игоревна.

3. Эмоциональный настрой

Всем, всем - добрый день!

Прочь с дороги, злая лень!

Не мешай учиться,

Не мешай трудиться!

II. Актуализация умений и знаний

Звучит «Марш» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского.

У: Ребята, я вам сейчас загадаю загадки, а вы внимательно послушайте и отгадайте их.

1.Под музыку эту проводят парад,

Чтоб в ногу шагал генерал и солдат. (Марш)

2. Пел с душою, молодец!

Будешь знатный ты ...(Певец)

3. Коллектив музыкантов, что вместе играют,

И музыку вместе они исполняют.

Бывает он струнный и духовой,

Эстрадный, народный и всякий другой. (Оркестр)

4. Он руками машет плавно,

Слышит каждый инструмент.

Он в оркестре самый главный,

Он в оркестре - президент! (Дирижёр)

5. В кинотеатре – широкий экран,

В цирке – манеж иль арена.

Ну, а в театре, существует,

Площадка особая - …(Сцена)

У: Молодцы! Скажите, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?

О: Мы будем говорить о театре.

У: Да, мы отправимся в путешествие в театр, но в театр не простой, а музыкальный!

III. Открытие новых умений и знаний

У: Ребята, скажите какие спектакли можно увидеть в музыкальном театре?

О: Выступления различных певцов.

У: Правильно, такие спектакли называются «опера» и «балет». А что такое опера? (фрагмент оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят»)

О: Это спектакль, где действующие лица поют.  

У: Назовите известные оперы.

О: «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова, «Руслан и Людмила» М.И. Глинки и др.

У: Что такое балет? (фрагмент балета С. Прокофьева «Золушка»)

О: Это спектакль, где действующие лица танцуют.

У: Назовите известные балеты.

О: «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» П.И. Чайковского и др.  

У: Но прежде чем мы пойдем в театр, нам необходимо узнать, как же надо себя там вести. Какие существуют правила поведения в театре?  

О: В театре нельзя шуметь, жевать, разговаривать и т.д.  

У: Молодцы, с правилами мы определились.

У: Театры бывают разные: драматические и музыкальные театры, где проходит показ опер и балетов. В каждом крупном городе есть театр оперы и балета. Теперь я хочу познакомить вас со всемирно известными театрами. Обратите внимание, какие они красивые, каждый со своеобразной архитектурой. (Фотопоказ театра Ла Скала в Милане – Италия, Гранд-Опера в Париже – Франция, Венская государственная опера – Австрия, Мариинский театр в Петербурге, Большой театр в Москве, Калининградский областной музыкальный театр в Калининграде). Большой театр в Москве является одним из крупнейших в России и один из самых значительных в мире театров оперы и балета. После окончания Великой Отечественной войны театр отмечает яркими премьерами балетов С. Прокофьева «Золушка» и «Ромео и Джульетта», где в главных партиях выступает Галина Уланова. В Калининградском областном музыкальном театре можно послушать такие оперы как: «Царская невеста» Н.А. Римского- Корсакова, «Волк и семеро козлят» М. Коваля, «Кармен» Ж. Бизе. Благодаря своей многогранности, профессионализму и таланту, в 2010 году Международной академией культуры и искусства театр был признан «Национальным достоянием России».

У: Вы сегодня нарядные, можно было бы и в театр сходить. Хотели бы побывать в театре?

О: Да.

У: Как мы узнаем о предстоящем спектакле? Посмотрите, перед входом в театр висит что?

О: Мы узнаем о предстоящем спектакле из афиши.

У: Кто знает, что такое афиша?

О: Афиша – это красочное объявление о спектакле.

У: Какую информацию мы можем узнать из афиши? (фото афиши)

О: Мы можем узнать название оперы или балета, во сколько начало, сколько стоит билет…

У: Молодцы ребята, а сейчас Давайте войдем в театр.

У: Когда мы заходим во внутрь здания театра, мы оказываемся в его фойе. В фойе театра можно купить театральную программу. В ней указаны на титульном листе: название спектакля, музыкальный жанр, автор, дата проведения представления. На внутренней странице действующие лица и актеры, занятые в представлении.

У: В нашей стране много артистов балета известных во всем мире. Каких известных артистов балета вы знаете?

О: Майя Плисецкая, Галина Уланова, Надежда Павлова, Анастасия Волочкова, Владимир Васильев, Юрий Григорович и много других (показ фотографий артистов).

У: Также фамилии художественного руководителя театра, режиссера, постановщика танцев, сценического действия, художника и многих других кто принимал участие в подготовке спектакля.

У: Ребята, а зачем в театре художник? В чём заключается его работа?

О: Рисует декорации, костюмы.

У: Можно ли без него обойтись?

О: Нельзя, спектакль будет не красочным, не интересным.

У: Сейчас я предлагаю прослушать фрагмент из оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят». Какое настроение передаёт нам опера?

О: Опера передает нам веселое, хорошее, задорное настроение.

У: Теперь прослушаем фрагмент балета С. Прокофьева «Золушка». Какие музыкальные инструменты вы услышали?

О: В этом балете можно услышать такие музыкальные инструменты как: флейта, труба, фортепиано, колокольчики и др.

У: Предлагаю сравнить эти две музыкальные композиции.  В чем сходство и различие оперы «Волк и семеро козлят» и балета «Золушка»?

О: Они различаются в том, что опере «Волк и семеро козлят» актеры показывают свои эмоции с помощью голоса, а в балете «Золушка» с помощью движений. Сходство заключается в том, что эти музыкальные композиции были написаны русскими композиторами. В основу этих произведений легли детские сказки.

У: Ребята мы говорили с вами сегодня об операх и балетах, которые можно послушать и посмотреть в театре. А теперь посмотрите на эту фотографию (фотография симфонического оркестра появляется на экране).

У: Кого мы видим? Кто изображён на фотографии?

О: На фотографии изображён симфонический оркестр.

У: Что такое симфонический оркестр?

О: Симфонический оркестр – это коллектив музыкантов, исполняющих музыкальные произведения.

У: Как вы думаете, почему, говоря о музыкальных спектаклях опере, балете, мы обязательно говорим об оркестре?

О: Так как, опера и балет без симфонического оркестра не могут обходиться.

У: Верно. Без кого симфонический оркестр не может обходиться?

О: Дирижёр.

У: Кто такой дирижёр?

О: Это руководитель оркестра.

У: Как он руководит им? С помощью чего?

О: Дирижёр руководит оркестром с помощью жестов и дирижёрской палочки.

У: Правильно. Дирижёр руководит оркестром с помощью дирижёрских жестов. И язык дирижёрских жестов понятен любому музыканту всего мира. Оркестр не может играть слаженно без своего руководителя – дирижёра. Помощница–волшебная дирижёрская палочка.

У: Сейчас я предлагаю отправиться в театр и занять самые лучшие места. Видеопоказ «Танец снежных хлопьев». Как вы думаете почему Чайковский ввел в этот Танец детский хор?

О: Чтобы придать сказочный образ.

У: Верно.

У: Предлагаю вам выполнить небольшое творческое задание. Я включу фрагмент балета П.И. Чайковского «Танец снежных хлопьев».  Вы внимательно будете слушать и на своих листочках нарисуете то, что представляете, когда прослушиваете данное произведение.

IV. Рефлексия

Посмотрите ребята какие замечательные рисунки у вас получились!

У: Какую работу мы выполняли на уроке?

О: Слушали музыку, отвечали на вопросы учителя и рисовали

У: Что нового узнали на уроке?

О: Что такое театр оперы и балета. Познакомились с симфоническим оркестром и его руководителем. Узнали про главный инструмент каждого дирижёра.

У: Сейчас предлагаю вам сравнить свое настроение с помощью тучки и солнышка. «Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось. (Дети поднимают рисунки)

VI. Итог урока (выводы по уроку и выставление оценок):

У: Спасибо вам за прекрасный урок. Мне очень понравилось, как Вы работали сегодня.

У: Урок окончен. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по музыке в 4 классе "Страна Симфония"

План - конспект урока по музыке в 4  классе "Страна Симфония". Сформировать представление об оркестре и роли дирижера в нем.Знать из каких групп инструментов состоит симфонический оркестр, узнава...

План-конспект урока по музыке "Русские народные инструменты"

Конспект урока и две презентации "Русские народные инструменты"  и "Скоморохи"...

План конспект урока по музыке 4 класс

План конспект урока по музыке 4 класс. Тема "Сказка о царе Салтене" Римский-Корсаков...

Конспект урока по музыке 3 класс музыка в образах животных

Конспект урока в 3 классеТема: «Образы животных в музыке»Цель: расширение и углубление представлений детей об изобразительных возможностях музыкального искусства.Задачи:1. Развитие сп...

План-конспект урока по музыке на тему "Певцы родной природы (Э.Григ, П.И. Чайковский)"

Тема: "Певцы родной природы (Э.Григ, П.И. Чайковский)" Цель: познакомить воспитанников с музыкальными произведениями Э.Грига и П.И. Чайковского, сделать вывод о том, что объединяе...

План - конспект урока по музыке

План - конспект урока по музыке...

План-конспект урока по музыке "Природа и музыка"

Тип занятия: сообщения и усвоения новых знаний.Цель: Показать способность музыки «рисовать» картины природы. Слушание произведений П.И. Чайковского из цикла «Осень», «Зим...