ВОКАЛЬНАЯ РАБОТА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
учебно-методический материал по музыке (1 класс)

Сидоренко Татьяна Валерьевна

В работе с маленькими необходимо помнить о специфике восприятия ими окружающего мира, об образности мышления, о повышенной подражательной способности. Осознанное отношение к приобретению певческих навыков у детей данной возрастной группы затруднено вследствие недостаточной развитости у них коры головного мозга. Интерес - важнейший стимул при обучении, а игра - лучший прием для его поддержания. В занятиях с дошкольниками и младшими школьниками игровой момент является основным. Игра - важнейший вид деятельности ребенка, способ его существования и познания им мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vokalnaya_rabota_s_mladshimi_shkolnikami.docx20.19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Вокальная работа с младшими школьниками

В работе с маленькими необходимо помнить о специфике восприятия ими окружающего мира, об образности мышления, о повышенной подражательной способности. Осознанное отношение к приобретению певческих навыков у детей данной возрастной группы затруднено вследствие недостаточной развитости у них коры головного мозга. Интерес - важнейший стимул при обучении, а игра - лучший прием для его поддержания. В занятиях с дошкольниками и младшими школьниками игровой момент является основным. Игра - важнейший вид деятельности ребенка, способ его существования и познания им мира.

Детская психика неустойчива: ребенок быстро переходит от одного эмоционального состояния к другому, быстро утомляется, не может долго сохранять внимание на одном предмете или виде деятельности, не умеет еще контролировать свое поведение. Поэтому занятия не должны быть излишне продолжительными и утомительными. Для малышей индивидуальный урок постановки голоса практически ограничивается 20-25 минутами.

Для голосов детей этого возраста характерно преимущественно фальцетное голосообразование, так как вокальная мышца еще не сформировалась (это произойдет к 11-12 годам). Но нельзя исключать и встречающееся природное грудное и микстовое звучание. Размер гортани детей этой возрастной группы в 2-2,5 раза меньше и положение гортани выше, чем у взрослого человека. Хрящи гортани гибкие, мягкие, поэтому детская гортань эластична и весьма подвижна. Голосовые связки короткие, узкие и тонкие. Дыхательная мускулатура развита слабо, объем легких невелик, характерен ключичный тип дыхания. Звуковысотный диапазон в основном не превышает пределов первой октавы (5-6 лет: ре-ля; 7-8 лет: до, ре-си, до), динамический диапазон также невелик (до mf), фонационный выдох короткий, тембр небогат красками, но это компенсируется звонкостью и полетностью, поскольку для детей характерно высокое голосовое звучание голоса.

К 9-10 годам голосовой аппарат развивается и крепнет, формируется микстовое звучание, расширяется динамический и звуковысотный диапазоны, удлиняется фонационный выдох, обогащается тембр, начинается разделение высокие и низкие голоса (высокие голоса: девочки- сопрано, мальчики- дисканты; низкие голоса- альты). Диапазоны высоких голосов примерно до-ре, ми, низких (ля), си-до. Достаточно четко проявляется грудной, смешанный (микст) и головной регистры. Своего расцвета детские голоса достигают, в основном, в период с 9 лет и до мутации.

На первых занятиях в вокальном классе следует познакомиться с ребенком и его голосом. Начать лучше всего с беседы - это поможет сразу выявить возможные дефекты речи. К наиболее часто встречающимся недостаткам относятся: дефектные согласные, нечеткие гласные, крикливость, открытое звучание, глубокий звук, зажатие нижней челюсти, заикание (которое в пении не проявляется), короткое и шумное дыхание с поднятием плеч и др. Если ребенок не может чисто спеть звук, взятый на инструменте (например, на фортепиано), то это не значит что у него нет музыкального слуха. Возможно, ему не знаком тембр данного инструмента. Если спеть этот звук голосом, то ученик, скорее всего, повторит его. Неточное интонирование может быть вызвано вялостью дыхательной установки, неразвитостью музыкального слуха или отсутствием координации между слухом и голосом.

Необходимо обратить внимание на то, как ребенок дышит во время пения. Для маленьких детей характерен ключичный тип дыхания, поэтому на первых занятиях достаточно попросить детей не поднимать плечи во время вдоха и стараться производить его бесшумно. Вместе с первыми дыхательными упражнениями надо научить детей правильно стоять и сидеть во время пения: корпус и голову держать свободно и прямо, руки опустить или положить на колени, если дети сидят. Можно рекомендовать следующие дыхательные упражнения:

1) на 2/4 раз - шаг и вдох, два - шаг и вдох и т. д.

2) подъем на носки - вдох, опуститься на всю ступню - выдох.

На первых занятиях на простейших попевках и маленьких вокальных упражнениях еще раз следует прослушать каждого учащегося, выяснить, какие у него есть недостатки. При излишней крикливости попросить петь спокойно, тянуть звук, предложить попевки и произведения спокойного характера, требующие мягкости, нежности при исполнении, нюанс может быть p, mp, тесситура невысокая. При вялой атаке помогут упражнения на стаккато, полезны произведения энергичного, например, маршеобразного характера, нюанс - mf. Гласные надо выравнивать все. У детей часто лучше озвучивается гласная и, т. к. у них сравнительно высокое положение гортани, но бывают и исключения. Поэтому здесь особенно важен принцип индивидуального подхода. У некоторых учеников гласная А может быть излишне открытой, в этом случае следует использовать темные О, У.

Четкость согласных зависит от артикуляционной подвижности языка. Дефектными согласными обычно бывают Р, Л, С, Ш, Щ. Три последние исправляются в большинстве случаев легче, т. к. чаще это не природный дефект, а привычка неправильно произносить эти согласные. Буквы Р и Л поддаются исправлению хуже, т. к. возможной причины дефекта этих согласных может быть картавость из-за слишком короткой уздечки под языком, (в этом случае следует обратиться к врачу), либо же напряжение задней части языка, которое хорошо снимается при помощи зубных согласных. Например, к началу слова «радуга2 присоединить букву Д - драдуга и т. п.

В работе над дикцией очень полезны скороговорки. Они растормаживают артикуляционный аппарат, активизируют внимание и являются игровым приемом. Дети с удовольствием учат и говорят скороговорки. Можно работать над ними в форме соревнования между учениками. Отработать четкое произношение помогут такие скороговорки, как «От топота копыт пыль по полю летит», «Бык - тупогуб, тупогубенький бычок; у быка бела губа была тупа» (эти скороговорки хороши при вялости губ). В работе над Р и Л помогут «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет», «Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали», над С и Ш- «Шел Саша по шоссе и сосал сушку» и др.

Приступая к вокальным упражнениям необходимо помнить о специфике детского голоса и не допускать подражания взрослому голосу, т.к. «взрослого» звучания все равно не получиться, а голосовому аппарату ребенка будет нанесен вред. Поэтому показывать голосом надо осторожно и звуком, приближенным к звучанию детского голоса. Учителям- мужчинам лучше это делать фальцетом.

Вокальные упражнения направлены на настройку голоса, на приведение в начале занятий голосового аппарата в рабочее состояние и вокально-техническое развитие голоса, помогающее преодолевать вокальные трудности в произведениях. Начинать лучше с упражнений, основанных на тонических трезвучиях и звукорядах в нисходящем движении. Практика показывает, что дети лучше поют устойчивые ступени и именно сверху вниз, поскольку верхний звук, обладающий более высокими частотами, физиологически вызывает большее раздражение в слуховой области центральной нервной системы, что содействует лучшей координации слуха с голосом и вырабатывает высокую позицию певческого звука.

Голосовой диапазон детей 6-7 лет, в основном, не превышает октаву, и V ступень в До - мажоре и Ре - мажоре приходится как раз на середину диапазона, где находятся наиболее удобные и естественно звучащие звуки.

Упражнение, в основу которого положено тоническое трезвучие, можно исполнять на легкое стаккато, а затем - легато . Не исключая упражнения со слогами, целесообразнее отдавать предпочтение попевкам со словами, чтобы дети не теряли интерес и не ослабляли внимание. Все упражнения (и некоторые попевки) транспонируются по полутонам.

Если И звучит зажато, то полезно петь О. Например, «Дон» вместо «Динь» . В образной попевке поработать над применением динамических оттенков. Нужно также обратить внимание на букву Р в первом такте («как раскаты грома»).

После усвоения однотактных фраз можно переходить к двухтактным. Прибаутку «Ладу, ладу, ладкi» (прил. 1, №4) можно порекомендовать для работы над дикцией и развития чувства ритма. Исполняется на примарных тонах со смещением на Ѕ тона вверх и вниз. Можно прибаутку петь «по ролям».

Попевку «Вот весна к нам пришла», основную на мажорном тоническом трезвучии  дети воспринимают как маленькую зарисовку. Слово «весна» можно заменить словом «зима» в зависимости от времени года и предложит ребенку продолжить стихотворный текст. Оба текста на одном дыхании.

После знакомства с V ступенью, можно переходить к упражнениям, начинающимся с I ступени. В попевке «Здравствуй класс»  надо следить за исполнением двух тактов на одном дыхании и за кантиленой.

Попевка «Скачи, скачи, ножка» полезна при вялой атаке звука . Полезна и интересна песенка «Крот» в пределах квинты с поступенным движением от V ст. к I-й и наоборот. Попевки, которые начинаются с I ступени. При разучивании нужно следить за кантиленой. В попевке «Там вдали» первые четыре такта поются на одном дыхании.

После того как усвоены I и V ступени включаются попевки, начинающиеся с III ступени. Для детей это несколько сложнее. Можно попеть тризвучия вверх и вниз «про себя», пропевая вслух лишь III ступень . Попевки, которые начинаются  с III ступени. В них надо следить за тем, чтобы хорошо пропевался верхний звук терцового хода, в данном случае это ля - до.

Если предыдущий материал усвоен хорошо, вводятся попевки, начинающиеся с IV ступени .

Дальнейшее усложнение материала зависит от степени усвоения предыдущего и уровня подготовки детей. Если дети учатся в школе с музыкальным уклоном и проходят такие предметы как сольфеджио и обучение игре на каком-либо инструменте, то развиваться они будут скорее, чем дети, не имеющие музыкальной подготовки.

Разучивать новую песню лучше сразу после распевания. Сначала учитель исполняет песню сам, затем вместе с учеником разбирает содержание, объясняет ребенку значение незнакомых слов, если таковые встречаются. Для более успешного разучивания можно вычленить из песни сложный материал и включить его в упражнения, поющие в начале урока. Если ребенка удается заинтересовать произведением, то техника усваивается им легко и непринужденно.

Песни для младших школьников должны отвечать следующим требованиям:

- иметь художественную ценность;

- соответствовать возрасту детей по содержанию,

- иметь удобную тесситуру;

- иметь динамический диапазон в пределах p-mf;

- мелодия должна быть вокально удобной, не включать крайних нот диапазона и, желательно, чтобы мелодия дублировалась в аккомпанементе;

- ритмические трудности не должны превышать возможности маленьких певцов,

- песня должна ребенку нравиться.

Можно включить в репертуар несложные белорусские детские народные песни и музыкальные игры. Разучив их в классе (в том числе, и в классе постановки голоса), младшие школьники могут принять участие в театрализованных народных обрядах. Это могут быть, например, «Каляды» или «Гуканне вясны». Не следует требовать от детей петь народные песни исключительно в народной манере. Главное - чтобы ребенок пел естественно, красиво и с удовольствием, выявляя свою вокальную индивидуальность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа «Здоровьесбережение младших школьников на уроках и внеклассной работе»

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXIвеке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тр...

КУРСОВАЯ РАБОТА "Организация воспитательной работы с младшими школьниками в адаптационный период"

СодержаниеВведение….…………………………………………………………………………..31.Теоретические аспекты проблемы организации воспитательной работы в адаптационный период обучения первоклассников..……………………………..51.1. Организация во...

Использование вокальных упражнений в работе с младшими школьниками

Систематическое использование маленьких песенок помогает выровнять звучание голоса, добиться естественного легкого пения. Важно, чтобы каждое такое упражнение имело интересное содержание или игровой м...

Система воспитательной работы с младшими школьниками, направленная на формирование детской личности. Из опыта работы.

Разработка педагогически и психологически обоснованной системы воспитания младших школьников – это одна из актуальнейших задач. Ребенок приходит в школу, уже имея многие личностные качества, но ...

Тема: «Здоровьесберегающие технологии в работе с младшими школьниками» (из опыта работы).

Здоровьесберегающие технологии в работе с младшими школьниками (из опыта работы)....

Вокально-хоровые навыки на уроках музыки и внеклассной работе с младшими школьниками.

laquo;Каждый класс – хор, - вот идеал, к которому должно быть направлено это стремление»....