Конспект урока по музыки
план-конспект урока по музыке (2 класс)

Балет П.И Чайковского «Спящая красавица»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzyki.docx32.26 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова Санкт-Петербурга

(ГБПОУ Некрасовский педколледж № 1)

Технологическая карта пробного урока

ФИО студента:

Симонова Юлия Сергеевна, Гладких Виктория Александровна

Дата проведения:

04.02.2020

Предмет, УМК

Музыка, Школа России

Школа, класс:

3 класс

Тема:

Балет П.И Чайковского «Спящая красавица»

Тип урока:

Открытие нового


Допуск к уроку:

ФИО учителя:

Подпись учителя:

        

        

Тема:

Балет П.И.Чайковского «Спящая красавица»

Цель:

Создать условия для формирования   представления о балете, как  о

музыкально-хореографическом спектакле. 

Создание условий для формирования представлений о балете

Планируемые результаты

Предметные

Знать:

Что такое балет

Понимать:

Из каких частей состоит балет

Применять:

Уметь определять характер музыки

Анализировать:

Характер героев

Синтезировать:

Нарисовать линию мелодии

Оценивать:

Оценить значимость балета в жизни человека

Метапредметные:

Регулятивные:

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Определять цель урока.

Познавательные:

1. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию.

2. Определять тему урока.

Коммуникативные:

1. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

2. Слушать и понимать речь других.

3. Участвовать  в паре.

Личностные

Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

Межпредметные связи:

Литературное чтение

Основные понятия:

Балет, интродукция, вальс, либретто

Методы, технологии:

беседа, ИКТ, здоровьесберегающие технологии

Ресурсы урока
для учителя:

Презентация, видеофрагменты, книжка

План урока с разбивкой по времени:

1. Орг. момент – 2 мин

2. Актуализация знаний- 5 мин

3. Мотивация познавательной деятельности- 5 мин

4. Физкульминутка-2 мин

5. Организация познавательной деятельности-25 мин

6 Итог урока-3 мин

7. Рефлексия- 3 мин

 

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1.  Организационный момент

У: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Сергеевна, Виктория Александровна  и сегодня мы  проведем у вас урок музыки. Садитесь! Проверьте свою готовность к уроку. Давайте начнем работать.

 Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

2. Актуализация знаний

-Сегодня нас с вами ждет незабываемая встреча с музыкой. Посмотрите, что это за книга?

Шарль Перро. Сказки.

-А почему говоря о музыке мы часто обращаемся к какому-либо литературному произведению?

Потому, что много музыкальных произведений написано на литературные сюжеты. Это оперы и балеты.

-Послушайте загадку и назовите о какой сказке пойдёт речь.

Итак, события происходят в замке. На крестины принцессы приглашены важные гости, чтобы пожелать счастья маленькой принцессе. Добрые феи дарят ребёнку подарки, в замке царит веселье. Внезапно злая фея со своей свитой врывается во дворец, её забыли пригласить на бал. От злости она начинает колдовать и предвещает принцессе, что та умрёт от укола спицей, когда ей исполнится 16 лет.

-Вы узнали сказку?

(«Спящая красавица»)

-Сегодня у нас на уроке сказка «Спящая красавица». Музыку к этой сказке написал композитор П. И.  Чайковский (Слайд № 1)

-А музыкальный жанр, к которому обратился композитор-балет.

-Что мы уже с вами знаем о балете?

Балет, это музыкальный спектакль, в котором артисты танцуют. 

-Какие два вида искусства, необходимые в балетном спектакле, мы можем назвать?

Музыка. Хореография. Слайд 2

-Только ли музыка и хореография? Появился бы на свет балет без этой замечательной сказки?

Нет. Нужна еще Литература. А так же изобразительное искусство. Слайд 3 

-Правильно, а композитор к каждой строчке литературного произведения сочиняет музыку?

Нет. Нужно краткое содержание произведения. 

-Для спектакля пишется либретто. Либретто- Краткое изложение содержания пьесы, оперы.

Смотрят на книгу

Отгадывают загадку

Отвечают на вопросы

Узнают сказку

3. Мотивация познавательной деятельности

-Балет и сегодня любим зрителями, потому что музыка Чайковского очень яркая, выразительная. И мы сегодня говорим о выразительных возможностях музыки великого русского композитора. Я хотела бы, чтобы вы сегодня сами убедились в том, что музыка Чайковского неповторимая, яркая. А вот какими же средствами он создает такую замечательную музыку, нам поможет ответить на этот вопрос сама музыка.

-Ребята, так какая тема нашего урока?

балет П.И.Чайковского «Спящая красавица»

-Тогда какую цель поставим?

 Определяют тему и цель урока

4. Организация познавательной деятельности

-Сейчас я вам расскажу сюжет.

Как и в сказке у короля и королевы не было долго детей, и вот королева родила дочь, которую назвали Аврора. На крестины Авроры были приглашены добрые феи, а злая Карабос, рассердившись, сама пришла на крестины и наложила проклятье. Когда Авроре исполнится 18 лет, она уколет палец веретеном и умрет, но добрая фея Сирень сказала, что она не умрет, а уснет.  Король повелел уничтожить все колющие предметы в королевстве, но однажды, когда Авроре исполнилось 18 лет, она поднялась в комнатку в высокой башне, где старушка пряла пряжу. Она ничего не знала об указе короля. Аврора уколола палец и уснула.

Сто лет спустя, с помощью доброй феи Сирени, принц Дезире во время охоты проникает в спящий лес, где видит Аврору и пробуждает ее поцелуем. Их счастливая любовь разрушает злые чары феи Карабос.

-Вспомните, что обычно звучит перед любым спектаклем?

Вступление!

-А для чего нужно вступление?

чтобы ввести нас в образ сказки, показать их героев.

-У композиторов есть такая традиция: перед спектаклем исполняется небольшое вступление для того, чтобы зритель настроился на предстоящее событие. Такое вступление к балету называется ИНТРОДУКЦИЯ и исполняется она при закрытом занавесе.

-Представим, что мы находимся в зрительном зале и послушаем ИНТРОДУКЦИЮ (ВСТУПЛЕНИЕ) к балету «Спящая красавица». Внимательно послушайте и постарайтесь ответить на вопрос.

Прослушивание интродукции

- Музыка на протяжении всего звучания была одного характера или менялась?

вначале звучала грозно, а затем светло и мягко

- Сколько героев воплотила в себе и какие они по характеру?

2 образа – 1) образ грозный, угрожающий; 2) нежный добрый, Т.е. композитор представил нам два противоположных образа)

-Подошёл черёд разгадать следующую загадку: как вы считаете, кого из перечисленных персонажей изобразила музыка вступления?

(Музыка изобразила 2х волшебниц – Фею Карабос(злую) и Фею Сирени (добрую)

-А сейчас мы вместе порассуждаем и узнаем, какие же средства музыкальной выразительности использовал композитор, чтобы так ярко и понятно изобразить музыкой 2 контрастных образа.

А поможет нам в этом схема: основные средства музыкальной выразительности, с которыми мы уже знакомились на предыдущих уроках - МЕЛОДИЯ, ТЕПМ, ДИНАМИКА. Слайд 4

-Какой темп выбрал композитор для характеристики злого и доброго персонажа?

Фея Карабос – быстрый, стремительный

Фея Сирени - спокойный, неторопливый

-Какая динамика?

Фея Карабос – громко (форте)

Фея Сирени - тихо (пьяно)

-Ребята, попробуйте на листе нарисовать линию, которая будет показывать образы двух фей. Мы с вами обсудили что музыка, показывающая образ феи Карабос-грозная,…

А в образе феи Сирени-музыка спокойная, плавная…

Ваша задача нарисовать по одной линии к каждому образу.

-Поднимите вверх.

-Охарактеризуйте нарисованную линию, какая она у вас получилась в рисунке?

Линия Феи Карабос – острая, скачками, прерывистая

Линия Феи Сирени – плавная волнистая, протяжная

Слушают сюжет сказки

Отвечают на вопросы

Слушают вступление «Спящей красавицы»

Определяют характер музыки

Вспоминают средства музыкальной выразительности

Рисуют

6. Физминутка

У: Теперь, ребята, нужно, чтобы отдохнули наши глазки. Давайте выполним несложное упражнение:

1. Зажмурим глаза и откроем (3 раза).

2. Круговые движения глазами в правую сторону. Головой не вращать (5 раз). Теперь в левую сторону 5 раз.

3. Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое вправо. Еще раз.

4. Поморгаем немного. Закончили!

Выполняют физкультминутку

-Чего не хватает, чтобы герои ожили? Танца. Посмотрим. При просмотре обратите внимание на то, какой образ был у участников бала.

Видео – фрагмент вальса.

-У каждой из волшебниц, на балу должен быть соответствующий её образу наряд. Какой наряд у кого?

У феи Карабосс преобладают тёмные цвета, потому что, она является олицетворением тёмных сил. Если вспомнить сказку, то именно она подстроила так, что принцесса, уколов свой палец, заснула на долгие сто лет.

А вот фея Сирени, напротив, вся очень светлая, красивая и цветущая.

-Такое сочетание делает музыку более яркой и выразительной. Этот приём, называется - контрастом. Им пользуются не только музыканты, но и художники.

-Мне кажется, что настало время очутиться на королевском балу. Давайте окажемся там.

Представьте себе все происходящее на сцене.

В королевском дворце пышный бал: Авроре исполнилось 16 лет. Со всех концов королевства собрались женихи, которые добиваются руки прекрасной принцессы. В разгар веселья приходит старая женщина. Она подносит Авроре букет цветов. Любуясь цветами, Аврора радостно кружится в танце. Неожиданно она останавливается, чем-то уколов палец: в букете оказалась спица. Аврора падает, теряя сознание. Старуха скидывает с себя плащ — все узнают в ней злую фею Карабосс. Появляется Фея Сирени. По взмаху ее волшебного жезла все королевство погружается в сон. Вокруг вырастают густые кусты сирени.

-Посмотрим финал первого акта. Смотрите внимательно, я задам вопросы.

https://www.youtube.com/watch?v=WE6gEu_aHAI

-Как же называется танец с такой плавной, словно льющейся мелодией?

Вальс

-В связи с чем изменилась мелодия вальса?

С появление феи Карабос

- Правильно, мы слышим темы феи Карабос, предвещающей трагедию, Танец Авроры с веретеном, тема горя и отчаяния окружающих и наконец завершение всей сцены плавная парящая мелодия феи Сирени, как смягчение злого заклинания – все царство погружается в волшебный сон.

-Финал сказки добрый. Рухнули злые чары колдовства. Принцесса аврора и принц сыграли свадьбу и были счастливы. Наш урок тоже близится к финалу.

Смотрят  видеофрагмент

Отвечают на вопросы

Смотрят финал «Спящей красавицы»

7. Итог урока

- С каким муз.жанром мы сегодня продолжили знакомство?

(БАЛЕТОМ)

-Какую цель мы ставили в начале урока?

-Мы достигли цели?  

- Что такое интродукция? (вступление к балету)

Отвечают на вопросы

8. Рефлексия

«Плюс-минус-интересно»

У: Ребята, на доске вы видите таблицу. Графа «П» - «плюс»- это все, что понравилось на уроке, какие задания вам были наиболее понятны. Графа «М» - «минус»- это все, что осталось непонятным. Графа «И» - «интересно»- это все те задания, которые были вам наиболее интересны.

Кто хочет попробовать рассказать по каждой графе?

(спрашиваю)

Оценивают урок

У: Ребята, всем спасибо за урок!

Урок окончен.

Прощание с учителем.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по музыке на тему: «Музыка Венгрии».

Конспект урока по  музыкена тему: «Музыка Венгрии»....

Конспект урока по музыке "Зима в музыке" 1 класс

Конспект урока по музыке в 1  «А» классеУчреждение:  КГКОУ Школа 5 , г. Николаевск-на-АмуреУчитель музыки: Третьякова Евгения ВладимировнаПредмет: музыкаТема: "Зима в музыке".Программа...

конспект урока по музыке "Развитие музыки"

материал разработан в помощь учителю....

Конспект урока по музыке:" Музыка в кино "

Цель: продолжать знакомить детей с детскими песнями в кино.Задачи:Образовательная: формировать значимость музыки в жзни.Воспитательная: содействовать в ходе урока формированию эстетики детей, любви к ...

Конспект урока по музыке в 3 классе: Изобразительные и выразительные интонации в речи и музыке.

Данный урок помогает раскрыть тему "Интонации в музыке и речи", что между ними общего. урок на эту тему проводится в 3 классе во 2 четверти....

Конспект урока по музыке 3 класс музыка в образах животных

Конспект урока в 3 классеТема: «Образы животных в музыке»Цель: расширение и углубление представлений детей об изобразительных возможностях музыкального искусства.Задачи:1. Развитие сп...

конспект урока по музыке в 3 классе "Природа и музыка"

Конспект урока по музыке для 3 класса "Природа и музыка" по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной....