Конспект урока по музыки
план-конспект урока по музыке (2 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова Санкт-Петербурга
(ГБПОУ Некрасовский педколледж № 1)
Технологическая карта пробного урока
ФИО студента: | Симонова Юлия Сергеевна, Гладких Виктория Александровна |
Дата проведения: | 04.02.2020 |
Предмет, УМК | Музыка, Школа России |
Школа, класс: | 3 класс |
Тема: | Балет П.И Чайковского «Спящая красавица» |
Тип урока: | Открытие нового |
Допуск к уроку: | |||
ФИО учителя: | Подпись учителя: |
Тема: | Балет П.И.Чайковского «Спящая красавица» |
Цель: | Создать условия для формирования представления о балете, как о музыкально-хореографическом спектакле. Создание условий для формирования представлений о балете |
Планируемые результаты
Предметные
Знать: | Что такое балет |
Понимать: | Из каких частей состоит балет |
Применять: | Уметь определять характер музыки |
Анализировать: | Характер героев |
Синтезировать: | Нарисовать линию мелодии |
Оценивать: | Оценить значимость балета в жизни человека |
Метапредметные:
Регулятивные: | 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Определять цель урока. |
Познавательные: | 1. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию. 2. Определять тему урока. |
Коммуникативные: | 1. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 2. Слушать и понимать речь других. 3. Участвовать в паре. |
Личностные
Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. |
Межпредметные связи: | Литературное чтение |
Основные понятия: | Балет, интродукция, вальс, либретто |
Методы, технологии: | беседа, ИКТ, здоровьесберегающие технологии |
Ресурсы урока | Презентация, видеофрагменты, книжка |
План урока с разбивкой по времени:
1. Орг. момент – 2 мин
2. Актуализация знаний- 5 мин
3. Мотивация познавательной деятельности- 5 мин
4. Физкульминутка-2 мин
5. Организация познавательной деятельности-25 мин
6 Итог урока-3 мин
7. Рефлексия- 3 мин
Ход урока:
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
1. Организационный момент | |
У: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Сергеевна, Виктория Александровна и сегодня мы проведем у вас урок музыки. Садитесь! Проверьте свою готовность к уроку. Давайте начнем работать. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. |
2. Актуализация знаний | |
-Сегодня нас с вами ждет незабываемая встреча с музыкой. Посмотрите, что это за книга? Шарль Перро. Сказки. -А почему говоря о музыке мы часто обращаемся к какому-либо литературному произведению? Потому, что много музыкальных произведений написано на литературные сюжеты. Это оперы и балеты. -Послушайте загадку и назовите о какой сказке пойдёт речь. Итак, события происходят в замке. На крестины принцессы приглашены важные гости, чтобы пожелать счастья маленькой принцессе. Добрые феи дарят ребёнку подарки, в замке царит веселье. Внезапно злая фея со своей свитой врывается во дворец, её забыли пригласить на бал. От злости она начинает колдовать и предвещает принцессе, что та умрёт от укола спицей, когда ей исполнится 16 лет. -Вы узнали сказку? («Спящая красавица») -Сегодня у нас на уроке сказка «Спящая красавица». Музыку к этой сказке написал композитор П. И. Чайковский (Слайд № 1) -А музыкальный жанр, к которому обратился композитор-балет. -Что мы уже с вами знаем о балете? Балет, это музыкальный спектакль, в котором артисты танцуют. -Какие два вида искусства, необходимые в балетном спектакле, мы можем назвать? Музыка. Хореография. Слайд 2 -Только ли музыка и хореография? Появился бы на свет балет без этой замечательной сказки? Нет. Нужна еще Литература. А так же изобразительное искусство. Слайд 3 -Правильно, а композитор к каждой строчке литературного произведения сочиняет музыку? Нет. Нужно краткое содержание произведения. -Для спектакля пишется либретто. Либретто- Краткое изложение содержания пьесы, оперы. | Смотрят на книгу Отгадывают загадку Отвечают на вопросы Узнают сказку |
3. Мотивация познавательной деятельности | |
-Балет и сегодня любим зрителями, потому что музыка Чайковского очень яркая, выразительная. И мы сегодня говорим о выразительных возможностях музыки великого русского композитора. Я хотела бы, чтобы вы сегодня сами убедились в том, что музыка Чайковского неповторимая, яркая. А вот какими же средствами он создает такую замечательную музыку, нам поможет ответить на этот вопрос сама музыка. -Ребята, так какая тема нашего урока? балет П.И.Чайковского «Спящая красавица» -Тогда какую цель поставим? | Определяют тему и цель урока |
4. Организация познавательной деятельности | |
-Сейчас я вам расскажу сюжет. Как и в сказке у короля и королевы не было долго детей, и вот королева родила дочь, которую назвали Аврора. На крестины Авроры были приглашены добрые феи, а злая Карабос, рассердившись, сама пришла на крестины и наложила проклятье. Когда Авроре исполнится 18 лет, она уколет палец веретеном и умрет, но добрая фея Сирень сказала, что она не умрет, а уснет. Король повелел уничтожить все колющие предметы в королевстве, но однажды, когда Авроре исполнилось 18 лет, она поднялась в комнатку в высокой башне, где старушка пряла пряжу. Она ничего не знала об указе короля. Аврора уколола палец и уснула. Сто лет спустя, с помощью доброй феи Сирени, принц Дезире во время охоты проникает в спящий лес, где видит Аврору и пробуждает ее поцелуем. Их счастливая любовь разрушает злые чары феи Карабос. -Вспомните, что обычно звучит перед любым спектаклем? Вступление! -А для чего нужно вступление? чтобы ввести нас в образ сказки, показать их героев. -У композиторов есть такая традиция: перед спектаклем исполняется небольшое вступление для того, чтобы зритель настроился на предстоящее событие. Такое вступление к балету называется ИНТРОДУКЦИЯ и исполняется она при закрытом занавесе. -Представим, что мы находимся в зрительном зале и послушаем ИНТРОДУКЦИЮ (ВСТУПЛЕНИЕ) к балету «Спящая красавица». Внимательно послушайте и постарайтесь ответить на вопрос. Прослушивание интродукции - Музыка на протяжении всего звучания была одного характера или менялась? вначале звучала грозно, а затем светло и мягко - Сколько героев воплотила в себе и какие они по характеру? 2 образа – 1) образ грозный, угрожающий; 2) нежный добрый, Т.е. композитор представил нам два противоположных образа) -Подошёл черёд разгадать следующую загадку: как вы считаете, кого из перечисленных персонажей изобразила музыка вступления? (Музыка изобразила 2х волшебниц – Фею Карабос(злую) и Фею Сирени (добрую) -А сейчас мы вместе порассуждаем и узнаем, какие же средства музыкальной выразительности использовал композитор, чтобы так ярко и понятно изобразить музыкой 2 контрастных образа. А поможет нам в этом схема: основные средства музыкальной выразительности, с которыми мы уже знакомились на предыдущих уроках - МЕЛОДИЯ, ТЕПМ, ДИНАМИКА. Слайд 4 -Какой темп выбрал композитор для характеристики злого и доброго персонажа? Фея Карабос – быстрый, стремительный Фея Сирени - спокойный, неторопливый -Какая динамика? Фея Карабос – громко (форте) Фея Сирени - тихо (пьяно) -Ребята, попробуйте на листе нарисовать линию, которая будет показывать образы двух фей. Мы с вами обсудили что музыка, показывающая образ феи Карабос-грозная,… А в образе феи Сирени-музыка спокойная, плавная… Ваша задача нарисовать по одной линии к каждому образу. -Поднимите вверх. -Охарактеризуйте нарисованную линию, какая она у вас получилась в рисунке? Линия Феи Карабос – острая, скачками, прерывистая Линия Феи Сирени – плавная волнистая, протяжная | Слушают сюжет сказки Отвечают на вопросы Слушают вступление «Спящей красавицы» Определяют характер музыки Вспоминают средства музыкальной выразительности Рисуют |
6. Физминутка | |
У: Теперь, ребята, нужно, чтобы отдохнули наши глазки. Давайте выполним несложное упражнение: 1. Зажмурим глаза и откроем (3 раза). 2. Круговые движения глазами в правую сторону. Головой не вращать (5 раз). Теперь в левую сторону 5 раз. 3. Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое вправо. Еще раз. 4. Поморгаем немного. Закончили! | Выполняют физкультминутку |
-Чего не хватает, чтобы герои ожили? Танца. Посмотрим. При просмотре обратите внимание на то, какой образ был у участников бала. Видео – фрагмент вальса. -У каждой из волшебниц, на балу должен быть соответствующий её образу наряд. Какой наряд у кого? У феи Карабосс преобладают тёмные цвета, потому что, она является олицетворением тёмных сил. Если вспомнить сказку, то именно она подстроила так, что принцесса, уколов свой палец, заснула на долгие сто лет. А вот фея Сирени, напротив, вся очень светлая, красивая и цветущая. -Такое сочетание делает музыку более яркой и выразительной. Этот приём, называется - контрастом. Им пользуются не только музыканты, но и художники. -Мне кажется, что настало время очутиться на королевском балу. Давайте окажемся там. Представьте себе все происходящее на сцене. В королевском дворце пышный бал: Авроре исполнилось 16 лет. Со всех концов королевства собрались женихи, которые добиваются руки прекрасной принцессы. В разгар веселья приходит старая женщина. Она подносит Авроре букет цветов. Любуясь цветами, Аврора радостно кружится в танце. Неожиданно она останавливается, чем-то уколов палец: в букете оказалась спица. Аврора падает, теряя сознание. Старуха скидывает с себя плащ — все узнают в ней злую фею Карабосс. Появляется Фея Сирени. По взмаху ее волшебного жезла все королевство погружается в сон. Вокруг вырастают густые кусты сирени. -Посмотрим финал первого акта. Смотрите внимательно, я задам вопросы. https://www.youtube.com/watch?v=WE6gEu_aHAI -Как же называется танец с такой плавной, словно льющейся мелодией? Вальс -В связи с чем изменилась мелодия вальса? С появление феи Карабос - Правильно, мы слышим темы феи Карабос, предвещающей трагедию, Танец Авроры с веретеном, тема горя и отчаяния окружающих и наконец завершение всей сцены плавная парящая мелодия феи Сирени, как смягчение злого заклинания – все царство погружается в волшебный сон. -Финал сказки добрый. Рухнули злые чары колдовства. Принцесса аврора и принц сыграли свадьбу и были счастливы. Наш урок тоже близится к финалу. | Смотрят видеофрагмент Отвечают на вопросы Смотрят финал «Спящей красавицы» |
7. Итог урока | |
- С каким муз.жанром мы сегодня продолжили знакомство? (БАЛЕТОМ) -Какую цель мы ставили в начале урока? -Мы достигли цели? - Что такое интродукция? (вступление к балету) | Отвечают на вопросы |
8. Рефлексия | |
«Плюс-минус-интересно» У: Ребята, на доске вы видите таблицу. Графа «П» - «плюс»- это все, что понравилось на уроке, какие задания вам были наиболее понятны. Графа «М» - «минус»- это все, что осталось непонятным. Графа «И» - «интересно»- это все те задания, которые были вам наиболее интересны. Кто хочет попробовать рассказать по каждой графе? (спрашиваю) | Оценивают урок |
У: Ребята, всем спасибо за урок! Урок окончен. | Прощание с учителем. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по музыке на тему: «Музыка Венгрии».
Конспект урока по музыкена тему: «Музыка Венгрии»....
Конспект урока по музыке "Зима в музыке" 1 класс
Конспект урока по музыке в 1 «А» классеУчреждение: КГКОУ Школа 5 , г. Николаевск-на-АмуреУчитель музыки: Третьякова Евгения ВладимировнаПредмет: музыкаТема: "Зима в музыке".Программа...
конспект урока по музыке "Развитие музыки"
материал разработан в помощь учителю....
Конспект урока по музыке:" Музыка в кино "
Цель: продолжать знакомить детей с детскими песнями в кино.Задачи:Образовательная: формировать значимость музыки в жзни.Воспитательная: содействовать в ходе урока формированию эстетики детей, любви к ...
Конспект урока по музыке в 3 классе: Изобразительные и выразительные интонации в речи и музыке.
Данный урок помогает раскрыть тему "Интонации в музыке и речи", что между ними общего. урок на эту тему проводится в 3 классе во 2 четверти....
Конспект урока по музыке 3 класс музыка в образах животных
Конспект урока в 3 классеТема: «Образы животных в музыке»Цель: расширение и углубление представлений детей об изобразительных возможностях музыкального искусства.Задачи:1. Развитие сп...
конспект урока по музыке в 3 классе "Природа и музыка"
Конспект урока по музыке для 3 класса "Природа и музыка" по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной....