Статья "Роль шумового оркестра для детей"
методическая разработка по музыке

Коррекционная педагогика

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Роль шумового оркестра для детей

Шумовой оркестр – одна из самых доступных и в то же время развивающих форм музицирования. Музыка всегда (наряду с движениями и речью) являлась необходимым условием общего развития детей. Занятия в шумовом оркестре позволяют приобщать обучающихся к интересной, яркой музыке в качестве слушателей и исполнителей.

Игра на детских шумовых инструментах доставляет радость музыкального творчества, эмоционально-эстетическое удовлетворение, развивает мелодический, ритмический и тембровый слух, музыкальную память, познавательную и волевую сферы.

Музыкальные способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности в целом. Музыка познаётся как источник положительных эмоций, который расширяет жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности.

Использование игры на элементарных музыкальных инструментах плодотворно влияет на музыкальное развитие.

Музыкальные сказки-шумелки помогают обеспечить в игровой форме разностороннее развитие. Ребята реализуют свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах, что всегда сопровождается положительными эмоциями. Совместное музицирование формирует навыки коммуникации. Развивается музыкальный слух. Обучающиеся различают даже небольшие оттенки звучания: громкость, продолжительность, высоту, тембр, акценты и ритмы. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок. Также формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.

Играя на музыкальных инструментах, дети изучают и исследуют мир звуков. А самая большая ценность творчества в том, что оно сопровождается радостью, удовольствием, проявлением индивидуальности ребенка.

С помощью занимательных сказок-шумелок обучающиеся знакомятся с музыкальными инструментами, овладеют различными приёмами извлечения звуков, развивают слуховую память, учатся воспроизводить оттенки звучания.

Звукоподражание на музыкальных инструментах оттенками способствует развитию фантазии.

В непрерывную образовательную деятельность включаются игры, развивающие внимание и слуховое восприятие:

- «Кто что услышит»

- «Угадай, что делать»

- «Кто внимательный»

- «Солнышко и дождик»

- «Где позвонили»

- «Угадай, на чём играю»

- «Узнай по звуку»

Необходимо включать в свою работу двигательные образные импровизации под музыкальное сопровождение простейших музыкальных инструментов:

- «Весёлые зайчики прыгают на полянке» (бубен)

- «Бабочки порхают над цветами» (колокольчик)

- «Цыплята клюют зёрнышки» (ложки)

- «Озорные воробышки радуются солнышку» (колокольчик)

- «Косолапый мишка идёт по лесу» (бубен)

Реализация своих представлений в звуках и шумах – занятие творческое и эмоциональное. Совместная игра с педагогом и другими детьми даёт навыки взаимодействия и коллективизма. Копирование ритмов развивает слуховое восприятие и музыкальную память. Различение громких и тихих звуков, отрывистых и протяжных, высоких и низких развивает музыкальный слух, а копирование шумов способствует развитию памяти. Благодаря шумовому оформлению сказок развивается умение сосредоточенно слушать.

 Шумовой оркестр – это игра, где есть место фантазии, возможны различные варианты оркестровки.

Выдающиеся музыканты-просветители Б. Асафьев, Б. Яворский, композитор и педагог К. Орф подчеркивали значение детского оркестра как основы развития музыкальности. Исполнительство на музыкальных инструментах – важный вид деятельности в процессе музыкально-эстетического воспитания наряду с пением.

В шумовом оркестре применяются различные музыкальные инструменты. Одни из них созданы на основе народных: трещотка, бубен, барабан, деревянные ложки. Другие - по типу инструментов симфонического оркестра: арфа, ксилофон, металлофон. Среди музыкальных инструментов различают основные группы: ударные, духовые, струнные, клавишные, клавишно-язычковые. Одни из них обладают «cтyчащим» тембром: деревянные ложки, трещотка, кастаньеты, палочки; другие (металлические или имеющие металлические части) — «звенящим» тембром: треугольник, румба, тарелки, колокольчик, бубенцы; третьи (по типу погремушек) имеют «шуршащий» тембр: маракасы, погремушка, коробочка. Барабан и бубен обладают более гулким, резонирующим звучанием.

Мелодические музыкальные инструменты развивают такие музыкальные способности как ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.

С самого начала надо учить ребят играть на инструментах правильно, точно воспроизводя ритм. Вначале разучиваются ритмические прибаутки, различные попевки и несложные песенки, построенные на одном звуке. Работа по обучению игре в шумовом оркестре должна быть организована так, чтобы она удовлетворяла трем важным условиям:

- была доступной для обучающихся;

- интересной;

- систематической

В исполнении оркестра музыкальных инструментов могут звучать различные по характеру и жанру песни. Лучше звучат те из них, в которых подчеркивается ритм, имеются акценты, паузы, изобразительные элементы: цоканье копыт, барабанная дробь, стук дождя, шум ветра, плеск воды.

Музыкальный репертуар для шумового оркестра составляется из произведений классиков, современных композиторов и народной музыки, самых разнообразных по тематике и жанрам.

Различные по тембру музыкальные инструменты заинтересовывают способами звукоизвлечения и характером звучания, поэтому при комплектовании оркестра, необходимо придерживаться соотношения всех групп инструментов.

Игра в шумовом оркестре даёт позитивные результаты всем без исключения обучающимся, независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные формы и методы работы на занятиях шумового оркестра с детьми 5-6 лет

Данная работа является планом - конспектом доклада, прочитанного автором работы на областном форуме "моя профессия - -искусство" в городе Иркутске (июнь 2010 год). На основе программы Т.Э. Тютюнниково...

Знакомство с инструментами шумового оркестра, овладение приемами и техникой исполнения на ударно – шумовых инструментах.

Данный материал поможет освоению и накоплению игровых навыков на шумовых инструментах. Развитию у учащихся музыкально-творческих способностей, эмоционального восприятия, музыкального слуха и воображен...

Фестиваль шумовых оркестров в параллели вторых классов.

На базе нашей школы существует Школа искусств (оркестровое отделение). В рамках сотрудничества в начальной школе проводятся занятия шумового оркестра. Отчетным мероприятием является конкурс-фестиваль ...

Фестиваль шумовых оркестров

Фестиваль шумовых оркестров для 2-х классов "Виват, оркестр!"...

«В поисках шумовых инструментов. Шумовой оркестр»

Цель: Привлечь  внимание учащихся к богатому и разнообразному миру звуков, издаваемых на разных шумовых музыкальных инструментах, формировать  элементарные навыки игры на шумовых музыкальных инструмен...