Конспект урока "Музыка осени" 1 класс
план-конспект урока по музыке (1 класс)

Федорова Юлия Олеговна

Конспект урока "Музыка осени" 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_oseni_2.docx37.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа с. Ленинское»

Конспект открытого урока музыки во 1Б классе

по теме:

«Музыка осени»

Выполнила: учитель музыки

Федорова Юлия Олеговна

с. Ленинское 2021г

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Образовательная программа: Программа курса музыки

Учебник: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская «Музыка-1» Учебник для общеобразовательных учреждений

Класс: 1

Тема: «Музыка осени»

Продолжительность: 35 минут

Тип урока: традиционный (комбинированный)

Цель: помочь войти в мир красоты осенней музыки, с чувством сопричастности к природе, связать жизненные впечатления детей с музыкально-художественными образами.

Задачи урока:

Образовательная:

  1. Оценить собственную деятельность на уроке;
  2. Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок;
  3. Aктуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала.

Развивающая:

  1. Развивать вокально-хоровые навыки, чувства ритма;
  2. Pазвивать умения размышлять о музыке, сравнивать, обобщать;
  3. Pазвивать навыки цельного восприятия музыкальных произведений;

Воспитательная:

  1. воспитывать музыкально-художественный вкус и образное восприятие музыки;
  2. организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности.

Планируемые  результаты:

  1. Метапредметные: владеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
  2. Предметные: расширить опыт в разных видах музыкально-творческой деятельности, владеть практическими умениями и навыками, уметь воспринимать музыку и выражать свое отношение к ней.
  3. Личностные: развить музыкально-эстетическое чувства, которое проявляет себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, уважительное отношение к культуре других народов мира, патриотическое отношение к культуре своей страны.

Используемые методы обучения: словесный; гуманно-личностный (создание ситуации успеха); информационно-коммуникативный; здоровье сберегающий; наглядно-зрительный; наглядно-слуховой; игровой.

Формы: групповая, фронтальная, индивидуальная

Оборудование: музыкальный инструмент (пианино), колонки, ноутбук.

Музыкальный материал: «Октябрь. Осенняя песнь»  из альбома «Времена года» Петра Ильича Чайковского; «Осень, осень наступила» (Сл. М. Ивенсен,  муз. Т. Попатенко)

План-структура урока:

1. Организационный момент.

2. Изложение нового материала и его усвоение.

3. Постановка проблемы
4.
 Подведение итогов урока.

5. Введение новых знаний в опыт

6. Введение знаний в систему опыта

7.Подведение итогов. Рефлексия

Ход урока

Этап урока

Время

Содержание урока

Формирование ууд

Учитель

Учащиеся

1.Организационный момент.

(2 мин)

Приветствует учащихся:

Начнем наш урок с музыкального приветствия.

Здравствуйте, ребята.

Исполнение музыкального

приветствия:

«Здравствуйте, ребята!»

Надеюсь, что наш урок будет интересным и очень полезным.

Приветствуют учителя.

Исполняют

музыкального

приветствия.

Формируются певческие навыки и мотивация на музыкальную деятельность.

Формируются и развиваются вокально-хоровые навыки.

2.Изложение нового материала и его усвоение.

(10 мин)

3)Постановка проблемы

(20 мин)

Беседа:

-Отгадайте загадку:

     Листья с веток облетают,

     Птицы к югу улетают.

     «Что за время года?» — спросим.

     Нам  ответят: «Это...» (осень) – показ картинки

-Назовите признаки осени.

-А вот и Муза в осеннем наряде пожаловала к нам  на урок (картинка).

-Она утверждает, что в осенней природе рождается музыка.

-Какую музыку осени слышали?

отгадаем загадки Музы (прослушивание звуков листвы, улетающих журавлей, дождя)

-У осени есть своя, неповторимая  музыка.

-Определите тему урока: «Музыка осени» (Откроем учебники).

-Каким человеком нужно быть, чтобы  услышать осеннюю музыку? (Наблюдательным, внимательным, любящим природу…)

-Сейчас вы будете оркестром (исполнителями), а я – дирижёром.

-Изобразим звуки осеннего  дождя  лёгким постукиванием карандаша. Прислушайтесь, как чередуются два коротких звука и длинный:  

-Это ритмический рисунок, музыка дождя.

-У музыки осени свой неповторимый  ритм, как биение сердца.

-Расскажите, какой бывает осень? Продолжите ряд: золотой, дождливой, хмурой, туманной, листопадной, ветреной…)  

-И музыка осени тоже разная.

Рассмотрите фото разной осени.

-Все люди  по-своему  выражают чувства, вызванные осенней природой: картинами, стихами, музыкой, танцами…

рассмотрите репродукцию картины Остроухова Ильи  Семеновича «Золотая осень».

-Почему так называется? (беседа)

 -А если бы вы были композиторами, какую бы мелодию сочинили, чтобы рассказать об этом пейзаже? Почему?

рассмотрите репродукцию картины Волкова Ефима Ефимовича «Октябрь».

-Что видите на переднем плане? Какое осеннее небо? Какие краски использовал художник? Почему?

-Представьте себе, что вы оказались  в этой берёзовой роще. Какую бы музыку осени услышали?

-Осень вызывает у людей и грусть, и радость…  

Физминутка:

Мы, листики осенние, на веточках сидели.
Дунул ветер - полетели.
Полетели, полетели и на землю сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял,
Повертел их, покрутил и на землю опустил. (Какое явление изобразили?

читая стихи поэтов,  мы тоже можем  услышать музыку осени.

-Послушайте строки из стихотворения Плещеева Алексея Николаевича «Скучная картина!» (учебник – стр.16)- фото поэта.

     Скучная картина!
    Тучи без конца,
    Дождик так и льется,
    Лужи у крыльца…

-Каким настроением проникнуты стихотворные строчки? Почему?

-Прочитайте стихотворение так, чтобы можно услышать музыку осени. Как называется этот приём? (Звукопись)

 а вот Пушкин Александр Сергеевич:

     Поэт любил безумно осень,
    И лес осенний он любил.
    Он часто меж берёз и сосен
    По стёжке узенькой ходил.
    Ходил и лесом любовался,
    И свежим воздухом дышал.
    И с музою не расставался,
    И на ходу стихи писал.

-Послушайте отрывок стихотворения «Осень»  в записи:

      Унылая пора! Очей очарованье!
     Приятна мне твоя прощальная краса  -
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и в золото одетые леса…

-Какие чувства передаёт поэт?

-Какие речевые звуки помогли передать шелест осенних листьев, звуки ветра,  ритм дождя…?

-Видите, и поэты по-разному относятся к осени.

 - А теперь,  попробуйте стать композиторами.

-Что необходимо, чтобы сочинить мелодию? (Слушать звуки природы, запоминать; ритмический рисунок; характер мелодии; уметь рисовать музыкальными красками картины природы)

-Мелодия - душа музыки. А ритм – пульс мелодии.

- Сочините  и  спойте  мелодию к словам «Дождь идёт» (анализ).

-Дождик бывает разный: и быстрый, и медленный, и сильный, и что-то шепчущий, и барабанящий, и слабый, и грустный, и весёлый…

 послушаем фрагмент музыкальной странички «Октябрь. Осенняя песнь»  из альбома «Времена года» Петра Ильича Чайковского.

-Какими слушателями нужно быть, чтобы понять, о чём рассказывает музыка?

-Какие чувства выразил композитор? Почему?

-Какой ритмический рисунок лёг в основу произведения? (Песенный).  Представляем, что ветер дунул,  и осенние листики летят, кружатся, танцуют вальс, покрывая землю разноцветным ковром.

песенный характер лёг в основу песни «Осень, осень наступила» (Сл. М. Ивенсен,  муз. Т. Попатенко)

  -Но сначала вспомним правила пения:

  • пой спокойно, не кричи
  • слушайте друг друга
  • внимательно слушай музыку
  • произноси чётко согласные звуки, тяни гласные
  • пой выразительно
  • начинай и заканчивай песню по знаку учителя
  • дыши через нос, выдыхай медленно через рот, чтобы дыхания хватило на всю музыкальную фразу (дыхательная гимнастика)

 -С каким настроением будем петь? Почему?

-Какую осень нарисовал композитор музыкальными красками? Какой ритм у этой мелодии? Кажется, как будто идёшь по золотому ковру из листьев и радуешься золотой осени.

-Чтобы научиться слушать музыку осени, нужно уметь наблюдать за природой.

-Проверю, наблюдательны ли вы.

-Загадки о деревьях:

1) Желто-красная одежка,

Каждый листик, как ладошка.

Осенью всех ярче он.

Догадались? Это... (клен)

2) В мае грелась, зеленела,

Гроздья осенью надела.

В алых ягодках — горчинка.

Что за деревце? (Рябинка)

3) Кто и летом, и зимой

В колкой шубке смоляной?

В дождь осенний и в капель

Не снимает шубку... (ель)

4) Русская красавица

Стоит на поляне

В жёлтой кофточке,

В белом сарафане. (Берёза)

5) Деревца в лесу стоят,

Даже в тихий день дрожат.

Вдоль извилистой тропинки

Шелестят листвой... (осинки)

6) Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет -
Желуди на нем! (Дуб)

Участвуют в беседе.

Отвечают:

В образе ОСЕНИ.

Отгадывают загадку:

Осень.

Отвечают:

Дождливая.

Ветреная.

Золотая.

Серая.

Отвечают:

Да!

Отвечают:

Повторяют звуки дождя с помощью карандашей

Слушают рассказ учителя, анализируют, отвечают.

Дождливая.

Ветреная.

Золотая.

Придумывают, воображают. Сочиняют мелодию на музыку

Отвечают:

Спокойно, грустно, плавно, нежно.

Дети слушают и повторяют движения

Отвечают

Выполняют требования учителя.

Слушают беседу

учителя.

Слушают стихотворение.

Произносят фразу с разной интонацией.

Знакомятся с

произведением.

Сочиняют мелодию на музыку

Распеваются.

Слушают песню

Отвечают:

Грустное, печальное, тоскливое.

Минорная краска.

Распеваются.

Анализируют, отвечают

Отгадывают загадки.

Формирование навыка развернутого речевого высказывания.

Коммуникативные : вступать в учебный диалог с учителем и сверстниками Познавательные: осознать познавательную задачу, выделять и формулировать учебную цель

Знакомятся с природой и музыкой осени.

Развивается восприятие, осмысление и запоминание учебного материала.

Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию Логическое решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Развивается восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера.

Формируются представления о содержании музыки.

Развивается способность переключать внимание с одного вида деятельности на другой.

Знакомятся с поэзией осени.

Формируется представление о музыкальной выразительности.

Познавательные:

 Самостоятельно находить нужную информацию;

Формируются певческие навыки.

3. Подведение итогов урока.

(3 мин)

Беседа:

Вывод:

-Где рождается музыка осени?

- Какой она бывает? Почему?

-Как люди по- своему рассказывают о музыке осени?

 -Кем были на уроке?

  -Что нового узнали на уроке?

 -Оцените работу класса, свою работу (при помощи цветных листочков: зелёный -      отлично, синий – что-то не получилось, красный – работа не удалась)

Музыкальное прощание.

Спасибо, ребята за урок!

Беседуют с учителем.

Отвечают.

(Композиторами, исполнителями, слушателями)

Прощаются.

Формирование выделения и осознания учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить осознание качества и уровня усвоения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 2 класс математика

очень удобно так оформлять конспекты, попробуйте!...

Конспект урока 4 класс

Тема баскетбол....

Конспект к мастер-классу "Работа над текстом в начальной школе"

Пояснения для учителей к презентации в текстовом формате....

Конспект для 1 класса "Первый раз в первый класс"

Подробный конспект урока Дня Знаний для 1 класса...

Конспект урока в классе комплекте 3 – 4 класс по математике.

Конспект урока в классе комплекте 3 – 4 класс  по математике.Тема:  Закрепление знаний табличного умножения чисел 2, 3, 4. Цели: 1.Закрепить знания учащихся табличного умножения чисел 2...

Конспект урока "Наш класс в школе. Мы – дружный класс"

Конспект урока по окружающему миру "Наш класс в школе. Мы - дружный класс", 1 класс, УМК "Перспектива"...

Конспект учителя начальных классов по русскому языку для 3 класса на тему "Типы текстов".

план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме "Типы текстов"....