Конспект урока "Музыка осени" 1 класс
план-конспект урока по музыке (1 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа с. Ленинское»
Конспект открытого урока музыки во 1Б классе
по теме:
«Музыка осени»
Выполнила: учитель музыки
Федорова Юлия Олеговна
с. Ленинское 2021г
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Образовательная программа: Программа курса музыки
Учебник: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская «Музыка-1» Учебник для общеобразовательных учреждений
Класс: 1
Тема: «Музыка осени»
Продолжительность: 35 минут
Тип урока: традиционный (комбинированный)
Цель: помочь войти в мир красоты осенней музыки, с чувством сопричастности к природе, связать жизненные впечатления детей с музыкально-художественными образами.
Задачи урока:
Образовательная:
- Оценить собственную деятельность на уроке;
- Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок;
- Aктуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала.
Развивающая:
- Развивать вокально-хоровые навыки, чувства ритма;
- Pазвивать умения размышлять о музыке, сравнивать, обобщать;
- Pазвивать навыки цельного восприятия музыкальных произведений;
Воспитательная:
- воспитывать музыкально-художественный вкус и образное восприятие музыки;
- организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности.
Планируемые результаты:
- Метапредметные: владеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
- Предметные: расширить опыт в разных видах музыкально-творческой деятельности, владеть практическими умениями и навыками, уметь воспринимать музыку и выражать свое отношение к ней.
- Личностные: развить музыкально-эстетическое чувства, которое проявляет себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, уважительное отношение к культуре других народов мира, патриотическое отношение к культуре своей страны.
Используемые методы обучения: словесный; гуманно-личностный (создание ситуации успеха); информационно-коммуникативный; здоровье сберегающий; наглядно-зрительный; наглядно-слуховой; игровой.
Формы: групповая, фронтальная, индивидуальная
Оборудование: музыкальный инструмент (пианино), колонки, ноутбук.
Музыкальный материал: «Октябрь. Осенняя песнь» из альбома «Времена года» Петра Ильича Чайковского; «Осень, осень наступила» (Сл. М. Ивенсен, муз. Т. Попатенко)
План-структура урока:
1. Организационный момент.
2. Изложение нового материала и его усвоение.
3. Постановка проблемы
4. Подведение итогов урока.
5. Введение новых знаний в опыт
6. Введение знаний в систему опыта
7.Подведение итогов. Рефлексия
Ход урока
Этап урока Время | Содержание урока | Формирование ууд | |
Учитель | Учащиеся | ||
1.Организационный момент. (2 мин) | Приветствует учащихся: Начнем наш урок с музыкального приветствия. Здравствуйте, ребята. Исполнение музыкального приветствия: «Здравствуйте, ребята!» Надеюсь, что наш урок будет интересным и очень полезным. | Приветствуют учителя. Исполняют музыкального приветствия. | Формируются певческие навыки и мотивация на музыкальную деятельность. Формируются и развиваются вокально-хоровые навыки. |
2.Изложение нового материала и его усвоение. (10 мин) 3)Постановка проблемы (20 мин) | Беседа: -Отгадайте загадку: Листья с веток облетают, Птицы к югу улетают. «Что за время года?» — спросим. Нам ответят: «Это...» (осень) – показ картинки -Назовите признаки осени. -А вот и Муза в осеннем наряде пожаловала к нам на урок (картинка). -Она утверждает, что в осенней природе рождается музыка. -Какую музыку осени слышали? отгадаем загадки Музы (прослушивание звуков листвы, улетающих журавлей, дождя) -У осени есть своя, неповторимая музыка. -Определите тему урока: «Музыка осени» (Откроем учебники). -Каким человеком нужно быть, чтобы услышать осеннюю музыку? (Наблюдательным, внимательным, любящим природу…) -Сейчас вы будете оркестром (исполнителями), а я – дирижёром. -Изобразим звуки осеннего дождя лёгким постукиванием карандаша. Прислушайтесь, как чередуются два коротких звука и длинный: -Это ритмический рисунок, музыка дождя. -У музыки осени свой неповторимый ритм, как биение сердца. -Расскажите, какой бывает осень? Продолжите ряд: золотой, дождливой, хмурой, туманной, листопадной, ветреной…) -И музыка осени тоже разная. Рассмотрите фото разной осени. -Все люди по-своему выражают чувства, вызванные осенней природой: картинами, стихами, музыкой, танцами… рассмотрите репродукцию картины Остроухова Ильи Семеновича «Золотая осень». -Почему так называется? (беседа) -А если бы вы были композиторами, какую бы мелодию сочинили, чтобы рассказать об этом пейзаже? Почему? рассмотрите репродукцию картины Волкова Ефима Ефимовича «Октябрь». -Что видите на переднем плане? Какое осеннее небо? Какие краски использовал художник? Почему? -Представьте себе, что вы оказались в этой берёзовой роще. Какую бы музыку осени услышали? -Осень вызывает у людей и грусть, и радость… Физминутка: Мы, листики осенние, на веточках сидели. читая стихи поэтов, мы тоже можем услышать музыку осени. -Послушайте строки из стихотворения Плещеева Алексея Николаевича «Скучная картина!» (учебник – стр.16)- фото поэта. Скучная картина! -Каким настроением проникнуты стихотворные строчки? Почему? -Прочитайте стихотворение так, чтобы можно услышать музыку осени. Как называется этот приём? (Звукопись) а вот Пушкин Александр Сергеевич: Поэт любил безумно осень, -Послушайте отрывок стихотворения «Осень» в записи: Унылая пора! Очей очарованье! -Какие чувства передаёт поэт? -Какие речевые звуки помогли передать шелест осенних листьев, звуки ветра, ритм дождя…? -Видите, и поэты по-разному относятся к осени. - А теперь, попробуйте стать композиторами. -Что необходимо, чтобы сочинить мелодию? (Слушать звуки природы, запоминать; ритмический рисунок; характер мелодии; уметь рисовать музыкальными красками картины природы) -Мелодия - душа музыки. А ритм – пульс мелодии. - Сочините и спойте мелодию к словам «Дождь идёт» (анализ). -Дождик бывает разный: и быстрый, и медленный, и сильный, и что-то шепчущий, и барабанящий, и слабый, и грустный, и весёлый… послушаем фрагмент музыкальной странички «Октябрь. Осенняя песнь» из альбома «Времена года» Петра Ильича Чайковского. -Какими слушателями нужно быть, чтобы понять, о чём рассказывает музыка? -Какие чувства выразил композитор? Почему? -Какой ритмический рисунок лёг в основу произведения? (Песенный). Представляем, что ветер дунул, и осенние листики летят, кружатся, танцуют вальс, покрывая землю разноцветным ковром. песенный характер лёг в основу песни «Осень, осень наступила» (Сл. М. Ивенсен, муз. Т. Попатенко) -Но сначала вспомним правила пения:
-С каким настроением будем петь? Почему? -Какую осень нарисовал композитор музыкальными красками? Какой ритм у этой мелодии? Кажется, как будто идёшь по золотому ковру из листьев и радуешься золотой осени. -Чтобы научиться слушать музыку осени, нужно уметь наблюдать за природой. -Проверю, наблюдательны ли вы. -Загадки о деревьях: 1) Желто-красная одежка, Каждый листик, как ладошка. Осенью всех ярче он. Догадались? Это... (клен) 2) В мае грелась, зеленела, Гроздья осенью надела. В алых ягодках — горчинка. Что за деревце? (Рябинка) 3) Кто и летом, и зимой В колкой шубке смоляной? В дождь осенний и в капель Не снимает шубку... (ель) 4) Русская красавица Стоит на поляне В жёлтой кофточке, В белом сарафане. (Берёза) 5) Деревца в лесу стоят, Даже в тихий день дрожат. Вдоль извилистой тропинки Шелестят листвой... (осинки) 6) Не загадка это даже, | Участвуют в беседе. Отвечают: В образе ОСЕНИ. Отгадывают загадку: Осень. Отвечают: Дождливая. Ветреная. Золотая. Серая. Отвечают: Да! Отвечают: Повторяют звуки дождя с помощью карандашей Слушают рассказ учителя, анализируют, отвечают. Дождливая. Ветреная. Золотая. Придумывают, воображают. Сочиняют мелодию на музыку Отвечают: Спокойно, грустно, плавно, нежно. Дети слушают и повторяют движения Отвечают Выполняют требования учителя. Слушают беседу учителя. Слушают стихотворение. Произносят фразу с разной интонацией. Знакомятся с произведением. Сочиняют мелодию на музыку Распеваются. Слушают песню Отвечают: Грустное, печальное, тоскливое. Минорная краска. Распеваются. Анализируют, отвечают Отгадывают загадки. | Формирование навыка развернутого речевого высказывания. Коммуникативные : вступать в учебный диалог с учителем и сверстниками Познавательные: осознать познавательную задачу, выделять и формулировать учебную цель Знакомятся с природой и музыкой осени. Развивается восприятие, осмысление и запоминание учебного материала. Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию Логическое решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование; Развивается восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера. Формируются представления о содержании музыки. Развивается способность переключать внимание с одного вида деятельности на другой. Знакомятся с поэзией осени. Формируется представление о музыкальной выразительности. Познавательные: Самостоятельно находить нужную информацию; Формируются певческие навыки. |
3. Подведение итогов урока. (3 мин) | Беседа: Вывод: -Где рождается музыка осени? - Какой она бывает? Почему? -Как люди по- своему рассказывают о музыке осени? -Кем были на уроке? -Что нового узнали на уроке? -Оцените работу класса, свою работу (при помощи цветных листочков: зелёный - отлично, синий – что-то не получилось, красный – работа не удалась) Музыкальное прощание. Спасибо, ребята за урок! | Беседуют с учителем. Отвечают. (Композиторами, исполнителями, слушателями) Прощаются. | Формирование выделения и осознания учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить осознание качества и уровня усвоения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока 4 класс
Тема баскетбол....
Конспект к мастер-классу "Работа над текстом в начальной школе"
Пояснения для учителей к презентации в текстовом формате....
Конспект для 1 класса "Первый раз в первый класс"
Подробный конспект урока Дня Знаний для 1 класса...
Конспект урока в классе комплекте 3 – 4 класс по математике.
Конспект урока в классе комплекте 3 – 4 класс по математике.Тема: Закрепление знаний табличного умножения чисел 2, 3, 4. Цели: 1.Закрепить знания учащихся табличного умножения чисел 2...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/14/picture-736695-1452784410.jpg)
Конспект урока "Наш класс в школе. Мы – дружный класс"
Конспект урока по окружающему миру "Наш класс в школе. Мы - дружный класс", 1 класс, УМК "Перспектива"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/21/picture-1100843-1548070481.jpg)
Конспект учителя начальных классов по русскому языку для 3 класса на тему "Типы текстов".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме "Типы текстов"....