Конспект урока по музыке во 2 классе УМК "Школа России". Тема: "Великий колокольный звон. Звучащие картины."
план-конспект урока по музыке (2 класс)

Меркурьева София Романовна

Конспект урока по музыке во 2 классе УМК "Школа России". Тема: "Великий колокольный звон. Звучащие картины."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka.docx30.52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: Великий колокольный звон. Звучащие картины.

Цель: знакомство с историко-культурными традициями России, формирование знания о колоколах и колокольных звонах на Руси.

 

Задачи:

Образовательные: сформировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси; познакомить с устройством колокольчика.

Развивающие: развивать творческое мышление, культуры общения, культуры слушания, чувства ритма, вокально-хоровых навыков.

Воспитательные: воспитывать у обучающихся чувство патриотизма, любви к своей Родине; уважение русских традиций и почитание колокола как символа русской земли.

Тип урока – освоение новых знаний и способов действий

Универсальные учебные действия:

Регулятивные:

1. Определять тему,  цель урока, анализировать музыкальные произведения по плану – на основе средств музыкальной выразительности.

2. Развивать умение сравнивать, осмысливать, анализировать, полученную информацию.

3. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью.

Познавательные:

1. Извлекать информацию из текста, выявлять сущность, особенности музыкального произведения, на основе анализа делать выводы.

2. Познакомиться с разновидностями колокольного звона.

Коммуникативные:

1. Способствовать формированию умению участвовать в диалоге с учителем или одноклассниками.

2. Учить высказывать свою точку зрения.

Планируемые результаты:

1. Предметные:

- развивать умение анализировать, сравнивать, осмысливать полученную информацию,

-  находить информацию в разных источниках, понимать терминологию обозначающую звучание колокольных звонов.

2. Метапредметные:

- формировать умение участвовать в диалоге,

- уметь в совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения.

3. Личностные:

- чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа,

- уважительное отношение к произведениям разных видов искусства.

Ресурсы:

1. Основные – музыкальное сопровождение.

2. Дополнительные – карточки, колокольчики.

Ход урока.

Этап урока,

виды работ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный этап

1. Приветствие

2. Представление

3.Проверка готовности рабочего места

4. Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята, садитесь.

- Меня зовут София Романовна, и сегодня я буду вести у вас урок музыки.

- Наведите порядок на рабочем месте.

- Прозвенел для нас звонок –

Начинаем наш урок.

Звоню в колокольчик

Приветствие.

Наведение порядка на рабочем месте.

К1

II. Актуализация опорных знаний и способов действий.

1. Постановка целей и задач урока

- Сегодня мы продолжим тему предыдущих занятий, на которых говорили о нашей  Родине. Напомните мне, пожалуйста, как называется наша Родина?

- Совершенно верно. И одно музыкальное произведение расскажет нам, что Россия - это не просто место, где мы живем. Она, оказывается, очень сильно похожа на нас самих, на наших мам и друзей. Россия – это мы! Давайте послушаем эту песню.

- О чём поётся в этой песне?

- Давайте  и мы продемонстрируем сейчас наше уважение и любовь к родной стране в выразительном исполнении этой песни, то есть споём её.

- Ребята, когда вы исполняли эту песню, как вы представляете себе Россию, какую картину рисуете в воображении?

- Да, Россию часто называют «Русь березовая», «Русь ромашковая», потому что символами нашей Родины являются березы и ромашки. Но есть еще одно название нашей Родины – «Русь колокольная». О чем же оно нам говорит?

- Колокола, колокольчики, бубенцы, бубенчики… Они, действительно, на Руси издавна и повсюду. От конской упряжи до церковных колоколов. Они – символ Руси. Раньше каждый город, каждая крупная деревня считали обязательным иметь свою церковь, а в ней колокола,  и не жалели денег на ее постройку.

- Итак, как вы думаете, что будем сегодня изучать?

- Верно, молодцы, а вы знали что, колокола называют русским чудом, а колокольные звоны – это голос нашей Родины.

- Россия.

Прослушивание песни «Моя Россия» композитора Георгия Струве.

- В этой песне авторы выражают нам свою любовь к России и изображают ее как живую девушку.

Поют песню «Моя Россия» Г. Струве.

- Леса, поля, березы, ромашки, реки, озера…

- Наверное, о том, что на Руси много колоколов.

- Будем изучать, что такое колокольный звон, слушать его, узнаем, какой он бывает и в каких ситуациях звучит.

Р1

Р2

Р3

П1

К1

К2

III. Первичное усвоение новых знаний и способов действий

1. Рассказ о колоколах

2. Прослушивание колокольного звона

IV. Динамическая пауза

- Слово «колокол» произошло от старинного русского «коло» - круг, но есть и такая версия: «кол о кол» - удар одного кола о другой.

Издавна колокольный звон на Руси раздавался в разных ситуациях. Соответственно, он и звучал, и назывался по-разному.

БЛАГОВЕСТ звонил медленно и тяжело, созывая на службу, или как бы  убаюкивая людей, желая им спокойной ночи.

Громко, торопливо и сбивчиво кричал НАБАТ, когда начинался пожар или наводнение, или еще какое бедствие.

Переливался, радостно звал на праздник, перезвания во все колокола – это ТРЕЗВОН.  

КРАСНЫЙ ЗВОН – это торжественный и величественный звон колоколов, который мог раздаваться по особым случаям.

В бурю, вьюгу призывно и размеренно бухал ОХРАННЫЙ ЗВОН, указывая дорогу путникам.

Вывешивание карточек

- А теперь мы с вами послушаем колокольный звон, и определим, к какому виду звона он относится.

- Этот колокольный звон, к какому виду звона относится?

- Почему вы так решили? Докажите.

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Прослушивание колокольного звона (Звон в Павловской Слободе

К. Мишуровский) – Красный звон.

- Красный звон.

- Звон праздничный, так как он звучал радостно, празднично, торжественно.

Р2

Р3

П1

П2

К1

К2

V. Первичная проверка понимания

1. Прослушивание колокольных звонов

- Не зря колокола стали символом Руси, раньше каждый день утром и вечером, с раннего детства и до самого конца жизни человек слышал колокольный звон, который  возвещал время труда и отдыха, веселья и скорби, созывал народ на церковные службы и  оповещал о пожарах и нападении врагов. Колокольным звоном народ провожал воинов на битву и встречал их с победой. В народе  всегда  верили,  что  колокольный  звон  отпугивает  нечистую силу и разные болезни. Учёные установили реальный факт, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы.

- А знаете ли вы, где находятся колокола?

- А в каком конкретно месте в церкви располагаются колокола?

- Да, эти башни называются колокольнями или звонницами. Их возводили обязательно выше остальных домов.

- Сейчас мы послушаем с вами два колокольных звона и попробуем определить, о чем они нас оповещают, о каких событиях - хороших или плохих?

- Слушаем 1 колокольный звон.

- О чём нас оповещает этот колокольный звон? О хороших событиях или о плохих?

- Почему?

- Совершенно верно – это был трезвон. Красный Лаврский трезвон. Красный – значит красивый, праздничный. Такой звон вы можете услышать и сейчас, проходя мимо церкви.

- Теперь послушаем 2 колокольный звон.

- О чём нас оповещает этот колокольный звон? О хороших событиях или о плохих?

- Почему?

- В храмах, церквях…

- Наверху, в башнях.

Звучит колокольня Троице-Сергиевой Лавры - красный Лаврский трезвон

- О хороших.

- Потому что этот звон радостный, размеренный, призывный, светлый… Может созывать на праздничную службу, сообщать о какой-то радости.

Звучит набат.

 

- О плохих.

- Величественный, сильный, но тревожный, угрожающий, мрачный.

Р2

Р3

П1

П2

К1

К2

VI. Первичное закрепление

1. Прослушивание колокольных звонов

2. Практическое задание

- Колокольный звон нашёл отражение и в творчестве композиторов, например, в творчестве М. Мусоргского в опере «Борис Годунов», где звучит колокольный звон, но и не только. Давайте послушаем.

- Что звучит в этой композиции?

- Верно, у Мусоргского в опере звучат не настоящие колокола: их звучание изображает оркестр! Мусоргский имитирует звучание колоколов. Правда, здорово получилось? Очень похоже!

- А теперь посмотрите, какие разные передо мной стоят колокольчики. И сегодня, спустя много лет, колокольчики продолжают использоваться в нашей жизни. Уже стало традицией привозить из путешествий по городам России сувениры – колокольчики. Они могут быть с надписью или гербом, рисунком или портретом, но всегда напоминают о том месте, которое вы посетили. Колокольчики полюбились в народе и стали составляющей частью культуры. Школьный колокольчик зовёт детишек в школу, последний звонок школьного колокольчика возвещает о вступлении во взрослую, серьёзную жизнь.

- Сейчас я покажу колокольчик, и мы рассмотрим, из чего он состоит, и позвенит в него.

- Из чего состоит колокольчик?

- Для чего нужен язычок?

- А теперь мы с вами позвеним в колокольчики (на выбор несколько учеников).

Звучит Великий колокольный звон из оперы М. Мусоргского «Борис Годунов».

- В этой композиции есть не только звучание колокольного звона, но и присутствует музыка и инструменты.

- Чаша, язычок.

- Чтобы колокольчик звенел.

Р2

П1

П2

К1

К2

VII. Итог урока

- Вот и подошёл к концу наш урок. Чему он был посвящён?

- Что вам запомнилось, особенно понравилось на уроке?

- Да, колокольный звон для  русских людей - это частичка русского сердца, это голос Родины, это душа России

И наш урок я хочу закончить такими строками

…Колокола родной страны,

Где быт иной, иные цели.

Как хорошо, что вы – слышны,

Как хорошо, что – уцелели!

- Был посвящён колокольному звону.

П1

К1

К2

VIII. Рефлексия

- Ребята, если вам понравился урок – покажите распахнутую ладошку, если не понравился и было скучно – кулачок.

К2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка» Конспект урока по музыке. 1 класс

Эта методическая разработа конспекта урока с использованием информационно-комуникативных технологий даёт возможность детям начальной школы через различные каналы восприятия представить сказочный мир и...

Учебно-методический комплект (конспект урока+презентация) для 4 класса. Школа России. Тема: Сочинение-отзыв по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница».

Конспект урока по русскому языку. Тема: Сочинение-отзыв по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница».Цели деятельности учителя: развивать умения определять тему картины, опи...

Конспект урока по музыке 3 класс

Урок музыки в 3 классе по теме :"«Лирические песни – душа русского народа»."...

Конспект урока по музыке 3 класс музыка в образах животных

Конспект урока в 3 классеТема: «Образы животных в музыке»Цель: расширение и углубление представлений детей об изобразительных возможностях музыкального искусства.Задачи:1. Развитие сп...

Конспект урока по музыке на тему "Гимн России"

Конспект предназначен для проведения урока по музыке во 2 классе на тему символов России....