Воспитание патриотизма на уроке музыки
статья по музыке

Абоймова Анна Александровна

В этой статье говорится о раскрытие патриотического потенциала у школьников, о методах и способах расширить мир познания своего народа, своей истории., любви к своей отчизне через музыкальное восприятие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_no2.docx16.47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Воспитание патриотизма на уроке музыки

"Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека."

В. А. Сухомлинский

В этой статье говорится о раскрытие патриотического потенциала у школьников, о методах и способах расширить мир познания своего народа, своей истории., любви к своей отчизне через музыкальное восприятие.

Дмитрий Борисович Кабалевский говорил: «… мы склонны утверждать, что главной задачей массового музыкального воспитания в общеобразовательной школе является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность». Он затрагивает" вечные темы" искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества.

В учебных пособиях, авторами которых являются: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. говорится о развитии личности ребенка, способности  слушать и чувствовать музыку.

Лев Семёнович Выготский говорил: "Музыка востребована молодежью и является мощным фактором, определяющим ее музыкально – эстетические вкусы, отвечая за систему музыкального образования. "

Знакомство с Родиной является ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Развитие музыкально-художественной культуры личности на основе изучения произведений патриотической тематики.

Актуальность данной статьи

Патриотизм является стержнем всех гражданских качеств личности, ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты.

Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения своего народа.

Воспитание патриотизма на уроках музыки имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так как наши молодые современники должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально.

Актуальность в рамках федеральной государственной образовательной системы в условиях современности связано с воспитание подрастающего поколения в рамках уважения и любви к Родине формирование нравственно здорового, жизнеспособного населения.

Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях, чувство патриотизма и гражданственности.

Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. В связи с этим мастерство педагога заключается в тонком искусстве преподавания. Для этого он сам должен быть творческой личностью. Если уроки, которые создает учитель, действительно являются результатом его творчества, если его действительно влечет творческое общение с учениками, если он чувствует, что так он может проявить себя как педагог и художник, то дети ему поверят и будут всегда готовы к сотворчеству.

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.

Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.

Дети особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому можно наиболее плодотворно проводить воспитательную работ

Изложение собственной практики

Знакомство с Родиной – является ступенью нравственно-патриотического воспитания детей.

На своих уроках я знакомлю детей с народной музыкой, песнями о родном крае, родной природе, знакомлю учащихся с биографиями русских композиторов и исполнителей, которые много сделали на благо нашей отчизны.

Изучая арию Сусанина, мы говорили с учениками о подвиге главного героя оперы М.И. Глинки, о любви к Родине.

«Вставайте, люди русские» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский» - еще один пример музыки «в народном духе». Решительная, призывная маршеобразная музыка 1-й части, сопровождаемая звучанием набатного колокола, контрастирует с певучей средней частью, в которой поочередно звучат женская и мужская группы хора.

Я рассказываю ребятам о том, что эта музыка была написана к кинофильму «Александр Невский», который стал особенно популярен в годы Великой Отечественной войны.

Композитор хотел, чтобы музыка подчеркивала главную мысль фильма: защита родной земли от захватчиков. Позднее С. Прокофьев объединил музыкальные фрагменты из кинофильма в одно сочинение. Так появилась кантата «Александр Невский», рассказывающая о силе духа русского народа, о любви к своей земле, о ненависти к ее захватчикам.

Знакомство с творчеством композитора Д.Д. Шостаковича, рассказ о значении Седьмой симфонии в нашей Победе, о её великом значении для нашего города. Рассказ и слушание фрагментов Седьмой (Ленинградской) симфонии в рамках морально нравственного воспитания «А музы не молчали»

Слушание песни «Священная война». История создания и первого исполнения песни. Беседа.

Исполнение песни Суслова и Дубравина «Медаль за оборону Ленинграда»

Путешествие по залу музея и исполнение песни Д.Д. Шостаковича на сл. М Светлова «Фонарики».

Слушание песни Д.Ф. Тухманова на сл. В. Харитонова «День Победы». Участие в исполнении.

Вывод: таким образом, воспитание патриотизма у школьников через музыкальные произведения является

Нынешние школьники – это будущее нашего общества. Какой будет Россия завтра, зависит от того, какими они вырастут. Для этого необходимо воспитывать детские души, тем самым определять судьбу нации.

Уроки эстетического цикла, и музыка в частности, имеют большое воздействие на подсознание (на эмоциональном уровне). Средства музыкальной выразительности комплексно воспитывают ребят: и на уровне сознания (понимания), и на уровне эмоций и чувств. Подбор соответствующего репертуара (отечественных, зарубежных композиторов, образцов народной музыки), воспитывающего в ребенке любовь к родным местам, к людям, чувство гордости за историю страны, ее лучших представителей, оптимистическая вера в свои силы и в светлое будущее страны и своего народа.

Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением учащихся к лучшим достижениям мировой цивилизации. Данная система должна способствовать выработке преемственного мышления, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии, также уважению и открытости ко всем другим системам и традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других, быть нечутким к трагедиям отечества и народа.


Список литературы:

Кабалевский Д.Б., Идейные основы музыкального воспитания. Как воспитывать музыкальную культуру в детях. в Сб.: Кабалевский: сборник работ, М., «Издательский дом Шалвы Амонашвили», 2005 г., с. 24.

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 1 кл.нач.шк. – М.: Просвещение

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 2 кл.нач.шк. – М.: Просвещение.:

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка.4 класс»: Учебник  для учащихся 4 класса,М., Просвещение

Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М.Методика музыкального воспитания в школе:Москва, 2000г.с. 320.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Воспитание патриотизма на уроках математики в начальной школе"

Воспитание патриотизма на основе краеведческих знаний....

Воспитание патриотизма на уроках в начальной школе

Патриотизм, по мнению методистов, есть глубокое осознание своей неразрывности с Отечеством не только в его историческом, культурном и территориальном аспекте, но и в нераздельной сопричастности ...

Воспитание патриотизма на уроках ОРКСЭ

Со школьных лет все помнят слова Н.А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». А.Н. Радищев  в свое время сказал: «Истинный человек и сын Отечества – есть одно и то же»....

Воспитание патриотизма на уроке математики в начальных классах

Воспитание патриотизма на уроке математики в начальных классахЦели урока:1. Совершенствовать умения решать текстовые задачи и задачи геометрического характера (используя устные и письменные формы) и с...

Воспитание патриотизма на уроках ОПК в начальной школе .

Цели и задачи патриотического воспитания в начальной школе.Воспитание младших школьников на примере героического прошлого нашей Родины.Внеклассная работа по предмету....

Воспитание патриотизма на уроках литературного чтения

Воспитание патриотизма на уроках литературного чтения...