Тема урока «Многогранность и современность музыкальных образов в творчестве И.С.Баха»
план-конспект урока по музыке

 Цель урока-сформировать представление учащихся о многогранности и современности музыкальных образов И.С.Баха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок музыки в 5 классе28.21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Работать в школе учителем музыки я начала, будучи студенткой 3-го курса педагогического института. Прошло более 20 лет, а мне кажется, что это было только вчера … До сих пор помню мой первый урок, глаза ребят, тишину после исполненной на фортепиано любимого мною И.С.Баха…

Самая главная задача учителя, на мой взгляд, - заинтересовать детей, чтобы им хотелось прийти вновь на урок, чтобы они хотели вынести из урока новые знания. Время движется вперёд, технический прогресс требует от нас другого подхода к обучению.

Современный урок. Какой он? Я думаю, он должен развивать самостоятельную деятельность учащихся, быть информационно насыщен, включать разные формы работы.

Для того чтобы сегодня вовлечь ученика в урок необходимо   использовать инновационные формы  работы, в частности: технологию развивающего обучения, технологию развития критического мышления, информационные компьютерные технологии, технологию  индивидуально-деятельного подхода. А использование метода проектов делает учебный процесс творческим, целенаправленным, ученик в результате становится ответственным и целеустремленным, находит себе дело с учетом уровня своего интеллектуального развития, уровня подготовки по данной проблеме, своих способностей и задатков. Для того чтобы проект получился, надо верить в ученика.

Моя обязанность – подготовить всех обучающихся к посильной для каждого, но обязательной познавательной деятельности.  На уроке я даю каждому возможность побыть и певцом, и актёром, и музыкантом-исполнителем, и исследователем, и композитором, и хореографом! Мое твердое убеждение – нет плохих учеников. Они все яркие, талантливые, неповторимые индивидуальности! А талантливые люди-это главное богатство Казахстана!!!

Итак, хочу поделиться своим опытом.

Приглашаю  на мой  урок   в 5-ый  математический  класс. Тема урока «Многогранность и современность музыкальных  образов  в творчестве И.С.Баха»

Я для себя поставила цель: сформировать представление  учащихся  о многогранности и современности творчества  немецкого  композитора  Иоганна  Себастьяна  Баха.

В ходе урока я должна решить следующие задачи: закрепить понятие изученных жанров (токката, фуга, сюита), дать новые (аллеманда, куранта, менуэт, жига, сарабанда), развить любовь к  искусству, развить способность размышлять о музыке и выразить собственную позицию относительно стиля Иоганна Себастьяна Баха и своеобразия раскрытия им вечных проблем, пробудить у учащихся интерес к музыке И.С. Баха, желание слушать её не только на уроке, но и вне его.

Дети всегда входят  в класс  под музыку, и сегодня звучит, конечно, И. С. Бах. На фоне музыки я читаю стихи Б. Дубравина.

Звучанье Баха снова первозданно,
Его дыханье рвётся в тишину.
И мы у этой пленницы органа,
У музыки, у музыки в плену!

 Вот голос прозвучал таинственно и нежно,
Затронул сердце, за душу задел.
Прогнал сомненья, страх, в нас зародил надежду
И, кажется, что ангел вдруг запел!

Затем обращаю внимание детей на интерактивную доску, где записана тема урока с пробелами, которые нам предстоит   заполнить в ходе урока.

 ( « ___________________           и         __________________ музыкальных образов в творчестве И.С.Баха».)

Выходят дети, которые кропотливо изучили жизнь и творчество И.С Баха.

С помощью «докладчиков» мы узнаём много нового и интересного о композиторе (используем презентации учителя, учеников).

Очень часто для обогащения музыкального багажа я использую слушание различных музыкальных фрагментов произведений. Вот и сегодня звучали фрагменты: «Токката и фуга ре минор», «Шутка», «Аве Мария» И.С. Баха. После каждого музыкального фрагмента  мы беседуем  о музыкальном образе произведения.

 Один из фрагментов я исполняю вместе с учащимся на синтезаторе в четыре руки, чем вызываем бурю восторгов!

После того как ребята сформулировали ответы о каждом музыкальном образе мы вновь вернулись к формулировке темы урока. Используя знания ребят о геометрических фигурах мы заполнили первое слово «многогранность» (межпредметные связи).

Определив стилистические особенности музыки Баха, мы перешли к Кётенскому  периоду (показ слайда с Кётеном), так как именно в этот период была написана «Французская сюита» (открываем слайд «сюита»).

Мы знакомимся с танцами сюиты, прослушиваем и анализируем  некоторые из них.

Я прошу детей  задуматься  над значением  музыки Баха в наши дни.

Чтобы удивить, заинтересовать ребят я предлагаю прослушать фрагмент «Токкаты. фуги» И.С.Баха в исполнении лучшей  этно-рок-группы  Казахстана «Улытау», что вызывает бурю эмоций. Мы приходим к выводу,  что музыканты этой группы, сохраняя мелодическую основу И.С.Баха, наполняют музыку современными ритмами, делают её созвучной нашей эпохе. Очень удивило детей  звучание домбры  в этом произведении!

Обращаю внимание детей на невидимые нити, соединившие XVIII век с XXI веком. Так какого же слова не хватает в формулировке темы урока?  Музыка Баха не только разнообразна, многогранна, но и ___________? (современна).  Вписывать это слово в формулировку темы нашего урока хотел весь класс!

Следующий этап – проверка усвоенных знаний.

Традиционной формой проверки на уроках музыки долгое время были викторины, и тесты на сегодняшний день являются одной из современных форм проверки уровня знаний обучающихся. Выставление оценок  происходит  с помощью взаимопроверки.

( 7-8 «+» — пятёрка; 5-6 «+» — четвёрка.)

1.  Сколько «Французских сюит» написано И.С.Бахом?

а) 5

б) 6

в) 8

г) 2

2.  Укажите национальную принадлежность аллеманды.

а) немецкий танец

б) французский

в) итальянский

г) английский

3.  Какой танец произошёл от пляски английских матросов?

а) буррэ

б) полонез

в) жига

г) менуэт

4.  Французский подвижный танец, входящий в сюиту?

а) сарабанда

б) куранта

в) жига

5.  Старинный испанский медленный танец-шествие?

а) гавот

б) сарабанда

в) буррэ

6.  Старинный французский танец. У И.С.Баха звучит неторопливо, просто, изящно.

а) менуэт

б) мазурка

в) аллеманда

г) краковяк

7.  Виртуозная музыкальная пьеса для клавишного инструмента (фортепиано, орган) в быстром темпе, чётком ритме, обычно с преобладанием ударной аккордовой техники.

а) токката

б) тарантелла

в) танго

г) тамбурин

8.  Высшая, самая сложная форма полифонической музыки. Особенно часто обращался к ней И. С. Бах. Как правило, она составляет миниатюрный цикл вместе с предшествующей ей прелюдией или токкатой.

а) фокстрот

б) фуга

в) фольклор

г) фуриант

Какой же урок без здоровьесберегающих технологий! И для этого на уроках я использую методику А.Н. Стрельниковой - автора  дыхательной гимнастики. Мы просмотрели на видео (показывает упражнения заслуженная артистка О.Б.Воронец) и выполнили упражнения «Задержка дыхания», «Ладошки», «Насос», «Кошка», «Повороты».

Продолжая  восхищаться силой музыки И.С. Баха, приходим к тому, что современные композиторы посвящают свои песни этому гению. Предлагаю учащимся поучаствовать в игре «Я - композитор». На доске текст песни С. Намина «Бах творит». Я даю задание: прочитать выразительно куплет, припев (фронтальная работа), затем подобрать средства музыкальной выразительности, которые бы раскрыли содержание текста и записать это в тетрадях (индивидуальная исследовательская работа). Затем предлагаю сравнить с уже созданным композитором произведением, разучиваем 1 куплет и припев, исполняем песню по группам, всем классом, используя технологию индивидуально-деятельного подхода. На этом этапе урока  ярко прослеживается творческая работа учащихся.

Самым интересным эпизодом была интеллектуальная игра «Включи мозг», где было необходимо понять, что объединяет все изображения. Был показан слайд с монограммой И.С.Баха  на нескольких снимках.

Учащиеся, совещаясь в предварительно созданных группах, пришли к выводу, что это монограмма И.С. Баха. Используя выданную монограмму И.С.Баха, я прошу выполнить следующее творческое домашнее задание: узнать, что такое монограмма, определить составляющие монограммы, подготовить материал о монограмме И.С.Баха, изготовить свою монограмму.

Закончить урок я решила написанием синквейнов , где ребята должны были поделиться своими впечатлениями о уроке ,предварительно напомнив о правилах написания.

Было очень много интересных ответов и впечатлений от услышанной музыки!

Это был замечательный финал!!!

Кредо современного учителя, я думаю,– это постоянный поиск, желание узнавать новое, внедрение передовых идей в работу, при этом уважать старые традиции  и не бояться инноваций! А самое главное - уважать Личность Ребёнка, верить в его безграничные возможности, чтобы каждый из ребят знал, что он и есть Великий Талант!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Не река, море ему имя. Творчество И.С. Баха.

5 КЛАСС.ТЕМА: НЕ РЕКА, МОРЕ ЕМУ ИМЯ.  ТВОРЧЕСТВО И.С. БАХА .«Урок-путешествие» ( с применением мультимедийных технологий). ЦЕЛЬ: развитие у детей способности восприятия и постижения духовно-...

урок Многогранный мир чувств

формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания....

окружающий мир, Тема урока. Старинные и современные средства письма, счета, связи.

Цель урока: создать условия для знакомства с историей развития  старинных и современных средств письма, счета, связи.Задачи:Образовательная:  познакомить со  старинными и современными с...

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.

Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...

«Рецепт» современного урока» (в рамках темы «Способы повышения эффективности современного урока»)

В данном материале представлены те изюминки, которые я использую в своей работы на различных этапах современного урока....

«От гуманной педагогики В.А. Сухомлинского до наших дней» Тема: «Взрослый и ребёнок: современное творчество в целях развития личности»

Почти двадцать лет назад за участие в областном этапе конкурса  «Учитель года-99» я получила диплом за победу в номинации  «Сердце отдаю детям». Как учитель начальных...