урок музыки в 4 классе "Глинка"
план-конспект урока по музыке (4 класс)

В данном конспекте урока вы можете увидеть, как можно интересно для детей провести урок музыки по теме "Глинка". урок получится очень насыщенным и увелкательным!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_kl_glinka.docx26.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное общеобразовательное учреждение Республики Марий Эл «ОМК им. И.К. Глушкова»

 

 

Согласован

Классный руководитель

_________/__________

«__»__________2022 г.

                                            Утвержден

                                            Методист

                                  _______/___________

                          «__»_____________2022 г.

 

 

 

Конспект урока

на тему: «М. И. Глинка – основоположник русской

 классической музыки»

который будет проведен

в 4  классе

МОУ «Оршанская средняя общеобразовательная школа»

у классного руководителя_________________

1 апреля  2022 года

Составила студентка

3 нк группы

Яндушева Дарья Сергеевна

Оценка_______

Подпись_________

Оршанка, 2022

Паспорт урока

1.Дата проведения: 1.04.2022

2.Класс: 4

3.Продолжительность: 45 минут

4.Предмет: музыка

5. Тема: М. И. Глинка – основоположник русской классической музыки

6.Тип урока: открытие новых знаний

7. Цель: формирование  представления о творчестве русского композитора М. И. Глинки через произведение: опера «Иван Сусанин»

8.Задачи:

8.1        Образовательные:

8.1.1 Формировать знания о жизни и творчестве русского композитора М. И. Глинки

8.1.2 Формировать умение слушать музыкальные произведения

8.1.3 Способствовать формированию умения анализировать музыкальные произведения

8.1.4 формировать знания о понятиях: опера, ария

8.2  Развивающие, направленные на развитие:

8.2.1 Регулятивных УУД:

- Формировать умение анализировать и сравнивать музыкальные произведения;

- Формировать умение оценивать свою работу на уроке;

8.2.2 Познавательных УУД:

- Формировать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

8.2.3 Коммуникативных УУД:

- Формировать умение высказывать свои мысли в устной форме;

- Формировать умение слушать и понимать других;

8.3Воспитательные, направленные на развитие:

8.3.1 Личностных УУД:

- Формировать положительное отношение к учебе;

- Воспитывать интерес к изучаемому предмету;

- Воспитывать чувство уважения к культуре и традициям чужого народа

9 Планируемые результаты:

9.1 Образовательные:

9.1.1 Имеют представления о жизни и творчестве русского композитора М. И. Глинки

9.1.2 Умеют слушать музыкальные произведения

9.1.3 Умеют анализировать музыкальные произведения

9.2 Метапредметные:

Познавательные:

- Умеют делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- Умеют высказывать свои мысли в устной форме;

- Умеют слушать и понимать других;

- Умеют анализировать и сравнивать музыкальные произведения;

- Умеют оценивать свою работу на уроке;

- Положительное отношение к учебной деятельности;

- Положительное отношение к изучаемому предмету

- Чувство уважения к культуре и традициям своего народа

10.Методы обучения:

10.1 Основной метод: беседа, слушание

10.2 Частные методы:

-словесные: беседа, объяснение;

-наглядные: демонстрация

-методы поощрения: похвала, одобрение;

-методы контроля: контроль учителя и самоконтроль;

11. Средства обучения:

Для учителя: презентация

Для учащихся: презентация

12. Ресурсы урока:

- Консультация с методистом Шашковой Анной Юрьевной

План

  1. Организационное начало
  2. Музыкальная разминка
  3. Актуализация знаний
  4. Формулирование темы урока
  5. Открытие новых знаний
  1. Сообщение про М. И. Глинку
  2. Сообщение про оперу «Иван Сусанин»
  3. Прослушивание арии Ивана Сусанина из оперы «Иван Сусанин»
  4.  физкультминутка
  5. Прослушивание гимна «Славься»
  1. Закрепление
  2. Подведение итогов
  3. Рефлексия
  4. Домашнее задание
  5. Организационное завершение

Ход урока

1.        Организационное начало

1.1        Приветствие

Д: Поют

  1. Мотивация к учебной деятельности

У: Обратите внимание на слайд. Прочитайте. Как вы понимаете эту пословицу?

«Красна птица пеньем, а человек – уменьем»

Д: знания и умения – главное достоинство человека.

У: верно. Молодцы. Вот и сегодня на нашем уроке мы с вами стараться получать знания, которые нам пригодятся.

Д: Настраиваются на урок

  1. Музыкальная разминка

1 упражнение делаем 5 глубоких вдохов и выдохов.

  1. упражнение мы с вами попробуем изобразить звук автомобиля.
  2. Теперь мы можем с вами начинать петь.

Молодцы! Вы очень хорошо пели. Можем работать дальше.

  1. Актуализация знаний

У: Ребята, а кто помнит, что мы проходили с вами на нашем последнем уроке?

Д: мы проходили композиторов разных стран

У: каких композиторов вы помните?

Д: отвечают

У: молодцы! А кто мне ответит на вопрос, что такое опера?

Д: опера – театрально-музыкальный жанр

У: Верно. И так сегодня мы с вами познакомимся еще с одним композитором и его произведениями

  1. Формулирование темы урока

У: обратите внимание на портрет. Может вам знаком этот композитор?

Это Михаил Иванович Глинка, именно с ним мы сегодня и познакомимся. Ребята, а вам знакомы какие-то произведения Глинки?

Д: отвечают

У: у Михаила Ивановича очень много музыкальных произведений. Например: опера «Руслан и Людмила», «Камаринская», «Князь Холмский» и «Иван Сусанин». Именно с оперой «Иван Сусанин» мы с вами познакомимся ближе .

У:Давайте подумаем, какая будет цель нашего урока?

Д: знакомство с М. И. Глинкой и оперой «Иван Сусанин»

У: Молодцы!

  1. Открытие новых знаний

5.1 Сообщение про М. И. Глинку

У: М. И. Глинка является первым композитором поднявшим русскую музыку на мировой уровень. Родился он 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии в отцовском имении.

Детство Глинки прошло в деревне, поэтому ему зачастую приходилось слышать народные песни.

Воспитанием мальчика занималась его бабушка.

Играть на фортепиано и скрипке М. Глинка стал уже в десятилетнем возрасте. С 1817 года он начал обучаться в Благородном пансионе при педагогическом институте Санкт-Петербурга. Закончив пансион, все свое время посвящал музыке. Тогда же были созданы первые сочинения композитора Глинки.

Во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба великие таланты, оба родоначальники нового русского художественного творчества, оба создали новый русский язык один в поэзии, другой в музыке.

5.2 сообщение про оперу «Иван Сусанин»

У: ребята, а вы знаете кто такой  Иван Сусанин?

Иван Сусанин – крестьянин, выходец из Костромского уезда. Он является национальным героем России, так как уберег царя, Михаила Федоровича Романова, от поляков, которые приехали убить его.

У: а какой подвиг совершил Сусанин?

Подвиг костромского крестьянина

Историки утверждают, что Сусанин являлся старостой в селе Домнино Костромского уезда. Интервенты из Польши не знали дорогу в село, в котором находился царь, и спросили у Сусанина, как им добраться. Иван Осипович вызвался лично проводить их до Домнино. Поляки обещали его за это вознаградить. Будущий народный герой вместо села привел их в огромный, непроходимый лес, который сам знал как пять пальцев. Поляки поняли, что деревенский староста их обманул и завел в лес, чтобы погубить. Они были вне себя от злости и убили крестьянина. Однако сами вскоре сгинули в болотах, находящихся в лесу.

Есть мнение, что данное событие произошло в 1612 году, осенью. В качестве доказательства этой даты имеются некоторые сведения. Предания гласят, что Сусанин спрятал Михаила Романова в яме, где на днях сожгли овина, и замаскировал яму обугленными досками. В 17 веке овины сжигали поздней осенью, поэтому если история про яму правдива, дата события верна. Хотя многие исследователи все же отвергают данную теорию.

У:

5.3  прослушивание арии Ивана Сусанина из оперы «Иван Сусанин»

У: Опера "Иван Сусанин" первоначально называлась "Жизнь за царя". Написал её Михаил Глинка в 1836 году. Через сто лет опера получила новую жизнь в Советской России, была переименована) в "Ивана Сусанина"

У: Сейчас мы с вами послушаем арию Ивана Сусанина из оперы «Иван Сусанин». Но чтобы ее послушать нам нужно узнать, что такое ария, как вы думаете?

Д: ответы детей

У: Ария - вокальное произведение для одного голоса с аккомпанементом, соответствующее драматическому монологу, обычно в составе оперы.

Садитесь поудобнее и приготовтесь слушать

Д: слушают арию

У: Какой характер у этой музыки?

Д: музыка строга и очень сдержана.

У: а как вы можете описать Сусанина в этой арии?

Д: образ патриота. Он понимает, что он на грани смерти, но он горд собой

У: Что вы чувствовали, когда слушали произведение?

Д: ответы

5.4 физкультминутка

Физкультминутка

У: давайте разомнемся и проверим вашу внимательность

Можете присаживаться на места

5.5 Прослушивание М. И. Глинки «Славься»

У: Ребята, сейчас мы с вами послушаем еще одно произведение М. И. Глинки «Славься».  оперу « Иван Сусанин» очень любил Сталин, только благодаря его личному вмешательству в ней сохранили гимн "Славься!" Слушаем внимательно

У: и так , ребята, какой характер у этой музыки?

Д: эта музыка веселая, патриотичная

У: а какие у вас возникли чувства при прослушивании ?

Д: гордость, радость…

У: давайте сравним арию Ивана Сусанина и гимн «Славься», они похожи или все же чем-то разливаются?

Д: они различаются по характере музыки, по темпу, по ритму и интонации

6. Закрепление

У: А теперь, ребята, давайте вспомним все, что мы сегодня узнали. А поможет нам в этом образовательная платформа learningapps.
7. Подведение итогов
У: Давайте вспомним, что сегодня интересного было на нашем уроке?
Д:мы познакомились с великим русским композитором - Михаил Иванович Глинка

У: какие произведения вам запомнились и понравились?

Д: ответы детей

У: С каким понятием мы сегодня познакомились?

Д: Ария

У: что такое ария?

Д: Ария - вокальное произведение для одного голоса с аккомпанементом, соответствующее драматическому монологу, обычно в составе оперы.  

8. Домашнее задание

У: Открываем дневники, записываем домашнее задание. Вам нужно написать отзыв об опере «Иван Сусанин»

9. Рефлексия

У: Ребята, а сейчас мы с вами попробуем написать синквейн. Обратите внимание на слайд.

«Синквейн»

1 строка – название урока (одно существительное): ___________________
2 строка – описание урока (два прилагательных): _____________________
3 строка – описание действия (три глагола): __________________________________________________________________
4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету: ___________________ ______________________ ____________________________________________
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово) _______________________________________________

У: А теперь давайте споем песню про доброту.

  1. Организационное завершение

У: Приводим свои рабочие места в порядок. Готовимся к следующему уроку. Спасибо за урок. До свидания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в III классе. Тема урока: «Русская народная музыка».

IIIкласс. Тема урока: «Русская народная музыка».Тип урока: урок-этюд.Цель. Развитие интереса и уважения к своим национальным истокам.Задачи:Закрепить знания учащихся по теме на примере русских н...

Технологическая карта урока музыки по ФГОС во 2 классе; тема урока: «Три кита в музыке. Песня, танец, марш».

Предлагается технологическая карта урока музыки во 2 классе по теме: "Три кита в музыке. Песня, танец, марш"....

Урок музыки в 6 классе по теме четверти «Сила музыки» Тема урока: «Музыка и война»

Художественно-педагогическая идея урока. Музыка военных лет - как неотъемлемая часть патриотического гражданского воспитания учащихся.   «Какой дьявол может победить народ, способн...

Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»

Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...

Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)

Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...

Технологическая карта урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)

Технологическая карта  включает в себя:цель и задачи данного урока как для педагога, так и для учащихся, предполагаемые результаты (личностные, метапредметные и предметные),образовательные т...

Конспект урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)

Данный подробный конспект урока посвящен изучению произведений Эдварда Грига.Цель  урока - осмысление учащимися понятия "изобразительности в музыке" во взаимосвязи с "выразительнос...