Методическая разработка урока музыки во 2 классе "Опера Руслан и Людмила"
план-конспект урока по музыке (2 класс)

Воевода Анрей Михайлович

Урок содержит подробное изложения материала с целями и задачами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опера Руслан и Людмила33.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


Тема: «Опера «Руслан и Людмила»

Раздел: «В музыкальном театре»

Класс: 2

Цель: Сформировать представление об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с оперой М. И. Глинки «Руслан и Людмила», шедевром русского оперного искусства.

Планируемые результаты.

Личностные УУД:

  • Способствовать формированию патриотических качеств личности.
  • Привитие интереса к музыке и музыкальной деятельности.
  • Привлечение жизненно-музыкального опыта в процессе знакомства с музыкальными произведениями.

Познавательные УУД:

  • Владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке.
  • Осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования.

Регулятивные УУД:

  • Умение ставить задачи при восприятии музыкальных сочинений.
  • Прогнозирование результатов музыкальной деятельности.
  • Совершенствование действий контроля и оценки действий партнёра в коллективной и групповой музыкальной деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • Формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.

Предметные УУД:

  • Выявление логики развития музыкальных образов.
  • Умение проводить сравнение произведений.
  • Выявить взаимосвязь музыки и слова в произведении А. Пушкина и М. Глинки.
  • Выявить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства.

Тип урока: открытие новых знаний.

Технологии: проблемного обучения, оценивания, ИКТ, здоровьесберегающие.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки красного и синего цвета, карточки с изображением нот разного цвета, карточки с заданиями, портреты А.С. Пушкина, М.И. Глинки, презентация.

Изобразительный ряд урока: В.М. Васнецов "Витязь на распутье", «Добрыня Никитич», «Битва славян со скифами». «Богатыри»

Музыкальный и видеоматериал к уроку:

  • Фрагменты из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила»:

– Речитатив и ария Руслана из II действия;

– Марш Черномора.

  • Песня «Сказки гуляют по свету» музыка Е. Птичкина, слова М. Пляцковского.
  • Видеофрагмент «Театр».
  • Видеофрагмент «Первая песнь Баяна».

1 этап. Организационный момент. (1 мин.)

Дети входят в класс. Музыкальное приветствие.

Учитель: Рад, ребята, видеть вас

И приветствовать сейчас!

Учащиеся: И мы рады, очень рады,

Здравствуйте, учитель наш!

2 этап. Актуализация опорных знаний (11 мин.)

Учитель: Сегодняшний урок я начну хорошо известными поэтическими строчками:

СЛАЙД 1

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный,

Всё ходит по цепи кругом…

Учитель: - А вы можете продолжить?

Учащиеся: Да.

Учитель: -Тогда в группах допишите потерявшие слова.

(Работа в группах - дети дописывают слова на карточках) - 3 мин.

Учитель: -Давайте прочитаем, что получилось.

(Дети зачитывают строки из поэмы Пушкина) - #1084;ин.

Учитель: Какому поэту принадлежат эти строки?

Учащиеся: Пушкину.

(На доску вывешивается портрет писателя)

СЛАЙД 2

Учитель: - Когда А.С. Пушкину было всего 20 лет, он написал поэму «Руслан и Людмила».

Это первая законченная поэма Александра Сергеевича Пушкина, волшебная сказка, написанная под влиянием древнерусских былин.

Поэма была написана в 1818—1820, после выхода из Лицея. Пушкин работал над поэмой в основном во время болезней.

Просмотр видеофрагмента «Театр» (30 сек.)

Учитель: -Как вы думаете, куда мы сегодня с вами пойдём?

Учащиеся: в театр.

Учитель: -А кто был в театре?

Учащиеся: (ответы детей).

Учитель: -А что там делают?

Учащиеся: смотрят спектакли.

Учитель: -Правильно…но спектакль необычный…давайте вместе попробуем угадать, на какой спектакль мы пойдём? А подсказку мы найдём, разгадав кроссворд.

СЛАЙД 3

Учащиеся: (Разгадывают кроссворд и угадывают слово, называют тему урока «опера" 2-3 мин)

1

о

2

п

3

е

4

р

5

а

  1. Певец, музыкант или танцор, исполняющий сольную партию, соло. (сОлист).
  2. Клавишный музыкальный инструмент (Пианино).
  3. Место для зрелищ, где можно посмотреть музыкальный спектакль. (тЕа́тр).
  4. Коллектив певцов, которые совместно исполняют какое-либо вокальное произведение («хоР»).

#1057;еми или шестиструнный щипковый музыкальный инструмент (гитАра).

Учитель: -Что получилось?

Учащиеся: опера

Учитель: И тема нашего сегодняшнего урока опера «Руслан и Людмила»

СЛАЙД 4

Учитель: -А что такое опера?

Учащиеся: Опера – это там, где на сцене не разговаривают, а только поют. Опера — здание с оперным залом, где показывают музыкальные спектакли.

Учитель: Да, действительно, опера – это музыкально-драматический спектакль, где действующие лица(актёры), поют в сопровождении оркестра. Скажите ребята, а в нашем городе есть «здание с оперным залом».

СЛАЙД 5

Учащиеся: Да, конечно, это Новосибирский государственный театр оперы и балета (НОВАТ).

СЛАЙД 6

3 этап. Самоопределение деятельности (целеполагание) – 6 мин.

Учитель: - Сегодня опера предстанет перед нами как волшебный рассказ о чудесах сказочного мира. Кто рассказывает сказки детям?

Учащиеся: сказочник, Кот ученый.

СЛАЙД 7

Учитель: -А хотите узнать, что было 175 лет назад?

Учащиеся: Да.

Учитель: …Морозным ноябрьским вечером, 27 ноября 1842 года в Мариинском театре Петербурга состоялась премьера волшебной, сказочной оперы русского композитора М.И. Глинки, на сюжет поэмы А.С. Пушкина Руслан и Людмила. На слайде портрет Глинки.

СЛАЙД 8

-В десять лет, довольно поздно, Михаил начал учиться игре на фортепиано и скрипке. В 18 лет появляются его первые произведения.

-Ещё при жизни великого поэта М.И. Глинка задумал написать оперу «Руслан и Людмила», надеясь на взаимное сотрудничество. Но, к сожалению, трагическая гибель Пушкина помешала осуществлению этой мечты. Опера была написана после смерти поэта.

Учитель: -Почему опера волшебная и сказочная?

Учащиеся: Потому что в этой сказке действуют добрые и злые волшебники, шапка-невидимка, живая голова великана, живая и мертвая вода, меч-кладенец, волшебное кольцо, пробуждающее Людмилу.

Учитель: Молодцы! Давайте посмотрим, как начинается опера.

(Дети смотрят видеофрагмент «Первую песнь Баяна» - (1- произведение - ) и сравнивают с первой песнью поэмы. Работают с учебником с.82-83).

Погружение в тему урока. (Учитель знакомит детей с кратким содержанием оперы)

Учитель: -"Киевский князь Светозар празднует свадьбу дочери Людмилы и отважного витязя Руслана.

СЛАЙД 9 (рассказ будет сопровождаться слайдами героев оперы).

В разгар пира происходит таинственное похищение Людмилы злым волшебником Черномором.

СЛАЙД 10

По призыву Светозара Руслан и оба отвергнутых жениха Людмилы Фарлаф и хан Ратмир отправляются на поиски Людмилы. Руслан попадает в пещеру доброго волшебника Финна, который открывает тайну похищения Людмилы могущественным Черномором и обещает ему помочь.

СЛАЙД 11

Фарлаф встречает злую волшебницу Наину. Она убеждает его вернуться в Киев и ждать ее дальнейших повелений. Руслан продолжает путь, сокрушает встретившую ему голову великана, овладевает чудесным мечом, который сможет победить Черномора.

СЛАЙД 12

Коварная Наина завлекла в свои владения Ратмира и Руслана, а Людмила в неволе скучает. Она готова умереть, чем подчиниться Черномору. Черномор приказывает слугам развлекать Людмилу. Появляется Руслан, он вступает в бой и отсекает ему длинную бороду, в которой таилась вся его сила.

СЛАЙД 13

Однако преждевременная радость не в силах разбудить Людмилу, усыпленную колдуном. Руслан решил отвезти спящую Людмилу в Киев.

СЛАЙД 14

Наина и Фарлаф проникают в спящий лагерь Руслана, похищают Людмилу. Поднимается тревога и Руслан бросается в погоню. По призыву Ратмира появляется Финн и вручает ему волшебный перстень, которым Руслан разбудит Людмилу. Прикосновение перстня Руслан пробуждает Людмилу от волшебного сна. В Киеве всеобщее ликование. Народ радуется счастью молодых."

СЛАЙД 15

4 этап. Музыкальная физминутка.

5 этап. Изучение нового материала. – 28 мин.

Учитель: Ребята, прежде, чем увидеть оперу, её нужно ещё и услышать.

(Звучит "Увертюра", 2 - произведение)

Учитель: -Как звучала музыка?

Учащиеся: радостно, празднично, энергично (Дети обращаются к характеристикам в учебнике на с.82)

Учитель: Какой тут возникает образ?

Учащиеся: светлый, радостный, богатырский. Как будто это Руслан скачет на коне.

Учитель: Да, действительно, музыка нарисовала образ света, радости, богатырской удачи – тема Руслана.

Учитель: -Что мы можем сказать о герое благодаря такой музыкальной характеристике?

Учащиеся: что он гордый, сильный, смелый, уверенный в себе

Учитель: - Выберите карточку, которая соответствует образу Руслана (У детей набор карточек разных цветов ярких и темных. Работа с карточками определение характера).

Учитель: -Молодцы, вот такой праздничной, победной, богатырской, торжественной музыкой начинается опера и называется УВЕРТЮРА (вступление).

СЛАЙД 16

Учитель: -Послушаем фрагмент из арии Руслана. Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для создания образа главного героя?

(Слушают «Дай, Перун, булатный меч…» - 30 с. (3 – произведение).

Учитель: -Что мы можем сказать о герое благодаря такой музыкальной характеристике?

Учащиеся: Что он полон решимости на борьбу, что он храбр и отважен.

Учитель: Но почему Глинка начинает арию с другой темы? Ария начинается с речитатива.

– Какие качества ещё важны для героя?

(Слушают «О поле, кто тебя усеял…» - (3 – произведение).

Учитель: Какие чувства Руслана передает эта музыка?

Учащиеся: Сосредоточенность, сдержанность, твёрдость духа, обдуманность своих поступков.

Учитель: Этой теме характерно былинное повествование. Ария передает размышления витязя о жизни и смерти. Горечь раздумий подчеркивается мрачной, суровой окраской сопровождения в медленном темпе в миноре. Тем не менее, это еще не полная характеристика Руслана. Глинка наделяет своего героя и другими качествами. Давайте послушаем, о чем нам расскажет следующий эпизод арии.

(Слушают фрагмент из арии «О, Людмила, Лель сулил мне радость» - 40 с. (4 – произведение).

Учащиеся: Герой наделен нежными чувствами. Музыка звучит ласково, задушевно. Руслан вспоминает о своей возлюбленной.

Учитель: Какое значение играет музыка в раскрытии характера героя?

Учащиеся: Музыка помогает понять настроение Руслана, его чувства.

Учитель: Сейчас послушаем арию Руслана целиком и постараемся её проиллюстрировать.

(Слушают «Ария Руслана» - (5 – произведение)).

(Учащимся предлагается видеоряд (репродукции пронумерованы), из которого они должны выбрать репродукции, соответствующие музыкальному образу Руслана, и расположить их в последовательности, соответствующей характеру музыки) #1084;ин.

Учитель: -Как вы думаете, кто исполняет это произведение?

Учащиеся: Его поет один человек и его называют СОЛИСТ.

СЛАЙД 17

Учитель: Руслан изображён в опере не только как спаситель Людмилы, а ещё и как защитник земли русской от сил зла.

Учитель: -Добро в сказке борется со злом. А кто олицетворяет силы зла в поэме А.С. Пушкина?

Учащиеся: Черномор.

СЛАЙД 18

Учитель: – Так описывает Черномора в своей поэме А.С. Пушкин.

Коварный, злобный Черномор,
Семейства нашего позор,
Рожденный карлой, с бородою...
...Умен, как бес, и зол ужасно.
Притом же, знай, к моей беде,
В его чудесной бороде
Таится сила роковая
...

Учитель: –Как вы думаете, какая музыка должна быть у злых сил?

Учащиеся: Музыка должна звучать грозно, резко, отрывисто.

Учитель: -Теперь послушаем, как характеризует Черномора сам композитор. – Определите, какой из жанров он для этого выбирает?

Звучит (М.И. Глинка – «Марш Черномора» - ) (6- произведение)

Учащиеся: Жанр марш.

Учитель: -По каким признакам мы можем определить, что этот герой фантастический, сказочный?

Учащиеся: Звучание колокольчиков.

Учитель: -Какими чертами характера он обладает?

Учащиеся: Коварство, злоба, ненависть, стремление к богатству, жажда наживы.

Учитель: -Черномор в опере не поет, у него нет вокальной партии. Почему?

Учащиеся: Он – сила зла.

Учитель: -Выберите карточку, которая соответствует образу Черномора.

(У детей набор карточек разных цветов ярких и темных. Работа с карточками определение характера).

Учитель: -Какой музыкальный образ вам показался ярче: образ Черномора в марше или образ Руслана в увертюре?

Учащиеся: Образ Руслана ярче, потому что он обладает такими качествами, как смелость, доброта.

Учитель:рототипом (первообразом) Руслана являются легендарные богатыри из русских былин и сказок, которые защищали русский народ.

–А каких вы знаете богатырей?

Учащиеся: Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович.

СЛАЙД 19

Учитель: На картине В. М. Васнецова изображены три богатыря. Богатыри – могучие, храбрые люди, защитники отечества. Они зорко смотрят вдаль, так как стерегут границы Руси. Они исполняют свой богатырский долг и уверены в правоте своего дела. Выражение их лиц серьёзное, хладнокровное, взгляд грозный. Этих трёх богатырей зовут Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. Все эти смельчаки полны достоинства, величавы и очень собраны, готовы биться в любой момент не на жизнь, а на смерть. Они очень уверены в себе и готовы умереть за Русь.

Учитель: -С каким цветом ассоциируется у вас его образ?

Учащиеся: Красный – цвет крови.

Учитель: -А как вы думаете, образ Людмилы каким цветом можно изобразить?

Учащиеся: Желтый – цвет солнца, радости, Родины.

Учитель: -А как вы думаете, какой музыкой у Глинки заканчивается опера?

Учащиеся: Мы думаем, что она должна быть радостная и торжественная.

(Видеофрагмент "Финал" «Слава великим богам» - (5-произведение).

(Работа с учебником)

Учитель: -Как звучал финал оперы?

Учащиеся: Она такая же, как в начале: торжественная, радостная, мажорная. (Учебник с.86-87)

Учитель: -Кто исполняет это произведение?

Учащиеся: Хор.

Учитель: -А какой хор?

Учащиеся: Смешанный, потому что здесь поют и мужчины, и женщины.

Учитель: -Глинка уже в начале оперы своей музыкой предрекал победу добра над злом. Светлые стороны жизни победили.

Учитель: -Перед вами в одном столбике имена главных героев. А в другом - характеристика героев. Давайте попробуем подобрать характеристику к каждому герою (дети работают в парах).

СЛАЙД 20-21

(Учащиеся работают с карточками – 3мин.)

Людмила – “милая людям”.

Руслан – “русый, светловолосый, настоящий русский человек”.

Князь Владимир несёт мир, добро, владеет миром (Князь Владимир Святославич. 980 – 1015 – время княжения. Сын Святослава Игоревича. Обороняя Русь от набегов кочевников, поставил на границах “заставы богатырские”. Много славных подвигов совершили богатыри русские, охраняя родную землю от кочевников. Новый князь остался в памяти как герой былин – Владимир Красное Солнышко. При нём начался расцвет древнерусской культуры. С ним связано крещение Руси).

Черномор –поступки героя чёрные, недобрые.

Учитель: -В рабочих тетрадях Глинки были найдены слова, рассказывающие о том, каким должен быть конец оперы: «На сцене медленно появляются светлые облака…». Как вы думаете, о чём должны возвестить светлые облака? (Главное – прославить богатырский русский народ, его прекрасную, любящую душу, прославить могучую Русь! Нет, не кончилась Русь! И богатыри не перевелись! Русь та же. Красота та же!)

Учитель: -У композитора есть свои средства музыкальной выразительности, благодаря которым, мы представляем мужественного Руслана, нежную Людмилу, коварного Черномора. Они сегодня как будто бы побывали в нашем классе.

Учитель: -Мы сегодня прикоснулись к музыке Глинки, такой недосягаемой и доступной, и открыли её для себя с новой стороны.

Русская музыка неразрывно связана с великими традициями русской классической литературы. Русская опера всё время ориентируется на Пушкина. И одним из произведений является «Руслан и Людмила» - былинно – эпическая опера Глинки. Секрет её популярности, её долголетия в том, что она написана двумя гениями – авторами сюжета и музыки. Слово Пушкина по – особому открывается через сочинение Глинки. Думаю, сегодня мы в этом убедились.

Учитель: Борьба добра и зла – одна из основных тем в искусстве. Возможно это потому, что в реальной жизни нам тоже приходится встречаться как с добром, так и со злом. В нас самих часто борются плохие и хорошие мысли. И как поется в песне: «Хоть зло на проделки хитро, но всё ж побеждает добро».

Исполнение песни «Сказки гуляют по свету» - 2мин. (слова песни на слайде.)

СЛАЙД 22 – 23


6 этап. Рефлексия – 30 с.

СЛАЙД 24

Учитель: - А теперь посмотрите на экран.

- С каким произведением мы с вами познакомились на уроке?

-Кто сочинил поэму «Руслан и Людмила»?

-Кто сочинил оперу «Руслан и Людмила»?

7 этап. Оценочный – 30 с.

СЛАЙД 25

  • Я многое узнал и всё понял, мне было интересно («Нота красного цвета»).
  • Я многое узнал, и мне было интересно («Нота желтого цвета»).
  • Я многое не знал, и мне было трудно («Нота зелёного цвета»).

Мне... («Нота синего цвета»).

8 этап. Домашнее задание - 1 мин.

СЛАЙД 26

Домашнее задание: -Нарисуйте, пожалуйста, дома, как вы представляете образ Черномора.

Урок окончен.

Список использованной литературы

  1. Затямина Т.А. «Современный урок музыки» Москва «Глобус» 2011.
  2. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.Учебник «Музыка» 2 класс. Москва «Просвещение»2014
  3. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Уроки музыки» поурочные разработки 1-4 классы. Москва «Просвещение» 2013
  4. Мультимедийные уроки по музыке 2 класс (диск)

Использованные материалы и Интернет - ресурсы

1.

2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока музыки «В современных ритмах. Мюзикл»

Отличительной особенностью современного урока музыки  стало широкое применение межпредметных связей, охват большого  культурологического пространства. Также новый Образовательный стандарт пр...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ «СКАЗКА В МУЗЫКЕ С.С. ПРОКОФЬЕВА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ «СКАЗКА В МУЗЫКЕС.С. ПРОКОФЬЕВА»ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА В данной методической разработке помещён материал, направленный на изучение учащимися симфони...

Методическая разработка урока музыки во 2-м классе по программе"Музыка" автора Д.А. Рытова из раздела"Музыкальные шедевры"

Показать взаимодействие разных видов искусства в изображении Зимы. Сравнить изобразительные интонации в стихотворениях и музыке.Формировать    у обучающихся  умения определять  хар...

Методическая разработка урока музыки "Что за прелесть эти сказки!"

Урок музыки в 4 классе по теме "Что за прелесть эти сказки!" из цикла "День полный событий" посвящён творчеству А.С.ПушкинаАвтор: Супрун И.Н....

Методическая разработка урока музыки 1 класс "Музыка вечера"

Конспект урока музыки 1 класс "Музыка вечера"...

Методическая разработка урока музыки в третьем классе Тема: «Чудо музыка. Острый ритм джаза»

Методическая разработка урока музыки в третьем классеТема: «Чудо музыка. Острый ритм джаза»...

Методическая разработка урока музыки «Здравствуй, Родина моя" по программе «Музыка» 2 класс авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной.

Методическая разработка урока музыки во 2 классе по теме «Здравствуй, Родина моя» представляет материалы к уроку с использованием готовых электронных образовательных ресурсов. Разработка в...