Какими бывают музыкальные интонации
план-конспект урока по музыке (3 класс)

Буянкина Юлия Сергеевна

Технологическая карта урока по музыке в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kakimi_byvayut_muzykalnye_intonatsii.doc56.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА

Класс: 3В          

Тема урока: Какими бывают музыкальные интонации.

Цели: дать представление о том, что интонация является средством музыкальной выразительности; развивать образное восприятие, самостоятельность мышления.

Планируемые результаты

Предметные:

Научатся:

  • Определять понятие музыкальной интонации;
  •  Определить связь и различие между речевой интонацией и музыкальной
  • воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
  • вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, чётко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижёрский жест.

Получат возможность научиться:

  • оценивать результаты выполненных заданий.

Метапредметные:

Познавательные:

  • овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового  характера  в   процессе   восприятия,   исполнения,
  • обобщать собственное представление;
  • соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни.

Коммуникативные:

  • инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнёра;
  • учиться взаимодействовать с окружающими: развитие диалогической и монологической речи.

Регулятивные: позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

Личностные:

  • формирование  этических  чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,  понимания  и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству.

Оборудование: компьютер; интерактивная доска, проектор.

ИКТ: Презентация к уроку музыки по теме «Интонация – основа музыкальной речи», аудио- и видеоматериал.

Музыкальный материал: Л. Бетховен «Гремят барабаны», песня «Добрый день».

Ход урока

Этапы урока,

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент

Вход в класс, приветствие.

-Улыбнемся друг другу.

Эмоционально настраиваются на успешность работы на уроке

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося

Постановка целей и определение темы урока

-Как можно поприветствовать друг друга?

Я приветствую вас: Добрый день! (угрюмо, затем уныло, весело).

Какое приветствие вам больше понравилось? Почему? А от чего это зависит? (С какой интонацией произнесешь приветствие). А где вы слышали слово ИНТОНАЦИЯ? ( на уроке русского языка, чтения). О чем мы сегодня будем говорить на уроке? ОБ ИНТОНАЦИИ.

Интонация

Интонация – основа музыкальной речи.

Личностные:

осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении

Актуализация знаний Работа по теме урока

Работа над песней

А что такое интонация?  (Это выразительность.)
А ещё? Для чего нужна интонация?
(Для того, чтобы понимать друг друга).
То есть мы общаемся с помощью интонации? (да)
А как мы показываем интонацию в общении друг с другом?
(Слова можно произносить по-разному: грустно, радостно)
Интонация - это наше отношение к окружающим. Это единица мысли и чувства человека. 
Ребята, мы общаемся с вами жестами, мимикой, словами, а как же композиторы и художники? Как они говорят нам о своей интонации по отношению к нам?
Композиторы - музыкой, художники - картинами.

Какими же бывают интонации? 
Она бывает
разговорная интонация и музыкальная интонация.

Разговорная речь и музыкальная речь самостоятельны, ведь мы не спутаем человека говорящего с человеком поющим, но, тем не менее имеют много общего. Объединяет их интонация.

В разговорной речи интонация проявляется в темпе речи, в громкости, в выделении важных слов и чувств, с которым произносятся слова, в соблюдении знаков препинания. А в музыкальной речи –паузы, выделение смысловых вершин. Это очень важно для выразительного исполнения.

Запишите тему урока

На прошлом уроке мы начали разучивать песню «Добрый день». Как нужно ее петь? (ласково, нежно).

Вспомним правила пения:

внимательно слушать музыку;

во время пения стоять или сидеть прямо;

перед началом пения спокойно брать дыхание, не поднимать плечи;

не прерывать слово дыханием;

при пении правильно произносить гласные и четко согласные, чтобы были понятны все слова;

стараться, чтобы голос звучал легко и красиво;

петь выразительно;

начинать и заканчивать песню по знаку учителя.

Анализируют, сравнивают,

отвечают на вопросы

 

Ответы ребят

Пение песни

«Добрый день»

Познавательные:

Общеучебные: извлекают необходимую информацию из собственного опыта, рассказов учителя.

Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно оценивают оценку учителя. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушая друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Работа по теме урока. Слушание

Интонация бывает самая разная и делает мелодию выразительной, помогает ей передать различные настроения, эмоции. Откроем учебник на стр. 34.  Рассмотрите картинку. Что вы видите? Этот человек по имени Эгмонт произносит такие слова: (в учебнике).

Это произведение серьёзное или шутливое? Этим героическим призывом завершается драма немецкого писателя Гёте «Эгмонт».

Драматическое произведение – это произведение искусства, которое отражает напряженные события, борьбу.

К этой драме немецкий композитор написал несколько музыкальных произведений. Одно из них мы сегодня послушаем. Это песня Клерхен «Гремят барабаны». Эта девушка, возлюбленная Эгмонта.

-Какие интонации вы услышали? (Решительность, мужество, героизм)

-Почему для этой песни композитор выбрал такие интонации? Это призыв к борьбе. Девушка настроена решительно и готова вслед за любимым идти в бой. «А сердце стучит, и кровь так кипит, ах, если бы латы и шлем мне достать».

-Какой инструмент в песне призывает отряд героев в бой? Какой жанр мы ассоциируем с барабаном? Марш.

Напряженность музыке придает пунктирный ритм, наделяя произведение четким пульсом и ритмичностью. (НОТЫ стр.35).

От латинского слова пунктум – точка, то есть это нота с точкой, найдем ее.

Пунктирный ритм – это чередование удлиненной сильной и укороченной слабой долей. В учебнике дан нотный фрагмент из песни и примеры исполнения одного такта в пунктирном и простом ритмах. Пропоем начало песни. А теперь и простучим как на барабане. Пунктирный ритм придает мелодии остроту звучания.

Физкультминутка

Отдохнем.

 Игра «Если нравится тебе, то делай так»

Выполняют движения под музыку

Слушание песни

Послушаем еще одну песню про барабан. Музыка Лядовой на стихи Шаферана «Барабан». О чем эта песня? В чем ее различие с предыдущей песней? Это строевая задорная песня зовет людей в путь, помогает поддержать бодрое настроение на трудной дороге. Выучим первый куплет.

Рефлексия

Оцените работу на уроке: нарисуйте свой смайлик.

«Мое настроение» 
Дети заполняют

Подведение итогов урока

Какова роль интонации в разных видах искусства?

Какие интонации бывают?

С какой новой интонацией мы сегодня познакомились?

Д/З: учить песню «Барабан».

     

Музыкальное прощание.

       Выход из класса под музыку.

Обобщают

Подводят итоги

Оценивают свою деятельность на уроке

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

ФОРТЕПИАНО

Фортепиано – обобщенное название класса клавишно-струнных музыкальных инструментов-роялей и пианино. В 1709 г. итальянский мастер Кристофори из Флоренции изготовил инструмент, в котором звуки извлекались посредством ударов молоточков по струнам. От силы удара зависела громкость звучания. Появилась возможность извлекать как громкие, так и тихие звуки. На итальянском языке громко и тихо – «форте» и «пиано» соответственно. От этих слов и произошло название инструмента.
Предшественниками фортепиано считаются клавесин (другое название – чембало) и клавикорд. На клавесине звук извлекается щипком пера, которое зацепляет струну при нажатии клавиши. Получается звук металлического оттенка, который ни с чем не перепутать. Сейчас этот инструмент – незаменимый участник ансамблей, играющих музыку эпохи Возрождения и барокко.
Другой предок – клавикорд, имел иной принцип звучания. Звук на нем извлекался тонкими металлическими пластинками – тангентами. Способ звукоизвлечения – осторожное прикосновение к клавише – определил теплоту и выразительность звучания.
Современные разновидности инструмента – это рояль и пианино. Рояль обычно используют для концертного исполнения. Струны в нем расположены горизонтально, поэтому он занимает много места.
У пианино станина со струнами расположена вертикально, за счет этого инструмент стал компактнее и подходит для домашнего музицирования. Сейчас распространены электронные пианино. Они меньше по размерам и легче, но звучание у них «не живое». Их обычно используют музыкальные коллективы, исполняющие поп-музыку. Для фортепиано написано наибольшее количество музыкальных произведений. Первое – сочинил Джустини в 1732 г. Виртуозами игры на этом инструменте были Лист и Шопен. Русскую школу прославил Рахманинов.
На фортепиано можно сыграть музыкальные произведения любых форм и жанров и написанные для любого исполнительского состава. Фортепиано может использоваться как сольный инструмент, так и с оркестром. Музыкант любой специальности должен в достаточной мере владеть игрой на фортепиано.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Какие бывают растения? Какие бывают животные?"

В презентации дана классификация растений и животных. Она может использоваться на уроках окружающего мира на этапе ознакомления с новым материалом, так же и на этапе закрепления изученного. В презента...

Урок музыки во 2 классе на тему "Музыкальная интонация".

Урок познакомит учащихся с понятием «музыкальная интонация»; отличительными особенностями музыкальной интонации от речевой.Научит различать выразительные и изобразительные интонации, выявить их значен...

Технологическая карта урока по ФГОС "Какими бывают музыкальные интонации" (3 класс).

3 класс, 2 четверть, 3 урок Тема урока: Какими бывают музыкальные интонации. Цели: дать представление о том, что интонация является средством музыкальной       ...

Технологическая карта урока музыки в 3 классе по теме "Какие бывают музыкальные интонации"

Это второй урок по теме "Музыкальные интонации".На этом уроке дети знакомятся с понятиями "драматическиепроизведения", "пунктирный ритм". Слушают Песню Клерхен "Грем...

Презентация к открытому уроку музыки "Какими бывают музыкальные интонации"

Данная презентация включает в себя схему "Музыкальные интонации", тексты песен,исполняемых и изучаемых на уроке....

Какие бывают растения? Какие бывают животные?

Тест по окружающему миру 2 класс...

Технологическая карта по музыке УМК "Школа России" 3 класс по теме: "Какими бывают интонации"

Технологическая карта по музыке УМК "Школа России" 3 класс по теме: "Какими бывают интонации"...