План и самоанализ урока по хоровому пению в 1 классе на тему «Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях»
план-конспект урока по музыке (1 класс)

Соломенцева Лариса Алексеевна

В работе отражен ход урока по работе с дикцией и артикуляцией, материал для работы с песней "Звездный дождь" ("плюс" по ссылке, "минус", текст песни. Песня хороша для концерта, для защиты портфолио, для окончания учебного года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_i_samoanaliz_uroka_po_horovomu_peniyu.doc96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План и самоанализ урока по хоровому пению

в вокальной студии «Скерцо»,

в группе дополнительного образования в начальной школе

1 год обучения в ОАНО «Лидеры»  

на тему «Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях»

Работа выполнена к экзамену на стажировке по курсу

профессиональной переподготовки.

Разработал: Соломенцева Л. А.

                                   

слушатель курсов профессиональной переподготовки

«Организация деятельности педагога дополнительного образования при обучении эстрадному вокалу»

Проверил: Христофорова Т. В.

с. Ромашково

Московской области 2023 год

Тема урока: «Вокальные упражнения для артикуляции», песня «Звёздный дождь»..

Дата проведения: 13 мая 2022 г

Тип урока: повторение пройденного и получение новых знаний

Технология урока: практические занятия

Цель урока: развитие и совершенствование артикуляционного аппарата посредством отработки правильного слова при исполнении вокальных произведений

Задачи:

Образовательные:

обучить правильному произношению скороговорок и дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале и при исполнении музыкальных произведений.

Развивающие:

развивать певческий и артикуляционный аппарат с опорой на дикционный оборот;

развивать «быструю» память

Воспитательные:

формировать речевую культуру, бережное отношение к слову в вокальных произведениях.

Здоровьесберегающие:

 способствовать профилактике ОРЗ с помощью дыхательных упражнений с элементами игры, способствовать двигательно - ритмической функции с помощью танцевально-ритмической физкультминутки.

     Планируемые образовательные результаты:

      отработать технику скороговорки, пропевания сложных речевых оборотов,

 получить навык работы с микрофоном для самоконтроля; выучить припев новой песни.

     

Основные термины, понятия:

       артикуляция, скороговорка, распевка, интонация, «минус», «плюс»,

Оборудование: 

      фортепиано, микрофон, звуковая карта, колонка-усилитель, ТВ, компьютер, интернет, минус и плюс песен, планируемых к исполнению, в качестве текста песен – изображение текста на ТВ экране

План урока:

  1. Организационный этап – приветствие и проверка готовности к уроку -2 минуты
  2. Подготовительный этап - дыхательная гимнастика – 5 минут;
  3. Основной этап – распевки, скороговорки, интонационные упражнения -15 минут;
  4. Физкультминутка – 5 минут;
  5. Этап усвоения новых знаний - новая песня «Звездный дождь» 13 минут

а) знакомство с песней- 5 минуты

б) проговаривание текста припева – 3 минуты

в) пение припева – 5 минут

  1. Заключительный этап – рефлексия, самооценка, пение припева по желанию сольно у микрофона во время исполнения песни под фортепиано и под «плюс» - 5 минут

Ход урока (занятия) 

  1. Организационный этап – приветствие и проверка готовности к уроку - 2 минуты.

       Учитель приветствует детей пропеванием фразы «Здравствуйте, ребята» в восходящем движении, учащиеся отвечают в нисходящем движении фразой «Здравствуйте, учитель».

  1. Подготовительный этап – 5 минут

Учитель проговаривает план урока и ставит перед учащимися задачу – новая песня «Звездный дождь» для заключительного выступления на защите портфолио. Для выполнения задачи необходимо, чтобы всем слушателям был понятен текст и смысл песни. А для этого необходимо, чтобы каждый поющий относился к словам бережно и внимательно, поэтому поможем сами себе. Выполняем небольшую дыхательную гимнастику.

А) зарядка для языка «Маятник» (вправо-влево, вперед-назад)

Б) зарядка дыхательная – дышим, как собачка - активно на ладошку горячим воздухом вдох-выдох

В) собачка устала, остановилась – дышим холодным воздухом (дуем на ладощку)

Г) надуваем с ускорением огромный шар, задерживаем дыхание и «полетели»

Д) возвращаемся обратно - длинный шумный выдох

Повторяем пару раз весь цикл.

3) Основной этап – 15 минут

1) распевка-скороговорка «У Егора и Федоры» в сопровождении фортепиано, в дуэте, с «эффектом эхо», с учителем, каждый раз поднимая интонацию на полтона.  

У Егора и Федоры в огороде помидо-о-ры

  1. распевка на staccato – «Бегемотик», поднимаясь по полутонам, учащихся можно разделить на две группы, одна из которых поет legato, другая на staccato:

Бегемотик, бегемот

У тебя болит живот

Нет, нет, нет, нет, нет

Просто съел я сто конфет

  1. Физкультминутка – 5 минут.

Физкультминутка проходит под видео на большом телеэкране. Это, как правило, ролик «Superparty» «Танцевальная разминка»

  1. Этап усвоения новых знаний - 13 минут 

Первый этап: знакомство с новой песней «Звездный дождь» - 5 минут

Второй этап: читают текст, объясняя непонятные слова – 5 минут.

Третий этап: поют припев с помощью текста на экране – 3 минуты

6) Заключительный этап – 5 минут

Дети оценивают себя, друг друга, задают вопросы.

Прощание проходит под заключительное «приветствие»

«До свидания, ребята»

«До свидания, учитель».

Задание обучающимся по рефлексии их деятельности.

На заключительном этапе дети отвечают на три вопроса:

  1. Запомнил ли ты припев песни?
  2. Правильно ли ты исполняешь мелодию?
  3. Можешь ли ты исполнить припев самостоятельно?

Формы контроля и оценки результатов урока (занятия).

 На этапе знакомства с песней, дети оценивают друг друга аплодисментами. Но самая главная оценка –это самооценка в виде готовности самостоятельно исполнить припев у микрофона – значит ученик уверен и готов продемонстрировать свое мастерство.

Информация о домашнем задании. 

Домашнее задание:

  1. поработать перед зеркалом языком – упражнение «маятник» (движение языком вправо-влево);
  2. проговорить припев 10 раз: 5 раз с закрытым ртом, 5 раз, хорошо проговаривая каждую букву.

Список использованной литературы, компакт-дисков, ссылок на Интернет-ресурсы.

  1. Песня «Звездный дождь»

https://www.youtube.com/watch?v=O3ItlALLfxU

https://xminus.me/track/506564/zvezdnyj-dozhd

  1. Физкультминутка

https://www.youtube.com/watch?v=ONgLocEd6EI

  1. М. Погребинская «Музыкальные скороговорки» - сборник, издательство Композитор – Санкт-Петербург, 2007г

https://www.livelib.ru/book/1001198639-muzykalnye-skorogovork

  1. Статья «Скороговорки для вокалистов»

https://1musicfamily.ru/blog/skorogovorki-dlya-vokalistov/

Самоанализ урока

  1. Внешние связи урока (занятия).

Данный урок проведен в конце третьего триместра, в качестве подготовки к выступлению на классных мероприятиях «Защита портфолио» и к выступлению на заключительном мероприятии хоровой студии, посвященного Дню защиты детей. На предыдущих уроках ребята выучили песню «Первый класс», и новая песня является непосредственным продолжением темы подведения итогов.

Артикуляционные задачи ставятся на каждом уроке. Для того, чтобы детям было интересно и нескучно, распевки и упражнения меняются 1-2 раза в месяц. На данном уроке в качестве новой распевки использована распевка «Бегемотик»

Новая песня «Звездный дождь» - как продолжение темы успеха, подведения итогов, раскрытия талантов и т.д.

Обучение в ОАНО «Лидеры» продолжается до 03.06.22, итоговый концерт запланирован   на 03.06.22, проведен 03.06.22.

Отведенное время для новой песни – 6 уроков.

В данной группе обучается 12 человек. Ребята очень активны на уроках, стараются выполнить все поставленные задачи, проявляют большое желание использовать свои умения.

2. Характеристика триединой цели урока (занятия) с опорой на характеристику группы.

Социальные воспитательные задачи – это задача любого урока - найти формы работы, которые бы позволили развить в детях интеллект, мышление, воображение, умение общаться со сверстниками. Одной из таких форм является пение  в  ансамбле. Этот вид совместного творчества приносит детям огромное удовольствие. 

Образовательные задачи - закрепление отдельных приемов навыка скороговорки и активизация слухового внимания с помощью различных упражнений на распевание с элементами скороговорки решаются на усвоении профессиональных понятий в доступной возрасту форме. Широкие знания, профессиональная терминология входят в понятия учеников не в навязанной форме запоминания, а в процессе всей работы на уроке. Творческие  задачи - передача творческого опыта учителя ученику постоянно сопровождает практическую деятельность детей на уроке. Здесь это – показ приемов и разной техники работы, решение композиции, пространства и колорита. Развитие музыкальных способностей (слуха, музыкальности, артистизма) на протяжении всего урока в разных видах деятельности.

  1. Характеристика замысла урока (занятия).

Замысел урока состоит в улучшении артикуляции и дикции с помощью распевок, в основе которых лежат скороговорки и освоении новой песни: быстрое запоминание текста, четкость в произношении, точность в интонировании, раскованность в движениях, сопровождающих пение.

Характеристика этапов урока (занятия).

I. Общая организация урока (занятия)

1. Последовательность и распределение этапов урока выстроены по привычному для детей плану, который уже показал свою эффективность. Следуя этому плану, учащиеся концентрируют свои умения и внимание на главной задаче урока – освоении новой песни, а новые дети чувствуют поддержку сверстников. Быстрый темп урока и переключение видов деятельности показало высокоэффективный результат. Особенно это касается физкультминутки, которая дает возможность детям и подвИгаться, и обратить (незаметно) внимание на ритм.

2.  На уроке применяется метод группового контроля – распевка по типу «Вопрос-ответ», когда начинает одна группа ребят, им отвечает другая. Это помогает развивать контроль и самоконтроль – дети помогают и поправляют друг друга.

В качестве индивидуальной работы используется чтение и пропевание припева по строчкам друг за другом (отслеживаем текст по экрану). Данный прием дает возможность многократного повторения текста не в занудном задании «повтори еще раз», а интересная для учащихся игра «цепочка».

Организация познавательной деятельности на уроке – это знакомство с творчеством других детей во время просмотра видеоролика с новой песней.

3. Соблюдение охранительного режима –это обязательно включение физкультминутки с движением, разучиванием новых танцевальных и ритмических движений.

4. Подведение итога урока – пение с танцевальными движениями под фортепиано и под плюс позволяет детям ощутить уверенность в освоении нового материала.

II. Содержание урока (занятия)

  1. Научная, воспитательная и развивающая направленность урока (занятия).

На уроке используются основные понятия, которые лежат в основе урока и имеют развивающую и воспитательную направленность

Основные понятия - это понятия, которые формируются на данном уроке многообразными формами и методами. Основные понятия учитель не дает в готовом виде, а подводит детей к ним исподволь, включая их в активную работу.

(Артикуляция, интонация, звуковысотность, штрихи (стаккато и легато), ритмичность, соло и ансамбль, унисон, фермата, реприза, движение по полутонам, гамма, трезвучие).

  1. Правильность подбора учебного материала на уроке

подтверждается вниманием и эмоциональным подъемом учащихся, доброжелательностью в оценочных суждениях, творческой активностью

  1. Связь теории с практикой.

На уроке использовано много практических приемов, которые требовали постоянной активной работы учителя: беседа, показ, анализ. Именно от активности учителя зависит формирование творческой активности учащихся.

  1. Организация повторения на уроке (занятия) и его содержание. Связь повторенного с новым материалом.

На данном уроке в качестве повторения были использованы «приветствия», распевка «Ножки у Антошки» и физкультминутка. Именно включение пройденного материала в ход урока дает возможность учащимся чувствовать себя уверенно и раскованно, что, в свою очередь, позволяет легче и проще усваивать новый материал в быстром темпе.

  1. Уровень знаний, умений, навыков обучающихся.

Учащиеся имеют разный уровень подготовки и практических навыков, потому что группа пополняется желающими заниматься в течение года. Музыкальной специальной подготовки у ребят нет.

III. Методическая сторона урока (занятия) и его оборудование

  1. При планировании открытого урока мною были выбраны наиболее рациональные методы обучения:

–                    практический — ансамблевое пение, постановка заданий (упражнений) и демонстрация хода выполнения задач;

–                    словесный (вербальный) — пояснение, объяснения, побуждения, сравнения и т.д.;

–                    наглядно-слуховой — показ преподавателя голосом и с помощью инструмента и видео;

–                    ассоциативно-образный — беседы о характере произведение, образное представление вокальных произведений.

Данные методы были выбраны потому, что они наиболее понятны обучающимся и не создают затруднений при вокально-хоровой работе.

 

  1. Также на данном уроке осуществлялись различные формы коллективной, индивидуальной и групповой работы.  Чередование методов обучения.
  2. Оборудование урока (занятия) и его использование.

Фортепиано - для распевок по полутонам, для показа мелодии, для аккомпанемента;

телевизор – для показа видеоролика с песней, для размещения текста, для видеоролика с физкультминуткой – ребята повторяют движения за ведущими;

компьютер – для трансляции материалов к уроку;

колонка, микрофон, звуковая карта (усилитель) – для звучания музыки и голоса.

  1. Методы опроса. Правильность ответа обучающихся.

Методы опроса использовались как в закрытом формате – незаметно для детей в игровой форме, так и открыто – у микрофона.

  1. Функциональный анализ урока (занятия).

Структура данного урока позволила полностью реализовать планируемые цели и добиться следующих результатов:

  • предметные - закрепление навыков артикуляции и дикции;
  • применение навыков в вокально-хоровой работе;
  • метапредметные - понимание поставленной задачи;
  • контроль и самоконтроль поведения в коллективе;
  • познавательные - проявление творческих способностей при выполнении упражнений; контроль и самоконтроль точности вокальной интонации;
  • личностные – стремление выполнять каждое задание ответственно и качественно; быть внимательными собранным;
  • коммуникативные – развивать чувство ответственности и общности коллектива.

Доверительные отношения между учащимися и педагогом способствуют достижению поставленных целей.

  1. Оценка конечного результата урока.

Оценка качества знаний, умений и навыков происходит непосредственно на концерте, на выступлении. Учащиеся получают самые высокие оценки в виде приветствия и аплодисментов слушателей – родителей, учителей и учащихся школы, что очень мотивирует к дальнейшей работе, как учеников,  так и учителя. Значение артикуляции и дикции дети понимают практически сразу и работают с удовольствием.

Несомненно, любое выступление помогает определить будущие задачи и цели для дальнейшего развития детей, их творческого потенциала, определиться с репертуаром, выявить трудности и определить методы для дальнейшего совершенствования.

На самом уроке ребята имеют возможность слышать пение друг друга и выявить на этапе подготовки свои слабые и сильные стороны. Дети иногда приходят к выводам сами и к следующему уроку приходят с вопросами и предложениями.

Работа над собой продолжается и вне уроков: дети испытывают желание еще и еще раз спеть, отрепетировать сложные места, самоутвердиться, послушать друг друга. Все ти факты подтверждают результативность уроков вокала и хорового пения.


Схема самоанализа внеклассного мероприятия

  1. Цель мероприятия

Обучающая – дети учатся вокальному мастерству, расширяют репертуар, постигают азы музыки и пения.

Воспитывающая – данная функция работает и на индивидуальном, и на коллективном уровнях. Нравственность, эстетика, этика – все составляющие работают комплексно.

Развивающая – занятия в студии дают возможность развивать свои личностные качества, талант, музыкальные способности.

  1. Образовательная сторона мероприятия, перспективность в работе; какие знания учащиеся приобретают, расширяют, углубляют; какие навыки и умения совершенствуют.

В ходе мероприятия учащиеся получают бесценный опыт концертного выступления, на котором могут продемонстрировать свои умения, талант, раскованность, артистичность, проявить взаимопомощь и поддержку.

Учащиеся расширяют свой репертуар, учатся основам сценического поведения, получают навык выступления, пения с аккомпанементом под фортепиано и под «минус», в ансамбле, дуэте, трио, хоре или сольно, умеют быстро решить задачи работы с микрофоном в условиях выступления.

  1. Применение технических средств и наглядных пособий.

В качестве наглядных пособий на мероприятиях «Караоке-клуб для всех» мы используем интернет, большой экран, 4-5 микрофонов, усилители. На мероприятиях помогает звукорежиссер, который управляет звуком с операторского центра.

  1. Осуществление межпредметных связей и связей между учебной и воспитательной работой.

В школе большой упор делается на раскрытие творческого потенциала детей. Связь вокальных занятий с другими мероприятиями в школе очень тесная и используется еженедельно. Это:

  • спектакли,
  • мюзиклы,
  • недели искусств, литературы, английского языка,
  • Евровидение, где песни исполняются на разных языках (армянскй, литовский, украинский, испанский, немецкий, азербайджанский, греческий, идиш, финский, французский),
  • линейки с новостями недели,
  • семейные праздники,
  • школьный конкурс «Открытая сцена»,
  • Бессмертный полк и День Победы,
  • все праздники и даты.

Таким образом связь между предметами и событиями в школьной жизни неразрывная и ежедневная.

  1. Воспитательное значение мероприятия: формирование интереса к занятиям, к предмету, воспитание коллективизма, познавательной активности, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание учащихся в ходе занятия.

Выше были упомянуты мероприятия, которые проводит школа. Все они развивают в детях чувство ответственности и понимание нужности дополнительных занятий вокалом, чувство дружбы и коллектива, патриотизм и уважение к общечеловеческим ценностям.

Понимание того, что ребята будут защищать честь класса, что их будут оценивать и жюри и родители помогает ребятам с пониманием и ответственностью относиться и к занятиям и к выступлениям.

  1. Количество присутствующих, их активность в подготовке и непосредственно на мероприятиях.

На мероприятии присутствовали ученики начальной школы. Поскольку это был заключительный день перед летними каникулами, некоторые дети отсутствовали, но мероприятие привлекло и учеников старших классов и учителей. Особенно часть концерта с караоке.

  1. Отношение учащихся к мероприятию: интерес, активность, дисциплинированность, культура поведения, речи.

Дети очень любят все мероприятия в школе и готовятся с огромным желанием. Любят выступать и особенно любят петь у микрофона. В школе кроме микрофонов на стойках есть пять «головных» микрофонов. Дети обучены правилам поведения у микрофона. Особое мастерство проявляют дети, посещающие вокальную студию. В нашей школе дети много читают, не пользуются гаджетами (это запрещено в школе), за каждым классом закреплен тьютор, в каждом классе не более 15 человек.

  1. Реализация намеченного плана.

План всегда удается реализовать полностью. Данный концерт 03.06.22 прошел с огромным успехом. В течение концерта к начальной школе присоединились учащиеся старших классов, учителя и получился замечательный грандиозный хоровой концерт.

  1. Осуществление учебных и воспитательных целей (способствует ли мероприятие повышению качества знаний учащихся, коррегирует ли их деятельность, способствует ли формированию положительных качеств личности.

Безусловно, данное мероприятие открывает новые возможности и огромное желание усложнять и расширять репертуар, действовать уверенно и быстро, без стеснения и сомнений. Ребята уже самостоятельно дома, на отдыхе, в семье выбирают песни для пения и выступлений, уверенно работают с текстом и музыкой.

  1. Предложения по организации, содержанию и методике проведения воспитательных мероприятий.

В качестве воспитательных мероприятий в школе проходят еженедельные линейки, концерты, спектакли, конкурсы.  Воспитательных мероприятий в школе очень много, поэтому дети владеют информацией о соблюдении дисциплины. Поскольку количество детей в начальной школе превышает 150 человек, то для успешного проведения концертных выступлений, с детьми отрабатывается траектория входа и выхода на сцену. За каждым классом закрепляется место в зале и место на сцене, которое сохраняется в течение года. Таким образом, дети во время репетиций, которые проходят во время уроков музыки и занятий вокалом, быстро запоминают алгоритм действий и пожелания быстрого и бесшумного прохода на сцену и со сцены.  

Особое место в воспитательной работе занимает патриотический репертуар, который дети исполняют с огромным удовольствием.

Как я уже упоминала выше, в школе проводится конкурсная неделя под названием «Новогодняя планета», где формат праздника сохраняется из года в год, но меняется задача. Если в прошлом году это были традиции встречи Нового года в разных странах, то в этом году это Евровидение с исполнением песен на языке той страны, которая была определена новогодней лотереей. Участвует весь класс целиком, дети ставят номер с помощью тьютора, учителя по хореографии, вокалу, сценическому мастерству, родители помогают с костюмами, оформлением уголка в классе, в традициях данной страны, и реквизитом. Дети направляют все силы на то, чтобы музыкальная часть, как особо уязвимая, была на высоком профессиональном уровне. Для этого прибегают к предварительной записи вокала в студии звукозаписи наиболее уверенно звучащих одноклассников- исполнителей. На сцене все исполняют песню, путем наложения живого звука на записанный «плюс». Это дает возможность сделать качественную видеотрансляцию мероприятия для родителей и уверенность в качественном звучании для других детей.

Такое большое количество мероприятий дает детям уверенность в себе и к концу года, когда в школе проводится конкурс талантов «Открытая сцена» с привлечением профессионального жюри, дети выходят с запросом сольного выступления в номинации вокал. Подготовка и выступление очень сближает ребят. Они поддерживают друг друга, переживают, помогают, меняются после конкурса песнями.

Ну, а самое главное, что дети увлечены искусством, слушают музыку, совершенствуют свой слух, интонацию, речь, оттачивают мастерство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ урока литературного чтения во 2 классе по теме "Е. Благинина "Посидим в тишине", Э. Мошковская "Я маму мою обидел..."

Тип урока: комбинированный.  Вашему вниманию был представлен урок литературного чтения во 2 классе по теме: «Е. Благинина «Посидим в тишине» и Э.Мошковская «Я маму мою обидел». Урок по этой теме ...

Самоанализ урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Звук (й), буквы Й, й".

Материал  "Самоанилиз урока обучение грамоте в 1 классе по теме "Звук (й), буквы Й, й" поможет молодому учителю начальных классов правильно, всесторонне сделать анализ урока в свете требований ФГ...

Самоанализ урока русского языка во 2 классе по теме « Буквы безударных гласных в корне слова»….

Данный самоанализ урока русского языка во 2 классе по теме "Правописание безударных гласных" поможет учителю проанализировать свой урок, возможно открытый урок, перед коллегами на заседании методическ...

Самоанализ урока русского языка в 3 классе по теме: «Лексическое значение слова. Фразеологизмы»

Самоанализ урока русского языка в 3 классе по теме:  «Лексическое значение слова. Фразеологизмы» (учебник В. П. Канакиной, УМК «Школа России»)...

Презентация самоанализа урока по математике в 1 классе на тему "Составление и решение задач по рисунку"

Презентация самоанализа урока по математике в 1 классе на тему "Составление и решение задач по рисунку"...