Формирование музыкального вкуса
статья по музыке

Вагнер Ирина Александровна

В статье расмотрены основные положения и способы формирования музыкального вкуса у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_muzykalnogo_vkusa.docx19.02 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУДО «Городской дворец детского (юношеского)

творчества им. Н.К. Крупской»

Формирование музыкального вкуса

Выполнила: Вагнер И.А.,

Педагог дополнительного образования

Новокузнецк

2024г.

Формирование музыкального вкуса

        Давайте определимся, что такое музыкальный вкус и как он проявляется. В данном случае это особое чувство прекрасного в музыке, ощущение её внутренней гармонии, степени совершенства формы и содержания. А способность оценить гениальность художественного прозрения композитора или исполнителя — это и есть вкусовые проявления.

     Думаю, не все обладают музыкальным вкусом. Чтобы судить о прекрасном, необходим опыт общения с ним. Вокруг нас постоянно существует музыка, восприятие которой не требует специальной подготовки, и мы впитываем её не замечая. Для разных времён, культур и социальных слоёв это будет разная музыка — фольклорная, духовная, профессиональная композиторская, массовая или любая иная. Естественно, если музыкальный кругозор человека узок, он не сможет оценить по достоинству какие-то новые для его круга и культуры музыкальные явления. Современный человек, знакомый только с повсеместно звучащей музыкой, вряд ли приближается к прекрасному. Он живёт с произведениями, написанными на потребу, и их восприятие изначально не предполагает никаких интеллектуальных, эмоциональных и духовных усилий. Чем больше человек знакомится с немассовыми явлениями — будь то фольклор, джаз, церковная или академическая музыка, — тем шире границы его музыкального восприятия. Этот процесс постижения можно сравнить с восхождением к вершине. Ведь что видно вокруг, когда стоишь внизу? Только то, что находится в непосредственной близости. Да, можно взглянуть на горизонт, но что там — неясно. Зато какой вид открывается с вершины.

        Музыкальный вкус не даётся человеку раз и навсегда — это вещь достаточно условная. Вкус может быть врождённым разве что на 10 %, а приобретённым на оставшиеся 90 %. Тем не менее мы рождаемся с определённым заложенным темпераментом и внутренним ритмом, и у нас, метафорично выражаясь, особым образом вибрируют клетки. Так что на первом этапе многое в буквальном смысле зависит от внутриутробного развития и даже того, что во время беременности слушала мама. Такая музыка может ещё долго и незаметно для человека резонировать с его состоянием, если он будет слышать нечто подобное много лет спустя.

         Однако не стоит думать, что музыкальная образованность — гарант вкуса, который всё-таки не зря считается даром. История музыки знала не только блестящих интеллектуалов, но и много непрозорливых критиков вроде Цезаря Кюи, который считал, что Чайковскому вообще лучше не писать вокальную музыку. И наоборот, красота сложного и незнакомого музыкального явления может тронуть совсем несведущего человека — это и есть проявления чувства прекрасного. Да, оно может быть неразвитым, но в той или иной мере присуще каждому — а мера всё-таки разная.

          На процесс формирования основ музыкального вкуса значительное влияние оказывает слушание классической музыки детьми дошкольного возраста. Музыкальное восприятие является тем «каналом», который позволяет обогащать индивидуальный музыкальный опыт.

          Попробуем конкретизировать возможности процесса слушания музыки в целостном развитии ребёнка-дошкольника. Какие аспекты развития обеспечивает данный процесс? Сразу же возникает проблема тщательного отбора музыкального репертуара для организации слушания музыки детьми дошкольного возраста.

          Большинством учёных и методистов ( Н.А. Ветлугина, О. П. Радынова и др.) в качестве ведущих принципов отбора музыкального репертуара для восприятия выделяются:

           - образность музыки – наличие в произведении яркого музыкального образа;

            - доступность музыкальных произведений для восприятия ребёнка;

           - высокая эмоциональность музыки, соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту ребёнка;

           - соответствие содержания музыкального произведения жизненному опыту детей;

           - доступность музыкального произведения по продолжительности звучания.

          В отборе музыкальных произведений для детей основными являются критерии художественности и доступности. Художественность предполагает отбор разнообразных произведений – шедевров музыкальной классики и современности. Доступность означает, что произведения должны быть понятны детям:

           - их содержание должно быть представлено яркими образами;

           - музыкальное произведение должно иметь яркую, контрастную частность, доступно по музыкальной форме;

           - музыкальные образы должны соответствовать эмоциональному и жизненному опыту ребёнка;

           - подбор музыкальных произведений должен соответствовать возможностям детского восприятия.

          Требования к отбору музыкального репертуара для слушания можно конкретизировать по ряду принципов:

          - Принцип учёта детских музыкальных интересов предполагает, что каждый ребёнок, вне зависимости от возраста, уже обладает индивидуальным музыкальным опытом, имеет начальное, избирательное отношение к музыке. Реализация этого принципа предусматривает дифференцированный подход – предложение разным детям разной музыки для слушания;

          - Принцип учёта деятельностной природы ребёнка предполагает, что музыкальный репертуар позволяет дошкольнику выразить доступными средствами результаты собственного восприятия – в рисунке, в слове, в игре, в музыкально-пластической импровизации.  Данный принцип учитывает моторно-ритмическую природу самой музыки и природную активность ребёнка;

          - Принцип учёта эмоционального опыта ребёнка выражается в подборе музыкальных произведений, учитывающих эмоциональное состояние ребёнка. Ребёнок получает возможность «прожить» в  музыке те события, которые вызвали в нём сильные эмоциональные переживания;

          - Принцип учёта индивидуальных особенностей восприятия музыки ребёнком реализация данного принципа возможна при условии хорошего знания педагогом особенностей отношения ребёнка к процессу слушания музыки. Есть дети, для которых главное в музыке – зрительный ряд, есть дети-музыковеды, которых интересует и биография композитора, и история создания произведения. Есть дети, которые воспринимают музыку только эмоционально, и выражение в словах результатов прослушивания для них неприемлемо. Поэтому организация слушания музыки и подбора музыкального репертуара должны осуществляться педагогом с учётом данных особенностей;

          - Принцип разнообразия задач, решаемых в процессе восприятия музыки данный принцип определяется целостностью развития ребёнка в дошкольный период и многомерностью природы музыки. Процесс слушания музыки организуется для решения разных задач в развитии ребёнка, а палитра музыкальных произведений, которые он может слушать – бесконечна;

Список используемой литературы

          1. Большой толковый словарь русского языка/Сост.и гл. ред. С.А. Кузнецов.    С-Пб.:Норинт, 2004;

          2. Боякова Е.В. «Воспитание интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. канд.пед.наук». М., 2001;

          3. Ведерников А. Ф. «Чтоб душа не оскудела: (заметки певца).» М.: Советская Россия, 1989;

          4. Ветлугина Н. А., Кенеман А.В. «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду» - учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». М.: Просвещение, 1983;

          5. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. «Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста». С-Пб, 2010;

          6. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста». М., 2007;

          7. Костина Э.П. «Креативная педагогическая технология музыкального образования дошкольников: Автореф. дисс. д-ра пед.наук». М., 2007;

          8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Стандарты второго поколения. Сост. Е.С.Савинов. М.: Просвещение, 2010;

          9. Радынова О.П., Комисарова Л.Н. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших учебных заведений.» Дубна: Феникс Плюс, 2011;

          10. Струве Г.А. «Музыка для всех». Под. ред. Е. Луцкой. М.: Молодая гвардия, 1978;

          11. Теплов Б.М. «Избранные труды: в 2-х т.» Т.1. М.: Педагогика, 1985;

          12. Фадеева С.А. «Развитие оценочного отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста: Автореф.» М., 2001;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобразительное и прикладное искусство как основа формирования эстетического вкуса у детей начальных классов в группе продленного дня

Человек начинает изучение и освоение окружающего мира с самого своего рождения. Однако сознанию ребенка не доступны способы познания мира через научные дисциплины, особенно это касается детей до...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ.

Статья. Из опыта работы в Арт-студии и Музыкальной гостиной в группе при Центре сопровождения обучающихся 1 класса....

Рекомендации родителям, педагогам и музыкальным руководителям по формированию музыкального вкуса в начальных классах.

Обратить внимание на музыкальные предпочтения ребенка, чтобы резкими и радикальными методами не спугнуть и не спровоцировать ( в ребенке) отторжение к рекомендуемым  образцам музыкального произве...

Формирование эстетического вкуса у младших школьников в процессе семейного воспитания

Младший школьный возраст, как отмечают Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и другие, представляет большие возможности для формирования эстет...

Формирование музыкальной культуры путем знакомства с русскими народными инструментами

Данная презентация предназначена для учащихся 2 класса. Этот материал знакомит учащихся с  различными видами русских народных музыкальных инструментов....

Формирование эстетического вкуса младших школьников с помощью литературы

«Эстетический вкус определяется эстетическим воспитанием».Мы будем рассматривать процесс формирования эстетического вкуса с младшего школьного возраста в образовательном процессе общеобразовательной ш...

Формирование эстетического вкуса на уроках музыки в начальной школе

Формирование эстетическог вкуса на уроках музыки в начальной школе....