"Путешествие в мир творчества"
рабочая программа по музыке

Крутова Ольга Вячеславовна

Дополнительная образовательная программа по приобщению детей к истокам русской народной культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_narodnomu_tvorchestvu_krutova.docx85.07 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО на заседании                                                                   УТВЕРЖДАЮ:

педагогического совета                                               заведующий МКДОУ д/с «Малышок»                                                                                                                      

№1  протокола                                                                             ____________Л.В. Байкалова

 «….» августа 2020 года                                                                           «..» августа 2020года

                                                                                         

Внесены изменения : протокол педагогического Совета №1от __августа 2022 г.

Дополнительная образовательная программа

по приобщению детей к истокам русской народной культуры

«Путешествие в мир творчества» 

муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения

детский сад «Малышок»

 Новосибирской области Коченевского района р. п. Чик

срок реализации 2020-2023 год

Крутова О.В.

р. п. Чик 2020г.

СОДЕРЖАНИЕ

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка………………………………………………….3-5

1.2 Принципы построения Программы…………………………..............5-7

1.3. Прогнозируемый результат…………………………………..................6-7

1.4. Программно-методический комплекс образовательного процесса…..7

        

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Учебно-тематический план

2.1. Средней группы………………………………………………………….8-10

2.2 .Старшей группы…………………………………………………………11-13

2.3. Подготовительной группы……………………………………………...14-17

2.4. Интеграция с другими образовательными  областями……………….17-18

III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально-техническое обеспечение Программы………………...18-19

3.2. Диагностика результативности музыкальных способностей………..19-22

3.3 Анализ и обобщение полученных результатов (даёт возможность получить общую картину уровня развития детей русским музыкальным фольклором)………………………………………………………………….22-24

3.4. Заключение……………………………………………………………....24

Список литературы………………………………………………………...25

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа «Путешествие в мир творчества» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей.

В  основу данной  программы   заложена программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение   детей к истокам русской народной культуры». Данная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» является специализированной программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному  и интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям народного творчества. Строится эта программа на концепции эстетического воспитания и развития художественно- творческих способностей детей, в основу которых положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств. Она имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей. Программа ценна тем, что знакомясь с русским народным творчеством, участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить как жили люди на Руси. Ребенок шире и глубже знакомится с жизнью и бытом русского народа,  а это несет в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.

Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с народными праздниками, обычаями и традициями русского народа. Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных особенностей детей. В программе даны темы народных праздников, их программное содержание, перечень музыкального репертуара. Материал сгруппирован отдельными, блоками по каждому виду народных праздников.

Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными праздниками России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному  календарю,  с поэтическим народным творчеством.

Актуальность программы обусловлена тем, что русский народный фольклор - это источник нравственного, эстетического, художественного воспитания. Через исполнение и знакомство с народной музыкой прививается любовь к своей земле, происходит знакомство с прошлым своего народа, его жизнью, духовным миром русского человека. В наши дни очень важно приобщать детей к сокровищнице отечественной культуры и истории, чтобы воспитать любовь к земле, на которой родился и вырос, чувство гордости за свой народ и Родину. Одним из путей решения этой задачи и является приобщение детей к истокам русского народного фольклора.  

Программа разработана в соответствии с общей концепцией ДОУ, ориентированной на формирование у ребенка устойчивой ценностной ориентации на самоидентификацию в качестве творческой личности, хранящей и развивающей традиции национальной культуры. Приобщение детей к традиционной русской культуре рассматривается как деятельность, отвечающая потребностям современного человека, открывающая пути к познанию и самореализации собственной личности, содействующая освоению позитивной модели поведения в качества гражданина, патриота, продолжателя национальной культурной традиции.

                     Программа рассчитана на 3 года обучения детей от 4 до 7 лет

1 год обучения- средняя группа (4-5 лет).

2 год обучения – старшая группа (5-6 лет).

3 год обучения - подготовительная группа (6- 7 лет).

Занятия проходят 1 раз в месяц, беседы в совместной деятельности – 1 раз в неделю.

                   Образовательная деятельность проводится  во второй половине дня, один раз в месяц, в средней группе - длительностью 20 минут, в старшей группе-  25 минут, в подготовительной группе - 30 минут в совместной деятельности.

 Цель программы: приобщение дошкольников к истокам русского народного фольклора, духовной культуре русского народа.

Задачи программы:

Образовательные:

  1. Знакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством.
  2. Расширять знания и представления детей о национальной культуре и традициях русского народа.
  3.  Формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, движения.

Развивающие:

  1. Развивать кругозор и интерес к народной культуре;
  2. Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
  3. Развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления;
  4. Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;
  5. Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.

 Воспитательные:

  1. Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей.
  2. Воспитывать любовь к родной земле, к традициям своего народа.
  3. Воспитывать уважительное отношение к ценностям народной культуры, к истории России, чувства патриотизма и гордости за русский народ.

Основные формы работы с детьми: тематические занятия и занятия интегрированного типа.

 Методические приемы:  

  • наглядный, словесный, практический; 
  • беседы с детьми о праздниках и обычаях; 
  • слушание русских народных песен, сказок; 
  • разучивание песен, игр, хороводов, игра на детских музыкальных инструментах; 
  • инсценировки песен и малых фольклорных форм; 

       Структура занятия:

1.Приветствие.

2.Артикуляционная гимнастика.

3.Основная часть:

-Беседа.

-Пение, инсценировки.

-Музыкально-ритмические движения, музицирование.

4.Игра.

5.Релаксация (слушание музыки).

  1. Принципы построения программы:

-Принцип индивидуального и дифференцированного подхода – предполагает учёт возрастных, личностных особенностей детей, уровень их психического и физического развития.

-Принцип целостности - формирование у дошкольников целостного понимания современных проблем нравственно-патриотического воспитания и интеграции знаний о русской национальной культуре.

-Принцип доступности - предполагает значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску. Не следует употреблять научные термины, хотя содержание некоторых из них может быть объяснено в доступной и привлекательной форме.

-Принцип комплексности и интегрированности – решение задач нравственно-патриотического воспитания в системе всего образовательного процесса и всех видов деятельности.

-Принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса;

-"Позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

-Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

-Принцип рационального сочетания разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

-Принцип конструктивизма - особо важен при отборе содержания нравственно-патриотического образования именно дошкольников, однако, не всегда реализуется на практике. Его применение означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация.

       Направления работы:

  • ознакомление с бытом и трудом русского народа;
  • использование русского народного фольклора во всех его проявлениях;
  • приобщение детей к истокам русской праздничной и традиционной культуры;
  • воспитание гражданственности через ознакомление детей с родным краем, его природой и культурой.
  • ознакомление детей с народным искусством;
  • ознакомление с игровым, песенным и танцевальным творчеством русского народа.

1.3 Ожидаемые результаты реализации программы: 

  • Иметь представление о народных праздниках, обрядах и традициях.
  • Использовать в повседневной жизни произведения малых фольклорных форм (колядки, заклички, потешки, пословицы, припевки, считалки, загадки, дразнилки).
  • Разыгрывать русские народные сказки, инсценировать русские народные песни.
  • Иметь представления о народных праздниках, их обрядах и традициях (Колядки, Масленица).
  • Знать название инструментов, уметь их использовать в оркестре (треугольник, дудочка, трещотка, бубен, бубенчики, свистульки, ложки).
  • Владеть приёмами игры на ложках, играть в оркестре.
  • Владеть навыками передачи эмоционально-образного содержания песни.  
  • Уметь сочетать движения рук и ног, выполнять хороводные движения, движения в свободной пляске.
  • Проявлять самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками. Уметь творчески самовыражаться.

1.4. Программно-методический комплекс образовательного процесса

Методическое обеспечение:

Формы организации занятий:

1.По характеру: самостоятельные; совместная деятельность педагога и детей; выставки.

2.По способу работы: групповые; подгрупповые.

Типы занятий:

-изучение;

-закрепление;

-самостоятельное применение полученных знаний, умений, навыков для достижения собственных целей.

Методы работы:

  • наблюдение;
  • сравнение;
  • показ.

 Средства обучения:

1.Технические:DVD, CD, аудиокасеты, презентации, видеофильмы.

2.Наглядные: демонстрационный материал (репродукции картин, предметы быта, атрибутика для игр), книги, энциклопедии, игрушки.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Учебно-тематический план

2.1 Средняя группа

Месяц

Тема

Программные задачи

Репертуар

Итоговое мероприятие

Интеграция с др. образовательными  областями

Сентябрь-октябрь

«Праздник Осени» с элементами русского народного творчества

Знакомить детей с народными традициями празднования прихода осени; развивать творческие способности; воспитывать интерес к русскому народному творчеству

рнп «Жили у бабуси», «Здравствуй, Осень», «Осенний хоровод»; рни «Собери листочки», «Прогулка и дождик», «Собери урожай»; танцы «Танец с листочками»

Осенний праздник

Чтение худ. литературы: «Листопад», Праздник урожая», «Непослушный дождик»; осенние загадки; дид. игра «Осенние приметы»; рисование «Осень золотая»; лепка «Грибочки»

ян

варь

«Колядование», традиции празднования Рождества

Познакомить с обрядом колядования; дать представление о празднике Рождество; приобщать детей к народным песням, колядкам, пляскам; развивать эмоциональную отзывчивость, внимание; воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа.

рнп «Как на тоненький ледок»; игры «Бубен», «Ты катись, катись снежок», «Шла коза по лесу»; хоровод «Ай заинька, ай беленький»; танцы «Топ-топ сапожок», «Саночки».

Развлечение  «Пришла Коляда накануне Рождества»

Просмотр мультфильма «Рождественская сказка»; беседа на тему «Зимние забавы»; соревнование «Ведьмина метелка»; рассматривание иллюстраций по теме ; раскрашивание и рисование «А, у нас коляда»

февраль

Праздник  «Масленица» (обряды, традиции)

Расширять знания и представления детей о народных традициях; знакомить детей с праздником «Масленица»; развивать ловкость, внимание, двигательную активность; воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

рнп «Ой, блины, блины, блины»; игры «Карусель», «Горелки»; хоровод «А мы, Масленицу», «Веснянка»; игра с платочком «Гори, гори ясно»

Тематическое занятие «Ой, ты, Масленица»

 Просмотр иллюстраций по теме; чтение худ. литературы (сказки, потешки, прибаутки, поговорки и пословицы о масленице); Кричалка «У меня –у тебя»; соревнование «Катание на лошадях»; рисование , лепка «Блиночки»

март

Декоративно-прикладное искусство «Дымковская игрушка»

Развивать и углублять знания детей об истории создания дымковской игрушки; приобщать детей к русскому фольклору; познакомить с закличками, песенками о весне; воспитывать интерес и уважение к труду народных мастеров, традициям и культуре русского народа

Слушание «Наигрыш на глиняной свистульке»; рнп «Где был, Иванушка»; песня «Весенняя песенка» (муз. Г. Фрида); игра «Барашек», «Ручеек»; танец «Барыня»; хоровод «Красный сарафан»; закличка «Весна красна, иди сюда»

Развлечение «Кличим Матушку Весну»

Сценка «Ах, ярмарка»; презентация «Дымковская игрушка»; рассматривание иллюстраций ; рисование, лепка по данной теме ;частушки «Дымковские игрушки»; чтение и разучивание стихотворений

апрель

Народный праздник « Весны» с элементами русского народного творчества

Познакомить детей с традициями духовной культуры нашего народа на примере празднования прихода Весны ; дать представление об этом празднике; способствовать воспитанию нравственности через народные традиции

Песни «Солнечная капель» (муз. С. Соснина, сл. И. Вахрушева), «Тает снег»(муз. А. Филлипенко), «Скворушки» (муз. А. Филлипенко); игра «Грачи летят», «Жаворонок», «Как у дяди Якова»; хоровод «Веснянка»

Тематическое занятие «Весенние посиделки»

подвижная игра «Огородник и воробей»; пословицы и поговорки о труде; беседа «О Пресвятой Богородице»; рисование и аппликация «Птицы прилетели»

2.2 Старшая группа

Месяц

Тема

Программные задачи

Репертуар

Итоговое мероприятие

Интеграция с др. образовательными  областями

Сентябрь -октябрь

Декоративно-прикладное искусство «Хохлома»

Расширять представление детей о народном промысле «Хохлома»; учить выделять характерные особенности хохломы (тон, колорит, основные элементы); формировать эстетическое отношение к произведениям народного декоративно-прикладного искусства; воспитывать чувство прекрасного; приобщать детей к истокам русской народной культуры

Песня «Ложки деревенские» (муз. З. Роот); муз. упр. «Солнышко»; игра «Угадай, на чем играю»; презентация «Золотая хохлома»; танец с ложками (рнм «Полянка»)

 Праздник «Осень, в гости просим»

Худож. слово «Золотая хохлома»; презентация «Все о хохломе»; беседа «История возникновения хохломской росписи»; дид. игры «Эхо», «Назови признаки»; физминутка «На полянке»; рисование, изготовление поделок

январь

«Колядование», традиции празднования Рождества

Продолжать знакомить детей с обрядом колядования и традициями празднования Рождества; рассказать как весело люди проводили время в старину; формировать у детей любовь к Родине, к народным играм, к старине; воспитывать интерес к истории и культуре своего народа

Песня «Зимняя песенка»; рн хороводная игра «К нам коза пришла»; рнп «Сею-вею снежок»; игра «Палки-моталки», «Золотые ворота», «Пирог»; нар. пляска «Плясовая»

 Развлечение «Пришла Коляда накануне Рождества»

Просмотр иллюстраций; чтение худ. литературы «Воробушек летит, хвостиком вертит…», «Коляда пришла, пирога принесла»; дид. игра «Дедкины потешки и скороговорки; настольная игра «Собери снежинку»; рисование и аппликация «Рождественская елочка»

февраль

Народный праздник«Масленица» (обряды, традиции)

Обобщить знания детей о праздновании Масленицы на Руси; продолжать приобщать детей к истокам народной культуры и духовности на основе изучения русского фольклора; воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях

Песня «А мы масленицу дожидались»; муз. игра «Солнце», «Горелки»; игры «Веселые валенки», «Перенеси блины – не урони»; хоровод «Весну встречаем», «Эх, Масленица, да ты красавица»; танец «Барыня».

Тематическое занятие «Что за праздник-Масленица?»

Презентация «Широкая Масленица»; чтение худ. литературы; соревнование «Перетяни канат»; рисование, аппликация; под. игры «Снежны тир» и «Кто быстрее на метле»; просмотр мультфильма «Смешарики-Масленица»

март-апрель

Народный праздник « Весны» с элементами русского народного творчества

Обобщить представление детей о праздновании прихода Весны; дать представление о народных приметах, старинных традициях этого праздника; продолжать приобщать к истокам русской народной культуры

Песня «Весенняя песенка» (муз. С. Полонского), «Весна» (муз. И. Меньших), «Как у наших у ворот»; хоровод «Сударушка» (обр. И. Каплуновой), «Как весна с зимою повстречались»; танец девочек «Красный сарафан» (муз. А. Варламова); игра «Скворушки» (муз. А. Филлипенко); хор. игра «Со вьюнком я хожу»

Тематическое занятие «Весна-красна»

Худ. слово «В день святого Благовещения» А. Красницкий, «Птичка» А.С. Пушкин, «Птичка» Ф. Туманский; презентация «Светлый праздник Благовещенье»; рисование, изготовление птиц; дид. игры «Приметы весны», «Деревенский дворик»; изготовление поделок «Готовимся к празднику»

2.3 Подготовительная группа

Месяц

Тема

Программные задачи

Репертуар

Итоговое мероприятие

Интеграция с др. образовательными  областями

Сентябрь-октябрь

Осенины –встреча осени на Руси

Расширять представления детей о русских народных традициях празднования прихода осени; развивать творческие способности; воспитывать интерес к русскому народному творчеству

Песни «Осень раскрасавица», «Золотой листопад», «Осень, листьями шурши»; хоровод «Вокруг рябинушки»; танец «Танец с Осенью»; игры «Перенеси с поля урожай», «Подбери желудь», «По лужам»; шумовой оркестр «Ложкари»

Праздник «Осенины»

Чтение худ. литературы об осени; разучивание пословиц, поговорок;

Дид. игры: «Что растет в огороде?», «Составь картинку из частей»; рассматривание иллюстраций; рисование «Золотая осень»

январь

Декоративно-прикладное искусство «Гжель»

Закрепить представление детей о праздновании колядок и Рождества; продолжать знакомить с обрядами; развивать творческую деятельность детей путем ознакомления с обычаями, играми, песнями, относящиеся к периоду праздника; расширить знания детей об истории гжельского промысла; учить выделять характерные особенности

Песни «Колядки», «Рождественская песенка», «Гжель» (дуэт); хор. песня «Приходила коляда»; хор. игра «Шел король»; игра «Курочки и петушки»; танец «Потолок ледяной»; шумовой оркестр «Наши ложки»; хоровод «Гжельские узоры» гжели (тон, колорит, элементы узора); формировать эстетическое отношение к произведения декоративно-прикладного искусства; воспитывать чувство прекрасного через музыкальные образы

Развлечение «Сказочная гжель»

Презентация «Гжельские узоры»; рассматривание иллюстраций; чтение худ. литературы; логоритмич. упр. «Гжель»; чистоговорка «Узоры дивные»; игра «Тарелочки из Гжели»; рисование, изготовление поделок; сюжетно-ролевые игры «Встречаем гостей» и «Домашние колядки»; папка-раскладушка «Святки-колядки»

февраль

Народный праздник «Масленица» (обряды, традиции)

Закрепить представление детей о праздновании на Руси Масленицы; прививать интерес к русскому народному фольклору; воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине

Песни «Блины», «Широкая наша Масленица» (муз. В. Малярова, сл. А. Ускова), «Зимушка-зима»; «Вышел Ваня погулять», «Со вьюном я хожу»; муз. дид. игра «Угадай, что звучит»; танец «Сударушка»; хоровод «Вот уж зимушка проходит»

Тематическое занятие «Ой, ты, Масленица»

Презентация «Масленица», рассматривание иллюстраций; игра «Хвост бабы Яги»; рн закличка «Масляная полизуха»; чтение худ. литературы; рисование и лепка «Угощение для куклы Кати»; изготовление поделок; пальчиковая игра «Оладушки»

март-апрель

Народный праздник « Весны» с элементами русского народного творчества

Закрепить представление детей о традициях празднования прихода Весны ; формировать духовно-нравственные качества посредством приобщения детей к православным традициям через организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности

рнп «Соловушка», «Веснянка», «Благовещенское солнышко»; рн закличка «Ой кулики, жаворонушки», «Солнышко»; хор. игра «Солнце»; игра «Гори, гори ясно»; шумовой оркестр «Ой, встала я ранешенько»; плясовая «Гусли»; хоровод «Как под наши ворота».

Тематическое занятие «Благовещение»

художественное слово «Благовещение» А. Красницкий; рисование, изготовление поделок «Благовещенье- встреча весны»; инсценирование «Печем куличики»

2.4. Интеграция с другими образовательными  областями

            Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

1. Формирование представления о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие навыков игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

2. Развитие свободного общения о музыке с взрослыми и сверстниками.

3. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности.

            Образовательная область «Познавательное развитие»

1. Расширение музыкального кругозора детей.

2. Сенсорное развитие.

3. Формирование целостной картины мира средствами музыкального искусства, творчества.

Образовательная область «Речевое развитие»

1. Развитие устной речи в ходе высказываний детьми своих впечатлений, характеристики музыкальных произведений.

2. Практическое овладение детьми нормами речи.

3. Обогащение «образного словаря».

          Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

1.Развитие детского творчества.

2.Приобщение к различным видам искусства.

3.Использование художественных произведений для обогащения содержания музыкальных примеров.

4. Закрепления результатов восприятия музыки.

5. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности.

III.  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально-техническое обеспечение Программы

 Материальное обеспечение

-Набор  костюмов для проведения праздников, ярмарок, посиделок. Создание костюмов осуществляется как непосредственно на занятиях, так и в домашних условиях с помощью родителей;

-Декорации для оформления при проведении праздников в музыкальном зале или на улице;

-Инвентарь для проведения народных игр;

-Русские народные музыкальные и шумовые инструменты;

-Иллюстративный материал, методическая литература;

-Магнитофон или ноутбук, аудио- и видеозаписи по тематике.

Пер

Перечень

парциальных программ и технологий

1.О.Л. Князева, М.Д. Маханева  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» ;

2.Т.А. Бударина, Л.С. Куприна, О.А. Маркелова;

3.О.Н. Корепанова, И.В. Харитонова  «Знакомство детей с русским народным творчеством» ;

4.М.Ю. Новицкая «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду» ;

5.О.Л. Князева, Р.Н. Стеркина «Я, ты, мы» .

Мето

Методическая литература

1. Вет-Агеева Р.А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы: Словарь-справочник. – М.: Академия;

-Громыко М.М. Мир русской деревни. – М.: Молодая гвардия;

-Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2008.;

-Календарные обрядовые праздники. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России;

-Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно- методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс;

-Максимов С.В. Из очерков народного быта. Крестьянские календарные праздники. Литературные путешествия. – М.;

-Русские: семейный и общественный быт. – М.: Наука;

-Соломенникова О.А. Радость творчества. Программа дополнительного образования. – М.: Мозаика -Синтез. 2006.

3.2 Диагностика результативности музыкальных способностей

(диагностическая методика составлена на основе

 программы «Горенка» Н.В. Хазовой)

Уровни владения детьми народным музыкальным фольклором:

1.Наличие элементарных знаний о народных традициях.

2.Знание народных инструментов.

3.Владение основами малого фольклора (потешки, считалки, поговорки).

4.Багаж народных игр.

5.Формирование певческих навыков.

6.Эмоциональная отзывчивость при восприятии произведений фольклора.

7.Художественно-творческое развитие.

 Методика выявления уровня владения детьми

народным музыкальным фольклором

Определение уровня владения детьми музыкальным фольклором осуществляется в непринуждённой беседе с ребенком. Используются игровые приёмы и многочисленные наглядные предметные пособия, детские музыкальные инструменты.

В предлагаемой ниже таблице представлены материалы, раскрывающие уровневую оценку каждой из семи показателей владения детьми народным музыкальным фольклором.

 

 

Показатели

Уровни

Баллы

Эмоциональная отзывчивость при восприятии  русского народного фольклора

 У ребёнка отмечается яркое эмоционально оценочное отношение к музыкальному фольклору, умение

самостоятельно охарактеризовать музыку, применяя художественно образное описание.

 

4 балла

У ребёнка имеется эмоционально оценочное отношение к музыкальному фольклору: он обладает умением охарактеризовать музыку, но после словесной помощи взрослого.

 

 

 

3 балла

У ребёнка имеется эмоциональное отношение к музыкальному фольклору, может охарактеризовать музыку после словесной помощи взрослого с опорой на немузыкальные компоненты (используется зрительная наглядность или моторные действия).

 

 

 

 

 

 

2 балла

Наличие элементарных знаний о народных традициях

Ребёнок отлично отвечает на вопрос муз. рук. о народном празднике (по желанию ребёнка) а также ребёнок без помощи взрослого сам рассказывает о празднике и традиции выбранных им самим народном празднике.

 

 

 

 

4 балла

Ребёнок хорошо отвечает на вопрос, но после словесной помощи взрослого (задачи аналогичные)

 

3 балла

Ребёнок различает праздники и традиции с опорой на немузыкальные компоненты (используется зрительная наглядность).

 

 

2 балла

 Формирование певческих навыков

Ребёнок самостоятельно быстро и правильно воспроизводит  незнакомую мелодию (по усмотрению муз. рук.).

 

 

4 балла

Ребёнок правильно воспроизводит песню или мелодию после оказания ему моторной помощи.

 

2 балла

 

Багаж народных игр

 

Ребёнок отлично знает несколько народных игр, называет их без помощи взрослого (3-4 игры).

 

4 балла

Ребёнок правильно отвечает на вопрос взрослого после словесной помощи взрослого (2-3 игры).

 

3 балла

Ребёнок правильно отвечает на вопрос взрослого после оказания ему моторной помощи (показ действий к игре или название игры)  (1-2 игры).

 

2 балла

 Владение основами малого фольклора (потешки, считалки, поговорки)

        Знание         перечисленных

жанров малого фольклора  

( 5-6).

 

4 балла

        Знание         перечисленных

жанров малого фольклора

( 4-5).

 

3 балла

        Знание         перечисленных

жанров малого фольклора

( 3-4).

 

 

2 балла

 Знание  русских народных инструментов

Ребёнок отлично различает тембровые свойства музыкального звучания русских народных инструментов  

(по усмотрению муз. рук).

 

 

4 балла

Ребёнок хорошо различает тембровые отношения русских музыкальных инструментов после словесной помощи характеризующей звучание инструментов.  

 

 

 

3 балла

Ребёнок различает тембровые свойства музыкальных  инструментов после оказания ему моторной помощи  

(предлагается поиграть ребёнку на инструменте и даётся характеристика особенности звучания).

 

 

 

 

2 балла

Художественно-творческое развитие

 

Ребёнок свободно сочиняет или         исполняет оригинальную песню или танец («свою» песню или танец).

 

 

4 балла

 Ребёнок сочиняет и исполняет песню или танец

после словесной помощи взрослого (элементарная словесная помощь).

 

 3 балла

Ребёнок сочиняет и исполняет песню  или танец после оказания моторной помощи (предлагается образец исполненный взрослым, который исполняется вместе с муз. рук.).

 

 

 

2 балла

 

 

3.3 Анализ и обобщение полученных результатов (даёт возможность получить общую картину уровня развития детей русским музыкальным фольклором)

 

Все данные обследования детей записываются в тетради по следующей форме:

 

 

 

Список детей

Показатели уровня развития детей русским музыкальным фольклором

1

2

3

4

    5

    6

7

Общая оценка

Уровень развития

Уровень развития музыкальности ребёнка определяется суммой развития семи основных показателей деленных на общее количество показателей - 7.

Итоговый показатель уровня развития музыкальности ребёнка рассчитывается по формуле:

Уровень музыкального развития = 1+2+3+4+5+6+7 

                                                                         7

  1. -  эмоциональная отзывчивость при восприятии народного фольклора
  2. - наличие элементарных знаний о народных традициях
  3. - формирование певческих навыков
  4. - багаж народных игр
  5. - владение основами малого фольклора (песенки, заклички, игры)
  6. - знание русских народных инструментов
  7. – художественно-творческое развитие

 

       Примерные нормы оценки уровня владения детьми русским музыкальным фольклором (в баллах)

 

Уровни

Итоговые показатели (в баллах)

Оптимальный

3,5-4 балла  

Высокий

                    2,4-3,4  

Средний

       1,3-2,3  

 

 

Описательная характеристика уровней владения русским народным фольклором ребёнка дошкольного возраста

 

        IV (оптимальный) уровень владения народным музыкальным фольклором - 3,5-4 балла.

Ребенок обладает устойчивым интересом к музыкальной деятельности, ярким эмоционально-оценочным отношением к музыкальным образам, выраженным в музыкальном произведении, умением охарактеризовать музыку, применяя художественно-образное описание, самостоятельно дает жанровую характеристику музыкальных произведений, отличается творческим отношением к различным видам музыкальной деятельности и прекрасной музыкальной памятью.  

 

       III (высокий) уровень владения народным музыкальным фольклором - 2,4-3,4 балла.

У ребёнка отмечается положительный интерес к музыке. Он обладает эмоционально оценочным отношением к музыке и умением охарактеризовать её. С помощью элементарных наводящих вопросов взрослого правильно даёт жанровую характеристику музыкальных произведений и рассказывает об общем характере музыки. Отличается хорошей музыкальной памятью.

 

      II (средний) уровень владения народным музыкальным фольклором - 1,3-2,3 балла.

У ребёнка отмечается интерес к музыке. Он обладает эмоционально-оценочным отношением к музыке и умением охарактеризовать её. Определить жанр при условии оказания ему словесной помощи с опорой на зрительную наглядность или моторную помощи.

    Формы подведения итогов:

  • Занятия интегрированного типа;
  • Развлечения;
  • Календарные праздники;

•Театрализованные представления, концерты;

•Видео и фотоматериалы;

•Отзывы родителей

3.4. Заключение

       Знание фольклора осознается современным обществом как непременная составляющая духовности, приобщения к национальной культуре и истории нашего народа, поэтому является актуальным. Народный фольклор как средство патриотического воспитания детей сегодня имеет важное значение. Народное искусство, как искусство вообще, многофункционально, в нем заложены большие воспитательные и развивающие возможности. Детский фольклор способствует развитию интереса и внимания к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, потешки, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут использоваться детьми в играх. Они не только забавляют ребенка, но и обучают его навыкам поведения. Приобщение ребенка к народному творчеству очень важная и благодатная задача. Необходимо, используя гуманистический потенциал отечественной культуры, способствовать социализации личности каждого ребёнка, раскрытию таланта, развитию музыкальных и творческих способностей.  Ведь патриотизм – это такое нравственное качество, которое выражается в любви и преданности к своей Родине, сознании и величия богатого культурного наследия. Именно поэтому детям с раннего возраста необходимо развивать любовь к народным традициям, обычаям и обрядам.

Список литературы

1.Боронина Е.Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду». М. «Владос».1999. ;

2.Зарецкая, Н. В. Календарные музыкальные праздники для детей старшего дошкольного возраста [Ноты] / Н. В. Зарецкая. - М. : Айрис-Пресс, 2007. ;

3.Картушина М.Ю. «Русские народные праздники в детском саду»

Творческий центр. Москва. 2006г. ;

4.Куприна Л.С., Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. С-П. «Детство – Пресс», 2008. ;

5.Мельников М.Н. Русский фольклор. М., 1987. ;

6.Музыкальный фольклор и дети: Методическое пособие / Сост. Шамина Л.В. - М., 1992. ;

7.Науменко Г.М. Детский музыкальный фольклор. - М., 1999 ;

8.Науменко Г.М. Фольклорный праздник. М., 2000. ;

9.Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Академия, 2009г.;  

10.Хазова М.В.  «Горенка». Программа комплексного изучения музыкального фольклора. М. «Владос».1999г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - путешествие 3 класс "Жизнь и творчество С.Михалкова"

Цель "Обобщить и систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве С.Михалкова...

Игра - путешествие по творчеству Г. Х. Андерсена

Данная игра - путешествие способствует воспитанию устойчивого интереса к книге; развитию интереса к чтению; знакомству читателей с биографией и творчеством Андерсена и привитию интереса к чтению ...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе с компьютерной поддержкой. Тема: Игра-путешествие «Устное народное творчество» (обобщающий урок)

Пояснительная записка Предмет: «Литературное чтение»Тема урока с компьютерной поддержкой: Игра-путешествие «Устное народное творчество»Продолжительность: 45 минутАвторский медиапродукт: презентац...

Игра-путешествие «Устное народное творчество»

Обобщить знания,полученные на уроках;сформировать целостное представление об устном народном творчестве....

Положение проведения Городской недели детского творчества «Оригами – творчество и мастерство» «Путешествие в мир ОРИГАМИ…»

Положение разработано для проведения городского мероприятия, с целью ознакомления детей других школ с таким видом работы с бумагой, как оригами. Была проведена беседа, мастер - класс, экскурсия по выс...

«Путешествие по планетам творчества» Праздничная программа, посвященная Дню открытых дверей

laquo;Путешествие по планетам творчества»Праздничная программа, посвященная Дню открытых дверейДень открытых дверей - хороший способ изнутри узнать о деятельности детских творческих объед...

Занятие по вокалу№ 44 (1 год обучения) по программе"Весёлое путешествие в мир творчества"

Цель занятия: Углубление представления детей о том, чем занимаются воины различных войск Российской Армии. Формирование представлений о необходимости защищать свою Родину.Задачи: Воспитывать у детей ж...