Патетическая соната. Годы странствий.
план-конспект занятия по музыке (3 класс)

Конспект урока по музыке. Патетическая соната. Годы странствий. 3 класс. УМК: «Музыка» Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

"Сергачская средняя общеобразовательная школа №2"

Конспект урока музыки

Составитель:

Маслова Ольга Александровна

Учитель начальных классов

г. Сергач, 2023

 План – конспект урока

Класс: 3

УМК: «Музыка» Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

Раздел: «В концертном зале».

Тема урока: Патетическая соната. Годы странствий.

Цель: ознакомление с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен.

Задачи:

Дидактические: 

 − познакомить с инструментальной музыкой-сонатой;

 − раскрыть музыкальную драматургию сонаты;

 − сформировать вокально-хоровые навыки пения.

Развивающие: 

 − активизировать эмоциональный отклик на музыку;

 − развить музыкальное мышление, умение анализировать, сравнивать;

 − развить музыкальные способности.

Воспитательные: 

 − воспитать у обучающихся любовь к музыкальному искусству;

 − привить основы художественного вкуса к классической музыке;

-- воспитывать подлинных ценителей инструментальной музыки.

Тип урока: открытие нового знания.

Вид урока: интегрированный

Жанр урока: тематический

Оборудование: интерактивный комплекс, презентация по теме урока; учебник «Музыка» 4 класс Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.

Музыкальный материал: Л. ван Бетховен «Симфония №5» (тема «Так судьба стучится в дверь»), «Патетическая соната» (1 часть и финал), Вокальная группа «Клавиши» - «Лунная соната».

Планируемые результаты:

Предметные:

 − формировать общее понятие о значении музыки в жизни человека;

 − воспринимать и понимать музыку разного эмоционально − образного содержания, разных жанров, включая фрагменты пьес;

 − эмоционально выражать своё отношение к музыкальным произведениям;

 − передавать в музыкально − творческой деятельности художественно − образное содержание;

 − осознать влияние певческих упражнений на развитие вокально − хоровых навыков.

Личностные результаты:

 − ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

 − наличие эмоционально − ценностного отношения к искусству;

 − реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;

 − позитивная оценка своих музыкально − творческих способностей.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

 − умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в устной форме (в соответствии с требованиями учебника);

 − осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;

 − умение формулировать собственное мнение и позицию;

 − оценка результатов собственной музыкальной исполнительной деятельности.

Познавательные:

 − умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;

 − умение устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства;

 − осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника;

 − развитие интонации, унисона, музыкального слуха, вокально − хоровых навыков;

 − умение эмоционально исполнять музыкальное произведение.

Коммуникативные:

 − находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально − творческих задач;

 − учиться участвовать в коллективном пении;

 − формировать умения грамотно строить речевые высказывания;

 − формирование умения слушать и слышать.

План урока:

  1. Организационный момент (2 мин)
  2. Организация учебной мотивации (2 мин)
  3. Постановка цели урока (1-2 мин)
  4. Актуализация знаний (6-7 мин)
  5. Открытие знаний (23 мин)
  6. Закрепление (4 мин)
  7.  Контроль и оценка (2 мин)
  8. Рефлексия (2 мин)
  9. Домашнее задание (1 мин)
  10. Организационный момент (1 мин)

Ход урока

Этап

урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические

средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

(Предметные, метапредметные, личностные)

  1. Организационный момент

Вход в класс под Симфонию №5 «Так судьба стучится в дверь»

Организовать детей на учебную деятельность

Метод музицирования.

Метод «пластического интонирования»

Учитель строит детей около входа в класс, настраивает детей на восприятие музыки.

-- Внимательно слушаем музыку. Определяем по стилю звучания имя композитора.

 − Дирижируем.

Дети строятся около парт, дирижируют.

Ф.

Аудиозапись

Самоконтроль

Л: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности

  1. Организация учебной мотивации

Концентрировать внимание обучающихся на изучаемом материале

С: Беседа

Н: Видеоролик

- Здравствуйте, ребята!

- Сейчас мы совершим виртуальное путешествие в музей. Смотрите внимательно и постарайтесь догадаться, о ком пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке.

в/ф «Музей Бетховена»

Настраиваются на работу на уроке. Определяют проблему урока. Слушают музыку, вспоминают имя и почерк композитора.

Ф;

И.

Видеозапись

Самоконтроль, текущий

Л: наличие эмоционально − ценностного отношения к искусству.

Р: умение формулировать собственное мнение и позицию.

  1. Постановка цели урока

Поставить цель, подвести уч-ся к теме урока

С: Беседа

Стихотворение

- Наша экскурсия подошла к концу. Чей дом-музей мы посетили? Кто догадался, о каком композиторе пойдет речь на уроке?

Восторженно суров, но хладнокровен,

Распахнут лоб, лишь чуть дрожит рука.

Виват, король! Виват тебе, Бетховен!

Ты смотришь на столетья свысока!

Журчит ручей великого хорала,

Как сладок удивительный мотив.

Душа над залом бабочкой порхала,

По капле звуки в вечность обронив.

К чему ты призывал — к любви, к печали?

Нам не дано понять, услышав звук.

Впрочем, не то — в торжественном начале,

Лишь сердца твоего я слышу стук.

Лишь вздохи скрипки, лишь басы фагота,

И спящей флейты пробужденья миг.

И гордый силуэт вполоборота,

Что безысходность гения постиг.

- В этом небольшом стихотворении поэт смог точно передать образ композитора и  гениальность его творчества.

− Поставим цель нашего урока. О чем будем говорить? (слайд)

 − Откроем учебник, прочитаем тему нашего урока. (слайд)

Мы были на экскурсии в музее Л. Бетховена.

О музыке Л. ван Бетховена и о нём самом.

Патетическая соната. Годы странствий.

Ф.

Презентация

Самоконтроль, Текущий

Р: умение строить речевые высказывания о музыке в устной форме

П: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника

К: находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально − творческих задач

Предметные:

Формировать общее понятие о значении музыки в жизни человека;

Эмоционально выражать своё отношение к музыкальным произведениям

  1. Актуализация знаний

Актуализировать, полученные ранее, ЗУН, непосредственно связанные с темой урока

С: Беседа

Н: Иллюстрации

- Посмотрите на портрет великого композитора. Что вы можете сказать об этом человеке? (слайд с портретом)

- Бетховен — один из величайших композиторов мира.

Жизнь этого человека была сплошной борьбой. Сначала внутри собственной семьи. Потом с теми людьми, кто не верил в него. Затем с жестокой болезнью. Но он всюду вышел победителем. И теперь имя Людвига ван Бетховена записано золотыми буквами в историю мировой музыки.

Будущий композитор появился на свет в 1770 году. Его родина — Германия, город Бонн. Музыкальный дар мальчик получил по наследству. Дед и отец Людвига служили придворными певцами. Мама не имела отношения к музыке, но была очень заботливой и нежной к своим троим сыновьям. Отец Бетховена обучал наследника игре на фортепиано и скрипке.

Первое выступление Людвига состоялось в возрасте 8 лет. А в 10 он познакомился со своим первым учителем Кристианом Нефе. Обучение помогло Бетховену уже в 12 лет написать и издать первые сочинения.

В 17 лет юный талант поехал в Вену учиться у великого композитора Моцарта. И получил от него одобрение и похвалу. В это время умирает его мать и на плечи юноши ложиться забота о младших братьях. Он начал давать уроки музыки, одновременно играл в оркестре и не переставал писать новую музыку.

Расцвет творчества и лучшие сочинения

Особенно Бетховен любил писать сонаты. Так называется музыка, которую исполняет один или несколько инструментов.

Ещё Бетховен был мастером симфоний. Симфония — музыкальное сочинение для большого оркестра. Создание такой сложной музыки под силу только настоящему таланту.

В 27 лет Людвиг стал терять слух. Это привело его в отчаяние. Глухота значила, что он уже не сможет быть пианистом. Но она не отнимала возможности творчества.

Бетховен со всей страстью принялся сочинять и записывать музыку, которую представлял и слышал у себя в голове.

Он делал это почти 30 лет. Писал не только произведения для инструментов, но и для голоса. А ещё обрабатывал по-своему песни разных народов мира.

- Несомненно, Л. ван Бетховен  великая личность и его творчество восхищает и завораживает множество людей.

- Мастер оставил нам великие работы в разных жанрах и для многих инструментов. В их числе 9 симфоний, 7 концертов, опера, 48 сонат, церковные произведения, музыкальные пьесы и песни. Их исполняют лучшие оркестры и музыканты.

- Вспомните, что такое симфония?

- Как называется музыкальное произведение для 1-2 инструментов, состоящее из 3-4 частей?

Внимательно слушают рассказ о «Патетической сонате» и биографии Л. Бетховена.

музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра и состоящее из нескольких частей, связанных между собой.

Соната

Ф;

И.

Презентация.

Текущий,

Предметные:

формировать общее понятие о значении музыки в жизни человека.

К: формировать умения грамотно строить речевые высказывания.

П: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника

  1. Открытие новых знаний

Ознакомить обучающихся с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен и его «Патетической сонатой»

С: Беседа

Н: Иллюстрация

Метод музицирования Метод «Пластического интонирования» Метод погружения в музыку

Метод содержа тельного анализа произведения

Л. Бетховен «Патетическая соната» (1 часть) − слушание (в/ф)

  1. Вступительная беседа

- Сегодня мы с вами познакомимся с одной из величайших сонат Л. Бетховена. Соната №8, названная Бетховеным «Большой патетической», стала вершиной его раннего сонатного творчества. По сравнению с первыми драматическими сонатами (№1 и №5), в «Патетической» углубляется содержание, появляются трагические мотивы, усиливается мужественное, героическое начало, обостряются контрасты.

Во время написания произведения композитор находился на пороге тридцатилетия. Тогда стали заметны первые признаки скорой глухоты. Работа над сочинением велась около года. Это было тяжелое время в жизни: ежедневно слух становился все хуже и хуже, а прогнозы врачей были неутешительны.

Бетховен не оставил собственное музыкальное ремесло, он все с тем же рвением сочинял грандиозные и совершенно новые по стилю произведения, но которые наполнялись кардинально иными смыслами. Вся боль и вера в лучшее были реализованы в «Патетической сонате».

  1. Восприятие музыки

- Предлагаю вам послушать 1 часть Патетической сонаты. Обратите внимание, какой характер музыки?

  1. Анализ произведения

- Понравилось ли вам произведение? Чем?

- Какое настроение передает музыкальный фрагмент?

- Что вы услышали в этом фрагменте? Что передает музыка?

- Да, верно, она передает диалог.

- Сейчас я раздам вам карточки со словами, с их помощью охарактеризуйте участников диалога.

- Как же говорил «первый»? Найдите слова из плаката эмоциональных терминов.

- Как вы думает, а почему человек так говорит?

- Давайте обратим внимание на речь второго участника разговора. Вы опять выберите слова из плаката эмоциональных терминов.

- В первой части - Судьба и человек. Между ними идёт страстный диалог,  в душе у человека идёт напряжённая борьба - борются слабость и воля к победе над своей Судьбой.

- Какой характер движения мелодии?

IV. Повторное слушание с пластическим интонированием (в/ф)

- Послушайте заново. Представьте, что вы пианист и исполняете 1 часть «Патетической сонаты». Изобразите игру на предполагаемом фортепиано.

Л. Бетховен «Патетическая соната» (финал) − слушание

  1. Вступительная беседа.

«Музыка — более высокое откровение, чем вся мудрость и философия. Кому открывается моя музыка, тот избавляется от всех тех бед, которые терзают других людей»

- Одно из высказываний Бетховена о музыке. И он был прав. Музыка – это великое творение человечества. Но чтобы понять, что она в себе таит, нужно уметь её слышать.

Автор верил в то, что сможет преодолеть все невзгоды, уготовленные ему судьбой, что когда-нибудь он вновь сможет слышать музыку.

II. Восприятие музыки

- Внимательно послушайте финальную часть «Патетической сонаты» и скажите, смог ли автор побороть судьбу?

III. Анализ произведения

 - Понравилась ли вам финальная часть сонаты? Чем?

- Какое настроение передает последняя часть сонаты?

- Как вы думаете, смог ли автор побороть судьбу?

- Как развивается мелодия?

IV. Повторное слушание

- Послушайте заново. Изобразите игру на фортепиано.

Вывод: Концепция произведения четко описывает философию выбора: каждый человек самостоятельно творит судьбу. Все зависит от выбора: опустить руки или бороться, стать сильнее и храбрее или просто влачить жалкое существование. Всего одно решение может кардинально изменить жизнь. Главное не плыть по течению, довольствуясь малым, а пытаться схватить судьбу за глотку, не дав ей разрушить мир идеального. Линия судьбы – это лишь последствия выбора, поэтому мы можем творить наш путь собственными руками и мыслями. Соната доказывает это, ведь человек способен на многое, главное иметь веру в силы, и не поддаваться унынию.

Соната №8 Бетховена оправдывает значение собственного номера, ведь она имеет бесконечно неисчерпаемое содержание. Она будет вечно звучать, и находить отклик в сердцах людей. Каждый слушатель сможет постигнуть безграничный мир, созданный гениальным композитором, имя которому Людвиг ван Бетховен.

Драма, тревога, борьба.

Мелодия музыкального отрывка похожа на диалог или спор.

Слова из 2 столбика: печально, скорбно, тяжело...

Слова из 1 столбика: страстно, взволнованно, светло...

Мелодия постоянно развивается, убыстряется и замедляется, создавая более острые углы конфликта, бурю спора и борьбы. Судьба громкими, тяжелыми аккордами ударяет человека. Человек (пиано) отвечает как герой: неторопливо, в  "героическом" маршевом ритме.

Имитируют игру на фортепиано.

Надежды на лучшее, скорой радости.

Я думаю, да, потому что..../Я думаю, нет, потому что....

Начинается быстро, стремительно, с громкими сильными аккордами, затихает (во втором проведении повышается и убыстряется) и начинается с начала (реприза).

Имитируют игру на фортепиано.

Ф.

Презентация.

Видеозапись

Самоконтроль, текущий.

Л: реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;

позитивная оценка своих музыкально − творческих способностей.

Предметные:

умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям.

Предметные:

формировать общее понятие о значении музыки в жизни человека.

воспринимать и понимать музыку разного эмоционально − образного содержания, разных жанров, включая фрагменты пьес.

Р: умение строить речевые высказывания о музыке в устной форме;

оценка результатов собственной музыкальной исполнительной деятельности.

П: умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;

умение устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства.

К: находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально − творческих задач;

учиться участвовать в коллективном пении

«Лунная соната» вокальный коллектив «Клавиши» − разучивание

  1. Вступительное слово учителя

- Многие из вас наверняка слышали «Лунную сонату» Л. Бетховена. Но, знали ли вы, что есть песня «Лунная соната»? Сегодня мы разучим 1 куплет песни.

  1. Показ песни

- Послушайте песню и скажите, о чем она?

  1. Анализ (разбор)

- Скажите, о чем песня?

- Как исполняется песня?

  1. Разучивание песни

 − Будем учить песню по фразам. Сначала пою я, вы повторяете. Учим запев песни.

- Послушайте первую фразу: «В темном зале при свечах»(2 раза).

- Подпевайте.

- Послушайте вторую фразу: «Одинокий пианист играет»

- Подпевайте.

- Исполняем обе фразы вместе!

- Теперь послушайте третью фразу: «Слезы сохнут на глазах»

- Подпевайте.

- Послушайте четвертую фразу: «Звуки как ручью стекают»

- Подпевайте.

- Исполняем запев вместе.

- Теперь поют только мальчики.

- А теперь девочки.

- Разучим припев.

- Послушайте первую фразу: «Лунная соната, лунная соната» .

- Подпевайте.

- Послушайте вторую фразу: «Тебя Бетховен сочинил когда-то».

- Исполняем обе фразы.

- Теперь послушайте третью фразу: «Лунная соната, лунная соната»

- Подпевайте.

- Послушайте четвертую фразу: «Ты как прежде волнуешь сердца»

- Исполняем первый куплет: запев и припев.

  1. Исполнение песни, инсценирование

 − Давайте попробуем спеть песню и изобразить игру пианиста.

V. Рефлексия

 − Как называется песня?

 − Как мы ее исполняли?

О Бетховене, о его жизни, о том, как он писал «Лунную сонату», о одиноком грустном пианисте.

Напевно, спокойно, грустно.

«Лунная соната»

Печально, плавно, напевно.

Ф

Презентация, аудиозапись

Предметные:

эмоционально выражать своё отношение к музыкальным произведениям;

осознать влияние певческих упражнений на развитие вокально − хоровых навыков

П: развитие интонации, унисона, музыкального слуха, вокально − хоровых навыков;

умение эмоционально исполнять музыкальное произведение

  1. Закрепление

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

С: Беседа

Метод погружения

Музыкальная викторина

 − Сейчас мы проведём музыкальную викторину. Вспомним, какие произведения мы слушали на прошлых уроках и запомним произведения этого урока.

 − Сейчас я включу фрагменты несколько произведений, вы внимательно их послушаете и скажете название и композитора.

Мелодия №1 – «Патетическая соната» (1 часть), Л. Бетховен

Мелодия №2 – «Патетическая соната» (финал) Л. Бетховен

Мелодия №3 – «Симфония №5», Л. Бетховен

Мелодия №4 – «Полонез №3» Ф. Шопен

- Молодцы, ребята! Я рада, что вы смогли отгадать все мелодии музыкальной викторины.

Проверочный тест: обучающиеся на слух определяют тип музыки, прослушанной ранее на уроке, называют фамилии композиторов.

Ф.

Презентация.

Аудиозапись.

Текущий.

Р: умение строить речевые высказывания о музыке в устной форме.

оценка результатов собственной музыкальной исполнительной деятельности.

  1. Контроль и оценка

Провести рефлексивный анализ учебной деятельности

С: Беседа

Метод музицирования (контрольное пение)

 − Исполняем песню «Лунная соната» на оценку у доски.

 − Пришло время оценить вашу работу.

 − Оценим пение одноклассников.

 − Я согласна с вашим мнением, ставлю оценку за пение

Выходят несколько учеников.

И,

Ф.

Аудиозапись.

Текущий

Л: реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;

позитивная оценка своих музыкально − творческих способностей.

К: учиться участвовать в коллективном пении

  1. Рефлексия

Оценить настроение, восприятие учебного материала

С: Беседа

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

- Кто его автор?

− С каким настроением вы уходите с урока?

− Что вам больше всего запомнилось?

− Что больше всего вам понравилось?

--Что вы расскажете дома родителям?

Называют произведение, композитора. Делятся своими впечатлениями от урока.

Ф.

Внешний контроль

Л: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности

  1. Домашнее задание

Ориентировать на закрепление навыков обучающихся

С: Объяснение

 − Откройте дневники, запишите домашнее задание – послушать любое произведение Л. Бетховена  

Слушают объяснение учителя. Записывают домашнее задание.

Ф.

И

Текущий контроль

Л: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности

  1. Организационный момент

Выход из класса под Симфонию №5 «Так судьба стучится в дверь»

Организовать обучающихся на перемену

Метод «Пластического интонирования»

 − Все встали из-за парт. Дирижируем и выходим из класса.

Выполняют движения, которые подсказывает музыка.

И

Аудиозапись.

Самоконтроль

Л: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира, 4 класс "Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени. Из книжной сокровищницы Древней Руси."

Главной целью урока было познакомить  с историей появления письменности, создания первых книг, с первопечатником Иваном Федоровым, расширять представления учащихся об источнике знаний – книге. Исполдь...

"Любил я странствовать по Крыму…"

Цель: знакомство, закрепление и углубление знаний о Республике Крым, государственной символике, достопримечательностях.Задачи:  •  познакомить учащихся с полуостровом Крым, его природой и до...

Годы странствий М.И. Глинка - урок музыки в 3 классе

Разработка урока в 3 классе по теме: Годы странствий М.И. ГлинкаЦель урока: познакомить обучающихся с  оперным театром и оперой М.И.Глинки «Иван Сусанин». Медиафайлы к уроку можно ...

Интеллектуальная игра "Сто поводов для странствий". Конспект.

Конспект внеклассного мероприятия по окружающему миру для уч-ся 4 класса....

Конспект урока по музыке.Тема "Соната"

Ход урокаОрг. МоментЗдравствуйте, ребята!!! Давайте пожмём друг другу руки, улыбнёмся и пожелаем успешной работы.Акт. Знаний На протяжении последних уроков вы знакомились с примерами камерной музыки. ...