Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Хоровое пение»
рабочая программа по музыке (3 класс)
Актуальность программы: Искусство хорового пения всегда было, есть и будет неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимым, веками проверенным фактором формирование духовного, творческого потенциала общества согласно концепции Федерального государственного образовательного стандарта. Хоровое пение с его многовековыми традициями, высоким и неувядаемым профессионализмом, глубоким духовным содержанием, могучим воздействием на эмоциональный, нравственный и интеллектуальный строй как исполнителей, так и слушателей, с его относительной (иногда обманчивой) простотой и доступностью, демократичностью было и остается надежным щитом отечественной певческой и музыкальной культуры, надежным и испытанным средством музыкального воспитания и образования народных масс и повышения общей культуры подрастающего поколения.
Правильное, спокойное и глубокое дыхание также благотворно влияет на общее состояние организма, укрепляя все дыхательные органы, тонизируя сосуды головного мозга.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 88.49 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
«Хоровое пение»
Возраст учащихся 7-10 лет
Срок реализации программы: 1 год - 144 часа;
1 модуль- 64 часа, 2 модуль – 80 часов.
Автор составитель
Иванова Наталья Викторовна
СОДЕРЖАНИЕ
1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы…………………3
Пояснительная записка……………………………………………...………………………………………...3
Цель и задачи программы……………………………………………………………......................................8
Планируемые результаты……………………………………………………………………………………...9
Содержание программы……………………………………………………….……..……………………….16
2. Комплекс организационно-педагогических условий………………………..……….…….……………………23
Учебный план…………………………………………………………………………………………………..23
Календарный учебный график………………………………………………….……………………………..25
Условия реализации программы………………….…………………………….……......................................36
Формы аттестации………………………………………………………….…………………………………..36
Оценочные материалы…………………………………………………….…………………………………...37
Методические материалы……………………………………………………………………………………..38
Список литературы……………………………………………………………………………………………..40
Репертуарный план …………………………………………………………………………………………….43
#1050;омплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Направленность
Дополнительная общеразвивающая программа «Хоровое пение» разработана для обучающихся 7-10 лет и предназначена для реализации образовательных услуг в МБОУ средняя школа № 85.
Программа имеет художественную направленность. Уровень программы – базовый.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г.№196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Приказ от 30 сентября 2020 г.№533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г.№196»;
4. Письмо Министерства образования и науки России от №09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)")
5. СП "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
6. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от г. N 882/391 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от года №816 «Порядок применения организациями, осуществляющих образовательную деятельность электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
8. Методическими рекомендациями Минпросвещения России от по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
Важнейшей частью музыкально-эстетического воспитания в школе образовательная программа «Хоровое пение» имеет художественно-эстетическую направленность, общекультурную по уровню освоения.
Актуальность программы: Искусство хорового пения всегда было, есть и будет неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимым, веками проверенным фактором формирование духовного, творческого потенциала общества согласно концепции Федерального государственного образовательного стандарта. Хоровое пение с его многовековыми традициями, высоким и неувядаемым профессионализмом, глубоким духовным содержанием, могучим воздействием на эмоциональный, нравственный и интеллектуальный строй как исполнителей, так и слушателей, с его относительной (иногда обманчивой) простотой и доступностью, демократичностью было и остается надежным щитом отечественной певческой и музыкальной культуры, надежным и испытанным средством музыкального воспитания и образования народных масс и повышения общей культуры подрастающего поколения.
Правильное, спокойное и глубокое дыхание также благотворно влияет на общее состояние организма, укрепляя все дыхательные органы, тонизируя сосуды головного мозга.
Дополнительность программы по отношению к программам школьного образования заключается в фокусировке на вокальной стороне музыкального развития обучающегося и воспитания его в коллективе. И возможности реализовать себя через выступления на сцене. Углубление знаний вокальной теории и практике, индивидуальный подход к развитию природного инструмента голоса.
Отличительные особенности программы « хорового пения» заключается на разнообразном музыкальном материале: произведения композиторов-классиков, русские народные песни и произведения современных авторов. Все произведения выверены временем, олицетворяют собой единство формы и содержания, гармоническую ясность и завершенность, тонкость и глубину воплощения чувств, эмоций, мыслей.
Инновационность программы заключается в комплексном подходе к развитию творческих способностей: дети поют в хоре, солируют, участвуют в литературно-музыкальных постановках. Хоровое пение является транслятором народного многовекового певческого опыта со своим специфическим языком (ноты, партитуры, гармоническое и полифоническое многоголосие). Но в культуру народного хорового песнетворчества входит целый спектр сопутствующих, но крайне важных для становления и социализации личности моментов: формирование критериев прекрасного и безобразного; регулирование взаимоотношений поющих между собой; определение норм общения как в процессе хоровых репетиций, интеллигентности, дружелюбности и доброжелательности.
Адресат программы: Программа предназначена для постоянного состава группы, для обучающихся школьного возраста 7-10 лет. Музыкальное воспитание – это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства – формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке закладывает фундамент будущего отношения к музыке. Дети очень остро чувствуют прекрасное и тянутся к нему. В процессе систематической работы дети приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее, начинают радоваться ей; они проникаются содержанием произведения, красотой его формы и образов. Через музыкальные образы ребенок познает прекрасное в окружающей действительности. В содержании и организации хоровых занятий с детьми младшего школьного возраста (7 — 10 лет) необходимо учитывать, что в этот период происходит активный рост всего организма ребёнка. Одной из особенностей младших школьников является небольшой объем внимания, что обусловливает необходимость частого переключения их с одного вида деятельности на другой. Поэтому возникает целесообразность мозаичного построения урока с включением в него разнообразных видов музыкальной деятельности, но с приоритетом практических: пения, игры на музыкальных инструментах, музыкально-пластической деятельности, инсценировки песен. Учитывая разные психологические состояния детей, подбирать соответствующий музыкальный материал, виды деятельности для регуляции их психологического состояния и приведения учащихся к определенной комфортности, эмоциональной удовлетворенности.
Объем программы - 144 учебных часа, необходимых для освоения программы.
Формы обучения: обучение по программе ведётся с использованием различных форм обучения: очная с использованием электронного обучения, при необходимости с применением дистанционных образовательных технологий.
Режим занятий при обучении по программе.
Год обучения | Количество учебных часов за год | Модуль | Количество учебных часов за модуль | Число занятий в неделю | Продолжительность занятия (часов) | Общая учебная нагрузка в неделю (часов) |
1 | 144 | 1 | 64 | 2 | 2х45 мин с перерывом 10 минут | 4 |
2 | 80 | 2 | 2х45 мин с перерывом 10 минут | 4 | ||
Всего: | 144 |
Основными видами деятельности на занятиях является слушание, пение, музыкально-познавательная деятельность.
Формы занятий – групповая, индивидуальная.
Виды занятий: - комбинированные;
- контрольно-итоговые.
Особенности организации образовательных процессов - группа отобрана по уровню вокальных способностей, активно концертирующая группа, которая представляет собой хоровой коллектив.
Срок освоения программы - 36 учебных недели, 1 год обучения, необходимых для освоения программы.
Режим занятий. На группу дается 4 часа в неделю, по 2 часа в день два раза в неделю.
Режим занятий при дистанционном обучении по программе.
Год обучения | Количество учебных часов за год | Модуль | Количество учебных часов за модуль | Число занятий в неделю | Продолжительность занятия (часов) | Общая учебная нагрузка в неделю (часов) |
1 | 144 | 1 | 64 | 2 | 2х30 мин с перерывом 10 минут | 4 |
2 | 80 | 2 | 2х30 мин с перерывом 10 минут | 4 | ||
Всего: | 144 |
Виды занятий при дистанционном обучении:
Чат-занятия – учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий;
Веб-занятия, телеконференции – дистанционные уроки с использованием средств телекоммуникаций и других возможностей Интернет;
Видеозанятия - занятия для детей, записанные на видео;
Мультимедиа занятия - самостоятельная работа над материалом через интерактивные компьютерные обучающие программы;
off-line консультации - проводятся с помощью электронной почты;
on-line консультации - в режиме телеконференции
Цель и задачи программы
Содействовать развитию художественного вкуса, творческих способностей, познавательного интереса обучающихся к музыке, расширению их музыкального кругозора, воспитанию личностных качеств, учитывая индивидуальные возможности детей, заложенный в них творческий потенциал; научить петь каждого ребенка, независимо от его природных данных.; через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у обучающихся устойчивый интерес к пению и исполнительские вокальные навыки, приобщить их к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.
Задачи программы:
Образовательные:
- освоение знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка;
- освоение знаний о музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов;
- освоение знаний о воздействии музыки на человека;
- освоение знаний о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- ориентировать в выборе музыкального инструмента, участии в деятельности музыкальных объединений школы.
Развивающие:
- развивать музыкальные способности обучающихся, их исполнительские навыки;
- развивать творческую активность и творческие способности учащихся;
- развивать у детей стремление к творческой деятельности.
Воспитательные:
- формировать у обучающихся интерес и любовь к серьезному музыкальному искусству; понимание народного, классического и современного музыкального творчества;
- способствовать расширению музыкального кругозора;
- формировать навыки общения и культуры поведения.
Принципы обучения:
- доступности содержательного материала в соответствии с возрастными особенностями детей, обучение пению по нотам всех детей без исключения;
- последовательности и систематичности изложения;
- принцип сбалансированного сочетания разнообразных форм и видов мыследеятельности; единства художественного и технического развития учащихся,
- оптимального сочетания индивидуальной, групповой и коллективной форм организации педагогического процесса, хор – сплоченный коллектив.
В основу программы положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
- технология развивающего обучения;
- технология индивидуализации обучения;
- личностно-ориентированная технология;
- компетентностного и деятельностного подхода.
Планируемые результаты
Планируемые результаты 1 модуля:
Предметные результаты программы:
Реализация программы должна обеспечить:
- развитие музыкальных способностей и творческих качеств учащихся ;
- развитие общих способностей: памяти, внимания, воли, воображения, мышления;
- навыки исполнения народных песен, сочинения композиторов – классиков, произведения современных композиторов с аккомпанементом и a cappella;
- формирования желания продолжить заниматься пением в хоре.
В результате обучения хоровому пению ученик должен знать и понимать:
- специфику певческого искусства;
- основные жанры народной и профессиональной хоровой музыки;
- многообразие музыкальных образов и способов их развития.
Уметь:
- эмоционально – образно воспринимать и выразительно исполнять хоровые и вокальные произведения;
- устанавливать взаимосвязи между различными видами искусства на уровне общих идей, художественных образов.
Метапредметные результаты
Личностные результаты:
• формирование и развитие художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
• формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе разучивания хоровых произведений (народных и композиторских).
• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных форм, стилей, эмоциональной окраски;
• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путём ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
• формирование установки на безопасный здоровый образ жизни посредством развития представления о гармонии в человеке физического и духовного начал;
• формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально- творческой деятельности учащихся.
Универсальные учебные действия (УУД)
Познавательные: Учащиеся научатся:
• логическим действиям сравнения, анализа, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• применять методы наблюдения, экспериментирования (например, при моделировании различных исполнительских схем хорового произведения);
• рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами
других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха исполнительской деятельности;
Учащиеся получат возможность:
• научиться реализовывать собственные творческие замыслы, подготавливая своё выступление и выступая перед зрителями;
Регулятивные: Учащиеся научатся:
• планировать, контролировать и оценивать собственные действия по разучиванию и исполнению хоровых произведений
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Учащиеся получат возможность научиться:
• формулировать задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе совместной исполнительской деятельности;
• действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учётом имеющихся условий.
Коммуникативные: Учащиеся научатся:
• слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
• понимать композиционные особенности произведения и учитывать их при построении разных вариантов исполнительской интерпретации;
Учащиеся получат возможность:
• совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на приобретённый в ходе хоровых занятий и выступлений сценический опыт публичного исполнения музыкальных произведений.
Планируемый результат 2 модуля.
- развитие общих способностей: памяти, внимания, воли, воображения, мышления;
- умение осознанно применять навыки академического звукообразования для музыкального образа в зависимости от его эмоционально – нравственного содержания;
- навыки исполнения народных песен, сочинения композиторов – классиков, произведения современных композиторов с аккомпанементом и a cappella;
- формирования желания продолжить заниматься пением в хоре,
- способность взаимодействовать с окружением в соответствии с принятыми нормами и способность понимать чувства и потребности других людей.
В результате обучения хоровому пению ученик должен знать и понимать:
- специфику певческого искусства;
- основные жанры народной и профессиональной хоровой музыки;
- многообразие музыкальных образов и способов их развития.
Уметь:
- эмоционально – образно воспринимать и выразительно исполнять хоровые и вокальные произведения;
- исполнять свою партию в хоре;
- устанавливать взаимосвязи между различными видами искусства на уровне общих идей, художественных образов.
Метапредметные результаты
Личностные результаты:
• формирование и развитие художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
• формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе разучивания хоровых произведений (народных и композиторских);
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре разных народов на основе знакомства с музыкальными произведениями разных стран и эпох;
• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных форм, стилей, эмоциональной окраски;
• развитие мотивации к учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения посредством раскрытия связи между музыкой и жизнью, воздействия музыки на человека;
• формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе освоения музыкальных произведений, их коллективного обсуждения;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, связанных с исполнительской деятельностью (концерты, репетиции, плановые занятия и т.д.);
• формирование установки на безопасный здоровый образ жизни посредством развития представления о гармонии в человеке физического и духовного начал;
• формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально- творческой деятельности учащихся.
Учащиеся получат возможность:
• удовлетворять потребность в культурно - досуговой деятельности, духовно
обогащающей личность.
Универсальные учебные действия (УУД)
Познавательные:
Учащиеся научатся:
• логическим действиям сравнения, анализа, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• применять методы наблюдения, экспериментирования (например, при моделировании различных исполнительских схем хорового произведения);
• адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность
содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения;
Учащиеся получат возможность:
• научиться реализовывать собственные творческие замыслы, подготавливая своё выступление и выступая перед зрителями;
• удовлетворять потребность в культурно - досуговой деятельности, интеллектуально обогащающей личность, расширяющей и углубляющей знания о данной предметной области.
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
• планировать, контролировать и оценивать собственные действия по разучиванию и исполнению хоровых произведений
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• выделять критерии оценки исполнения произведения, а также пользоваться на практике этими критериями;
• мобилизовать силы и волевую саморегуляцию в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Учащиеся получат возможность научиться:
• формулировать задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе совместной исполнительской деятельности;
• действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учётом имеющихся условий.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
• слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
• понимать композиционные особенности произведения и учитывать их при построении разных вариантов исполнительской интерпретации;
• использовать речевые средства (а при необходимости и средства информационных технологий) для решения коммуникативных и познавательных задач (например, при обсуждении особенностей исполнения народных песен);
• опыту общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность:
• совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на приобретённый в ходе хоровых занятий и выступлений сценический опыт публичного исполнения музыкальных произведен
#1057;одержание программы
Содержание программы 1 года обучения
Содержание 1-го модуля обучения
Раздел 1. Введение в программу (6 часов).
Тема: Введение в программу. Инструктаж по ТБ.
Теория: Цель и задачи программы. Знакомство с работой кружка. Основные виды деятельности. Инструктаж по технике
безопасности на занятиях в помещении и экскурсиях.
Практика: Знакомство членов группы (игры на знакомство, общение), рассказ, беседа.
Форма контроля: опрос, анкетирование.
Тема: Постановка голоса (4 часа)
Теория: Певческая установка и навыки певческого дыхания. «Зевок» - методический приём произвольного опускания гортани. Теория образования звука и работа вокального аппарата.
Практика: Укрепление и развитие певческого диапазона. «Слушать и слышать себя!»
Форма контроля: Беседа, прослушивание.
Раздел 2. Певческая установка и навыки певческого дыхания. (24 ч.)
Тема: Упражнения на выявление тембровой окраски голоса
Теория: Упражнения на выявление тембровой окраски голоса: акапелла, двухголосие (параллельное движение 3, 6), на разные виды голосоведения, на отработку ровного дыхания, на выравнивание гласных.
Практика: Пение в унисон упражнений и мелодий разучиваемых песен, пение упражнений а’капелла; упражнений на освоение двухголосия (параллельное движение 3, 6) – для ансамбля.
Упражнения на разные виды голосоведения, на отработку ровного дыхания, на выравнивание гласных. Развитие ощущения правильного резонирования и активности работы артикуляционного аппарата. Прорабатываем упражнения на развитие гармонического слуха.
Форма контроля: Беседа, прослушивание.
Тема: Постановка вокального дыхания.
Теория: В течение всего первого периода обучения производится комплексная работа над техникой хорового пения: дыханием, певческой установкой, звукообразованием, звуковедением, дикцией. Вырабатываются единые принципы исполнения гласных букв (что обеспечивает качество пения).
Практика: В начинающем хоре овладеть приѐмами дыхания, вокала и звуковедения певцам помогают вокально-интонационные упражнения. Они же способствуют выработке высокой певческой позиции, расширяют диапазон. Певцы, не отвлекаясь на разучивание новой мелодии, всѐ своѐ внимание направляют на выполнение конкретных вокальных задач.
Игры – упражнения на выработку дыхания: «Цветник», «Кошка».
Форма контроля: Беседа, прослушивание.
Тема: Постановка цепного дыхания
Теория: Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Цепное дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения. Игры – упражнения на выработку дыхания: «Цветник», «Кошка».
Практика: Постановка цепного дыхания.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение. Беседа.
Раздел 3. Дикция и голосообразование. (34)
Тема: Дикция
Теория: Работа по развитию основных навыков хорового исполнительства: тембр, дикция, артикуляция, вокальная орфоэпия.
Практика: Работа по расширению диапазона: от «до» 1-ой октавы до «ми-фа» 2-ой октавы - первые голоса; от «до» 1-ой октавы –до «до» 2-ой октавы – вторые голоса.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение. Беседа
Тема: Скороговорки
Теория: Понятие резонаторы и их расположение.
Практика: Отрабатываем отдельные гласные и согласные звуки. Гласные – «носители» вокального звука. Упражнения на подачу звука. Упражнения на развитие и укрепление ощущения резонаторов. Анализ внутренних ощущений. Упражнения на развитие грудного резонатора. Упражнения на снятие зажатий. . Продолжается работа над тембровой окраской голосов. Во избежании глухого тембра и резкого пения, педагогом используются упражнения на слоги: «зи», «миа», «лао», «ду». Для хорошей настройки верхних резонаторов используются упражнения на слоги «мэ», «рэ».
Форма контроля: Практическая работа.
Тема Артикуляция
Теория: Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту).
Практика: Работа над дикцией и артикуляцией: умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение. Беседа .
Содержание программы 2-го модуля обучения (80 часов).
Раздел 4. Музыкальная грамота (24ч.)
Тема: Музыкальная фраза.
Теория: В этом разделе обучающихся знакомят с основами музыкальной̆ теории. Им предлагаются творческие игры – задания, помогающие изучить следующие понятия: Музыкальная фраза, логические ударения, акценты, паузы.
Практика: Закрепление в процессе работы над репертуаром и учебно-тренировочным материалом перечисленных выше тем. (игры: «Часики», «Музыкальная шкатулка»)
Форма контроля: Практическая работа.
Тема: Ноты и фразировка.
Теория: Основные выразительные средства музыки: мелодия, лад, гармония, ритм, размер, регистр, тембр и другие. Знакомство с наиболее популярными жанрами музыки: песней, танцем, маршем.
Практика: Динамические оттенки: крещендо, диминуэндо, форте и пиано. Темповые изменения в музыке: ускорение, замедление (музыкальные игры «Моль», «На воображаемой ̆ гармошке»). Разучивание и качественное исполнение упражнений.
Форма контроля: Беседа. Практическая работа.
Тема: Элементы дирижирования.
Теория: Показ начало фразы, «Ауфтакт», окончание и снятие по руке. Элементы дирижирования на 2х дольный размер и 3х долный размер. Размер, метр, длительность.
Практика: Понимание и работа над дирижѐрскиим жестом (ауфтакт): внимание – дыхание – начало и окончание (игровое задание «Я – дирижѐр»).
Форма контроля: Педагогическое наблюдение. Беседа.
Раздел 5. Вокально-хоровая работа (16ч.)
Тема: Хоры и их виды
Теория: История становления русской вокальной школы, виды и типы хоров. Особенности академического хора и русских народных хоров, региональные певческие традиции, фольклор.
Практика: Прослушивание хоровых коллективов и видео просмотр.
Форма контроля: Практическая работа. Наблюдение.
Тема: Вокальная фонетика: гласные и согласные в пении.
Теория: Овладеть приѐмами вокала и звуковедения певцам помогают вокально-интонационные упражнения. Они же способствуют выработке высокой певческой позиции, расширяют диапазон. Певцы, не отвлекаясь на разучивание новой мелодии, всѐ своѐ внимание направляют на выполнение конкретных вокальных задач.
Практика: В процессе пения нужно обязательно следить за интонацией, ансамблем и культурой звука. Необходимо заметить, что очень полезно петь без инструментального сопровождения, так как постоянная поддержка фортепиано снижает слух, активность и самостоятельность певцов. Распевание хора должно занимать не более 15-20 минут.:
Творческие музыкальные игры на усвоение принципов звуковедения, темпа, динамики: «Художник», «Моль», «Чайничек» и другие. Фонопедические упражнения В. Емельянова.
Форма контроля: Практическая работа.
Тема: Диапазон. Развитие силы, объема и яркости звука.
Теория:Работа по расширению диапазона:от «до» 1-ой октавы до «ми-фа» 2-ой октавы - первые голоса; от «до» 1-ой октавы –до «до» 2-ой октавы – вторые голоса.
Дети интонируют интервалы и аккорды, используя строчки знакомых песен, ассоциативные слова.
Практика: Для исполнения гаммы педагогом используются разные жанры: гамма-вальс, гамма-марш, гамма-песня. Проведенные упражнения и приемы позволяют сохранить внимание детей и создать интересную творческую атмосферу на протяжении всего занятия. Формирование у детей основных свойств певческого голоса (звонкости, полѐтности, ровности, разборчивости). Правильное формирование гласных, чѐткое и короткое произношение согласных. Выработка чистого, ясного унисона, разностороннее развитие гармонического и мелодического слуха.
Вокально-интонационные упражнения с использованием движений по терциям, каноны, с использованием различных приемов звуковедения и динамических оттенков.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение. Беседа.
Раздел 6. Работа песен с движением (32ч.)
Тема: Сценическая культура.
Теория: Совершенствование основ сценического мастерства. Сценическая культура исполнителя. Сценическое пространство, навык владения собой, устранение волнения на сцене. Мимика (выражение лица, улыбка) Жесты вокалиста (солиста, участника ансамбля). Соответствие жестов и движений музыке и тексту. Песенный образ
Практика: Сюжетно-ролевые игры, мимический тренинг, психологический тренинг, игры и упражнения на развитие внимания, сценической свободы, координацию движений. Работа над репертуаром, используя сценическую технику.
Форма контроля: Практическая работа. Игры.
Тема: Работа с микрофоном.
Теория: Беседа о технике безопасности работы с микрофоном. Основные проблемы с микрофоном на сцене: включение микрофона, «заводка» микрофона, тембр звука, искажения звука, посторонние шумы. Особенности сольного и ансамблевого исполнения репертуара с микрофоном под фонограмму «-1».
Практика: Работа над эстрадными вокальными произведениями с учѐтом уже полученных ранее знаний о специфике работы с фонограммой (-1) и микрофоном.
Форма контроля: Практическая работа.
Тема: Элементарные танцевальные движения
Теория: Основные танцевальные движения. Позиции рук и ног.
Практика: Показ и исполнение: исходные позиции ног, исходные позиции рук, Руки могут быть открытыми - ладони вверх («к солнышку»). Руки могут быть закрытыми - ладони вниз (смотрят в пол). «Поясок» - ладони на талии, большие пальцы – сзади, остальные – впереди. Плечи и локти слегка отведаны назад. Хлопки.
Форма контроля: Практическая работа.
Тема: Хороводы и переплясы
Теория: Хороводный шаг - этот вид шага используется в хороводах. Отличается от простого шага большой плавностью и устремленностью. Устремленный характер придают движению хорошая осанка, приподнятая голова. Движение связано с музыкой неторопливого, спокойного содержания. Приставной хороводный шаг (с поочередной сменой опорной ноги) Притопы. Ковырялочки.
Практика: Показать элементы хоровода и народных плясок.
Форма контроля: Практическая работа. Беседа.
Раздел 7. Концертная деятельность
Тема: Посещение концертов, праздников.
Теория. Посещение концертов, оперных и музыкальных спектаклей. Экскурсии в музеи певцов и композиторов с прослушиванием музыкальных произведений.
Практика. Правила культуры поведения в театре, концертном зале. Обмен полученными впечатлениями. Рефлексия.
Форма контроля:
Тема: Выступление на концерте.
Теория: подготовку к выходу хорового коллектива на эстраду и непосредственно концертное выступление. Следует отработать все моменты поведения хора до начала музыкального звучания: это выход на сцену, расположение партий (голосов) хора по определенному порядку, само выступление и организованный̆ уход со сцены.
Практика: Приобретение навыка и его закрепление по способности хорового коллектива выпевать продолжительную многожанровую разнохарактерную и разностилевую музыку, программу. Хоровой коллектив продолжает участвовать в календарных и тематических мероприятиях, организуемых школой̆, а также планирует и реализует свои собственные выступления с заранее составленной программой (концерт ≈30- 40 минут). Само же пение должно быть пронизано ярким эмоциональным настроем участников хора и насыщено богатством художественно- образного наполнения.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение.
- Комплекс организационно-педагогических условий
#1059;чебный план программы первого года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Формы аттестации (контроля) | ||||
Всего | Теория | Практика | |||||
1 модуль | |||||||
1 | Раздел 1. Введение (6 ч.) | ||||||
Введение в программу. Инструктаж по ТБ. | 2 | 2 | 0 | Беседа | |||
Постановка голоса | 4 | 2 | 2 | Прослушивание | |||
2 | Раздел 2. Певческая установка и навыки певческого дыхания. (24 ч.) | ||||||
Упражнения на выявление тембровой окраски голоса | 8 | 1 | 7 | Беседа, прослушивание | |||
Постановка вокального дыхания. | 8 | 1 | 7 | Опрос, прослушивание | |||
Постановка цепного дыхания. | 8 | 1 | 7 | наблюдение, прослушивание | |||
3 | Раздел 3. Дикция и голосообразование. (34) | ||||||
Дикция | 10 | 4 | 6 | Педагогическое наблюдение. Беседа | |||
. Скороговорки | 16 | 2 | 14 | Педагогическое наблюдение | |||
Артикуляция | 8 | 2 | 6 | Прослушивание | |||
Итого за 1-й модуль: | 64 | 15 | 49 | ||||
2 модуль | |||||||
4 | Раздел 4. Музыкальная грамота (24ч.) | ||||||
Музыкальная фраза. | 10 | 3 | 7 | Беседа | |||
Ноты и фразеровка | 6 | 2 | 4 | Практическая работа | |||
Элементы дирижирования | 8 | 2 | 6 | Практическая работа | |||
5 | Раздел 5. Вокально-хоровая работа (16ч.) | ||||||
Хоры и их виды | 2 | 1 | 1 | беседа кроссворд | |||
Вокальная фонетика: гласные и согласные в пении | 8 | 1 | 7 | Практическая работа | |||
Диапазон. Развитие силы, объема и яркости | 6 | 1 | 5 | Прослушивание | |||
6 | Раздел 6. Работа песен с движением (32ч.) | ||||||
Сценическая культура | 8 | 2 | 6 | Беседа | |||
Работа с микрофоном | 6 | 1 | 5 | Практическая работа | |||
Элементарные танцевальные движения | 10 | 1 | 9 | Практическая работа | |||
Хороводы и переплясы | 8 | 1 | 7 | Практическая работа, игра | |||
7 | Раздел 7. Концертная деятельность (8ч.) | ||||||
Посещение концертов, праздников | 4 | 2 | 2 | Беседа, педагогическое наблюдение | |||
Выступление на концерте | 4 | 0 | 4 | Практическая работа | |||
Итого за 2-ой модуль: | 80 | 17 | 63 | ||||
Итого за год: | 144 | 32 | 112 | ||||
Календарный учебный график
Программа рассчитана на 144 учебных часа, первый модуль обучения – 64 часа (16 учебных недель), второй модуль обучения – 80 часов (20 учебных недель). Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 2 часа на всех модулях программы. Дата начала занятий первого модуля – 01 сентября, дата окончания – 31 декабря. Дата начала занятий второго модуля – 01 января, дата окончания – 31 мая.
Календарный учебный график
на 2022 -2023 учебный год
Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Хоровое пение»
Педагог д/о__________________________________
Место проведения: ____________________________
Время проведения занятий:_____________________
Изменения расписания занятий:_________________
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Форма контроля | Дата планируемая (число, месяц) | Дата фактическая (число, месяц) | Причина изменения даты |
Первый модуль | |||||||
1 | Вводное занятие. Гигиена | 2 | Комбинированное занятие | Беседа. | |||
2 | Знакомство с голосовым аппаратом. Распевки. | 2 | Комбинированное занятие | Беседа | |||
3 | Певческая установка. Дыхание. | 2 | Практическое занятие | Беседа, наблюдение, игры. | |||
4 | Детские песни. Использование певческих навыков. | 2 | Комбинированное занятие | Викторина, беседа, дидактические игры. | |||
5 | Певческая установка. Артикуляция. | 2 | Комбинированное занятие | Практическая работа | |||
6 | Распевки. Деский фольклор. Певческие навыки. | 2 | Практическое занятие | Практическая работа, анализ выполнения творческой работы | |||
7 | Музыкальная фраза. | 2 | Комбинированное занятие | Наблюдение, беседа, дидактические игры | |||
8 | Фразировка, манера исполнения. | 2 | Комбинированное занятие | Наблюдение, анализ, беседа | |||
9 | Элементы движения под музыку, раскрепощение певца. | 2 | Комбиниро ванное занятие | Наблюдение, беседа, анализ выполнения практических заданий | |||
10 | Певческая позиция. Формы и жанры вокальной музыки. | 2 | Наблюдение, анализ, беседа | ||||
11 | Детские песни в исполнении эстрадных певцов. Манера исполнения. | 2 | Комбинированное занятие | Беседа, дидактические игры | |||
12 | Художественый образ песни. Использование певческих навыков. | 2 | Практическое занятие | Практическая работа. | |||
13 | Дыхание, артикуляция. Работа над свободным исполнением песни. | 2 | Практическое занятие | Практическая работа, анализ выполнения практической работы | |||
14 | Музыкальные игры, песни с движением. | 2 | Комбинированное занятие | Беседа, анализ выполнения практической работы. | |||
15 | Распевки. Певческая установка. | 2 | Практическое занятие | Практическая работа, анализ выполнения творческой работы, беседа | |||
16 | Дыхание, фразировка. Хороводные песни | 2 | Комбинированное занятие | Беседа, наблюдение, анализ выполнения творческих задач. | |||
17 | Певческая позиция. Артикуляция. | 2 | Практическое занятие | Практическая работа, анализ выполнения практической работы | |||
18 | Движения под музыку, игры. | 2 | Комбинированное занятие | Беседа, наблюдение, анализ выполнения творческой работы, игры | |||
19 | Использование певческих навыков. Художественный образ песни. | 2 | Практическое занятие | Наблюдение, беседа практическая работа, анализ выполнения творческой работы. | |||
20 | Отработка точности штрихов. Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания . | 2 | Комбинированное занятие | Беседа, наблюдение, анализ выполнения творческой работы, дидактические игры | |||
21 | Использование певческих навыков. Художественный образ песни. | 2 | Комбинированное занятие | Практическая работа, анализ выполнения творческой работы, беседа | |||
22 | Маршевость в музыке. Сценическое движение в песне. | 2 | Комбинированное занятие | Движение, анализ выполнения творческой работы, беседа | |||
23 | Распевание. Дикция. Сценическое движение в песне. | 2 | Комбинированное занятие | Наблюдение, анализ выполнения творческой работы, беседа | |||
24 | Вокальная работа – чистота интонации, фразировка. | 2 | Комбиниро ванное занятие | Наблюдение, беседа | |||
25 | Вокальные навыки – хочу увидеть музыку. | 2 | Практическое занятие | Практическая работа, анализ выполнения творческой работы, беседа | |||
26 | Владение голосовым аппаратом, динамические оттенки. | 2 | Комбинированное занятие | Дидактические игры, беседа | |||
27 | Подготовка к концерту на день Матери. (Использование певческих навыков.) | 2 | Комбинированное занятие | Наблюдение, анализ, беседа | |||
28 | Мелодия – чистота интонации, фразировка. | 2 | Практическое занятие. | Дидактические игры, беседа | |||
29 | Певческая установка. Тембр – краски голоса. | 2 | Комбинированное занятие | Наблюдение, анализ, беседа | |||
30 | Интонационные упражнения. Дыхание. Типы дыхания. | 2 | Комбинированное занятие | Наблюдение, беседа,анализ выполнения творческой работы | |||
31 | Подготовка к новогоднему мероприятию. | 2 | Практическое занятие | Наблюдение, анализ, беседа | |||
32 | Участие в новогоднем спектакле. | 2 | Практическое занятие | Практическая работа, анализ выполнения творческой работы, беседа | |||
Второй модуль | |||||||
33 | Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона. (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада) . | 2 | Комбинированное занятие | Практическая работа, анализ выполнения творческой работы, беседа | |||
34 | Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. | 2 | Практическое занятие | Беседа, наблюдение, игры. | |||
35 | Работа с фонограммой. Формирование культуры поведения на сцене. | 2 | Практическое занятие | Формировать у детей культуру поведения на сцене. | |||
36 | Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания. Исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании. | 2 | Практическое занятие | Практическая работа, анализ выполнения творческой работы, беседа | |||
37 | Работа над особенностями произношения при пении, быстрое и чёткое выговаривание согласных. | 2 | Практическое занятие | Формировать у детей культуру поведения на сцене. | |||
38 | Подготовка к концерту «День Защитника Отечества». Формирование чувства ансамбля. | 2 | Практическое занятие | Практическая работа, анализ выполнения творческой работы, беседа | |||
39 | Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). | 2 | Комбинированное занятие | Дидактические игры, анализ выполнения творческой работы, беседа | |||
40 | Подготовка и выступление на празднике 8 Марта. Развитие артистических способностей. | 2 | Комбинированное занятие | Формировать у детей культуру поведения на сцене. | |||
41 | Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа. | 2 | Комбинированное занятие | Наблюдение, анализ, беседа | |||
42 | Музыкальный звук. Высота звука. | 2 | Комбинированное занятие | Наблюдение, анализ, беседа | |||
43 | Импровизация. Мелодия. Фраза. | 2 | Комбинированное занятие | Наблюдение, анализ, беседа | |||
44 | «Шутка в музыке». Эмоциональность. Весёлый | 2 | Комбинированное занятие | Наблюдение, анализ, беседа | |||
45 | Смена дыхания в процессе пения, различные приёмы дыхания. | 2 | Комбинированное занятие | Наблюдение, беседа Формировать у детей культуру поведения на сцене. | |||
46 | Русский танец хоровод. Поступенное движение мелодии. | 2 | Комбинированное занятие | Дидактические игры, анализ выполнения творческой работы, беседа | |||
47 | Ритмический рисунок. Хоровое сольфеджио. Интервалы. | 2 | Практическое занятие | Практическая работа, анализ выполнения творческой работы, беседа | |||
48 | Музыкальное сопровождение. Динамика в пении. Темп звучания. | 2 | Комбинированное занятие | Дидактические игры, беседа | |||
49 | Пение лёгким звуком в оживлённом темпе. Работа над передачей весёлого, шуточного характера песни. | 2 | Практическое занятие. | Дидактические игры, беседа | |||
50 | Гимн - торжественная песня-слава. | 2 | Наблюдение, анализ, беседа | ||||
51 | Героический характер музыки. | 2 | Практическое занятие | Дидактические игры, беседа | |||
52 | Патриотизм русской песни. | 2 | Практическое занятие | Наблюдение, анализ, беседа | |||
53 | Жанровая основа песни: вальс, колыбельная. | 2 | Практическое занятие | Дидактические игры, анализ выполнения творческой работы, беседа | |||
54 | Умение слушать (и слышать) себя и товарищей. Пунктирный ритм | 2 | Комбинированное занятие | Дидактические игры, беседа | |||
55 | Вокально-хоровая работа. Двухголосие. | 2 | Комбинированное занятие | Наблюдение, анализ, беседа | |||
56 | Вокально-хоровая работа. Гигиена | 2 | Комбинированное занятие | Наблюдение, беседа | |||
57 | Пение любимых песен. Упражнения на развитие певческой дикции, чистоты интонации. | 2 | Комбинированное занятие | Практическая работа, анализ выполнения творческой работы, беседа | |||
58 | Развитие музыкального слуха и голоса. Длительность звуков. | 2 | Практическое занятие. | Наблюдение, анализ, беседа | |||
59 | Движение мелодии вниз, вверх, | 2 | Комбинированное занятие | Наблюдение, анализ, беседа | |||
60 | «Мы учимся в любимой школе». Слушание песен о школе. | 2 | Комбинированное занятие | Практическая работа, анализ выполнения творческой работы, беседа | |||
61 | Точка в музыке. Вступление. Музыкальная фраза. | 2 | Комбиниро ванное занятие | Практическая работа, анализ выполнения творческой работы, беседа | |||
62 | Пение упражнений с отчётливым | 2 | Практичес кое занятие | Наблюдение, анализ, беседа | |||
63 | Русский танец хоровод. Поступенное движение мелодии. | 2 | Практичес кое занятие | Наблюдение, анализ, беседа | |||
64 | Запев. Припев. Смена темпов. Работа над военными песнями. | 2 | Комбиниро ванное занятие | Практическая работа, анализ выполнения творческой работы, беседа | |||
65 | Формирование чувства ансамбля. Работа над мелодией. | 2 | Комбинированное занятие | Практическая работа, анализ выполнения творческой работы, беседа | |||
66 | Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа. | 2 | Комбинированное занятие | Наблюдение, анализ, беседа | |||
67 | Вокально-хоровая работа. Элементы | 2 | Практичес кое занятие | Практическая работа, анализ выполнения творческой работы, беседа | |||
68 | Работа в малой группе. Работа над | 2 | Комбинированное занятие | Наблюдение, анализ, беседа | |||
69 | Хоровое сольфеджио. Тоника, трезвучие. | 2 | Практическое занятие | Практическая работа | |||
70 | Отчетный концерт. | 2 | Комбинированное занятие | Формировать у детей культуру поведения на сцене.. | |||
71 | Музыкальные игры на определение жанра. | 2 | Практическое занятие | Формировать у детей культуру поведения на сцене. | |||
72 | Заключительное занятие. | 2 | Комбинированное занятие | Анализ, беседа. Формировать у детей культуру поведения на сцене. | |||
#1059;словия реализации программы
Для занятий необходимо просторное помещение с необходимым количеством посадочных мест, музыкальный инструмент – фортепиано. Необходимо наличие магнитофона, аудиокассет, дисков, микрофона, фонограмм.
Дидактический материал, используемый на занятиях: художественные репродукции, портреты композиторов, звуковые записи.
Учебно-методическое обеспечение рабочей программы «Хоровое пение», включает в себя описание необходимых условий для работы; учебной литературы; методической литературы.
Для электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий используются технические средства, а также информационно-телекоммуникационные сети, обеспечивающие передачу по линиям связи указанной информации (образовательные онлайн-платформы, цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах, видеоконференции, вебинары, skype - общение, e-mail, облачные сервисы и т.д.)
#1060;ормы аттестации и оценочные материалы
Виды контроля.
Время проведения | Цель проведения | Формы контроля |
Начальный контроль | ||
В начале учебного года. | Определение уровня развития детей. | Беседа, опрос. |
Текущий контроль | ||
В течение всего учебного года. | Определение степени усвоения учебного материала. Определение степени готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. | Педагогическое наблюдение, практическое задание, опрос, самостоятельная работа. |
Промежуточный контроль | ||
По окончании изученной темы. | Определение степени усвоения учебного материала. Определение результатов обучения. | Творческая работа, концерт, презентация, ролевая игра, практикум, тестирование, анкетирование |
Итоговый контроль | ||
В конце учебного года. | Определение изменения уровня развития детей. Определение результатов обучения. Ориентирование обучающихся на дальнейшее, (в т. ч. самостоятельное обучение). Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. | Конференция, концертная деятельность, презентация проектов, коллективный анализ работ, отзыв, портфолио, тестирование, анкетирование. |
Оценочные материалы по хоровому пению
Проверка знаний состоит из трёх заданий:
1. Проверка вокальных навыков на примерах учебно-тренировочного материала, соответствующего возрасту и диапазону.
2. Проверка хоровых партий, чистое интонирование, четкая дикция.
3. Общее исполнение произведений, эмоциональная, осмысленная трактовка.
Основные содержательные разделы по предмету «Хоровое пение», включенные в зачёт:
1. Учебно-тренировочный материал.
2. Музыкальное произведение с сопровождением.
Перечень проверяемых ЗУН: Певческая установка. Диапазон: ми 1— си1 Динамика: p, mp,mf. Штрихи: легато.
Вокал: мягкая атака, быстрый вдох. Понимание дирижёрского жеста.
Система оценивания: Без оценивания.
Время выполнения: На выполнение работы отводится 1 академический час (45 минут), при этом на ответ каждого обучающегося отводится не более 3 минут.
Третье задание (общее пропевание) выполняется в конце 2 модуля обучения.
Дополнительное оборудование: для проведения зачёта по хоровому пению используется нотный материал, хоровые партитуры, инструмент.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Образова- тельный модуль | Формы занятий | Приёмы и методы организации образовательного процесса | Дидактический материал, техническое оснащение | Формы подведения итогов |
Основы вокального и хорового искусства | Комбинированное, практическое, занятие–игра, самостоятельная работа, творческая встреча, конкурс, концерт | Методы: Информативно-рецептивный; репродуктивный; эвристический; исследовательский; проблемное изложение материала; Приемы:Наблюдение; показ; рассказ; демонстрация видеоматериалов; слайдов; компьютерная презентация; показ педагогом образца выполнения задания; практические задания; упражнения; выполнение части работы самостоятельно; выполнение всей работы самостоятельно. | Раздаточный материал, мультимедийные материалы, аудиозаписи, фонограммы, видеозаписи, аккордеон, магнитофон, музыкальный центр, компьютер | -тестирование; -диагности-ческие задачи; -задачи поискового типа; - открытое занятие в форме зачета; -участие в конкурсах, массовых мероприятиях, фестивалях различного уровня, - концерты. |
Информационные источники, используемые при реализации программы.
Учебно-методические пособия для педагога
#1040;белян А.М. Забавное сольфеджио. М., 1985
#1040;бдулов, А. А. Джазовые распевки: учебное пособие / А. А. Абдулов. – Санкт-Петербург, 1998.
#1041;ырченко Т. С песенкой по лесенке. М., 1984.
#1050;ритская Е. Д. Музыка: 1—4 классы: Методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. М., 2004.
#1050;сензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: учеб.-методическое пособие . М., 2001.
#1054;сеннева М. С. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом: учеб. пособие / М. 1989.
#1056;ачина Б. С. Сольфеджио и хрестоматия песенного репертуара к урокам музыки. СПб., 1997.
#1056;оманова Л.В. Школа эстрадного вокала. Учебное пособие. СПб: Лань, 2007
#1056;овнер В. Вокально-джазовые упражнения для голоса в сопровождении фортепиано. Учебное пособие / В.Ровнер – Москва: Изд.: Нота, 2006.
#1057;труве Г.А. Хоровое сольфеджио. М., 1988.
#1057;труве Г. А. Ступеньки музыкальной грамотности. СПб., 1999.
#1060;инкельштейн Э. Музыка от А до Я. СПб.: Композитор, 1997.
#1061;алабузарь П. В. Теория и методика музыкального воспитания: учеб. пособие / П. В. Халабузарь, В. С. Попов. СПб., 2000
#1061;олопова В. Н. Музыка как вид искусства: учеб. пособие. СПб., 2000.
Нотные сборники:
#1041;ойко Р.Г. Песни для детей.м.1982
2. Детские песни и песенки.М.2006г.
#1043;ладков Г.В. а может быть ворона. Ярославль 2002г.
#1044;умченко А. Неразрывная нить. Песни для детей младшего и среднего возраста. СПб., 2002.
#1050;омпозиторы-классики для детского хора. Выпуск 2. М.: Музыка, 2002.
#1050;аноны для детского хора. М., 1997.
#1050;рылатые качели. Детские песни Е. Крылатова. М., 1997.
#1050;ак тут усидеть. Джаз в детском хоре. Выпуск 1. М., Музыка, 2006.
#1055;ланета детства. Хрестоматия песенного репертуара к урокам музыки. Выпуск 1. СПб., 1994.
#1055;ланета детства. Хрестоматия песенного репертуара к урокам музыки. Выпуск 2. СПб., 1997.
#1055;оющее детство. Произведения для детского хора. М..2002
#1056;. Паулс Птичка на ветке. Песни для детей. М., 2004.
#1063;аттануга Чу-чу. Джаз в детском хоре. Выпуск 2. М., Музыка. 2007
#1071; нашѐл ритм. Джаз в детском хоре. Выпуск 3. М., Музыка, 2008.
Литература для обучающихся.
#1069;.Финкельштейн «Музыка от А до Я». СПб.,1997
#1070;.Ивановский «Занимательная музыка». Ростов на Дону: «Феникс»,2002
3. Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь. — М.: Музыка, 2005.
Наглядно – дидактический материал
#1050;арточки (Динамика: форте, пиано, меццо форте, меццо пиано, Ритмические карточки, интервалы, Лад: мажор, минор, ребусы-картинки)
#1052;узыкально – дидактические игры: «Динамический поезд», «Сказка про кота», «Ритмическое лото», «Солнышко и туча», «Музыкальная лесенка», «Подумай и отгадай», «Музыкальные ребусы»
#1055;резентации к занятиям
Информационные интернет – ресурсы
Золотой клуб музыкантов. Ноты и учебные пособия для вокалистов
Нотный архив Бориса Тараканова.
Песни для детей * Songs for Kids –минусовки ,ноты, сценарии
Детям о музыке. Музыкальные уроки в играх и сказках, интересные истории о творчестве великих композиторов.
Воспитательный компонент
-Информационные материалы о коллективе: буклеты, реклама
-Информация о коллективе на сайте МБОУ средняя школа № 85 г. Ульяновска
Материалы по работе с родителями:
Планы работы с родителями
Бланки – Анкеты, предлагаемые родителям в начале и в конце учебного года.
Фото и видео на электронных носителях.
Сценарии концертов и открытых занятий для родителей.
Список литературы для родителей.
1. Апраксина О.А. методика развития детского голоса. М., 1983.
2. Аспелунд Д.Д. Развитие певца и его голоса. М., 1952.
3. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве. М., 1980.
4. Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей. М., 1953.
5. Баранов Б. Хороведение. М., 1991.
6. Барышева Т.А., Левицкая С.Г. Работа над песней на уроке музыки и внеклассных занятиях с младшими школьниками
7. Билогубка А.М. Взаимосвязь музыки и текста в интерпретации хоровых произведений. М., 1985.
8. Бурдина В.И., Проценко В.И. Вокально-хоровое воспитание в младшем хоре 1-4 кл. К., 1987
9. Гуцало Э.У. Творческое развитие будущих учителей начальных классов в процессе музыкального обучения. М., 1988.
10. Гаврилова А. Работа в самодеятельном детском хоровом коллективе. Л., 1971.
11. Добровольская Н. Распевание в детском хоре начальной школы. М., 1964.
12. Думбляускайте Л.А. Тембр хора. Тебро-интонационные нюансы в искусстве хорового пения. Л., 1974.
13. Живов В.Л. Исполнительский анализ хорового произведения. М., 1987.
14. Литовко Ю. Каноны: для детского хора без сопровождения. М., 1976.
15. Малинина Е.А. Опыт работы по обучению школьников пению ЛМ., 1954
16. Миловский С. Распевание на уроках пения в детском хоре начальной школы. М., 1977.
17 Овчинникова Т.Н. Некоторые особенности и методы воспитания певческого голоса детей, подростков и юношества в процессе работы с хором. М., 1968.
18. Саркисян К.Б. Проблема звуковой выразительности поэтического текста музыкального произведения в обучении хоровому пению. М., 1984.
19. Шамахян М.Е. Музыкальный образ, его исполнительская интерпретация и восприятие. М., 1989.
20. Шепелев В.М. Методика работы над выразительностью пения школьников. М., 19
Примерный репертуарный план
Азербайджанская н. п. «Весна» обр. А. Долуханяна
Аренский А. «Комар»
Бетховен Л. «Весною» Брамс И. «Колыбельная»
Вебер К. «Вечерняя песня»
В.Левашов «Цвети Россия»
Егорова О. «Горница – узорница»; «Первоклассник»; «Сладкая песенка»
Жаров А. «Грузовик»
Журбин А. «Дружная песенка»
Иорданский М. «Это значит – осень»
Кадомцев И. «Весѐлая Песенка»
Калинников В. «Весна»; «Тень-тень»;
Крылова Г. «Что зовѐм мы чудесами»
Кюи Ц. «Майский день»
Мендельсон Ф. «Воскресный день»
Морозов И. «Про сверчка»
«Новый год» муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной
«Иней» муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной
Парцхаладзе М. «Здравствуй, школа!»; «Дождь»; «Весна»; «Наш край»
Пахмутова А. «Песня о смешном человечке»
Римский - Корсаков Н. «Белка» (Хор из оперы «Сказка о царе Салтане»)
Р.н.п. «Спи, младенец мой прекрасный» обр. Левашова.
Р.н.п. «Повей, повей, ветер» обр. В. Попова
Русские народные песни «Ой, сад во дворе»; «Виноград расцветает»; «Подуй буйный ветер», «Где был Иванушка?»
«Рождество» муз. А. Варламова, сл. О. Сазоновой
Синявский П. «Родители –крокодители»
Чайковский П. «Мой садик», «Осень»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность: декоративно – прикладного искусства в системе дополнительного образования. Художественная роспись.
Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Исследование, по сути, – процесс поиска не...
Рабочая программа дополнительного образования "Художественное творчество: станем волшебниками"
Рабочая программа составлена на основе программы Т.Н.Просняковой "Художественное творчество: станем волшебниками"...
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности
Программа кружка «Родное слово». Направленность: художественно-эстетическая. Срок реализации: 3 года. Руководитель: Харасова Л. Ф. 2011-2014 уч. г....

Программа дополнительного образования художественной направленности «Глиняная игрушка «Маленькие чудеса»» 2-11 класс
Программа кружка глиняной игрушки...

Рабочая программа дополнительного образования «Художественная литература англоязычных стран» 2-3 класс.
Рабочая программа дополнительного образования «Художественная литература англоязычных стран». 2-3 класс. Программа рассчитана на учащихся 2-3 классов, интересующихся английским языком...

Рабочая программа по дополнительному образованию художественной направленности для подготовительной группы (хореография)
Рабочая программа по дополнительному образованию для подготовительной группы творческого объединения «Народный и современный танец» (для детей младшего школьного возраста) С...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Хоровое пение»
Рабочая программа имеет пояснительную записку, цели,задачи, планируемые результаты....
