Конспект урока музыки 4 класс: "Как сложили песню. Звучащие картины"
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Степанова Кристина Павловна

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspek_2_muzyka_4_kl.docx40.25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: Как сложили песню. Звучащие картины.

Класс: 4

УМК: «Музыка» 4 класс, авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина («Школа России»)

ФГОС НОО: Третье поколение (системно-деятельностный подход, формирование УУД, личностные и метапредметные результаты)

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок-исследование, творческая мастерская).

Цель урока: Раскрыть взаимосвязь музыки, природы и жизни человека через понимание истоков народной песни и способности музыки создавать звуковые образы окружающего мира ("звучащие картины").

Планируемые результаты:

Предметные:

-   Понимать и объяснять, как окружающая жизнь и природа вдохновляют людей на создание песен.

-   Сравнивать звучание народных песен разного характера (колыбельная, плясовая, хороводная).

-   Воспринимать и анализировать "звучащие картины" в музыке (изобразительность).

-   Осознавать выразительные возможности тембра (голоса, инструментов) в создании образа.

-   Эмоционально и выразительно исполнять народные песни, передавая их характер.

-   Импровизировать простейшие ритмические и мелодические попевки на заданные образы.

Метапредметные:

-Регулятивные УУД: Ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем, планировать свои действия для ее решения, оценивать результат.

-Познавательные УУД: Анализировать музыкальные произведения и произведения изобразительного искусства, находить общее и различия. Устанавливать причинно-следственные связи (природа/жизнь -> песня). Строить рассуждения в форме простых суждений. Импровизировать.

-Коммуникативные УУД:  Участвовать в коллективном обсуждении, диалоге. Работать в парах/группах над творческими заданиями. Слушать и уважать мнение других. Согласовывать действия при совместном исполнении.

-Личностные:

-   Развитие интереса к истокам русской музыкальной культуры, народному творчеству.

-   Формирование чувства сопричастности к народным традициям.

-   Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природе как источнику вдохновения.

-   Развитие воображения и ассоциативного мышления.

Основные понятия: Народная песня, истоки музыки, звучащая картина, изобразительность в музыке, тембр, колыбельная, плясовая, хороводная, импровизация.

Музыкальный материал:

1.  Русские народные песни:

-   Колыбельная (напр., "Баю-баюшки-баю" или любая другая из репертуара УМК/знакомая детям).

-   Плясовая (напр., "Ах вы, сени, мои сени" или "Камаринская" - фрагмент).

-   Хороводная (напр., "Со вьюном я хожу" или "Во поле береза стояла").

2.  Н.А. Римский-Корсаков:  Фрагмент из оперы "Снегурочка" (тема Весны, Птиц или др. изобразительный эпизод - по выбору учителя, соответствует теме "звучащие картины").

3.  Песня по программе УМК: Возможно, "Как сложили песню" (если есть в учебнике) или продолжение работы над песней с прошлого урока/новая песня о природе.

Зрительный ряд (Звучащие картины):

- Репродукции картин русских художников, изображающих природу и народную жизнь (напр., И. Левитан "Золотая осень", "Март"; А. Саврасов "Грачи прилетели"; В. Поленов "Московский дворик"; Б. Кустодиев "Масленица" - фрагмент с гуляньями).

- Фотографии русской природы (лес, поле, река, птицы и т.д.).

Оборудование: Музыкальный центр/компьютер с колонками, проектор/интерактивная доска, фортепиано/синтезатор, учебник «Музыка» 4 класс (Критская), раздаточный материал (тексты песен, карточки с изображениями природы/жанров), шумовые инструменты (по возможности: деревянные ложки, трещотки, бубен, колокольчики, "дождь").

Ход урока:

(1) Организационный момент (2-3 мин.)

-Приветствие. Создание рабочей атмосферы. Организация внимания.

-Музыкальное приветствие: Распевка на основе народной попевки  (напр., "Во-поле-бе-ре-за"). Цель: Настройка на народную интонацию.

(2) Актуализация знаний. Постановка учебной задачи (5-7 мин.)

Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы говорили о силе мелодии, которая может выразить то, что словами не скажешь. А задумывались ли вы, откуда берутся сами песни? Как они рождаются? (Ответы детей: придумывают люди, композиторы...).

Учитель: Давайте прочитаем тему сегодняшнего урока: "Как сложили песню. Звучащие картины". Как вы думаете, о чем мы будем говорить? (Ответы детей: как люди сочиняют песни, о том, что в песнях рисуют картины звуками).

Формулировка проблемы: "Почему народные песни такие разные? Что вдохновляло людей на их создание? И правда ли, что музыка может "звучать", как картина?"

Цель урока: Учитель обобщает: "Сегодня мы станем исследователями! Мы попробуем понять, как жизнь человека и красота природы помогают "сложить" песню, и как сама музыка может стать звучащей картиной".

 (3) "Как сложили песню". Исследование жанров народной песни (12-15 мин.)

Учитель: Народные песни рождались из самой жизни людей, их труда, радостей и печалей, из наблюдений за природой. Послушаем разные народные песни и подумаем, в какой момент жизни их могли сложить?

Прослушивание и анализ 1: Русская народная колыбельная песня.

*Слушание.

*Беседа:

-   Кто поет эту песню? Кому? (Мама поет ребенку, чтобы усыпить).

-   Какая это песня по характеру? (Тихая, нежная, ласковая, спокойная, убаюкивающая).

-   Как вы думаете, что вдохновило людей на создание такой песни? (Любовь к ребенку, желание его успокоить, усыпить, тишина вечера, шелест листьев за окном...).

Вывод: Это колыбельная песня. Ее сложили для самого важного – для убаюкивания малыша.

Прослушивание и анализ 2: Русская народная плясовая песня (фрагмент).

*Слушание. (Можно предложить детям слегка покачать головой или постучать пальчиком в такт).

*Беседа:

-   Какое настроение у этой песни? (Веселое, задорное, бодрое, энергичное).

-   Что хочется делать под нее? (Плясать, притопывать, хлопать).

-   Где и когда могли ее петь? (На празднике, на свадьбе, в минуту радости, когда собирались вместе).

Вывод: Это плясовая  песня. Ее сложили для веселья, для пляски!

Прослушивание и анализ 3: Русская народная хороводная песня (напр., "Со вьюном я хожу").

*Слушание.

*Беседа:

-   Какая это песня? (Плавная, напевная, не очень быстрая, протяжная).

-   Как движутся люди под такую песню? (Плавно по кругу, водят хоровод).

-   О чем она? (Часто о природе, о любви, о девичьей судьбе).

-   Где и когда пели такие песни? (На гуляньях, на праздниках весны/лета, в хороводе).

Вывод: Это хороводная  песня. Ее сложили для того, чтобы водить хороводы, общаться, любоваться природой.

Обобщение: "Видите, ребята, песни рождались из самой жизни! Для работы, для отдыха, для радости, для утешения. Природа, окружающий мир, чувства людей – все это становилось источником вдохновения для создания песни. Так народ "складывал" свои песни веками."

(4) "Звучащие картины". Музыка и живопись (10-12 мин.)

Учитель: Но песня – это не только слова и мелодия. Музыка сама по себе может "рисовать" картины! Она может изображать шелест листьев, пение птиц, журчание ручья, шум ветра. Такая музыка называется изобразительной, она создает "звучащие картины".

-Рассматривание репродукций: Проецируются картины русской природы (Левитан, Саврасов и др.). Краткое обсуждение: Что изображено? Какое настроение? Какие звуки можно здесь услышать? (Шелест листвы, пение птиц, журчание воды, шум ветра, капель...).

Прослушивание: Н.А. Римский-Корсаков. Фрагмент из оперы "Снегурочка" (изобразительный эпизод).

Задание перед слушанием:"Сейчас прозвучит музыка великого русского композитора Николая Римского-Корсакова. Закройте глаза и представьте себе картину природы. Какие звуки вы "увидите"? Что изображает музыка?"

*Слушание.

*Обсуждение:

-   Какую картину природы вы представили? (Весенний лес, пробуждение, пение птиц, ручей и т.д. - в зависимости от выбранного фрагмента).

-   Какие именно звуки природы вам слышались в музыке? (Скрип снега? Капель? Трель птицы? Шелест листьев? Журчание?).

-Как композитору удалось это изобразить? (Тембр инструментов: флейта - птичка, арфа - ручей, струнные - ветер/листва; высокие звуки - капель/птицы; быстрые пассажи - порыв ветра; плавные мелодии - течение воды).

Учитель: Композитор, как настоящий волшебник, с помощью оркестра нарисовал нам звуками живую картину природы! Это и есть звучащая картина.

(5) Практическая деятельность: Исполнение и творчество (10 мин.)

Разучивание / Исполнение народной песни: Работа над песней, связанной с природой или народным бытом (напр., "Со вьюном я хожу").

Установка на выразительность: Пойте так, чтобы передать настроение песни, ее характер (плавность хоровода, связь с природой).

Связь с темой: О чем эта песня? Какой образ природы в ней есть? (Вьюн - растение, символ девичьей красоты и молодости). Как можно сделать исполнение более "картинным"? (Плавность движения мелодии, напевность).

Творческое задание "Оживи картину!" (Работа в парах/группах):

    1.  Детям раздаются карточки с простыми образами природы/звуками ("Ветер", "Дождик", "Птичка", "Ручеек", "Листва").

    2.  Задание: Придумать с помощью голоса (звукоподражание: ш-ш-ш, кап-кап, пиу-пиу и т.д.) или шумовых инструментов (если есть) короткую (2-4 такта) "звуковую картинку".

    3.  Импровизация: Группы по очереди представляют свои "звучащие картины". Класс отгадывает образ. Цель: Развитие ассоциативного мышления и навыков импровизации.

(6) Рефлексия. Подведение итогов (5-7 мин.)

Учитель: Вернемся к началу нашего урока и вопросам-загадкам:

-   Как люди "складывали" песни? (Из жизни, из природы, из чувств, для разных дел и праздников).

-   Что такое "звучащие картины"? (Музыка, которая рисует нам образы природы или событий с помощью звуков, тембров инструментов).

*Беседа:

-   Что нового вы узнали сегодня о народной песне?

-   Какая песня или какое задание понравилось больше всего? Почему?

-   Удалось ли вам услышать "звучащие картины" в музыке Римского-Корсакова? В народной песне?

-   Легко ли было создавать свои "звуковые картинки"?

Обобщение: "Народная песня – это мудрость и душа народа. Она рождается из любви к жизни, к родной природе, к близким людям. А композиторы, вдохновляясь народной музыкой и природой, создают свои волшебные "звучащие картины", которые учат нас слышать красоту мира вокруг."

Самооценка (Светофор/Смайлик): "Оцените свою работу на уроке: Зеленый (все понял, активно участвовал) / Желтый (понял не все, участвовал мало) / Красный (было трудно, не участвовал). Или нарисуйте смайлик."

 (7) Домашнее задание (2 мин.)

1.  Обязательное: Учебник (Критская): найти страницы по теме урока, прочитать. Выучить слова разучиваемой песни.

2.  Творческое (на выбор):

-   Нарисовать "звучащую картину" к прослушанному фрагменту из "Снегурочки" Римского-Корсакова.

-   Расспросить родителей/бабушку/дедушку, знают ли они народные песни своего детства? Какие? О чем они?

-   Придумать и записать (или нарисовать) небольшой рассказ "Как родилась песня..." (о чем она могла бы быть?).

-   Подобрать дома звуки (предметы) для изображения какого-либо природного явления (дождь, ветер).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки в 4 классе на тему "Как сложили песню"

Конспект урока музыки в 4 классе на тему "Как сложили песню"...

Конспект урока музыки, проведенного в 3 «А» классе на тему «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской»

Тема: «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской».Цель урока:Познакомить учащихся с русскими народными песнями, их видами, оркестром ...

конспект урока музыки с презентацией по теме "Древнейшая песнь материнства" в 3 классе (УМК Е.Д. Критская)

представлен конспект открытого урока музыки в 3 классе по учебно-методическому комплекту Е.Д.Критская. к уроку прилагается презентация. урок по типу комбинированный.номер 2 в разделе "О России петь, ч...

Конспект урока музыки и пения в 4 классе по теме "Разучивание песни «Журавушка» (музыка Е.Зарицкой, слова А.Вольского), повторение русской народной песни «На горе-то калина». Слушание произведения П.И.Чайковского «Осенняя песня»

Цели:– продолжить формирование вокально-хоровых навыков; соблюдение ритмического рисунка песни, интонационного строя, ансамблевой слаженности, динамических оттенков;- развивать умение дифференци...

Конспект урока музыки в 3 классе. Звучащие картины. Прощание с масленицей

На уроке обучающиеся знакомятся с понятиями "контраст" и "повтор", изучают народные масленичные игры...

План конспект урока музыки 1 класс "Звучащие картины"

План конспект урока музыки 1 класс "Звучащие картины"...