Технологическая карта урока музыки по теме: "Вокальная музыка"
план-конспект урока по музыке (2, 3 класс)
Технологическая карта урока музыки по теме: "Вокальная музыка"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 39.38 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по музыке
Тема: «Вокальная музыка» | Тип: урок открытия нового знания | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель урока: организация деятельности учащихся по ознакомлению с вокальной музыкой. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи: - Дидактические: создать условия для ознакомления с понятием «вокальная музыка»; содействовать ознакомлению с вокальными музыкальными произведениями; способствовать формированию умения разучивать песни. - Развивающие: развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы; способствовать развитию образного мышления, слуховой памяти учащихся; развивать коммуникативные навыки: умение слышать и слушать других; - Воспитательные: создать условия для воспитания уважительного отношения к произведениям музыки; содействовать воспитанию интереса к предмету; воспитывать потребность к объективному самооцениванию. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые результаты: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предметные: знают, что такое вокальная музыка; знают вокальные музыкальные произведения; умеют разучивать песни. | Метапредметные: - регулятивные: показывают развитость образного мышления и слуховой памяти; - познавательные: осознают познавательную задачу; - коммуникативные: вступают в беседу с учителем на уроке, слушают и понимают речь других; | Личностные: проявляют уважительное отношение к произведениям музыки; проявляют интерес к предмету; объективно оценивают собственные достижения на уроке; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ресурсы урока: дидактические материалы, наглядности, технические средства обучения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ход урока | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этапы | Содержание деятельности учителя: | Содержание деятельности обучающихся: | УУД | |||||||||||||||||||||||||||||||||
I.Организационный этап 1 слайд 2 слайд | - приветствие, знакомство; - Здравствуйте, ребята! | Приветствуют учителя - Здравствуйте | ЛУУД реализация творческого потенциала через коллективное интонирование. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
- эмоциональный настрой к уроку; - Давайте настроимся на урок. Сейчас я включу видео. Учитель будет здороваться с разными животными. Ваша задача пропеть звуки этих животных. Например, учитель говорит: «Здравствуйте, телята». Какие звуки издают телята? Верно, эти звуки вам нужно пропеть. - А какие звуки издают козлята? Верно, значит, когда учитель будет говорить: «Здравствуйте, козлята». Что мы будем петь? Верно, ме-ме-ме - Какие звуки издают ягнята? Значит, что мы будем петь? - Какие звуки издают цыплята? Молодцы, значит мы будем петь пи-пи-пи. - А когда учитель будет здороваться с ребятами, мы с вами тоже поздороваемся и пропоем «здравствуйте». - Давайте для начала просто посмотрим видео. Затем будем петь. - Итак, начнем. - Молодцы, ребята. | Настраиваются к уроку - Му - Ме - Бе - Пи | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
- проверка готовности к уроку. - Для того чтобы начать наш урок, подготовьте, пожалуйста, рабочие места. Оставьте на столах всё самое необходимое. Нам понадобятся пеналы, обычный лист и конверты, которые я оставила у вас на столах. Я попрошу вас их не трогать до того момента, пока я не скажу, что они нам понадобятся. Все подготовили рабочие места? Молодцы, а теперь красиво сядьте. Спина у всех ровная, руки на парте, ноги вместе на полу. - На экране вы видите высказывание, кто хочет его прочитать? (Знания собираются по капле) Как вы его понимаете? Верно, ребята, если мы по капелькам будем собирать знания, то в конце у нас образуется река из знаний. Этим высказыванием мы будем руководствоваться на сегодняшнем уроке. | Организуют рабочее место - мы по чуть-чуть собираем знания | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Проверка усвоения материала прошлого урока | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности. 3 слайд
4 слайд 5, 6, 7, 8 слайды Карточки №1 | 1. Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии (т.е. создание проблемной ситуации) - Для того чтобы узнать, о чём мы сегодня будем говорить, послушайте, пожалуйста, отрывок песни, которая называется «Дорогою добра». Композитор Марк Минков, автор слов Юрий Энтин. Во время прослушивания постарайтесь ответить на следующие вопросы: 1) О чем данное музыкальное произведение? 2) Есть ли исполнитель в этой песне, то есть тот, кто исполняет песню? - Итак, ребята, о чем данная песня? Мы с вами должны совершать добрые поступки? Конечно, ведь добрые поступки возвращаются к нам вдвойне. Есть ли исполнитель в данной песне? А слова? - Как называется музыка, в которой есть исполнитель песни и слова? - Для того чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить, посмотрите на экран. Вы видите цифры и буквы под ними. Ваша задача поставить цифры в правильном порядке, чтобы получились слова.
| Проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами - о добре - есть - да | ЛУУД совершенствование действий самоконтроля | |||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Целеполагание (т.е. формулировка цели и темы урока совместно с учащимися). - Как звучит тема сегодняшнего урока? - Какую цель поставим? - Цель урока: познакомиться с вокальной музыкой. - Цель мы с вами поставили, а для того чтобы достичь ее, нам нужно составить последовательность действий. - Как вы думаете, что мы узнаем? С чем мы познакомимся? Что мы разучим? У нас получилась вот такая последовательность действий. Кто хочет ее прочитать? 1) Узнаем, что такое вокальная музыка; 2) Послушаем и проанализируем песни; 3) Разучим новую песню. - Молодцы, ребята, мы с вами определили последовательность действий и теперь можем приступать к работе. Возьмите из конвертов листочки под номером 1. Это будут наши листы самооценивания. Во время урока мы будем к ним возвращаться и оценивать свою деятельность. Пока уберите их на край парты, они нам пока не понадобятся. | Формулируют тему и цель урока, составляют план решения проблемной ситуации, планируют с учителем необходимые действия - Вокальная музыка - Узнать, что такое вокальная музыка | РУУД овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Реализация музыкально-исполнительской деятельности. Восприятие музыки Карточки № 2 Слайд 9 Карточки №1 Карточки №3 Карточка №1 Музыкально-ритмические движения Вокально-хоровая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А) Знакомство с понятием «вокальная музыка». Слушание отрывка из оперы-сказки «Маленький принц». - Ребята, как звучит первый пункт плана? Для того чтобы узнать, что такое вокальная музыка, мы с вами выполним следующую работу. Я буду рассказывать вам о том, что такое вокальная музыка, ваша задача в это же время, выполнять тест на листочках. Всем понятно? Работать будем в парах. Возьмите листочки под номером 2. Прочитаем вопросы и варианты ответов теста. Кто хочет прочитать первый вопрос? Мой текст: Вокальная музыка - музыка, предназначенная для пения. К вокальной музыке относятся как произведения для одного или нескольких голосов без сопровождения инструментов(сольные песни, ансамбли, хоры), так и любые музыкальные сочинения для пения с инструментальным сопровождением - различные жанры вокальной музыки (романс, песня, вокальные ансамбли с сопровождением фортепиано), а также хоры с инструментальным сопровождением (фортепиано, орган, оркестр и др.) и, наконец, опера. Во всех произведениях вокальной музыки голосу принадлежит главная роль. Это самый древний вид искусства. Жанров вокальной музыки много, но сегодня мы рассмотрим 2: ü Песня. Песня в музыке – это простая и распространенная форма вокальной музыки, в которой поэтический текст объединен с музыкой. ü Опера. Опера – это музыкально-театральное произведение, действующие лица которого выражают свои мысли и чувства пением. То есть не говорят, а поют в сопровождении оркестра. Тест для детей: 1. Вокальная музыка – это … А) музыка, предназначенная для пения Б) музыка, предназначенная для танцев В) песня без слов 2. Могут ли в вокальной музыке использоваться музыкальные инструменты? А) не могут Б) могут 3. Чему принадлежит главная роль в вокальной музыке? А) голосу Б) мелодии В) инструменту 4. Вокальная музыка - … А) самый молодой вид искусства Б) самый музыкальный вид искусства В) самый древний вид искусства - Итак, кто не успел, завершайте работу. Нужно прочитать еще раз? Итак, ребята, сверьте свои ответы с эталоном на экране. У кого всё верно, ставим 5. У кого есть ошибки, ставим 4. У кого всё верно? У кого есть ошибки? Молодцы, ребята, вы хорошо справились с этим заданием. - Возьмите листочки номер 1. Как звучит первый пункт плана? Кто всё понял, ставит +, у кого остались вопросы, знак вопроса. Продолжаем работу. Сейчас мы с вами познакомимся с вокальной музыкой. - Ребята, а что такое опера? - Опера – это музыкально-театральное произведение, действующие лица которого выражают свои мысли и чувства пением. То есть не говорят, а поют в сопровождении оркестра. - Ребята, напомните мне, пожалуйста, относится ли опера к вокальной музыке? Всё верно, относится, поэтому мы сейчас с вами будем слушать песню Змеи и из оперы-сказки «Маленький принц». Музыка Владимира Сидорова, слова Антуана де Сент-Экзюпери. Ваша задача внимательно слушать произведение и одновременно рисовать то, что вы представляете во время слушания данного произведения. Всем понятно, чем мы будем заниматься? Также постарайтесь ответить на следующие вопросы: о чем данное музыкальное произведение? Какого оно характера? Начинаем работу. Приготовьте цветные карандаши и возьмите из конвертов листочки под номером 3. - Сначала просто послушаем, никто не рисует. - Теперь я включу ее еще раз, можете начинать рисовать. - Итак, завершаем работу. Давайте сначала ответим на вопросы, которые я задала перед прослушиванием данного произведения. О чем данное произведение? Какого оно характера? - Спасибо за ваши ответы, верно это песня о помощи змеи Маленькому Принцу. Добрая, веселая. Мы с вами должны помогать друг другу? Верно, потому что нам самим иногда нужна помощь. - А теперь давайте посмотрим, что вы рисовали, когда слушали данное произведение. Кто хочет начать? Молодцы, ребята, у вас получились очень красивые рисунки. - Б) Слушание песни «О доброте». Сл. и музыка Татьяны Мухаметшиной. Теперь мы с вами прослушаем еще одно музыкальной произведение. А может ли исполнять хор вокальную музыку? Верно, может, поэтому сейчас мы с вами прослушаем песню, которая называется «О доброте». Автором музыки и слов является Татьяна Мухаметшина. Во время слушания постарайтесь ответить на следующие вопросы: о чем данная песня? Какого она характера? Что автор хочет сказать этой песней? - Ребята, послушав музыкальные произведения можно сделать вывод, что вокальную музыку можно исполнять по-разному. Может исполнять 1 вокалист, 2 вокалиста, ансамбль, хор. Также вокальная музыка может сопровождаться музыкальными инструментами, но это необязательно. - Молодцы, ребята, возьмите из конвертов карточки №1. Прочитайте второй пункт. Ставим + или ? | Извлекают нужную информацию, дают определения новым понятиям, самостоятельно находят информацию в учебнике и рабочей тетради, работают в парах, группе | -уметь выявлять выразительные возможности музыки, обнаруживать общность музыки и изобразительного искусства; -уметь строить речевые высказывания о музыке; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Что такое вокальная музыка? - Какие жанры вокальной музыки вы запомнили? - Какая музыка из прослушанной сегодня, вам большего всего понравилась? - Какие песни мы слушали? Авторы? | Задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, работают в парах, группе - музыка, в которой есть исполнитель - опера. Песня - о добре | -уметь делать выводы, обобщать и вступать в диалог с учителем | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка. - Ребята, я вижу, что вы устали, давайте разомнёмся и проведем физкультминутку. Повторяйте за персонажами на видео (колёсики-колёсики)
- Давайте мы с вами перед разучиванием новой песни немного распоёмся. Все примите правильную певческую посадку: спину надо выпрямить, голову приподнять, плечи распрямить, руки на колени. Вот теперь все готовы распеться. У нас с вами распевание называется «Cовушка» (по видео). - Проведем дыхательную гимнастику. Упражнение НАСОСИК. Встаньте, пожалуйста, ставим руки на пояс, когда слегка приседаем делаем вдох, выпрямляемся – выдох. Повтор 3 – 4р. Садимся. - Не забываем про правильное дыхание во время пения: дышим животом, вдох выполняем через нос, выдох – через рот.
1. Беседа к песне - Ребята, скажите, пожалуйста, какой праздник приближается? - Что мы делаем в этот день? Как мы их поздравляем? - А мы должны им уделять время только в этот день? - Верно, ребята, мы всегда должны помогать нашим мамам, делать им приятно, стараться не разочаровывать, потому что они отдают нам всё, что у них есть. - В честь этого дня на прошлом уроке вы начали разучивать песню - Как она называется? - «Цветы для мамы» Слова, музыка и аранжировка: Обухова Елена. - Молодцы, сегодня мы с вами продолжим ее разучивать. 2) Показ песни - Давайте сначала послушаем её. Слушайте внимательно, ведь потом я задам вопросы. Во время прослушивания постарайтесь ответить на следующие вопросы: о чём же говорится в произведении? В каком характере она прозвучала? Какие чувства вызвала у вас эта песня? 3) Анализ песни - О чём же говорится в произведении, ребята? В каком характере она прозвучала? Какие чувства вызвала у вас эта песня? 4) разучивание песни - Сейчас я предлагаю нам прочитать текст песни полностью. - Теперь споем песню полностью под плюсовку. - Теперь попробуем спеть под минус 1 куплет и припев. - Теперь попробуем спеть всю песню. Текст песни: Лапки белые у лесного заиньки. Его маме я скоро подарю. Он игрушечный, вовсе не кусается. Свою маму я больше всех люблю. Припев: Мама родная, славная такая. Каждый час солнышко светит для тебя. Все свои песни, сказки и улыбки Даришь ты каждый день только для меня. 2 Мама, мамочка - сказочная фея, Словно золушка варишь у плиты. Я люблю тебя и всегда жалею. Подарю тебе яркие цветы. Припев. - Молодцы, ребята, вы все очень красиво поёте. Не забудьте поздравить ваших любимых мам с праздником! | Выполняют движения в соответствии с характером, темпом и ритмом музыкального произведения. Формируют вокально-хоровые навыки, исполняют выразительно и интонационно-осмысленно распевание, а также песни разных жанров и стилей. - День матери - Поздравляем мам - о маме - веселом, мотивирующем - тепло | - уметь выражать своё эмоциональное отношение к музыкальным образам в пении; -участие в коллективном пении. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке. 10, 11, 12 слайды | Соотнесение результатов урока с поставленной целью. - Итак, ребята, давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили? Какую цель мы поставили перед собой в начале урока? Смогли ли мы с вами достичь её? Мы выполнили все пункты плана? Хорошо, молодцы. А благодаря знаниям мы собрали по капелькам реку? Молодцы | Отвечают на итоговые вопросы | - уметь анализировать и оценивать свою деятельность | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Самооценка учениками собственной учебной деятельности (что я делал, как я это делал, в какой последовательности, что получилось, не получилось, что было сложно, интересно, что из этого я уже умел, что было нового и т.п.). - На экране вы видите высказывания. Выберите любое высказывание и продолжите его. - Ребята, поднимите одну руку вверх, если вам все было понятно и интересно, раскройте ладонь, а если вам не все было понятно, сожмите руку в кулак. Вижу, что многим было интересно. | Оценивают свои достижения на уроке, осуществляют рефлексию учебной деятельности | ЛУУД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выставление отметок. - Ребята, на сегодняшнем уроке вы все плодотворно поработали. Особенно я хочу выделить......... | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Домашнее задание | Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении - Ребята, мне понравилось с вами работать. Спасибо за активную работу. До свидания! | Фиксируют домашнее задание | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока музыки по ФГОС во 2 классе; тема урока: «Три кита в музыке. Песня, танец, марш».
Предлагается технологическая карта урока музыки во 2 классе по теме: "Три кита в музыке. Песня, танец, марш"....

Технологическая карта урока "Патриотическая тема в музыке С.С.Прокофьева и М.И.Глинки" 4 класс, программа " Музыка" Г.П.Сергеева,Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина, автор НаташенковаС.Ю., учитель музыки
Технологическая карта урока "На великий праздник собралася Русь! Патриотическая тема в музыке С.С.Прокофьева и М.И Глинки" по программе "Музыка " Г.П.Сергеева, е.Д. Критская, Т.С..Шмагина4...
Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)
Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...

Технологическая карта урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)
Технологическая карта включает в себя:цель и задачи данного урока как для педагога, так и для учащихся, предполагаемые результаты (личностные, метапредметные и предметные),образовательные т...

Технологическая карта урока по Музыке. Тема урока: Здравствуйте, гостья-зима. "Зимушка-зима", стихи М.Пляцковского, музыка Е.Ботярова.
Урок получения новых знаний...

сценарный план урока и технологическая карта урока ритмики на тему: «Характер музыки и характер движения» (открытый урок проходил в рамках конкурса "Учитель года 2020")
Учебный предмет: ритмика Учитель: Очеретова О.А. Класс: 3- «В» Тема: «Характер музыки и характер движения». Цель: Учить...

Технологическая карта урока В 3 классе по музыке "Музыкальная речь. Темп"
УМК: «Школа России»3 классТема урока: Музыкальная речь. Темп.Тип урока: ОНЗПрограмма: традиционнаяЦель урока: познакомить детей с понятием «музыкальная речь». Осознание и поним...