Технологическая карта урока музыки по теме: "Вокальная музыка"
план-конспект урока по музыке (2, 3 класс)

Технологическая карта урока музыки по теме: "Вокальная музыка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka.docx39.38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по музыке

Тема: «Вокальная музыка»

Тип: урок открытия нового знания

Цель урока: организация деятельности учащихся по ознакомлению с вокальной музыкой.

Задачи:

- Дидактические: создать условия для ознакомления с понятием «вокальная музыка»; содействовать ознакомлению с вокальными музыкальными произведениями;  способствовать формированию умения разучивать песни.

- Развивающие: развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы; способствовать развитию образного мышления, слуховой памяти учащихся; развивать коммуникативные навыки: умение слышать и слушать других;

- Воспитательные: создать условия для воспитания уважительного отношения к произведениям музыки; содействовать воспитанию интереса к предмету; воспитывать потребность к объективному самооцениванию.

Планируемые результаты:

Предметные:

знают, что такое вокальная музыка; знают вокальные  музыкальные произведения; умеют разучивать песни.

Метапредметные:

- регулятивные: показывают развитость образного мышления и слуховой памяти;

- познавательные: осознают познавательную задачу;

- коммуникативные: вступают в беседу с учителем на уроке, слушают и понимают речь других;

Личностные:

проявляют уважительное отношение к произведениям музыки; проявляют интерес к предмету; объективно оценивают собственные достижения на уроке;

Ресурсы урока: дидактические материалы, наглядности, технические средства обучения.

Ход урока

Этапы

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

УУД

I.Организационный этап

1 слайд

2 слайд

- приветствие, знакомство;

- Здравствуйте, ребята!

Приветствуют учителя

- Здравствуйте

ЛУУД

реализация творческого потенциала через коллективное интонирование.

- эмоциональный настрой к уроку;

- Давайте настроимся на урок. Сейчас я включу видео. Учитель будет здороваться с разными животными. Ваша задача пропеть звуки этих животных. Например, учитель говорит: «Здравствуйте, телята». Какие звуки издают телята? Верно, эти звуки вам нужно пропеть.

- А какие звуки издают козлята? Верно, значит, когда учитель будет говорить: «Здравствуйте, козлята». Что мы будем петь? Верно, ме-ме-ме

- Какие звуки издают ягнята? Значит, что мы будем петь?

- Какие звуки издают цыплята? Молодцы, значит мы будем петь пи-пи-пи.

- А когда учитель будет здороваться с ребятами, мы с вами тоже поздороваемся и пропоем «здравствуйте».

- Давайте для начала просто посмотрим видео. Затем будем петь.

- Итак, начнем.

- Молодцы, ребята.

Настраиваются к уроку

- Му

- Ме

- Бе

- Пи

- проверка готовности к уроку.

- Для того чтобы начать наш урок, подготовьте, пожалуйста, рабочие места. Оставьте на столах всё самое необходимое. Нам понадобятся пеналы, обычный лист и конверты, которые я оставила у вас на столах. Я попрошу вас их не трогать до того момента, пока я не скажу, что они нам понадобятся. Все подготовили рабочие места? Молодцы, а теперь красиво сядьте. Спина у всех ровная, руки на парте, ноги вместе на полу.

- На экране вы видите высказывание, кто хочет его прочитать? (Знания собираются по капле) Как вы его понимаете? Верно, ребята, если мы по капелькам будем собирать знания, то в конце у нас образуется река из знаний. Этим высказыванием мы будем руководствоваться на сегодняшнем уроке.

Организуют рабочее место

- мы по чуть-чуть собираем знания

II. Проверка усвоения материала прошлого урока

III. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности.

3 слайд

 

4 слайд

5, 6, 7, 8 слайды

Карточки №1

1.        Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии (т.е. создание проблемной ситуации)

- Для того чтобы узнать, о чём мы сегодня будем говорить, послушайте, пожалуйста, отрывок песни, которая называется «Дорогою добра». Композитор Марк Минков, автор слов Юрий Энтин. Во время прослушивания постарайтесь ответить на следующие вопросы:

1) О чем данное музыкальное произведение?

2) Есть ли исполнитель в этой песне, то есть тот, кто исполняет песню?

- Итак, ребята, о чем данная песня? Мы с вами должны совершать добрые поступки? Конечно, ведь добрые поступки возвращаются к нам вдвойне. Есть ли исполнитель в данной песне? А слова?

- Как называется музыка, в которой есть исполнитель песни и слова?

- Для того чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить, посмотрите на экран. Вы видите цифры и буквы под ними. Ваша задача поставить цифры в правильном порядке, чтобы получились слова.

5

1

6

2

7

3

8

4

9

л

в

ь

о

н

к

а

а

я

4

1

5

2

6

3

ы

м

к

у

а

з

Проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами

- о добре

- есть

- да

ЛУУД

совершенствование действий самоконтроля

2.        Целеполагание (т.е. формулировка цели и темы урока совместно с учащимися).

- Как звучит тема сегодняшнего урока?

- Какую цель поставим?

- Цель урока: познакомиться с вокальной музыкой.

- Цель мы с вами поставили, а для того чтобы достичь ее, нам нужно составить последовательность действий.

- Как вы думаете, что мы узнаем? С чем мы познакомимся? Что мы разучим? У нас получилась вот такая последовательность действий. Кто хочет ее прочитать?

1) Узнаем, что такое вокальная музыка;

2) Послушаем и проанализируем песни;

3) Разучим новую песню.        

- Молодцы, ребята, мы с вами определили последовательность действий и теперь можем приступать к работе. Возьмите из конвертов листочки под номером 1. Это будут наши листы самооценивания. Во время урока мы будем к ним возвращаться и оценивать свою деятельность. Пока уберите их на край парты, они нам пока не понадобятся.

Формулируют тему и цель  урока, составляют план решения проблемной ситуации, планируют с учителем необходимые действия

- Вокальная музыка

- Узнать, что такое вокальная музыка

РУУД

овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

IV. Реализация музыкально-исполнительской деятельности. Восприятие музыки

Карточки № 2

Слайд 9

Карточки №1

Карточки №3

Карточка №1

Музыкально-ритмические движения

Вокально-хоровая работа

  1. Объяснение темы урока

А) Знакомство с понятием «вокальная музыка». Слушание отрывка из оперы-сказки «Маленький принц».

- Ребята, как звучит первый пункт плана? Для того чтобы узнать, что такое вокальная музыка, мы с вами выполним следующую работу. Я буду рассказывать вам о том, что такое вокальная музыка, ваша задача в это же время, выполнять тест на листочках. Всем понятно? Работать будем в парах. Возьмите листочки под номером 2. Прочитаем вопросы и варианты ответов теста.

Кто хочет прочитать первый вопрос?

Мой текст:

Вокальная музыка - музыка, предназначенная для пения. К вокальной музыке относятся как произведения для одного или нескольких голосов без сопровождения инструментов(сольные песни, ансамбли, хоры), так и любые музыкальные сочинения для пения с инструментальным сопровождением - различные жанры вокальной музыки (романс, песня, вокальные ансамбли с сопровождением фортепиано), а также хоры с инструментальным сопровождением (фортепиано, орган, оркестр и др.) и, наконец, опера.

Во всех произведениях вокальной музыки голосу принадлежит главная  роль.  Это самый древний вид искусства. Жанров вокальной музыки много, но сегодня мы рассмотрим 2: 

ü  Песня. Песня в музыке – это простая и распространенная форма вокальной музыки, в которой поэтический текст объединен с музыкой.

ü  Опера. Опера – это музыкально-театральное произведение, действующие лица которого выражают свои мысли и чувства пением. То есть не говорят, а поют в сопровождении оркестра.

Тест для детей:

1. Вокальная музыка – это …

А) музыка, предназначенная для пения

Б) музыка, предназначенная для танцев

В) песня без слов

2. Могут ли в вокальной музыке использоваться музыкальные инструменты?

А) не могут

Б) могут

3. Чему принадлежит главная роль в вокальной музыке?

А) голосу

Б) мелодии

В) инструменту

4. Вокальная музыка - …

А) самый молодой вид искусства

Б) самый музыкальный вид искусства

В) самый древний вид искусства

- Итак, кто не успел, завершайте работу. Нужно прочитать еще раз? Итак, ребята, сверьте свои ответы с эталоном на экране. У кого всё верно, ставим 5. У кого есть ошибки, ставим 4.  У кого всё верно? У  кого есть ошибки? Молодцы, ребята, вы хорошо справились с этим заданием.

- Возьмите листочки номер 1. Как звучит первый пункт плана? Кто всё понял, ставит +, у кого остались вопросы, знак вопроса. Продолжаем работу. Сейчас мы с вами познакомимся с вокальной музыкой.

- Ребята, а что такое опера?

- Опера – это музыкально-театральное произведение, действующие лица которого выражают свои мысли и чувства пением. То есть не говорят, а поют в сопровождении оркестра.

- Ребята, напомните мне, пожалуйста, относится ли опера к вокальной музыке? Всё верно, относится, поэтому мы сейчас с вами будем слушать песню Змеи и из оперы-сказки «Маленький принц». Музыка Владимира Сидорова, слова Антуана де Сент-Экзюпери. Ваша задача внимательно слушать произведение и одновременно рисовать то, что вы представляете во время слушания данного произведения. Всем понятно, чем мы будем заниматься? Также постарайтесь ответить на следующие вопросы:  о чем данное музыкальное произведение? Какого оно характера?

Начинаем работу. Приготовьте цветные карандаши и возьмите из конвертов листочки под номером 3.

- Сначала просто послушаем, никто не рисует.

- Теперь я включу ее еще раз, можете начинать рисовать.

- Итак, завершаем работу. Давайте сначала ответим на вопросы, которые я задала перед прослушиванием данного произведения. О чем данное произведение? Какого оно характера?

- Спасибо за ваши ответы, верно это песня о помощи змеи Маленькому Принцу. Добрая, веселая. Мы с вами должны помогать друг другу? Верно, потому что нам самим иногда нужна помощь.

- А теперь давайте посмотрим, что вы рисовали, когда слушали данное произведение. Кто хочет начать? Молодцы, ребята, у вас получились очень красивые рисунки.

- Б) Слушание песни «О доброте». Сл. и музыка Татьяны Мухаметшиной.

Теперь мы с вами прослушаем еще одно музыкальной произведение. А может ли исполнять хор вокальную музыку? Верно, может, поэтому сейчас мы с вами прослушаем песню, которая называется «О доброте». Автором музыки и слов является Татьяна Мухаметшина. Во время слушания постарайтесь ответить на следующие вопросы: о чем данная песня? Какого она характера? Что автор хочет сказать этой песней?

- Ребята, послушав музыкальные произведения можно сделать вывод, что вокальную музыку можно исполнять по-разному. Может исполнять 1 вокалист, 2 вокалиста, ансамбль, хор. Также вокальная музыка может сопровождаться музыкальными инструментами, но это необязательно.

- Молодцы, ребята, возьмите из конвертов карточки №1. Прочитайте второй пункт. Ставим + или ?

Извлекают нужную информацию, дают определения новым понятиям, самостоятельно находят информацию в учебнике и рабочей тетради, работают в парах, группе

-уметь выявлять выразительные возможности музыки, обнаруживать общность музыки и изобразительного искусства;

-уметь строить речевые высказывания о музыке;

  1. Первичное закрепление.

 - Что такое вокальная музыка?

- Какие жанры вокальной музыки вы запомнили?

- Какая музыка из прослушанной сегодня, вам большего всего понравилась?

- Какие песни мы слушали? Авторы?

Задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, работают в парах,  группе

- музыка, в которой есть исполнитель

- опера. Песня

- о добре

-уметь делать выводы, обобщать и вступать в диалог с учителем

 Физкультминутка.

- Ребята, я вижу, что вы устали, давайте разомнёмся и проведем физкультминутку. Повторяйте за персонажами на видео (колёсики-колёсики)

  1. Распевание.

- Давайте мы с вами перед разучиванием новой песни немного распоёмся. Все примите правильную певческую посадку: спину надо выпрямить, голову приподнять, плечи распрямить, руки на колени. Вот теперь все готовы распеться. У нас с вами распевание называется «Cовушка» (по видео).

- Проведем дыхательную гимнастику. Упражнение НАСОСИК.

Встаньте, пожалуйста, ставим руки на пояс, когда слегка приседаем делаем вдох, выпрямляемся – выдох.

Повтор 3 – 4р. Садимся.

- Не забываем про правильное дыхание во время пения: дышим животом, вдох выполняем через нос, выдох – через рот.

  1. Разучивание песни «Цветы для мамы».  Слова, музыка и аранжировка: Обухова Елена.

1. Беседа к песне

- Ребята, скажите, пожалуйста, какой праздник приближается?

- Что мы делаем в этот день? Как мы их поздравляем?

- А мы должны им уделять время только в этот день?

- Верно, ребята, мы всегда должны помогать нашим мамам, делать им приятно, стараться не разочаровывать, потому что они отдают нам всё, что у них есть.

- В честь этого дня на прошлом уроке вы начали разучивать песню

- Как она называется?

- «Цветы для мамы»  Слова, музыка и аранжировка: Обухова Елена.

- Молодцы, сегодня мы с вами продолжим ее разучивать.

2) Показ песни

- Давайте сначала послушаем её. Слушайте внимательно, ведь потом я задам вопросы. Во время прослушивания постарайтесь ответить на следующие вопросы:   о чём же говорится в произведении? В каком характере она прозвучала? Какие чувства вызвала у вас эта песня?

3) Анализ песни

- О чём же говорится в произведении, ребята? В каком характере она прозвучала? Какие чувства вызвала у вас эта песня?

4) разучивание песни

- Сейчас я предлагаю нам прочитать текст песни полностью.

- Теперь споем песню полностью под плюсовку.

- Теперь попробуем спеть под минус 1 куплет и припев.

- Теперь попробуем спеть всю песню.

Текст песни:

Лапки белые у лесного заиньки.

Его маме я скоро подарю.

Он игрушечный, вовсе не кусается.

Свою маму я больше всех люблю.

Припев:

Мама родная, славная такая.

Каждый час солнышко светит для тебя.

Все свои песни, сказки и улыбки

Даришь ты каждый день только для меня.

2

Мама, мамочка - сказочная фея,

Словно золушка варишь у плиты.

Я люблю тебя и всегда жалею.

Подарю тебе яркие цветы.

Припев.

- Молодцы, ребята, вы все очень красиво поёте. Не забудьте поздравить ваших любимых мам с праздником!

Выполняют движения в соответствии с характером, темпом и ритмом музыкального произведения.

Формируют вокально-хоровые навыки, исполняют выразительно и интонационно-осмысленно распевание, а также песни разных жанров  и стилей.

- День матери

- Поздравляем мам

- о маме

- веселом, мотивирующем

- тепло

- уметь выражать своё эмоциональное отношение к музыкальным образам в пении;

-участие в коллективном пении.

V. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

10, 11, 12 слайды

Соотнесение результатов урока с поставленной целью.

- Итак, ребята, давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили? Какую цель мы поставили перед собой в начале урока? Смогли ли мы с вами достичь её? Мы выполнили все пункты плана? Хорошо, молодцы. А благодаря знаниям мы собрали по капелькам реку? Молодцы

Отвечают на итоговые вопросы

- уметь анализировать и оценивать свою деятельность

Самооценка учениками собственной учебной деятельности (что я делал, как я это делал, в какой последовательности, что получилось, не получилось, что было сложно, интересно, что из этого я уже умел, что было нового и т.п.).

- На экране вы видите высказывания. Выберите любое высказывание и продолжите его.

-  Ребята, поднимите одну руку вверх, если вам все было понятно и интересно, раскройте ладонь, а если вам не все было понятно, сожмите руку в кулак. Вижу, что многим было интересно.

Оценивают свои достижения на уроке, осуществляют рефлексию учебной деятельности

ЛУУД

Выставление отметок.

- Ребята, на сегодняшнем уроке вы все плодотворно поработали. Особенно я хочу выделить.........

VI. Домашнее задание

Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

- Ребята, мне понравилось с вами работать. Спасибо за активную работу. До свидания!

Фиксируют домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока музыки по ФГОС во 2 классе; тема урока: «Три кита в музыке. Песня, танец, марш».

Предлагается технологическая карта урока музыки во 2 классе по теме: "Три кита в музыке. Песня, танец, марш"....

Технологическая карта урока "Патриотическая тема в музыке С.С.Прокофьева и М.И.Глинки" 4 класс, программа " Музыка" Г.П.Сергеева,Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина, автор НаташенковаС.Ю., учитель музыки

Технологическая карта урока  "На великий праздник собралася Русь! Патриотическая тема в музыке С.С.Прокофьева и  М.И Глинки" по программе "Музыка " Г.П.Сергеева, е.Д. Критская, Т.С..Шмагина4...

Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)

Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...

Технологическая карта урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)

Технологическая карта  включает в себя:цель и задачи данного урока как для педагога, так и для учащихся, предполагаемые результаты (личностные, метапредметные и предметные),образовательные т...

сценарный план урока и технологическая карта урока ритмики на тему: «Характер музыки и характер движения» (открытый урок проходил в рамках конкурса "Учитель года 2020")

Учебный предмет: ритмика Учитель: Очеретова О.А. Класс: 3- «В» Тема: «Характер музыки и характер движения».        Цель: Учить...

Технологическая карта урока В 3 классе по музыке "Музыкальная речь. Темп"

УМК: «Школа России»3 классТема урока: Музыкальная речь. Темп.Тип урока: ОНЗПрограмма: традиционнаяЦель урока: познакомить детей с понятием «музыкальная речь». Осознание и поним...