Проектная деятельность. Выступление
статья по теме

Елена Васильевна Васильева.

 

 

          Предлагаю Вашему вниманию материалы по проектной деятельности в школе 1 ступени. Проектирование в школе находится на сегодняшний момент на начальной стадии, материалов как теоретического характера, так и практического недостаточно.Данное выступление можно использовать не только для самообразования, но и в работе МО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Proektnaya_deyatelnost.docx36.74 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная  деятельность в школе 1 ступени.

                                       Васильева Елена Васильевна,

                                                          учитель начальных классов

                                                          МОУ  СОШ №1                

                                                          г. Лермонтова    

                                                         Ставропольского края

          Предлагаю Вашему вниманию материалы по проектной деятельности в школе 1 ступени. Проектирование в школе находится на сегодняшний момент на начальной стадии, материалов как теоретического характера, так и практического недостаточно.

         В рамках города обобщён мой опыт по теме: «Проектная деятельность в учебно-воспитательном процессе школы 1 ступени», эти материалы включены в сборник «Методика проектной деятельности»,подготовленный ИМЦ Отдела образования г.Лермонтова.

          Являюсь членом Городской Экспериментальной площадки, которая работает по теме: «Развитие креативных способностей как условие повышения качества знаний».

           С 1998г. принимаю активное участие в конкурсах « Школа года России». Проводила семинар для руководителей школ города по теме «Одарённые дети», участвовала в городских семинарах  «Профильное обучение», «Проектная деятельность как условие саморазвития учащихся». Надеюсь, данная работа поможет моим коллегам, интересующимся и внедряющим проектирование в свою педагогическую деятельность.

         

                                                         

                                                         

        Образование сегодня оказалось в своеобразной ловушке реального жизненного противоречия: с одной стороны – свобода изобретательства и всяческих реформ, с другой стороны – их варварское, разрушительное действие, по сути, в любой сфере: в экономике, строительстве, образовании и т.д.

           Развитой культурной формой инновационной деятельности в образовании , по моему мнению, является проектирование.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.

Содержание проектной деятельности младших школьников формируется путем отбора доступного материала, вводящего учащихся в мир знаний. Поэтому этот первоначальный этап проектного образования учащихся 1 ступени назван нами «Введение в проектную деятельность».

Основными задачами проектного образования младших школьников являются:

  • По содержанию: формирование наглядно – образного представления об окружающем мире.
  • По влиянию на формирование личности: развитие рефлексии, внутреннего плана действий, произвольности, коммуникативных навыков, обобщенных способов учебной деятельности.

       Метод проектов, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром.

Метод проектов является педагогической технологией, актуализирующей субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе, является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующим детскую самодеятельность.

Метод проектов – один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен школы в окружающий мир. Данный метод способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим. Реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе. Является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста - от проекта к проекту.

 В МОУ СОШ№ 1г. Лермонтова метод проектов активно используется с 2001-2002 учебного года. Для освоения проектного метода в коллективе учителей 1 ступени  была создана проблемная группа. Подготовку к работе по данной методике учителя проходили ступенчато. Первоначально осваивали данную технологию применительно к внеклассной работе. Так появились проекты: «Моя родословная», «Витамины» и др. Данной методикой овладели все учителя начальных классов нашей школы. Все проекты представлены на школьной научно- практической конференции.

  На следующем этапе освоение проектной технологии было перенесено на урок. В методической копилке  учителями начальных классов нашей школы на основе проектного метода представлены уроки по литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, математике, трудовому обучению. Созданы проекты: «Создание школьных словарей», «Мои любимые сказки», «Мой город» и др.

  В 2004/5 учебном году по договору с СКИПКРО г.Ставрополя на базе школы создана городская экспериментальная площадка, которая работает по теме: «Развитие креативных способностей младших школьников как условие повышения качества знаний». Руководитель экспериментальной работы – Хижнякова О.Н., зав. кафедрой начального образования, кандидат педагогических наук.

             Именно проектная методика помогает сделать мои уроки в начальной школе яркими, запоминающимися, ведь у детей 1 – 4 классов больше всего развито наглядно – образное мышление.  Работая по проектной методике, я поняла, что она дает огромные возможности для развития каждого ребенка. Наблюдая за деятельностью своих детей, я заметила, что они уже более продуктивно работают в группах, учатся очень важному: видеть в обычном - необычное, задавать вопросы, менять свое отношение к процессу познания мира. А это и есть результат воплощения в жизнь проектной методики – методики настоящего и будущего школ России.  

  Для реализации поставленных задач в моей педагогической практике сложились две системы организации проектной деятельности учащихся  школы 1 ступени:

1. Индивидуальная и индивидуально-групповая, предполагающая организацию внеурочной проектно-исследовательской деятельности младших школьников в системе работы «Проектирование», направленной на исследование процессов окружающего мира и осмысленно-преобразовательную деятельность ребенка в нем. Тема исследовательской деятельности носит модульный характер и философию самоопределения ребенка в Поле знаний, описание конкретных явлений и процессов различными средствами. Этапы осуществления проектов:

  • Организационный. Включает представление и поиск партнеров. Самоопределение, выбор темы, главной идеи и способа ее реализации.
  • Сбор, обработка информации.
  • Обсуждение методических аспектов, обучение и организация работы на уроке и внеурочной деятельности через внеклассную работу.
  • Работа научного руководителя с каждым учеником.
  • Структурирование проекта с выделением подзадач для каждой группы учащихся.
  • Интенсивный обмен информацией.
  • Обобщение работы, оформление ее в виде книги, видеожурнала, презентации,  других продуктов своего творчества.
  • Выступление и защита проекта в классе, на школьных конференциях, участие в конкурсах.
  • Публикация работ, в том числе на школьном Интернет-сайте.

            Наиболее сложным остается вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать учитель, какие – сами учащиеся, а какие разрешимы в их сотрудничестве?    Готового ответа на эти вопросы нет,  и никогда не будет. Очевидно, что степень самостоятельности учащихся  зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе и др.

2. Командно-групповая, направленная на синтез урока и внеурочной деятельности, являющаяся методом систематизации и углубления знаний по конкретному программному теоретическому блоку базисного образовательного плана, вовлекающая в проектно-исследовательскую деятельность весь класс. Этапы осуществления проектов:

  • Коллективное разделение проекта на составляющие.Класс делится на несколько команд. Каждая команда выбирает себе одну из составляющих темы.
  • Самоопределение в теме с активизацией внимания на актуальности данной проблемы, значимости для конкретного ребенка и способах применения полученных знаний, умений, навыков и мультимедийного продукта в жизни.
  • Самоопределение в команде, уточнение плана, содержания и распределение обязанностей.
  • Самостоятельная работа над проектом. Сбор, обработка информации. Налаживание коммуникаций.
  • Оформление в печатном или электронном вариантах.
  • Внутренняя экспертиза (вместе с руководителем) проекта.
  • Внешняя экспертиза проекта в классе.
  • Выступление и защита проекта перед другими классами, на школьных конференциях, участие в конкурсах.

   В первом классе провожу подготовку к осуществлению введения в проектную деятельность. Учащиеся овладевают элементарными знаниями и выполняют разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем. Предметом наблюдений за деятельностью учащихся являются:

  • собственное его «самочувствие» на уроке;
  • соблюдение договоренности о «правилах игры» во время урока: один отвечает – остальные слушают, оценка ответа товарища после его полного ответа; правила работы в группе, паре;
  • действия учащихся на основе заданного эталона.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

          В проектной деятельности младших школьников выделяют следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

- мотивационный (учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают собственные идеи); На этом этапе осуществляется поиск проблемной области. Я ставлю перед учащимися проблемы, предлагаю банк проектов, раскрываю требования к проектам, технологию их выполнения и оценивания. Кроме вербальных методов (рассказа, объяснения) на этом этапе использую метод демонстрации образцов ранее выполненных проектов, метод информационной поддержки (ознакомление учащихся с автоматизированным банком проектов).

Целесообразно использовать метод мозговой атаки с целью коллективного поиска проблем. Для этого создаю группу «генераторов идей». Группа «генераторов» предлагает проблемы, которые можно решить путем выполнения соответствующих проектов. «Эксперты» проводят экспертизу идей и выбирают наиболее актуальные и интересные из них. Таким образом, создается банк (список) творческих проектов. Например, сказки, загадки, ребусы и т.д.

- планирующий - подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности) ;  

-информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником); На этом этапе учащиеся осуществляют мини-маркетинговые исследования, выявляют потребности в определенных продуктах или услугах, интеллектуальные возможности себя.

Используя метод информационной поддержки, предоставляю детям книги, журналы, газеты, телерадиоинформацию, рекламные буклеты. Справочники, компьютерные продукты, Интернет и другие источники.

Опираясь на собственные знания и анализ этих источников, каждый школьник формирует для себя конкретную задачу и выбирает тему проекта, или все это делаем коллективно. Затем осуществляем анализ предстоящей деятельности и разрабатываем «Модель обдумывания» – схематичное изображение составляющих творческого проекта. С помощью детей разрабатываем алгоритм выполнения творческого задания, включающий основные этапы его реализации.

 http://sputnik.mto.ru/Seans/jornal/vio_35/Vio_35/cd_site/article_img/shvec1.gif

Для определения внешнего вида изделия можно использовать метод морфологического анализа. Я помогаю составить «морфологический ящик».

Признаки

Альтернативные варианты

Конструкция

Загадка, рисунок, ребус

Способы оформления

Презентация

Цветовое решение

Разные цвета

С целью анализа объекта проектирования использую метод фокальных объектов, где составляется таблица признаков.

Объекты

Признаки

Персональный компьютер

Самый лучший исполнитель

Школьники мысленно переносят признаки различных объектов на проектируемые ими объекты.

На основе ассоциативного мышления получают необычное сочетание признаков, позволяющее найти оригинальное решение творческого проекта. Активизации мышления можно добиться также с помощью использования алгоритмического метода исследования проектируемого объекта.

Признаки

Идеальный объект

Реальный объект

Действия по устранению противоречий

 

 

 

 

        В результате таких упражнений у школьников формируется алгоритм творческой проектной деятельности.

       На основе проведенного анализа разрабатываем рабочий эскиз модели с описанием. Затем определяем перечень необходимого оборудования, приспособлений. Я уточняю, дополняю этот список, объясняю правила пользования, раскрываю правила техники безопасности при работе с персональным компьютером и санитарно – гигиенические условия организации рабочего места.

Исследовательский (подготовительный) этап проектной деятельности заканчивается разработкой порядка изготовления спроектированного продукта. В младшей школе – это простое последовательное перечисление выполняемых действий. Я также уточняю критерии проверки и оценки качества творческого продукта.

 Технологический этап. На этом этапе происходит непосредственное выполнение работы. Основным методом обучения проектной деятельности выступает метод упражнений, с помощью которого отрабатываются действия и приемы выполнения отдельных операций, исправление допущенных ошибок.

 - рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выс На основе этой работы учащиеся выбирают из многих вариантов выполнения проекта наиболее подходящий и составляют опорную схему размышлений. На данном этапе использую метод дизайна – анализа, который помогает учащимся выявить форму, размеры, стиль, цветовое решение продукта.

 На этом этапе осуществляем корректировку деятельности, контроль, защиту проекта.

Корректировка помогает обнаружить на основе метода сравнения и метода мини – маркетингового исследования, несоответствия с задуманным. Метод мини – маркетингового сравнения можно организовать с помощью следующего алгоритма:

 

http://sputnik.mto.ru/Seans/jornal/vio_35/Vio_35/cd_site/article_img/shvec2.gif 

Когда проекты готовы, они допускаются к защите. В ходе защиты учащиеся представляют краткие выступления, отвечают на вопросы жюри и товарищей, делают самооценку проектов.

  Чтобы объективно и всесторонне оценить творческую проектную деятельность школьников, целесообразно заполнять оценочные листы проектов по следующей форме:

Оценочный лист проекта

Группа №__

Тема проекта :

Этапы выполнения проекта

Оценки

Исследовательский (Сбор информации)

 

2. Работа в группе

 

3. Защита проекта

 

Общая оценка

 

С третьего по четвертый класс умения проектной деятельности формируются аналогично, но проекты предлагаются более высокого уровня

Активизации мышления можно добиться также с помощью использования алгоритмического метода исследования проектируемого объекта.

Признаки

Идеальный объект

Реальный объект

Действия по устранению противоречий

 

 

 

 

В результате таких упражнений у школьников формируется алгоритм творческой проектной деятельности.

     Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

     Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.

     Сегодняшний выбор стратегии развития образования в России основан на концепциях Всеобщего управления качеством и Международных стандартах качества.

     Качество образования, на мой взгляд,- это не только качество результата, но и качество самого процесса. Ведь результаты в образовании бывают разные: не только те, которые измеряются количественно в ходе текущего или итогового контроля, но и иные, связанные, в первую очередь, с воспитывающей и развивающей функциями обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).

В работе описан опыт по организации проектно – исследовательской работы в начальных классах. Представлены примеры выполненных работ, а также методы и приёмы, помогающие детям определиться с темой прое...

Презентация к выступлению "Мои педагогические находки. Проектная деятельность в начальной школе"

Презентация победителя ПНП "Образование - 2011" к выступлению на предметной секции учителей начальных классов " Стандарты второго поколения замысел, исполнение, трудности, риск, внедрение: М...

Выступление на педагогическом совете "Проектная деятельность"

Ведущим методом обучения младших школьников является метод творческих проектов. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную...

Выступление на ШМО: "Проектная деятельность как средство формирования УУД"

Выступление на ШМО учителей школы. Теоретическая часть....

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе. Выступление на ШМО

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необход...

Выступление на Республиканской научно – практической конференции «Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения» «Проектная деятельность - как способ организации продуктивной деятельности в начальной школе

Выступление на Республиканской научно – практической конференции«Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения»на тему: «Про...

Выступление на ГМО по теме: "О проектной деятельности учащихся в рамках проектной деятельности по предмету Окружающий мир"

Цель проектной деятельности может быть достигнута: - через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различн...