Главные вкладки

    Статья по теме:
    Исследовательская деятельность младших школьников

    Статья о работе с Этнокалендарем

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Работа с Этнокалендарём как средство организации исследовательской деятельности младших школьников

    Лисанюк С.В., учитель начальных классов

    ГОУ школы № 325 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

    Дети по природе своей - исследователи. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это - объекты исследования. Исследовательское поведение для младшего школьника - один из источников получения представлений о мире. В первом и втором классе почти все работы носят коллективный характер. Тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу. Это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В третьем и четвертом классе многие ученики могут уже сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь подтолкнуть их к правильному выбору. Исследовательская деятельность приучает детей работать с книгой, газетой, журналом и Интернетом, что в наше время очень важно.

    В организации исследовательской деятельности с первоклассниками очень помогает работа с Этнокалендарем. Вот что сказала одна из авторов данного проекта Л. М. Ванюшкина, д.п.н., доцент, зав. кафедрой культурологического образования   СПбАППО:   «Идея   создания  такого  календаря   принадлежит известному петербургскому ученому Елене Сергеевне Протанской. Что же это такое? Это не просто календарь, где перекидываются листы с датами. Это некий дайджест культурной жизни страны  и  города.  Поэтому и  называется он «Этнокалендарь   Санкт-Петербурга».   Это   проект,   который   направлен   на укрепление    положительных    представлений    о    многонациональности    и многоконфессиональности      Санкт-Петербурга      и      предназначен      для информирования   представлений   о   культуре,   обычаях,   традициях,   языках представителей    различных    национальностей,    проживающих    в    Санкт-Петербурге».

    Поскольку в классе помимо русских учатся дети и других национальностей: азербайджанцы, армяне, таджики, узбеки, - знакомство с культурами разных народов мы начинаем с первого класса.

    Десятого сентября мусульмане отмечают праздник Ураза-Байрам. Традиционно в этот день мусульмане угощают всех соседей блюдами национальной кухни. В моем классе также учатся дети-мусульмане, которые 10 сентября принесли в класс угощения и рассказали ребятам, из чего их готовят и почему сегодня они угощают весь класс.

    Большинству ребят захотелось узнать, а есть ли русские праздники, на которых тоже угощают своих соседей национальными блюдами. Листая Этнокалендарь, ребята увидели, что русские люди отмечают Масленицу. Я дала им задание узнать, чем угощают и что делают на Масленицу. Предварительно рассказала  им   о  Масленичной   неделе.   В   Масленичную   неделю  ребята подготовили сообщения о том, что в старину было принято угощать всех блинами, ходить в гости друг к другу, приглашать к себе домой. А так как второй день Масленицы называется «заигрыши», мы с ребятами строили снежные крепости и брали их штурмом, как и делалось в старину.

    Двадцать первого марта у народов Азербайджана и Дагестана отмечается праздник Навруз - день весеннего равноденствия. В этот день ученик класса принес видеофильм о том, как отмечается этот день в его семье, угощал ребят традиционными азербайджанскими блюдами и даже танцевал. Такие праздники сближают ребят, дают им возможность почувствовать гордость за культуру родной страны.

    Этнокалендарь позволяет заранее подготовить детей к таким районным проектам, как «Геральдика» и «Моя Родина - Россия». На первом этапе подготовки к проекту «Моя Родина - Россия» проводится заочное путешествие по Нижнему Новгороду, а затем ребята стали собирать материал о природе, климате, населении, географическом положении. Второй этап подготовки начался с экскурсии в музей Этнографии, где мы познакомились с культурами различных народов, в том числе, проживающих на территории и Нижнего Новгорода. Ребята увидели, что хоть Нижний Новгород и относится к РФ, там проживают люди многих национальностей. Ребята стали собирать материалы о национальных костюмах, народных песнях, традициях и обычаях. По итогам исследовательской работы была создана коллективная презентация о Нижнем Новгороде. Наш класс получил грамоту за победу в номинации «Исследование» в районном проекте «Моя Родина-Россия».

    Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы "как?" и "почему?" В прошлом году ученикам класса было предложено задание найти как можно больше материала о первых космонавтах. В этом году детям было дано задание узнать, как русские люди готовились к Рождеству. Готовясь ко Дню Героя Отечества, мы с ребятами собирали материал по теме «Улицы Санкт-Петербурга, названные в честь героев Великой Отечественной войны».

    В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин — «исследовательское обучение». Так именуется подход к обучению, построенному на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

    Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение

    имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, который определяется типом

    деятельности, в которой знания приобретались. На протяжении всего младшего

    школьного возраста наряду с игровой деятельностью огромное значение для

    развития личности ребенка имеет исследовательская деятельность.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    « Развитие познавательной и исследовательской деятельности младших школьников в кружковой деятельности. »

    Различные формы организации кружковых занятий способствуют развитию познавательской и исследовательской деятельности учащихся....

    Концепция на тему:"Исследовательская деятельность младших школьников как форма организации познавательной деятельности"

    Интересный материал для учителей начальных классов, которые работают с одарёнными детьми....

    Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

    Одной из приоритетных задач современной школы является создание  необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...

    Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности "Юный эколог"

    Из опыта работы по экологическому образованию учащихся на примере проекта "Цветок"...

    Задания, позволяющие организовать исследовательскую деятельность младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

    Данные задания и упражнения помогут учителям в организации занятий факультативного курса "Я- исследователь" (авт. А.И.Савенков). Так же их можно использовать на уроках в начальной школе для развития и...

    ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

    В статье описан опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности на занятиях в кружках и во внеклассной работе...