Выступление на педагогическом совете.
статья на тему

Котлярова Наталья Юрьевна

 

Тема: «Организация проектной и исследовательской деятельности в начальной школе на примере программы А.И.Савенкова»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете учителя начальных классов Котляровой Натальи Юрьевны

Тема: «Организация проектной и исследовательской деятельности в начальной школе на примере программы А.И.Савенкова»

     (Слайд 2) Главная цель современного образования – сформировать у ребенка способность к самостоятельной творческой деятельности, которая лежит в основе базового навыка человека, умения учиться. Именно это позволяет ему развиваться на протяжении всей его жизни, успешно решать самые разные и неожиданные задачи, которые преподносит жизнь. Исследовательская и проектная деятельность - одни из важнейших составляющих образовательных стандартов второго поколения. Реализуя образовательные стандарты, перед учителями стоят актуальные вопросы: · Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? · Как развить способность искать новое? · Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? · Как правильно излагать и защищать свои идеи?

    (Слайд 3) В Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта начального общего образования отмечается, что сегодня необходимо уделять пристальное внимание формированию у учащихся не только глубоких и прочных знаний, но и общеобразовательных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности и социально-значимых качеств. Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.

     (Слайд 4) Исследовательская деятельность младших школьников - это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, позволяет формировать компетенции предметного и надпредметного характера.

     (Слайд 5) С целью обеспечения целенаправленности и систематичности процесса развития исследовательских умений младших школьников предлагается использовать программу «Я – исследователь».

     Программа построена с учетом методических рекомендаций Александра Ильича Савенкова. Содержание программы тесно связано с предметами, изучаемыми в начальной школе, предоставляет возможность обратиться к краеведческому материалу, поговорить о семье ребенка, исследовать историю своего родного дома, улицы, города. Отсюда следует, что в процессе поисковой и исследовательской деятельности происходит расширение и обогащение чувственного опыта ученика о мире, человеке, самом себе, формирует социально-ответственное поведение.

     Цель программы «Я - исследователь»:

 Формирование первоначальных исследовательских умений и навыков младших школьников.

      Задачи программы:

 Раскрыть интересы и склонности учащихся к занятиям исследовательской деятельностью.

 Формировать исследовательские умения младших школьников (организационные, поисковые, информационные, презентационные, оценочные).

 Расширять познавательную активность, творческое мышление, самостоятельность младших школьников.

 Развивать интерес к изучению культурных традиций, природы родного края, бережного и рационального использования природных ресурсов.

     (Слайд 6) Толкование термина «проектная деятельность» применительно к взрослому и младшему школьнику будет различным. Проектная деятельность – это творчество. Но учащихся младших классов надо учить творить, и при организации обучения творчеству нужно исходить из следующих положений:

     1.Маленький ребёнок не может создать оригинальный конкретный продукт, не имея необходимых для этого знаний и навыков. Следовательно, практические задания в учебном процессе ему надо давать такие, которые опирались бы на уже имеющиеся у него знания, используя их при этом как можно полнее.

     2.Творческую деятельность младшего школьника надо рассматривать в совокупности с самостоятельной и не проводить резкой грани между ними, так как они тесно взаимосвязаны и одно способствует развитию другого.

     3.Самостоятельность ученика проявляется в том, что он сам выбирает вариант задания, сам определяет форму изделия, объём работы. Без такой самостоятельности сколько-нибудь серьёзно о творчестве говорить, пожалуй, нельзя. А творчество в нашей работе, как уже отмечалось, проявляется в том, что при единой для всех теме ученик создаёт свой вариант работы.

     4.Самостоятельные работы учащихся должны строиться по принципу «от простого к сложному». Можно использовать следующие формы: творческая работа (подбор примеров, оформление иллюстраций, написание мини-сочинений и т. д.); сообщение, доклад, исследование.

      5.Работы должны выполняться с соблюдением грамотности. Грамотность – это правило. Знание правил и умение применять их на практике дают мастерство.

     (Слайд 7) Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребёнка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

     (Слайд 8) 1 КЛАСС

     В первом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать.

     Поэтому в первом полугодии проводится подготовительный этап, в который включаются: творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.

     Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.

     Учитывая особенности развития младших школьников,  первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира». Варианты тем:

«Моё имя»

«Моя семья»

     (Слайд 9) 2 КЛАСС

     На втором году обучения дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой, изготавливать некоторые детали проекта самостоятельно, но всё это ещё происходит под руководством учителя. На этом этапе дети могут выбрать тему самостоятельно (по заранее предложенным проблемам), в рисунках передать эскиз модели, макета, сделать выводы о значимости проекта. Эта работа проводится в первой четверти второго класса.

Все проекты, которые выполнялись до этого момента, были краткосрочными.

Начиная со второй четверти второго класса, можно приступить к работе над объёмным долгосрочным проектом. 

     (Слайд 10) 3 КЛАСС

     В третьем классе работа над проектом более расширена и  начинается с первой четверти. Дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники), устную информацию преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации.

     (Слайд 11) 4 КЛАСС

     В четвёртом классе работа над проектами выходит на новый уровень, становится более аналитической. Ребята уже могут сделать анализ, выбрать главное из общего потока информации (в музеях, из средств массовой информации и из других источников) и оформить готовый проект самостоятельно.

     Таким образом, в проектную деятельность необходимо включать школьников постепенно, начиная с первого класса. Вначале – это доступные творческие задания, выполняемые на уроках окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика.

     Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них.

     Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

     Длительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных заданий целесообразно ограничить одним уроком (в 1 классе), одной-двумя неделями (во 2 классе) и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие.

     Формируя навыки научно-исследовательской и проектной деятельности работу следует выстраивать от однопредметных проектов к межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

     К работе над проектами следует привлекать и родителей. Но здесь важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью хорошо проводить специальные собрания-лекции, на которых разъяснять родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказывать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней.

     (Слайд 12) Таким образом, проектная деятельность учащихся начальных классов необходима и возможна. Метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения является основой для организации научно-исследовательской деятельности младших школьников.

     Итак, организуя исследовательскую деятельность младших школьников в ходе индивидуальной работы, групповой работы и в ходе массовых мероприятий, мы воспитываем у детей интерес к познанию мира, углубленному изучению дисциплин, создаем для детей условия, способствующие развитию у младших школьников навыков исследовательской работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)

С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...

Выступление на педагогическом совете "Педагогическая поддержка одаренных детей"

Данная статья раскрывает содержание различных приемов для осуществления поддержки одаренных детей....

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".

Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные  технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...