Главные вкладки

    Статья по теме:
    «Развитие креативного мышления младших школьников».

    Боровик Людмила Александровна

          Главная цель моей работы с детьми научить учащихся мыслить. Дети всегда должны находиться в поиске, каждый раз открывая для себя что-то новое. В творческой обстановке всегда рождаются новые идеи, замыслы, возникает атмосфера сотрудничества, которая в свою очередь рождает вкус к творчеству, делает его привлекательным для всех.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл arhiv_winrar_portfolio.rar29.84 КБ

    Предварительный просмотр:

    ТЕМА по самообразованию: «Развитие креативного мышления    младших школьников».

    1. Использование современных образовательных технологий

                 Технология проекта в воспитательной работе

    Результатом является творческая активность учащихся  инициативность, умение работать в коллективе, группах сменного состава, что оказывает положительное влияние на формирование благоприятного микроклимата класса. Так, участвуя в  самом продолжительном по времени (7 месяцев) проекте «Дубовая роща нашего села», ребята учились непосредственно  друг у друга. В учебном процессе технология проекта используется на уроках изучения окружающего мира, технологии и литературного чтения.

    Год обучения

    Название проекта

    2009

    «Дубовая роща нашего села»

    2009

    «Как оставаться здоровым»    «Мастерская Деда Мороза»

    2010

    «Состояние воздуха на территории нашей школы»

    «Мастерская Деда Мороза»   «Где живет сказка?»

    «История моего села, моей улицы, моего дома»

      Считаю, что современный урок будет более продуктивным, если построен с позиции проблемного обучения. Данная технология способствует формированию исследовательских умений: обозначать проблему и подбирать пути ее решения, работать с информационными источниками (в том числе Интернет), развивать способность задавать вопросы и описывать результаты наблюдений.  Веду исследовательскую работу с учащимися  класса.

    1. Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения предмету. Результатом использования   информационно-коммуникационных  технологий являются:    
    1. Овладение учащимися технологией создания презентаций и буклетов в программах PowerPoint и Office Publisher  
    2. Использование в образовательном процессе электронных пособий.
    1. Математика. Хитрые задачи.: Электронное пособие для предшкольной подготовки и начальной школы. Школа личностных смыслов ребенка. – ООО «Мультимедийные образовательные системы», 2006
    2. Тренировка арифметических способностей: Электронное пособие. – «Новая школа», 2006. – http://www.new-school.ru.    
    3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2001: Электронное пособие. – «Кирилл и Мефодий»,1996
    4. Развиваем воображение и внимание: Электронное пособие. – «Мультимедиа технологии – М», 2003
    1. Создание собственных  мультимедийных методических материалов к урокам.

    Предмет

    Тема презентации

    Русский язык

    Математика

    «Сложные слова», «Состав слова».

    «Виды треугольников», «Сотня» и др.

    Литературное чтение

    «Русский лес»; «С.Есенин. «Поет зима…»; Обобщение «Я и мои друзья»; и др.

    Окружающий мир

    «Древняя Греция», «Птицы» и др.

    Технология

    «Головной убор в разные времена», «Оригами»и др.

    1. Разработка новых цифровых образовательных ресурсов,

    контрольно-измерительных материалов

    1. Интерактивная игра-викторина. Программа PowerPoint
    2. Олимпиады по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру и математике
    3. Тесты по чтению, математике, русскому языку, ОМ. Программа PowerPoint  
    1. Разработка собственной системы работы по развитию креативного мышления учащихся

    Придерживаясь современных подходов к системе образования, целью своей педагогической деятельности определяю формирование  способностей к творческой деятельности у младших школьников.

    Постоянный поиск и отбор необходимой информации, изучение новых технологий, методов, приемов послужило созданию следующей системы работы:

    1. Система игр, развивающих творческие способности учащихся;
    2. Преобладание заданий продуктивного, творческого характера;
    3. Развитие внутренней мотивации учащихся;
    4. Развитие познавательных способностей учащихся;
    5. Формирование коммуникативных компетенций;

    технология проблемного обучения

    метод проекта в учебной деятельности и в воспитательной работе

    РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    1.  Результаты педагогической деятельности  следующие:

    Для учащихся

    :

    1. Овладение приемами творческой деятельности;
    2. Хорошие показатели учебной деятельности;
    3. Устойчивая  мотивация к учению;
    4. Положительная динамика уровня развития творческого мышления  

    1класс

    2 класс

    Очень высокий

    -

    34,7 %

    Высокий

    13,6 %

    34,7 %

    Средний

    50 %

    26 %

    Низкий

    18,2 %

    4 %

    Очень низкий

    18,2 %

    -

    Вывод: Я думаю, к 4 классу увеличится количество детей с высоким и очень высоким уровнем творческого мышления.  

    Для учителя:

    1. Для учителя
    1. Выделение необходимых условий для развития креативного мышления школьников;
    2. Систематизация игр и продуктивных, творческих заданий по предметам.
    3. Овладение методиками изучения креативного мышления школьников. Использование авторских методик Е.Туник.

    Игры для развития творческих способностей

          Главная цель моей работы с детьми научить учащихся мыслить. Дети всегда должны находиться в поиске, каждый раз открывая для себя что-то новое. В творческой обстановке всегда рождаются новые идеи, замыслы, возникает атмосфера сотрудничества, которая в свою очередь рождает вкус к творчеству, делает его привлекательным для всех.

            В I классе дети раскрывают один из секретов волшебницы речи – рифму. Работа по развитию творчества направлена на упражнения по рифмованию.     Загадки на договаривание. Придумай рифму к слову “Кто больше?”, “Поймай рифму”. Сочинение чистоговорок.  Разгадай ребус и составь стишок. Игра “Буриме”. Опиши предмет с помощью прилагательных.  Допиши строки по началу (“Как прекрасен зимний лес!”).  Упражнения, тренирующие память, внимание, воображение, чистоту речи, управление голосом, рождают детскую смелость, веру в свои силы.

          Потребность выдумывать, сочинять – особенность моих воспитанников. Детей привлекает тема “Мы исследуем, изобретаем, конструируем”. На уроках литературного чтения ввели в практику проведение минуток поэзии. Много работают с дополнительной литературой: подбирают материал об авторе, готовят сообщения, творчески оформляют работы, составляют кроссворды, вопросы по теме, рисуют, пишут отзывы. Интересные рассуждения детей при анализе произведений, их эмоциональность, самостоятельность в высказываниях говорят о том, что они действительно сопереживают героям. В речи используют выражения “я удивлен”, “я поражен”, “я тронут”, “я хотел бы помочь”, “я надеюсь”. Свое творчество дети активно используют на уроках. В процессе игры учатся самостоятельно принимать решения, проявлять оригинальные мысли, этому способствует применение креативных технологий (метод фокальных объектов, метод “Мозговой штурм”). Ребенку предоставляется возможность почувствовать себя создателем, творцом, выполняя творческие задания.    Творческие задания.

    1. Словесное описание литературных и сказочных героев.
    2. Конкурс детских рисунков “Мой любимый герой”. Придумывание продолжения сюжета.
    3. Письмо литературному герою. Письма любимым предметам.
    4. Написание рассказа по первой строчке стихотворения.
    5. Продолжить стихотворение по строчке стихотворения.
    6. Сочинение по пословице, включение пословиц в сочинение.
    7. Составление аннотации к произведению. Отзыв о произведении.
    8. Игра в слова. Составь предложения с любыми тремя словами, например, коньки, озеро, лиса.
    9. Фантограммы: “Что было бы, если бы дорога поднялась в небо?”, “Что было бы, если бы в классе появился говорящий крокодил?”.
    10. Составление фантограмм.
    11. Составление текстов – монологов “О счастье”, “Нужен ли человеку друг?”, “Хорошо ли быть мастером на все руки?”.
    12. Написание мини – сочинений “Что я вижу из окна”, “О чем мечтает капелька росы?”.
    13. Игра “Архимед”. Детям предлагается найти как можно больше решений вставшей перед ними проблемы. Проблема может быть такой: как помочь герою преодолеть трудности? Придумывание проблем.
    14. Игра “Придумай название”. Дети слушают рассказ, сказку и придумывают название. Для названий можно использовать пословицы, поговорки, крылатые выражения.

           Стараюсь учить детей видеть необычное в обычном. Подбираю интересные и понятные для детей темы для творчества. Известно, что дети любят сказки. Многие из моих учеников не только их читают, но и сами сочиняют “Приключение снежинки”, “ Путешествие листочка”, “Путешествие Огонька”. В своих сказочных сочинениях учащиеся ориентируются на народную сказку, следуя ее традициям.

           Одно из важнейших средств творческого мышления, речи учащихся, усвоения материала, закрепление и проверки знаний, создание основы для развития интереса – самостоятельная работа на уроках русского языка. Использование различных видов творческих работ: творческое списывание, творческие диктанты, сочинения, изложения развивают творческие способности детей, воспитывает волю, внимание, настойчивость в достижении поставленной цели, прививает вкус к поиску, к самостоятельным открытиям. Самостоятельную работу планирую по уровням: 1 уровень – базисные знания, 2 уровень – задания с повышенной трудности, 3 уровень – творческий. Целесообразность поуровнего обучения обусловлена стремлением создать более благоприятные условия для творческого развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и интересов.

             Для тренировки творческих способностей была подобрана система игр, т.к. на начальном этапе обучения именно игра, игра развивающая является наиболее эффективным методом.

    Приёмы

    Развивающие игры

    Выделение противоположных свойств

    Постановка вопросов

    Переформулирование

    Генерирование идей

    «Включение» объекта в новые связи

    Выбор самого оригинального образа

    «И хорошо, и плохо»

    «Противоположности»

    «Почемучка»

    «Что в кулаке»

    «Без слов»

    «Изобретатель»

    «Золотые руки»

    «Настроение в цвете»

    «Пантомима для сообразительных»

    «Представь себе…»

    «Составь предложение»

    «Волшебные круги»

    «Прямоугольное королевство»

    «Дорисуй фигурку»

    «Незавершенный рисунок»

    «А что дальше?»

    «Придумай историю»

    «На что похожа фигурка?»

    «Кляксы»

    «Путешествие по облакам»

    «Самое смешное»

                 Для того чтобы данные игры проводились в системе и не нарушали стройность процесса обучения, я, проанализировав возможность использования на разных предметах, выстроила следующую последовательность их применения.

    Использование игр для овладения приемами творческого мышления в учебном процессе.

    Далее оставалось лишь соотнести игры с тематическим содержанием урока.

    1. на уроках русского языка при изучении слов – предметов, слов -  действий, слов – признаков применялась игра «И хорошо, и плохо»( прием выделения противоположных свойств), а для работы по теме «Текст» или «Прямая речь» - игра «Представь себе..».(прием генерирования идей);
    2. на уроке чтения на этапе работы с текстом в качестве творческого задания использовался фрагмент игр «А что дальше» , «Придумай историю» (прием «включения» объекта в новые связи);
    3. во время внеклассных мероприятий, в качестве заданий для конкурсов применялась игра «Пантомима для сообразительных» (прием генерирование идей)
    4. на уроках ознакомления с окружающим миром на этапе актуализации знаний пользовалась успехом игра «Что в кулачке?» (прием постановки вопросов) и т.д.

    Русский язык

    Чтение

    Окружающий мир

    ИЗО и труд

    «И хорошо, и плохо»

    «Представь себе…»

    «Представь себе…»

    «А что дальше»

    «Придумай историю»

    «Самое смешное»

    «Почемучка»

    «Что в кулаке»

    «Настроение в цвете»

    «Волшебные круги»

    «Дорисуй фигурку»

    «Незавершенный рисунок»

    Математика

    музыка

    Риторика

    Внеклассные мероприятия

    «Волшебные круги»

    «Прямоугольное королевство»

    «Дорисуй фигурку»

     

    «Золотые руки»

     

    «Без слов»

     «Пантомима для сообразительных»

    «Дорисуй фигурку»

    «Незавершенный рисунок»

    1.  Опыт показывает, что наиболее продуктивно использование игр на овладение приемами творческого мышления проходит в первый год обучения. Хочется отметить, что эмоциональнее проходили игры на уроках ИЗО, чтения и во внеклассных мероприятии


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие креативных способностей младших школьников на уроках литераткрного чтения

    Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мыш...

    РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    Публикация в сборнике научных статей. Обобщение моего опыта работы по данной теме...

    Развитие креативности младших школьников во внеурочное время с применением здоровьесберегающей технологии.

    Учитель, желая развивать тягу к творчеству, должен сам быть изобретателем не только на уроках, но и во внеурочное время....

    ДИЗАЙН-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    С самого рождения ребенок постигает окружающую действительность, воспринимая различные визуальные формы и образы. Важно развивать умение обработки визуальных потоков. В этом важное место отводит...

    Развитие креативности младших школьников.

    Исследование на тему "Развитие креативности школьников". Из опыта работы....

    Развитие креативности младших школьников

    В национальном образовательном проекте «Наша новая школа» определена главная задача современного образования - развитие способностей ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном...