Статья "Проектно- исследовательская деятельность младших школьников
методическая разработка по теме

Горнышева Светлана Юрьевна

В статье раскрывается сущность метода проектов.Автор показывает как на практике ведется работа с детьми с повышенной мотивацией и развитие их творческих способностей на уроках и во внеурочное время через  проектно- исследовательскую деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gornysheva__murmansk_gimnaziya8_1.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников.

Горнышева Светлана Юрьевна, учитель начальных классов, г.Мурманск, гимназия № 8.

Наша гимназия много лет работает по программам развивающего обучения: сначала это была система Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова ,потом «Школа 2100», теперь развивающая система Л.В.Занкова. Анализируя свою деятельность и отмечая положительные результаты в ходе реализации программ развивающего обучения, мы столкнулись с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования: низкий уровень самостоятельности,неумение следовать прочитанной инструкции,разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью обучающихся и практическими упражнениями, отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.

Например ,на уроках русского языка дети стараются писать грамотно, обдумывая, какой буквой обозначить звук в той или иной слабой позиции, а в другой ситуации ( не на уроках русского языка) пишут безграмотно, не используя имеющиеся у них знания языка. Обдумывая эти и другие проблемы, мы решили, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности обучающихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т.е. могли бы применять все имеющиеся у них знания на практике.С этой целью нами был выбран метод проектов. Метод проектов никак не противоречит нашим способам обучения, он помогает активизировать обучающихся, у большинства из них появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их. Такая мотивация становится очень сильной. У ребенка исчезает страх перед недостатком знаний- он учится учиться.

Работа с детьми с повышенной мотивацией и развитие их творческих способностей на уроках и во внеурочное время тесно связана с проектно- исследовательской деятельностью обучающихся.

В настоящее время проектно- исследовательская работа внесла свои изменения в устоявшуюся классно- урочную технологию. Эти изменения диктуются самой жизнью, развитием новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, формированием у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать применяемые решения и четко планировать действия.

Цели проектной деятельности:  

Суть проектно- исследовательской деятельности состоит в том, что обучающийся в процессе работы над проектом постигает реальные процессы. Проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению в глубь явлений, конструированию новых процессов , объектов и т.д.

Менее исследована и разработана организация проектной урочной деятельности обучающихся и вообще, возможна ли проектно-исследовательская деятельность всего класса на уроке? Представляется, что не только возможна,  но и необходима и продуктивна. Прежде чем ребенок почувствует в себе силы для самостоятельного исследования, он должен почувствовать вкус к работе такого рода, понять что она помогает ему самостоятельно найти ответы на вопросы, выходы из трудных учебных ситуаций. Где как не на уроке он получит такую возможность?

Далее перед нами встает вопрос с какого времени ребенка можно включать в проектно-  исследовательскую деятельность? Существует достаточно распространенное мнение о том, что развивающий эффект проектной деятельности напрямую зависит от возраста обучающихся. Из этого делается вывод, что в начальной школе метод проектов вообще неприменим.

Думается это неверно!

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Ребенок рождается исследователем. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Даже дошкольник может осуществить самостоятельную проектную деятельность- в форме некоторых игр ( ролевой, режиссерской и т.д.).

Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и формы которой были бы адекватны возрасту.

По месту, времени и количеству участников проектно- исследовательская деятельность может быть организованна по разному:индивидуальное и микрогрупповое исследование проблем,  коллективная исследовательская деятельность.

В группе обучающиеся дополняют и усиливают друг друга: группа делает лучше, чем один. Следовательно, одна из задач проектно- исследовательской деятельности- сплотить и объединить группу таким образом, чтобы каждая личность в ней могла работать в тесном контакте с другими на интеллектуальном и духовном уровнях. Проектная деятельность может быть использована при изучении любого учебного предмета, выходить за рамки урока, быть основной формой внеклассной работы.

Проекты могут быть длительными и кратковременными, классными и внеурочными (либо сочетать обе организации): начинаться на уроках и иметь продолжение во внеурочное время.

Перейдем от теории к практике.

 Работа по формированию интеллектуальных и творческих способностей школьников может дать ощутимый результат, если она носит системный и систематический характер.

Целенаправленная работа по формированию интеллектуальных умений и навыков имеет достаточный резерв. Внеурочная работа обучающихся благоприятная почва для решения этих задач. Поэтому в учебном плане гимназии в качестве дополнительного образовательного компонента есть индивидуальные и групповые занятия.

Большую роль в этом направлении играет ДНО «Мысль». Детское научное общество является добровольным, научно-творческим объединением гимназистов с 1 по 4 классы, которые стремятся совершенствовать свои знания в определенной научной области, развивать свои интеллектуальные способности. ДНО – это своеобразная деловая игра для младших школьников, которая помогает решать, в дополнение к урокам, многие задачи развивающего образования. Подразделением ДНО «Мысль» является Школа творческого мышления. В ней существуют отделения: литературоведческое ,математическое, обществоведческое,экологическое.

Руководит конкретным проектом в гимназии учитель. Он должен постоянно пополнять свои знания по тематике проектов, обеспечивать обучающимся доступ к информации, не подавлять их инициативу, уважать их достоинство, проявлять доброжелательность и мягкость при высказывании критических замечаний.

Формы работы ДНО самые разнообразные. Это мини-конференции в начальной школе, научно-практические конференции гимназии, интеллектуальные конкурсы различного уровня, олимпиады, праздник «Умники и умницы», выставка достижений для родителей, игра «Что, Где, Когда?».

По доминирующей деятельности обучающихся проекты подразделяются на пять групп:

1.Исследовательский проект.

Он по структуре напоминает настоящее исследование. Такой проект  включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение целей, задач, методов исследования. В качестве примера приведем урок литературы в 4 классе, посвященный работе с вариантами волшебной сказки. Уже состоялось знакомство с пословицами, русскими народными песнями, протяжными песнями. Настало время сказки.

Обучающаяся 4 класса представила на конференцию исследовательский проект на тему «Структура волшебной сказки в авторских сказках А.С. Пушкина».  В ней она провела анализ соблюдения структуры волшебной сказки в сказках Пушкина. Конечно, руководящая роль учителя значительна, но ведь это руководство активным познавательным исследовательским процессом, результатом которого (продуктом исследования) будут выводы (знания), которые получены не из литературоведческих статей учебника, а сделанные самостоятельно  и основанные на собственном анализе.

Всемирный фонд дикой природы   WWF – одна из крупнейших в мире независимых природоохранных организаций, где дети учатся исследовать природу. Обучающиеся нашей гимназии решили присоединиться к этой работе и создать свой клуб друзей  WWF «Край Морошковый». Проекты по экологическому образованию детей являются важным компонентом работы клуба. Одной из задач работы является проведение в районе гимназии экологических исследований. Обучающиеся 3- 4 классов организуют практическую помощь ручью Варничному, исследуют его прошлое, настоящее и будущее, изучают историю, гидрографию ручья, проводят анализ воды, исследуют, почему засыпали ручей до Кольского залива, узнают, водилась ли рыба в нем и есть ли будущее у ручья?

 В качестве примера приведу фрагменты проектной работы обучающегося 3 класса «Почему Баренцево море богато рыбой?» (слайд)

2. Информационный проект.

Он наполнен сбором информации о каком-то объекте с целью его анализа, обобщения и представления для аудитории.

Ребята третьих классов собирают информацию о выпускнике нашей гимназии Михаиле Седых, который воевал и погиб в Чечне. Ведут переписку с его матерью и однополчанами, шефствуют над мемориалом памяти М.Седых, установленным в гимназии.

3. Практико - ориентированный проект

Результат такого проекта заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы. К примеру, Детское объединение «Небесные лучики» работают над проектом «Аллея озеленения». Финальным продуктом проекта является создание зеленой аллеи на территории гимназии и систематическая работа по уходу за растениями аллеи. Обучающиеся предлагают свои проекты по созданию школьной формы, оформлению интерьера столовой, школьного коридора.

Предлагаю вашему вниманию фрагмент проекта, выполненного обучающимся 4 класса «Создание пасхального яйца при помощи компьютерной графики» (слайд)

4. Творческий проект.

 Он предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это создание рукописных книг. Сборников стихов и былин, Красной книги, Книги «Жалоб природы», произведения изобразительного и прикладного искусства, которые затем будут использованы в оформлении школьного интерьера.

5. Ролевой проект

Проекты, когда участники берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев.

В начальной школе нашей гимназии ведется систематическая и целенаправленная работа по авторской программе «Гражданско – патриотическое воспитание младших школьников». Для достижения результатов, одной из ее задач является создание  условий для формирования гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, реализация интеллектуального и творческого потенциала. В начальной школе создан и успешно работает клуб «Юный патриот» и театральная студия «Солнышко». Именно здесь ребята во внеурочное время создают ролевые проекты, такие как «Экологический суд», литературно-музыкальная композиция «Дети войны», сказка «Путешествие Панды по Кандалакшскому  заповеднику», игра-путешествие по городу Мурманску и т.д.

Результатом проектной деятельности являются победы и призовые места на олимпиадах, конференциях и различных конкурсах.(слайд)

Администрация гимназии придает большое значение стимулированию проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Они получают моральное и материальное поощрение за успехи в выполнении работ: награждаются грамотами, памятными подарками, получают именные премии.

Мы ставим перед собой перспективные задачи. (слайд)

Младший школьный возраст- это  не только этап развития познавательных потребностей ребенка, необходимых для усвоения основ наук, это один из важных этапов развития творческих способностей человека, необходимых для будущей деятельности. Проектно- исследовательский  метод  дает возможность проявить обучающимся индивидуальность и фантазию, раскрыть талант и скрытые качества, данные природой, выразить свое видение мира.

Таким образом, использование проектно-исследовательского метода не только возможно, но  и эффективно в начальной школе.

Дорога к истине берет начало

Из детства светлого,

Где ум пытлив и гибок.

И пусть нам уготовано немало

Препятствий и, конечно же, ошибок,

Но увлеченно детские головки

Склоняются над пестрыми томами.

Пусть первые шаги еще неловки,

Но учатся они их делать сами.

Список литературы:

  1. Кудрявцев Т.В. Психология мышления. М; 1975
  2. Матяш Н.В.; Симоненко В.Д. Проектная деятельность школьников. М; 2004
  3. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте.// Выготский Л.С. Педагогическая психология. М; 1991
  4. Вестник «Королевская гимназическая академия наук», 2001
  5. Начальная школа №2 2006

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие познавательной и исследовательской деятельности младших школьников в кружковой деятельности. »

Различные формы организации кружковых занятий способствуют развитию познавательской и исследовательской деятельности учащихся....

Концепция на тему:"Исследовательская деятельность младших школьников как форма организации познавательной деятельности"

Интересный материал для учителей начальных классов, которые работают с одарёнными детьми....

Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание  необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности "Юный эколог"

Из опыта работы по экологическому образованию учащихся на примере проекта "Цветок"...

Задания, позволяющие организовать исследовательскую деятельность младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Данные задания и упражнения помогут учителям в организации занятий факультативного курса "Я- исследователь" (авт. А.И.Савенков). Так же их можно использовать на уроках в начальной школе для развития и...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В статье описан опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности на занятиях в кружках и во внеклассной работе...