Активизация познавательной деятельности учащихся младших классов.
методическая разработка по теме

В статье представлен опыт работы учителя . Описываются различные технологии, методы и приемы по активизации мыслительной деятельности младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty3.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

    Активизация познавательной деятельности учащихся младших классов (из опыта работы).

                                             

                                                        Ученье с радостью.

     Каждый раз через четыре года для меня наступает волнительный момент в моей жизни: я беру первоклашек. На мне лежит большая ответственность: полюбят они школу или нет. Как спланировать учебный процесс, чтобы ученикам было интересно учиться? чтобы они с желанием шли в школу?

     Мой непосредственный опыт и опыт моих коллег показывает, что это должна быть ШКОЛА РАДОСТИ!

     Радость или, точнее, её ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность ребенка, школьника. Впрочем, и для взрослого человека ожидание радости – источник его движения вперед. Нет ожидания – нет и творческой личности.

    Радость в любом виде труда школьника – от сознания достигнутого. Особенно в учебе, которая была и остается главным видом его деятельности.

   Каковы же слагаемые радости познания в моей педагогической практике?

   Радость сама по себе не возникает. Её горючее – успех. Обязательный и непременный успех, который окрыляет человека. А ребенка тем более. Считаю, что главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха, будь он отличник или троечник. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка, резко изменить его ритм и стиль его деятельности, взаимоотношений с окружающими. ( В 3 классе при изучении таблицы умножения периодически провожу конкурс «Лучший счетчик». Даша П. всегда мало набирала баллов, а тут выбилась в «золотую» середину, решив за минуту 18 примеров. Радости не было предела. А меня «замучила»  вопросом «Когда будет следующий конкурс?»). Ситуация успеха немыслима без индивидуального и дифференцированного подхода. Каждому ученику даю посильное задание.                 На  уроке стараюсь создать положительный эмоциональный настрой, доброжелательную

атмосферу доверия и сотрудничества. Начиная урок, прошу ребят посмотреть друг на друга, улыбнуться и сказать добрые слова.

    Чтобы процесс познания  был интересным и увлекательным, широко применяю разнообразные традиционные методы и приемы обучения.

    Ведущий вид деятельности младших школьников – игра. Она помогает сделать обучение доступным, занимательным, развивает интерес к предмету. Так, при закреплении знания таблицы сложения в пределах 10 часто использую игры «Кто быстрее украсит елочку?» или «Кто быстрее поднимется по лестнице?» Игры простые, но позволяют повторить таблицу, внести элемент соревнования, что способствует активизации деятельности учащихся.

   Популярностью у детей пользуется театрализация. На уроках литературы мои ученики любят инсценировать басни, отрывки из сказок. На уроках русского языка при заучивании правил выступают в роли «учителя», «попугая», «диктора телевидения»…  Театрализация положительно влияет на развитие коммуникативных способностей учащихся, способствуют формированию эмоциональной сферы учащихся.

    Познавательные походы и экскурсии тоже всем известны. Но важно, чтобы дети  не только посмотрели, но попытались сами сформулировать проблемы, построить гипотезы и поискать на них ответы. Почему сосна по-разному растет в лесу и на поляне? Почему снег раньше тает в поле,  чем в лесу? И так далее.

     В своей практике часто использую опыт известных ученых и педагогов. Так, мне и моим коллегам пришлась по душе технология пересказа коротких текстов (основной разработчик Е.Ю.Коростелева г. Тольятти). Эта технология помогает слабому ребенку научиться пересказывать тексты. В основу разработки самарского варианта технологии обучения пересказу положена следующая закономерность: ключевые слова, предварительное прослушивание образцового пересказа и повышение частоты упражнений. Результативность технологии: за два месяца систематического её применения удалось повысить количество детей, хорошо пересказывающих короткие тексты, с 25% до 60%.

      Несколько лет назад я присутствовала на семинаре учителей начальных классов, который проводил ученый – экспериментатор В. Зайцев. Он познакомил нас со своей авторской технологией, направленной на выработку таких общеучебных умений как скорость чтения, скорость письма, скорость счета.

     На уроках литературы в начале урока провожу зрительные диктанты. Цель данного вида работ – развитие точности зрительного восприятия и осознанности запоминания правильного написания.  Текст на доске пишется на доске заранее. Берутся 3-4 предложения, каждое предложение начинается с новой строки. Запись закрывается. По ходу работы каждое предложение открывается. Дается установка на зрительное запоминание первого предложения (4сек.) Учащиеся закрывают глаза и представляют предложение зрительно. Предложение записывается по памяти  в тетрадь. Далее идет проверка под  руководством учителя.  Зрительные диктанты провожу ежедневно. Этот прием помогает овладеть техникой чтения и улучшает орфографическую зоркость. Ежеурочно используются мною игровые словарики по русскому языку, карточки – сорбонки с примерами.  Этой технологии я придаю элемент соревновательности. Проходят конкурсы «Лучший чтец», «Самый быстрый счетчик». В начале, в середине и в конце учебного года руководитель МО начальных классов проводит замер скорости чтения, письма и счета. Конечные результаты  намного выше  входных. Если из всех второклассников в начале года 50% справлялись с нормой чтения, то к концу – 90%учащихся. Причем  из них 30% читают выше нормы.

     Не стоит ждать, пока дети сами пожелают учиться, каждый учитель в силах повлиять на процесс мотивации на уроке посредством имеющихся и его арсенале педагогических инструментов. Таким инструментом с полной уверенностью считаю технологию РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). Будучи экспериментальной площадкой наша школа апробировала эту технологию, а также технологии «Дебаты», «Портфолио», Метод  проектов.

«Новые пути» добывания информации и работа с ней, деятельный характер обучения нравятся моим ученикам.

      В основе технологии РКМЧП следующая идея критического мышления: думать критически означает проявлять любознательность, ставить перед собой вопросы и осуществлять поиск ответов на них. Этим мы и занимаемся на уроках, базовая модель которых состоит из трех стадий (ВОР): Вызов – Осмысление – Размышление (рефлексия). На стадии Вызова в результате использования приемов ( прогноз, логическая цепочка, тонкие и толстые вопросы, попс-формула) у ребят пробуждается интерес к теме, они обращаются к накопленным знаниям и делают предположения. Далее активно работаем с новой информацией (маркировка, данетка, кластер). На стадии Размышления осмысление и обобщение происходит через индивидуальную работу (синквейн, письмо). Приемов на каждой стадии больше, но я называю лишь те, которые более приемлемы для младших школьников.

     Любимой стратегией детей стала стратегия «Чтение с остановками». Наблюдая за работой своих учащихся, я пришла к выводу: все, что таким образом изучено, увлеченно воспринимается, лучше запоминается, создает на уроке ситуацию успеха, окрыляя, в первую очередь, неуспешных учеников. Но, к сожалению, произведений в наших учебниках, которые можно изучить с использованием данной стратегии почти нет, поэтому приходится искать самой. Работая с текстом Л. Воронковой «Что сказала бы мама?» на стадии Вызова предлагаю вниманию ребят название и имя автора и задаю вопрос: о чем может пойти речь в данном произведении? Дети дают предположения. Затем читаю небольшой отрывок и останавливаюсь на самом интересном месте. Учащиеся заинтригованы, провокация удается. На стадии Размышления предлагаю детям составить  синквейн о Ване. Вот такие у них получились синквейны:                    

                                           Ваня.

                  мужественный       добродушный

идет собирать          увидел Васятку         спасает товарища

      Мальчик пожертвовал своей жизнью ради друга.

                                Надежный товарищ.

                                                     Ваня.

                           храбрый                                мужественный

    спас Васятку                  довел до дома           не испугался

               Мне ничего, - сказал Ваня и пошел домой.

                                         Отважный мальчик.                                          

       В своей работе применяю еще одну инновационную технологию Метод проектов. Проектная деятельность позволяет создать развивающую образовательную среду, инициировать творческий процесс.  Моими учениками было выполнено много проектов, среди них исследовательский «Животные Самарской Луки», информационные «Спасем птиц!» (листовка), «Хитрые вопросы» (викторина),творческие «Осень, осень, милости просим.», «Коса-девичья краса» (сценарии праздника); прикладные «Домик для кошки» (спальный домик из коробок), «Сад в опасности» (скворечник), «Клетка для зайчика», «Зимние игры» (ледяная горка), «Поможем птицам» (деревянная кормушка с крышей), «Светло в доме» (самодельная свеча).

      Учителя нашей школы, в том числе и я, активно включились в разработку социальных проектов.  Считаю, что эти проекты  - одна из значимых форм работы с детьми, позволяющая не только развить интерес к познанию, но и воспитать активную гражданскую позицию ученика.

      В 2009 уч. году   под моим руководством учащиеся 10 класса  выполнили  проект «Эх, путь дорога…» и заняли 1 место на  Окружной Научной Конференции (секция проект «Гражданин») и 3 место в финале областного конкурса. В этом учебном году под моим руководством учащиеся 5 класса выполнили проект «Безопасная аллея», 3 класс «Клумба у памятника воинам». Надо было видеть глаза школьников, полные удовлетворения и радости.  Получив заслуженную оценку и благодарность от сельчан, ребята окрылились и захотели  решить еще какую-то социально-значимую проблему для села.

     Наряду с новыми педагогическими технологиями в мою практику прочно вошли информационно-коммуникативные технологии. Уроки с применением ИКТ стали нормой моей работы. Мною создана медиотека по всем темам уроков природоведения в 3 классе. Использование ИКТ позволяет активизировать познавательную деятельность. Конечно, хотелось бы, чтобы в каждом классе нашей школы был  компьютер, тогда возможности применения ИКТ еще более расширились бы.

     Но какие бы технологии не применялись, все-таки центральным звеном в педагогическом процессе я считаю личность учителя. Чтобы зажечь «огонек» желания учиться, он сам должен быть искренне увлеченным. И только тогда « искорка» вспыхнет в глазах детей, протянется ниточка доверия Ученик – Учитель.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики

Развивая математические способности, формируя интерес путем активных игр, играх путешествий, наглядных пособий, занимательных задач в рифмованной форме, загадывание загадок, используя шар...

Концепция педагогической деятельности. "Активизация познавательной деятельности младших школьников"

В концепции излагаются принципы работы, методы обучения, которые способствуют активизации познавательной деятельности младших школьников...

Проектная и исследовательская деятельность учащихся как один из элементов активизации познавательной деятельности младшего школьника

Актуальность данной темы состоит, в том, что перед школой стоит задача научить учиться. Главным фактором работы в современной школе является поворот к личности.  ФГОС нового поколения требует исп...

Статья "Проектная и исследовательская деятельность учащихся как один из элементов активизации познавательной деятельности младшего школьника"

Представляю Вашему вниманию статью по теме "Проектная и исследовательская деятельность учащихся как один из элементов активизации познавательной деятельности младшего школьника"...

Использование проектной деятельности на уроках, как средство активизации познавательной деятельности и повышение мотивации младших школьников ( из опыта работы)

Метод проектов – это одно из средств активизации познавательной деятельности школьников. Обучение школьников проектной деятельности является актуальным, так как метод проектов - одно из инноваци...

Доклад Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как способ активизации познавательной деятельности учащихся

Доклад Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как способ активизации познавательной деятельности учащихся...