Главные вкладки

    Статья по теме:
    Использование ИКТ в работе учителя начальных классов

    Дуплянкина Наталия Геннадьевна

    Где можно применять ИКТ. Памятка для учителей начальных классов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_e.doc695 КБ

    Предварительный просмотр:

    Экштейн  Анна  Викторовна

    учитель начальных классов

    высшее педагогическое образование

    высшая квалификационная категория

         

    Санкт-Петербург

    2009            


    Использование ИКТ в работе учителя начальных классов

    ВВЕДЕНИЕ

    Информационно-коммуникативная компетентность - это один из основных приоритетов в целях общего образования. Системное, эффективное воспитание информационно - коммуникативной компетенции для основной массы учащихся сегодня возможно только в среде ИКТ. Трудно назвать другую сферу человеческой деятельности, которая развивалась бы столь стремительно и порождала такое разнообразие подходов к изучению материала, как информатизация и компьютеризация общества. Информационные технологии раскрывают много инновационных ситуаций, которые можно ввести в современный урок. Использование информационных технологий в преподавании позволяет вывести учащихся на принципиально новый уровень, повысить интерес учащихся к учебе, сформировать положительную мотивацию учебной деятельности, осуществлять дифференцированный, индивидуальный подходы к обучению,  соединить движение, изображение, звук. Кроме этого информационные технологии оптимизируют процесс обучения в режиме сотрудничества учителя и учеников, способствуют повышению педагогической квалификации.

    Для учителя, на мой взгляд, очень важно идти в ногу со временем. Только таким образом можно найти контакт с современными детьми и, что очень важно,  с современными родителями. Что такое интерактивная доска знает каждый уважающий себя учитель. Этим сегодня никого не удивишь. Функционирует множество курсов по обучению работе с интерактивной доской, много говорится и по использованию ИКТ в целом, но…

    Но почти нигде не говорят о системе практического внедрения ИКТ в повседневную работу учителя! Итак, от теории к практике! Хочу представить на ваш суд свою систему практического внедрения ИКТ в деятельность педагога начальных классов. Для удобства восприятия системы, я поместила её в обобщающие таблицы.

            


    ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА

    Рассмотрим три возможных направления практического применения ИКТ в работе учителя начальных классов:

    1. Учитель  (взаимодействие учителя с коллегами, администрацией, а также включает работу по самообразованию и самоорганизации).
    2. Ученик (деятельность учащихся, взаимодействие учителя с учениками посредствам ИКТ).
    3. Родители (включает взаимодействие учителя с родителями, взаимодействие родителей и учащихся).

    Данная работа ориентирована на ИКТ – активного учителя, готового участвовать в изучении и апробации новых технологических приёмов. Теоретические знания и умения учителя, которые будут служить исходной точкой, расположим в порядке возрастания сложности их освоения (по материалам тестирования учителей школы №253). Список программ можно продолжить, но, на мой взгляд, схема содержит самые популярные на сегодняшний день программы, которые могут быть использованы  в образовательном процессе.

    Что должен уметь

    ИКТ – активный учитель?


    Первое направление

                                                 УЧИТЕЛЬ

    Первому направлению стоит уделить большое внимание, т.к. всякая деятельность учителя должна «иметь рациональное зерно» для самого учителя. Иначе она останется очередным ненужным «плюсиком», о котором (в лучшем случае) вспомнят при подведении итогов. Были у нас ИКТ? Были! Чтобы избежать такой формальности, учителю стоит просто попробовать применить на практике то, что он уже может воплотить в свою деятельность, а потом его будет не остановить…


    Второе направление

              УЧЕНИКИ


    Третье направление

                РОДИТЕЛИ УЧАЩИХСЯ

    Новые современные информационные технологии открывают широкий спектр возможностей для учителя и учащегося. В первую очередь уравнивают возможности в получении образования сельских и городских школьников, так как открывают широкий доступ учащихся и учителей к информации, к общению, к исследованию.

    В своей статье «Использование ИТ для становления математической культуры младших школьников» Ивашова Ольга Александровна (к.м.н. РГПУ им. А.И. Герцена, С.-Петербург) чётко определила возможности ИТ, говоря о том, что они позволяют оптимизировать и модернизировать процесс обучения, осуществлять диагностику и управление учебным процессом, а также возможности мультимедиа-технологий, организовать разнообразные формы деятельности обучаемых по самостоятельному извлечению и предоставлению обучаемым знаний, развивать навыки анализа информации, исследовательской деятельности, стимулировать мотивацию учащихся к обучению, повышать их социальную и профессиональную мобильность, расширять кругозор, способствовать формированию коммуникативных умений школьников.

    Успешность, как один из основных мотивов, обеспечивается тем, что применение ИКТ позволяет делать обучение интересным и разнообразным по форме, акцентировать внимание на важных моментах, пользоваться справочными материалами, заниматься исследовательской работой, обеспечить объективную оперативную обратную связь, индивидуализировать процесс обучения.

    Но прежде всего следует помнить, что ИКТ - всего лишь инструмент в умелых руках учителя. Эффективность учебного процесса во многом зависит от мастерства преподавателя и качества ПО. Таким образом, использование ИКТ открывает новые возможности для совершенствования учебного процесса, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся и учителей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Использование ИКТ в работе учителя начальных классов"

    Выступление на городском методическом семинаре "Работа учителя по адаптации первоклассников с использованием ИКТ."...

    Использование ИКТ в работе учителя начальных классов

    Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеро...

    Статья на тему: "Использование ИКТ в работе учителя начальных классов"

    Статья на тему: "Использование ИКТ в работе учителя начальных классов"...

    Сообщение на МО учителей начальных классов "Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учителя начальных классов"

    Использование компьютерных технологий – это необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеск...

    Использование ИКТ в работе учителя начальных классов

    Материал содержит информацию о ИКТ, которые могут применятся в работе учителя начальных классов.1. Мобильный класс. 2. Тестовая система. 3. Электронный микроскоп и электронная лаборатория....